См. предыдущую редакцию.
(наименование постановления в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 6 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых постановлений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан».
Комментарий LexUz
(с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 30.10.2008 г. № 189)
В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразного подхода к применению Закона Республики Узбекистан «О банкротстве» (далее — Закон «О банкротстве», Закон) Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан на основании статьи 47 Закона Республики Узбекистан «О судах» постановляет:
См. предыдущую редакцию.
1. Закон «О банкротстве» применяется в отношении всех юридических лиц (за исключением бюджетных организаций) и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, если денежные обязательства и обязанности по обязательным платежам вытекают из его предыдущей предпринимательской деятельности.
(пункт 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
2. Заявления и ходатайства Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, а также его территориальных органов (далее — государственный орган по делам о банкротстве), представленные по делам о банкротстве, должны быть рассмотрены в предусмотренные Законом самые короткие сроки.
См. последующую редакцию.
Заявления государственного органа по делам о банкротстве, а также органа государственной налоговой службы и прокурора о признании должника банкротом принимаются экономическими судами в производство без оплаты государственной пошлины. При удовлетворении заявления экономическим судом государственная пошлина взыскивается с должника.
См. последующую редакцию.
При непредставлении документов, подтверждающих уплату почтовых расходов в установленном порядке и размере, заявление и приложенные к нему документы возвращаются на основании пункта 5 части первой статьи 155 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее — ЭПК).
(пункт 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
3. Должник вправе обратиться в экономический суд с заявлением о признании его банкротом, независимо от срока наступления денежных обязательств и (или) обязанности по обязательным платежам, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии удовлетворить денежные обязательства и (или) исполнить обязанности по обязательным платежам в срок, установленный статьей 4 Закона.
(пункт 3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
4. К заявлению органа государственной налоговой службы и иного уполномоченного органа (уполномоченные органы, осуществляющие контроль за взысканием в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды налогов и других обязательных платежей) о признании должника банкротом должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам в соответствии с законодательством. К заявлению при наличии прилагаются: решение суда о взыскании задолженности, исполнительный документ (исполнительный лист, акцептованные должником платежные требования, исполнительная надпись нотариуса и иное) либо доказательства, подтверждающие признание должником требований кредитора.
(абзац первый пункта 4 в редакции постановления Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 13 марта 2015 года № 277)
См. последующую редакцию.
Доказательством принятия мер к получению задолженности органом государственной налоговой службы или иного уполномоченного органа могут быть приложенные к заявлению инкассовые требования, выставленные на счет и не исполненные банком из-за отсутствия денежных средств должника.
См. предыдущую редакцию.
В случае наличия имущества должника орган государственной налоговой службы обязан приложить к заявлению решение экономического суда об обращении взыскания налоговой задолженности на имущество должника и доказательство того, что в результате обращения взыскания на имущество налоговая задолженность осталась непогашенной.
(абзац третий пункта 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
5. В соответствии со статьей 9 Закона непредъявление руководителем должника, членами ликвидационной комиссии или ликвидатором заявления должника в экономический суд влечет субсидиарную ответственность руководителя должника, членов ликвидационной комиссии или ликвидатора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам должника перед кредиторами, возникшим после истечения срока, предусмотренного частью третьей статьи 8 Закона. Субсидиарная ответственность отмеченных лиц рассматривается судом по гражданским делам.
(пункт 5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
6. В соответствии со статьей 10 Закона с момента принятия к производству экономическим судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику с целью удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке.
См. последующую редакцию.
В случае, если после возбуждения дела о банкротстве в экономический суд поступило исковое заявление от кредитора о взыскании задолженности, возникшей до подачи заявления о признании должника банкротом, исковое заявление подлежит отказу в принятии в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 154 ЭПК.
См. последующую редакцию.
Если указанные обстоятельства установлены после принятия искового заявления (заявления) к производству, то исковое заявление (заявление) подлежит оставлению без рассмотрения на основании пункта 9 статьи 107 ЭПК.
