Для получения доступа к этой функции Вам необходимо авторизоваться!
Хотите зарегистрироваться? Либо войти под своим логином?

Авторизоваться Зарегистрироваться

Акт на состоянии 27.01.2006 00
Перейти на действующаю версию
В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразного подхода к применению Закона Республики Узбекистан «О банкротстве» (далее — Закон «О банкротстве», Закон) Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан на основании статьи 47 Закона Республики Узбекистан «О судах» постановляет:
1. Закон «О банкротстве» применяется в отношении всех юридических лиц (за исключением бюджетных организаций) и индивидуальных предпринимателей.
5. В соответствии со статьей 9 Закона непредъявление руководителем должника, членами ликвидационной комиссии или ликвидатором заявления должника в хозяйственный суд влечет субсидиарную ответственность руководителя должника, членов ликвидационной комиссии или ликвидатора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам должника перед кредиторами, возникшим после истечения срока, предусмотренного частью третьей статьи 8 Закона. Субсидиарная ответственность отмеченных лиц рассматривается судом общей юрисдикции.
6. В соответствии со статьей 10 Закона с момента принятия к производству хозяйственным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику с целью удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке.
8. Во время подготовки дела о банкротстве к рассмотрению в судебном заседании, судья должен одновременно решить вопрос о введении процедуры наблюдения (статьи 48 и 62 Закона). О введении процедуры наблюдения указывается в определении хозяйственного суда о принятии заявления к производству и возбуждении дела о банкротстве.
9. В соответствии со статьей 48 Закона при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству в порядке, предусмотренном ХПК и с учетом особенностей, установленных Законом, судья осуществляет следующие действия:
11. В соответствии с частью первой статьи 18 Закона судебными управляющими могут быть назначены лица, имеющие высшее образование, со стажем работы не менее двух лет, а также прошедшие аттестацию в государственном органе по делам о банкротстве и имеющие аттестат установленного образца.
16. При осуществлении процедуры банкротства предъявляемые судебным управляющим исковые заявления и заявления в соответствии с частью первой статьи 19 Закона и части четвертой статьи 91 ХПК принимаются без предварительной оплаты государственной пошлины и почтовых расходов.
17. В соответствии с абзацами шестым и седьмым части первой статьи 25 Закона государственный орган по делам о банкротстве осуществляет контроль за ходом процедур банкротства предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства, и деятельностью судебных управляющих, обращается с заявлением в хозяйственный суд об освобождении судебного управляющего от исполнения обязанностей при выявлении в его деятельности систематического или однократного грубого нарушения законодательства.
В соответствии с абзацами третьим, четвертым, пятым и шестым статьи 26 Закона территориальные управления государственного органа по делам о банкротстве обращаются в хозяйственный суд по указанию государственного органа по делам о банкротстве с заявлением о возбуждении дела о банкротстве предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства и (или) задолженность перед Республикой Узбекистан по денежным обязательствам, а также осуществляют контроль за ходом процедур банкротства предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства, ведут мониторинг процессов банкротства предприятий, осуществляют контроль за деятельностью судебных управляющих, обращаются с ходатайством в государственный орган по делам о банкротстве о необходимости освобождения в установленном порядке судебного управляющего от исполнения обязанностей.
При приостановлении производства по делу о банкротстве, хозяйственный суд не вправе принимать судебные акты, указанные в статье 50 Закона. При этом введенная хозяйственным судом процедура банкротства продолжает осуществляться. В этот период за судебным управляющим сохраняется право на получение вознаграждения за выполнение своих обязанностей.
В частности, согласно статье 59 Закона определения хозяйственного суда, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений, жалоб (ходатайств) и разногласий в деле о банкротстве, могут быть обжалованы (опротестованы) в порядке и сроки, установленные Законом. Жалобы (протесты) на указанные определения хозяйственного суда подаются в течение десяти дней с момента их вынесения. По результатам рассмотрения жалоб (протестов) апелляционная инстанция суда выносит определение, которое в кассационном и надзорном порядках не пересматривается (статья 60 Закона).
22. В соответствии со статьей 50 Закона решения и определения хозяйственного суда по делу о банкротстве подлежат немедленному исполнению. Однако данное обстоятельство не означает, что судебные акты вступают в законную силу с момента их принятия. Они могут быть обжалованы (опротестованы) в порядке, предусмотренном ХПК.
23. В соответствии со статьей 54 Закона решение хозяйственного суда об отказе в признании должника банкротом принимается в случае: неустановления признаков банкротства, то есть если требования к должнику в совокупности составляют менее размеров, установленных Законом; удовлетворения заявленных требований кредиторов до принятия хозяйственным судом решения по делу о банкротстве; установления лжебанкротства.
24. В соответствии со статьей 56 Закона определением хозяйственного суда производство по делу о банкротстве прекращается в случаях восстановления платежеспособности должника в ходе судебной санации или внешнего управления, заключения мирового соглашения и утверждения его хозяйственным судом, отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований, удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры банкротства.
27. Согласно статье 59 Закона разногласия между судебным управляющим и представителем работников должника о размере и составе требований по оплате труда и выплате выходного пособия лицам, работающим по трудовому договору (за исключением случаев прекращения трудового договора), рассматриваются хозяйственным судом.
28. В соответствии с частью первой статьи 91 Закона внешнее управление вводится хозяйственным судом на основании ходатайства собрания кредиторов, заявления государственного органа по делам о банкротстве по предприятиям, в уставном фонде которых имеется доля государства, если установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника.