(пункт 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
7. Если Законом не предусмотрено иное, при принятии заявления о признании должника банкротом, судье необходимо проверить наличие документов, подтверждающих задолженность должника — юридического лица в совокупности не менее пятисоткратного размера минимальной заработной платы, должника — индивидуального предпринимателя или физического лица, утратившего статус индивидуального предпринимателя — не менее тридцатикратного размера минимальной заработной платы, и невыполнение в течение трех месяцев со дня их наступления. В случае непредставления таких документов, заявление подлежит отказу в принятии на основании части пятой статьи 45 Закона и пункта 1 части первой статьи 154 ЭПК.
(пункт 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
8. Во время подготовки дела о банкротстве к рассмотрению в судебном заседании, судья должен одновременно решить вопрос о введении процедуры наблюдения (статьи 48 и 62 Закона). О введении процедуры наблюдения указывается в определении экономического суда о принятии заявления к производству и возбуждении дела о банкротстве.
(абзац первый пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
При подаче в экономический суд заявления о признании банкротом должника — юридического лица, у которого имеется имущество, в нем указывается кандидатура временного управляющего. Если же в заявлении не указана кандидатура временного управляющего, то экономический суд истребует от заявителя или государственного органа по делам о банкротстве представления соответствующей кандидатуры. В этом случае вопрос о введении процедуры наблюдения и назначении временного управляющего решается в соответствии с частью второй статьи 48 Закона не позднее десяти дней со дня поступления заявления о признании должника банкротом.
(абзац второй пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. последующую редакцию.
Процедура наблюдения применяется к должнику — юридическому лицу с момента принятия заявления о признании должника банкротом до следующей процедуры, в целях обеспечения сохранности имущества и проведения анализа финансового состояния должника. Выполнение этих функций возлагается на временного управляющего.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Эти правила не применяются по делам о признании банкротом индивидуального предпринимателя, физического лица, утратившего статус индивидуального предпринимателя и должника при упрощенной процедуре.
(абзац четвертый пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
9. В соответствии со статьей 48 Закона при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству в порядке, предусмотренном ЭПК и с учетом особенностей, установленных Законом, судья осуществляет следующие действия:
(абзац первый пункта 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
принимает меры по обеспечению требований кредиторов по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве (статья 46 Закона);
при наличии возражений со стороны должника (ходатайства временного управляющего) на требования кредиторов проводит судебное заседание в целях проверки обоснованности требований заявителя по отношению к должнику (статья 70 Закона).
См. предыдущую редакцию.
10. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено на заседании экономического суда в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом к производству.
В исключительных случаях председателем экономического суда рассмотрение дела о банкротстве в соответствии со статьей 49 Закона может быть продлено на срок не более двух месяцев.
(пункт 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. последующую редакцию.
11. В соответствии с частью первой статьи 18 Закона судебными управляющими могут быть назначены лица, имеющие высшее образование, со стажем работы не менее двух лет, а также прошедшие аттестацию в государственном органе по делам о банкротстве и имеющие аттестат установленного образца.
См. предыдущую редакцию.
Государственный орган по делам о банкротстве ведет единый реестр судебных управляющих и представляет его копию в Верховный суд Республики Узбекистан.
(абзац второй пункта 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
При рассмотрении вопроса о назначении судебного управляющего экономический суд должен истребовать аттестат установленного образца, и его копию приобщить к материалам дела.
(абзац третий пункта 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
12. Заинтересованные лица в отношении должника или кредиторов, лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость, индивидуальные предприниматели и физические лица, утратившие статус индивидуального предпринимателя, в отношении которых введена процедура банкротства, лица, ранее в ходе исполнения обязанностей судебного управляющего причинившие убытки должнику, кредиторам и не возместившие указанные убытки, лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица) не могут быть назначены судебными управляющими.
(абзац первый пункта 12 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
Экономический суд по указанным основаниям вправе отказать в назначении предложенного кандидата на должность судебного управляющего или освободить судебного управляющего от выполнения своих обязанностей.
(абзац второй пункта 12 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
Экономический суд должен отказать в назначении судебным управляющим кандидатуру лица, который являлся должностным лицом должника — юридического лица на дату возбуждения дела о банкротстве, в том числе и в случаях освобождения от занимаемой должности в течение одного года до момента возбуждения дела о банкротстве. В качестве должностного лица должника — юридического лица, следует понимать руководителя должника, лиц, входящих в состав наблюдательного совета, коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера (бухгалтера).
(абзац третий пункта 12 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
13. Основанием для освобождения судебного управляющего от исполнения обязанностей являются систематическое или однократное грубое нарушение законодательства, а также другие случаи, предусмотренные Законом.
См. предыдущую редакцию.
Вопрос об освобождении судебного управляющего от исполнения обязанностей за их неисполнение или ненадлежащее исполнение разрешается в судебном заседании. Судебный управляющий и другие лица, участвующие в деле о банкротстве, извещаются о времени и месте судебного заседания экономическим судом. В данном судебном заседании одновременно могут быть рассмотрены вопросы назначения нового судебного управляющего, привлечения к административной и (или) материальной ответственности бывшего судебного управляющего, освобожденного от занимаемой должности, а при установлении в его действиях признаков преступления, сообщения об этом прокурору в порядке статьи 200 ЭПК.
(абзац второй пункта 13 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
Определение суда об освобождении судебного управляющего от исполнения своих обязанностей и назначении нового судебного управляющего подлежит немедленному исполнению. Подача жалобы (принесение протеста) не приостанавливает исполнение данного определения.
См. предыдущую редакцию.
131. При выявлении признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства или доведения до банкротства суды, кредиторы и другие стороны должны сообщать об этих фактах государственному органу по делам о банкротстве, а также правоохранительным органам.
См. предыдущую редакцию.
132. Разъяснить судам, что лица, участвующие в деле о банкротстве, на любой стадии рассмотрения дел о банкротстве вправе обращаться с ходатайством о назначении экспертизы в целях установления признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства или доведения до банкротства.
(пункт 132 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 19 июня 2015 года № 284)
(пункты 131-132 введены постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 28 ноября 2014 года № 271)
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
133. В соответствии с законодательством о банкротстве судебный управляющий обязан осуществлять действия и принимать меры по выявлению признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства или преднамеренного банкротства и сообщать о них собранию кредиторов, экономическому суду, в государственный орган по делам о банкротстве, а также в правоохранительные органы.
(абзац первый пункта 133 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
Согласно пункту 9 Правил по выявлению признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства и преднамеренного банкротства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 августа 2013 года № 224 (далее — Правила), определение признаков лжебанкротства производится судебным управляющим во всех случаях возбуждения экономическим судом дела о банкротстве по заявлению должника, и осуществляется в ходе процедуры наблюдения.
(абзац второй пункта 133 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
В связи с этим, судам, при возбуждении дела о банкротстве по заявлению должника и введении наблюдения, определением следует возлагать на временного управляющего обязанность по предоставлению в суд заключения о наличии либо отсутствия признаков лжебанкротства должника.
сотрудниками государственных налоговых инспекций в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, а также в ходе упрощенных процедур банкротства;
См. последующую редакцию.
В связи с этим, судам, определением о введении наблюдения (за исключением возбуждением дело о банкротстве по заявлению должника), определением о введении санации или внешнего управления, а также решением о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства следует возлагать на судебного управляющего обязанность по представлению заключения о наличии или отсутствии признаков сокрытия банкротства.
Поскольку в соответствии с пунктом 25 Правил определение признаков преднамеренного банкротства производится после признания хозяйственным судом должника банкротом и открытия ликвидационного производства, судам следует в решении о признания должника банкротом и открытия ликвидационного производства указывать о возложении обязанности на судебного управляющего по представлению заключения о наличии или отсутствии признаков преднамеренного банкротства.
См. последующую редакцию.
Обратить внимание судов, что согласно пунктам 39 — 42 Правил созданная в Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции для рассмотрения заключения и приложенных к нему материалов и представления по ним мнения постоянно действующая Комиссия в месячный срок с момента поступления обращения со стороны хозяйственного суда должна рассмотреть заключение судебных управляющих и представить свое мнение в хозяйственный суд.
В связи с этим, судам следует заключение судебного управляющего о наличии признаков лжебанкротства (сокрытия банкротства или преднамеренного банкротства) и приложенные к нему документы незамедлительно направлять на рассмотрение указанной Комиссии.