Срок, установленный для расчета с кредиторами в соответствии частью второй статьи 119 Закона, не входит в срок внешнего управления.
Сокращение или продление срока, установленного для внешнего управления, допускается в пределах сроков, предусмотренных частью третьей статьи 91 Закона, по ходатайству собрания кредиторов, решению государственного органа по делам о банкротстве или заявлению внешнего управляющего. Вопрос о сокращении или продлении срока внешнего управления рассматривается хозяйственным судом с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.
29. Согласно статье 93 Закона мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и (или) обязательные платежи, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления.
30. Согласно статье 124 Закона срок ликвидационного производства не может превышать один год. Исходя из этого, в решении хозяйственного суда о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства, следует устанавливать конкретный срок представления ликвидационным управляющим отчета о результатах проведения ликвидационного производства.
При обращении в хозяйственный суд с заявлением о признании должника банкротом, в соответствии с частью второй статьи 185 Закона, к заявлению должно быть приложено решение о ликвидации должника.
36. В соответствии со статьей 185 Закона, если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации в связи с неосуществлением им финансово-хозяйственной деятельности и (или) несформированием своего уставного фонда в установленные законодательством сроки, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом. При обнаружении этих обстоятельств ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в хозяйственный суд с заявлением о признании ликвидируемого юридического лица банкротом или в орган государственной налоговой службы для принятия соответствующих мер, предусмотренных законодательством.
Согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июля 1999 года № 327 «О порядке ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки», в случае недостаточности средств и имущества ликвидируемых предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки, числящаяся за ними непогашенная задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды списывается по решению Правительственной комиссии по совершенствованию механизма расчетов и укреплению дисциплины платежей в бюджет по представлению Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.
В связи с этим, в случае подачи заявления органом государственной налоговой службы или ликвидационной комиссией о признании банкротом предприятия, ликвидированного решением хозяйственного суда в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июля 1999 года № 327, и в ходе ликвидационного производства которого выявлена задолженность только перед бюджетом и внебюджетными фондами, это заявление подлежит отказу в принятии в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 117 ХПК.
В случае недостаточности имущества должника — индивидуального предпринимателя для удовлетворения требований всех кредиторов судебный исполнитель возвращает исполнительный лист об обращении взыскания на имущество должника в соответствии с правилами, установленными статьями 37 и 39 Закона Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов». После рассмотрения документов о возвращении исполнительного листа, хозяйственный суд выносит определение о завершении ликвидационного производства.
Если же в соответствии с частью второй статьи 181 Закона хозяйственным судом был назначен ликвидационный управляющий, то завершение ликвидационного производства производится по правилам, установленным статьями 142 и 144 Закона.
38. В соответствии с пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 апреля 2003 года № 188 «О мерах повышения эффективности проводимой реструктуризации и финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий», при объявлении предприятия-должника банкротом и открытии ликвидационного производства, в случае, если кредитором должника является коммерческий банк, имеющий требования по кредиторской задолженности семьдесят и более процентов от общей суммы кредиторской задолженности должника, включенной в реестр требований кредиторов, данный кредитор вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о передаче предприятия (имущества) должника в его собственность, за исключением имущества, являющегося предметом залога.
При этом, если требования банка по кредиторской задолженности больше или равны оценочной стоимости предприятия, определенной в соответствии со статьей 131 Закона, передача предприятия в собственность банка производится при условии перечисления банком на единый счет должника средств на покрытие внеочередных расходов в порядке, указанном в части первой статьи 134 Закона, и погашения задолженности по заработной плате работников предприятия.
В случае, когда сумма требований по кредиторской задолженности банка, а также по погашению задолженности по заработной плате работников предприятия и внеочередных расходов, определенных в части первой статьи 134 Закона, меньше оценочной стоимости предприятия, передача предприятия в собственность банка производится при условии перечисления банком на единый счет должника указанной разницы и средств для покрытия внеочередных расходов и погашения задолженности по заработной плате работников предприятия, которые направляются ликвидационным управляющим, в первую очередь на внеочередные платежи и погашение задолженности по заработной плате работников предприятия и во вторую — в порядке, указанном в статье 134 Закона.
40. В соответствии со статьей 125 Закона с момента принятия хозяйственным судом решения о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства исполнение исполнительных документов прекращается, исполнительные документы подлежат передаче судебными исполнителями ликвидационному управляющему в порядке, установленном законодательством. Исполнительные документы о взыскании судебных расходов хозяйственным судом направляются ликвидационному управляющему.
41. Отчет о результатах проведения процедуры ликвидационного производства, представленного ликвидационным управляющим, в соответствии со статьей 144 Закона хозяйственным судом рассматривается, в случае необходимости, в судебном заседании с соблюдением требований части первой статьи 128 ХПК. Если отчет ликвидационного управляющего будет признан обоснованным, хозяйственный суд выносит определение о завершении ликвидационного производства, а если отчет будет признан необоснованным, то он возвращается.

При обнаружение ошибки в акте, выделите и нажмите Ctrl+Enter.

© Центр правовой информации «Адолат» Министерства юстиции Республики Узбекистан