(пункт 133 введен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 17 июня 2016 года № 299)
14. В случае причинения убытков кредиторам или имуществу должника вследствие неправомерных действий (бездействия) судебного управляющего, кредиторы и должник вправе обратиться с иском в суд общей юрисдикции.
См. предыдущую редакцию.
15. Размер и порядок выплаты вознаграждения судебному управляющему устанавливается собранием кредиторов и утверждается определением или решением экономического суда.
(абзац первый пункта 15 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
При определении размера вознаграждения судебного управляющего должны быть учтены стоимость имущества должника, объем подлежащих выполнению им работ.
См. предыдущую редакцию.
Решением собрания кредиторов судебному управляющему может быть установлено дополнительное вознаграждение, выплачиваемое по результатам его деятельности. Вознаграждение и дополнительное вознаграждение выплачиваются за счет имущества должника, если иное не предусмотрено соглашением с кредиторами.
(абзац третий пункта 15 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. предыдущую редакцию.
16. При осуществлении процедуры банкротства предъявляемые судебным управляющим исковые заявления и заявления в соответствии с частью первой статьи 19 Закона принимаются без предварительной оплаты государственной пошлины и почтовых расходов.
(пункт 16 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
17. В соответствии с абзацами шестым и седьмым части первой статьи 25 Закона государственный орган по делам о банкротстве осуществляет контроль за ходом процедур банкротства предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства, и деятельностью судебных управляющих, обращается с заявлением в экономический суд об освобождении судебного управляющего от исполнения обязанностей при выявлении в его деятельности систематического или однократного грубого нарушения законодательства.
В соответствии с абзацами третьим, четвертым, пятым и шестым статьи 26 Закона территориальные управления государственного органа по делам о банкротстве обращаются в экономический суд по указанию государственного органа по делам о банкротстве с заявлением о возбуждении дела о банкротстве предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства и (или) задолженность перед Республикой Узбекистан по денежным обязательствам, а также осуществляют контроль за ходом процедур банкротства предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства, ведут мониторинг процессов банкротства предприятий, осуществляют контроль за деятельностью судебных управляющих, обращаются с ходатайством в государственный орган по делам о банкротстве о необходимости освобождения в установленном порядке судебного управляющего от исполнения обязанностей.
(пункт 17 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
18. Разъяснить судам, что публикация необходимых сведений, предусмотренных статьями 52 и 53 Закона, осуществляется в газетах «Биржа» и (или) «Солик. инфо», являющихся официальными изданиями.
(пункт 18 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 1 декабря 2011 года № 235)
См. предыдущую редакцию.
19. Для проведения первого собрания кредиторов размер денежных обязательств и обязательных платежей, внесенных в реестр требований кредиторов, определяется на дату принятия экономическим судом в производство заявления о признании должника банкротом. В реестр требований кредиторов включаются кредиторы, обязательства должника, перед которыми возникли до принятия экономическим судом заявления о признании должника банкротом, и срок исполнения которых наступил до введения соответствующей процедуры банкротства.
(абзац первый пункта 19 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Кредиторы, обязательства должника перед которыми возникли после принятия экономическим судом заявления о признании должника банкротом, в реестр требований кредиторов не включаются и обязательства должника перед ними выполняются вне очереди. При этом под обязательством следует понимать заключение сделки или наступление события, с заключением (наступлением) которого у должника возникла обязанность совершить определенные действия (например, передать вещь, выплатить денежные средства, и другое).
(абзац второй пункта 19 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. последующую редакцию.
В реестр требований кредиторов включаются требования, которые признаны должником и (или) судебным управляющим, либо подтвержденные вступившими в законную силу судебными актами (решение, постановление, приговор, определение, судебный приказ), а также установленные актами государственных органов.
Кроме основного долга, в реестр требований кредиторов включаются требования о взыскании неустойки (штраф, пеня), а также другие начисленные экономические (финансовые) санкции (проценты), подтвержденные вышеуказанными актами.
См. предыдущую редакцию.
Размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до возбуждения дела о банкротстве, но срок исполнения которых наступил после принятия экономическим судом заявления о признании должника банкротом, определяется на дату введения соответствующей процедуры банкротства (судебная санация или внешнее управление).
(абзац пятый пункта 19 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. последующую редакцию.
При признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства размер требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам во всех случаях определяется на дату открытия ликвидационного производства, независимо от срока наступления исполнения денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением требований, предусмотренных частью первой статьи 134 Закона.
См. предыдущую редакцию.
При наличии у должника задолженности в иностранной валюте для проведения первого собрания кредиторов размер требований кредиторов, включаемых в реестр требований кредиторов, определяется в соответствии с официальным курсом, установленным на дату принятия экономическим судом заявления о признании должника банкротом, а в последующих процедурах — в порядке, предусмотренном Положением «О порядке отражения операций в иностранной валюте в бухгалтерском учете» (зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан 30 июля 2013 года № 1411-1), если в договоре, заключенном между кредитором и должником, не предусмотрен иной порядок.
(абзац седьмой пункта 19 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия экономическим судом заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, считаются текущими платежами.
(абзац восьмой пункта 19 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
20. Приостановление производства по делу о банкротстве допускается, если имеются основания, предусмотренные статьями 101 и 102 ЭПК.
(абзац первый пункта 20 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
При приостановлении производства по делу о банкротстве, экономический суд не вправе принимать судебные акты, указанные в статье 50 Закона. При этом введенная экономическим судом процедура банкротства продолжает осуществляться. В этот период за судебным управляющим сохраняется право на получение вознаграждения за выполнение своих обязанностей.
(абзац второй пункта 20 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
21. Судебные акты по делам о банкротстве могут быть пересмотрены в соответствии с порядком, установленным ЭПК, с особенностями, предусмотренными Законом.
(абзац первый пункта 21 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
Определения, вынесенные экономическим судом в рамках дела о банкротстве, которые не предусмотрены ЭПК, могут быть обжалованы (опротестованы) лишь в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, за исключением определений, предусмотренных статьей 50, частью второй статьи 91 и частью четвертой статьи 124 Закона, которые обжалуются (протестуются) в порядке, предусмотренном ЭПК.
(абзац второй пункта 21 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
В частности, согласно статье 59 Закона определения хозяйственного суда, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений, жалоб (ходатайств) и разногласий в деле о банкротстве, могут быть обжалованы (опротестованы) в порядке и сроки, установленные Законом. Жалобы (протесты) на указанные определения хозяйственного суда подаются в течение десяти дней с момента их вынесения.
(абзац третий пункта 21 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. последующую редакцию.
Определение хозяйственного суда о признании недействительным решения собрания кредиторов (часть пятая статьи 13 Закона) обжалуется (протестуется) в таком же порядке.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Определения о назначении (освобождении, замене) судебных управляющих обжалуются (протестуются) в порядке, предусмотренном Законом. Если санирующий управляющий или внешний управляющий назначен одновременно с введением процедуры судебной санации или внешнего управления, а ликвидационный управляющий — одновременно с признанием должника банкротом и открытии ликвидационного производства, и об их назначении указано в определении о введении судебной санации или внешнего управления либо в решении экономического суда о признании должника банкротом, в случае несогласия с кандидатурой назначенного судебного управляющего, лица, участвующие в деле о банкротстве, могут обжаловать, а прокурор опротестовать судебный акт в части назначения судебного управляющего в порядке, предусмотренном Законом.
(абзац пятый пункта 21 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
22. В соответствии со статьей 50 Закона решения и определения экономического суда по делу о банкротстве подлежат немедленному исполнению. Однако данное обстоятельство не означает, что судебные акты вступают в законную силу с момента их принятия. Они могут быть обжалованы (опротестованы) в порядке, предусмотренном ЭПК.
(пункт 22 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
23. В соответствии со статьей 54 Закона решение экономического суда об отказе в признании должника банкротом принимается в случае: неустановления признаков банкротства, то есть если требования к должнику в совокупности составляют менее размеров, установленных Законом; удовлетворения заявленных требований кредиторов до принятия экономическим судом решения по делу о банкротстве; установления лжебанкротства и в других случаях, предусмотренных Законом.
(пункт 23 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
24. В соответствии со статьей 56 Закона определением экономического суда производство по делу о банкротстве прекращается в случаях восстановления платежеспособности должника в ходе судебной санации или внешнего управления, заключения мирового соглашения и утверждения его экономическим судом, отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований, удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры банкротства.
При принятии государственным органом по делам о банкротстве решения о целесообразности проведения досудебной санации в отношении предприятия, в уставном фонде которого имеется доля государства, и согласии кредиторов на проведение досудебной санации, экономический суд в силу части третьей статьи 61 Закона выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Если имеется решение хозяйственного суда о признании должника банкротом либо должник ликвидирован и исключен из государственного реестра, производство по делу о банкротстве прекращается в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 110 ЭПК.
(пункт 24 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
25. В случае удовлетворения всех включенных в реестр требований кредиторов в ходе ликвидационного производства и при наличии возможности продолжения должником своей хозяйственной деятельности экономический суд, по результатам рассмотрения представленного ликвидационным управляющим отчета, выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве, в котором указывается, что решение суда о признании должника банкротом не подлежит исполнению.
(пункт 25 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
26. Требования судебного управляющего о признании недействительной сделки, заключенной должником, а также о применении последствий ее недействительности, рассматриваются в общем порядке, установленном ЭПК или Гражданским процессуальным кодексом Республики Узбекистан, вне рамок дела о банкротстве.
(пункт 26 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
27. Согласно статье 59 Закона разногласия между судебным управляющим и представителем работников должника о размере и составе требований по оплате труда и выплате выходного пособия лицам, работающим по трудовому договору (за исключением случаев прекращения трудового договора), рассматриваются экономическим судом.
(пункт 27 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
28. В соответствии с частью первой статьи 91 Закона внешнее управление вводится экономическим судом на основании ходатайства собрания кредиторов, заявления государственного органа по делам о банкротстве по предприятиям, в уставном фонде которых имеется доля государства, если установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника.
(абзац первый пункта 28 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
Внешнее управление может вводиться на срок от двенадцати (не менее) до двадцати четырех месяцев. Совокупный срок судебной санации и внешнего управления не может превышать тридцати шести месяцев. Если в отношении должника не вводилась судебная санация, то общий срок внешнего управления не должен превышать двадцати четырех месяцев (исключение составляют градообразующие и приравненные к ним предприятия).
См. последующую редакцию.
Срок, установленный для расчета с кредиторами в соответствии частью второй статьи 119 Закона, не входит в срок внешнего управления.
См. предыдущую редакцию.
Сокращение или продление срока, установленного для внешнего управления, допускается в пределах сроков, предусмотренных частью третьей статьи 91 Закона, по ходатайству собрания кредиторов, решению государственного органа по делам о банкротстве или заявлению внешнего управляющего. Вопрос о сокращении или продлении срока внешнего управления рассматривается экономическим судом с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.
(абзац четвертый пункта 28 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
29. Согласно статье 93 Закона мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и (или) обязательные платежи, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления за исключением денежных обязательств и (или) обязательных платежей, возникших после введения в отношении должника наблюдения и (или) судебной санации.
(абзац первый пункта 29 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
На требования по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления, мораторий не распространяется. Такие требования в период внешнего управления удовлетворяются с соблюдением очередности, установленной статьей 784 Гражданского кодекса Республики Узбекистан (часть пятая статьи 93 Закона).
См. предыдущую редакцию.
30. Согласно статье 124 Закона срок ликвидационного производства не может превышать один год. Исходя из этого, в решении экономического суда о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства, следует устанавливать конкретный срок представления ликвидационным управляющим отчета о результатах проведения ликвидационного производства.
См. последующую редакцию.
В исключительных случаях по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, собрания кредиторов, органов государственной власти на местах, по заключению государственного органа по делам о банкротстве или по инициативе экономического суда этот срок может быть продлен.
(пункт 30 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. последующую редакцию.
31. Условия мирового соглашения, заключенного в соответствии с Законом, распространяются только на те требования, которые включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.
Кредиторы, требования которых не были включены в реестр требований кредиторов, вправе предъявить свои требования после утверждения мирового соглашения и прекращения производства по делу о банкротстве, без учета условий мирового соглашения в общем порядке.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
32. Об утверждении мирового соглашения экономический суд выносит определение, в котором указывается о прекращении производства по делу о банкротстве.
Если в процедуре наблюдения полномочия органа управления должника — юридического лица определением экономического суда были прекращены и возложены на временного управляющего, то мировое соглашение от имени должника подписывается временным управляющим.
При заключении мирового соглашения в процессе ликвидационного производства, в определении экономического суда указывается, что решение о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства не подлежит исполнению.
Наличие задолженности по заработной плате является основанием для отказа в утверждении мирового соглашения экономическим судом.
В случае неисполнения условий мирового соглашения должником кредиторы вправе предъявить исковое заявление по подведомственности в суд общей юрисдикции или экономический суд. При этом объем требований кредиторов определяется условиями мирового соглашения.
(пункт 32 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
33. Оказание финансовой поддержки должнику путем предоставления ему отсрочки, рассрочки и (или) скидки с долгов, причитающихся кредиторам, следует рассматривать, как предмет мирового соглашения, и не может рассматриваться как мера по восстановлению финансового положения должника в процессе другой процедуры банкротства (кроме оказания финансовой поддержки путем скидки с долгов).
См. предыдущую редакцию.
34. При рассмотрении заявлений о признании градообразующего и приравненного к ним предприятия банкротом экономическим судам следует руководствоваться Положением о порядке отнесения предприятий к числу градообразующих и приравненных к ним предприятий, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 апреля 2015 года № 107.
(пункт 34 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. последующую редакцию.
35. При принятии заявления о признании должника банкротом по упрощенной процедуре банкротства (ликвидируемого или отсутствующего должника) размер кредиторской задолженности не имеет значения.
См. предыдущую редакцию.
При обращении в экономический суд с заявлением о признании должника банкротом, в соответствии с частью второй статьи 185 Закона, к заявлению должно быть приложено решение о ликвидации должника.
(абзац второй пункта 35 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
При подаче заявления о признании отсутствующего должника банкротом, в экономический суд должны быть представлены доказательства, подтверждающие отсутствие должника — индивидуального предпринимателя или физического лица, утратившие статус индивидуального предпринимателя, либо руководителя юридического лица, а также невозможность установления их местонахождения. Такими доказательствами могут быть: справка, выданная адресным бюро о выписке и выезде лица за пределы региона; акт, составленный при участии представителей органа самоуправления граждан, товарищества собственников жилья о непроживании лица по месту прописки; документы, подтверждающие смерть или нахождение лица в местах лишения свободы.
(абзац третий пункта 35 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
Под отсутствующим должником следует понимать не только факт отсутствия руководителя, но и отсутствие имущества хозяйствующего субъекта. Данное обстоятельство может быть подтверждено соответствующим актом по месту нахождения (почтовому адресу) должника, составленного при участии представителей органа самоуправления граждан, товарищества собственников жилья, собственника жилого или нежилого помещения и (или) судебного управляющего либо постановлением государственного исполнителя о возвращении исполнительного документа без исполнения в связи с отсутствием у должника имущества.
(абзац четвертый пункта 35 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
При подаче заявления о признании банкротом ликвидируемого юридического лица кандидатура ликвидационного управляющего указывается заявителем.
См. предыдущую редакцию.
36. В соответствии со статьей 185 Закона, если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации в связи с неосуществлением им финансово-хозяйственной деятельности и (или) несформированием своего уставного фонда в установленные законодательством сроки, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом. При обнаружении этих обстоятельств ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в экономический суд с заявлением о признании ликвидируемого юридического лица банкротом или в орган государственной налоговой службы для принятия соответствующих мер, предусмотренных законодательством.
(пункт 36 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
37. После завершения расчетов и полного погашения всех требований кредиторов должника — индивидуального предпринимателя или физического лица, утратившего статус индивидуального предпринимателя, экономический суд выносит определение о завершении ликвидационного производства.
В случае недостаточности имущества должника — индивидуального предпринимателя или физического лица, утратившего статус индивидуального предпринимателя, для удовлетворения требований всех кредиторов государственный исполнитель возвращает исполнительный лист об обращении взыскания на имущество должника экономическому суду в соответствии с правилами, установленными статьями 37 и 39 Закона Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов». После рассмотрения документов о возвращении исполнительного листа, экономический суд выносит определение о завершении ликвидационного производства.
Если же в соответствии с частью второй статьи 181 Закона экономическим судом был назначен ликвидационный управляющий, то завершение ликвидационного производства производится по правилам, установленным статьями 142 и 144 Закона.
(пункт 37 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
38. В соответствии с пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 апреля 2003 года № 188 «О мерах повышения эффективности проводимой реструктуризации и финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий», при объявлении предприятия-должника банкротом и открытии ликвидационного производства, коммерческий банк, являющийся кредитором с требованием в размере 70 и более процентов от общей суммы кредиторской задолженности, вправе обратиться в суд с заявлением о передаче предприятия (имущества) должника в его собственность по ликвидационной стоимости, за исключением имущества, являющегося предметом залога. При этом банк принимает обязательства по:
погашению расходов и удовлетворению требований, предусмотренных частью первой статьи 134 Закона и задолженности по заработной плате;
См. предыдущую редакцию.
погашению иной кредиторской задолженности предприятия-банкрота после реализации предприятия-банкрота. В противном случае заявление банка о передаче имущества должника банку подлежит отказу в удовлетворении.
(абзац третий пункта 38 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
Срок погашения банком расходов и удовлетворение требований, предусмотренных частью первой статьи 134 Закона, и задолженности по заработной плате не должен превышать одного месяца с момента принятия судом решения о передаче в собственность банка имущества предприятия-банкрота.
Имущество должника передается судебным управляющим в собственность банка на основании определения суда при условии погашения банком расходов и удовлетворения требований, предусмотренных частью первой статьи 134 Закона, и задолженности по заработной плате.
(пункт 38 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
39. При рассмотрении дела о банкротстве отдельных категорий юридических лиц, индивидуального предпринимателя, ликвидируемого юридического лица и отсутствующего должника, если иное не предусмотрено законодательством, применяются общие правила Закона.
(пункт 39 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
40. В соответствии со статьей 125 Закона с момента принятия экономическим судом решения о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства исполнение исполнительных документов прекращается, исполнительные документы подлежат передаче судебными исполнителями ликвидационному управляющему в порядке, установленном законодательством. Исполнительные документы о взыскании судебных расходов экономическим судом направляются ликвидационному управляющему.
(пункт 40 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
41. Отчет о результатах проведения процедуры ликвидационного производства, представленного ликвидационным управляющим, в соответствии со статьей 144 Закона экономическим судом рассматривается, в случае необходимости, в судебном заседании с соблюдением требований части первой статьи 168 ЭПК. Если отчет ликвидационного управляющего признан обоснованным, экономический суд выносит определение о завершении ликвидационного производства, а если отчет признан необоснованным, суд выносит определение об отказе в завершении ликвидационного производства. В этом случае, вопрос о завершении ликвидационного производства рассматривается после устранения недостатков и предоставления нового отчета.
(пункт 41 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
42. В случае отмены решения экономического суда о признании должника — юридического лица банкротом и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, полномочия органа управления должника восстанавливаются. В этом случае ликвидационный управляющий, в течение трех дней с момента восстановления полномочия органа управления должника, обеспечивает передачу бухгалтерской и иной документации, печати и штампов, материальных и других ценностей.
(пункт 42 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
43. Экономические суды, исходя из конкретных обстоятельств, должны рассматривать дела о банкротстве в выездных судебных заседаниях. При этом необходимо совместно с государственным органом по делам о банкротстве, органами государственной налоговой службы, прокуратуры, другими правоохранительными органами обратить особое внимание на вопросы выявления причин возникновения большой дебиторской кредиторской задолженности, приведшей предприятие к экономической несостоятельности и убыточной деятельности, и привлечения к ответственности виновных должностных лиц, допустивших бесхозяйственность, расточительство денежных средств, нецелевое их использование.
(пункт 43 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
44. Признать утратившими силу постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 1 марта 1996 года № 55 «Об итогах изучения и обобщения судебной практики по делам о банкротстве, рассмотренным хозяйственными судами республики», от 16 июля 1999 года № 78 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами Закона Республики Узбекистан «О банкротстве» (в новой редакции)», от 20 февраля 2004 года № 112 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона Республики Узбекистан «О банкротстве».