См. последующую редакцию.
Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 6 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых постановлений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан».
Комментарий LexUz
(с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 30.10.2008 г. № 189)
В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразного подхода к применению Закона Республики Узбекистан «О банкротстве» (далее — Закон «О банкротстве», Закон) Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан на основании статьи 47 Закона Республики Узбекистан «О судах» постановляет:
1. Закон «О банкротстве» применяется в отношении всех юридических лиц (за исключением бюджетных организаций) и индивидуальных предпринимателей.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
2. Заявления и ходатайства Государственного комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции, а также его территориальных органов (далее — государственный орган по делам о банкротстве), представленные по делам о банкротстве, должны быть рассмотрены в предусмотренные Законом самые короткие сроки.
(абзац первый пункта 2 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
Заявления государственного органа по делам о банкротстве, а также органа государственной налоговой службы и прокурора о признании должника банкротом принимаются хозяйственными судами в производство без оплаты государственной пошлины. При удовлетворении заявления хозяйственным судом государственная пошлина взыскивается с должника.
При непредставлении документов, подтверждающих уплату почтовых расходов в установленном порядке и размере, заявление и приложенные к нему документы возвращаются на основании пункта 5 части первой статьи 118 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее — ХПК).
См. последующую редакцию.
3. Должник вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о признании его банкротом, независимо от срока наступления денежных обязательств и (или) обязанности по обязательным платежам, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии удовлетворить денежные обязательства и (или) исполнить обязанности по обязательным платежам в срок, установленный статьей 4 Закона.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
4. К заявлению органа государственной налоговой службы и иного уполномоченного органа (уполномоченные органы, осуществляющие контроль за взысканием в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды налогов и других обязательных платежей) о признании должника банкротом должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам в соответствии с законодательством. К заявлению при наличии прилагаются: решение суда о взыскании задолженности, исполнительный документ (исполнительный лист, акцептованные должником платежные требования, исполнительная надпись нотариуса и иное) либо доказательства, подтверждающие признание должником требований кредитора.
(абзац первый пункта 4 в редакции постановления Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 13 марта 2015 года № 277)
См. последующую редакцию.
Доказательством принятия мер к получению задолженности органом государственной налоговой службы или иного уполномоченного органа могут быть приложенные к заявлению инкассовые требования, выставленные на счет и не исполненные банком из-за отсутствия денежных средств должника.
В случае наличия имущества должника орган государственной налоговой службы обязан приложить к заявлению решение хозяйственного суда об обращении взыскания недоимок на имущество должника.
См. последующую редакцию.
5. В соответствии со статьей 9 Закона непредъявление руководителем должника, членами ликвидационной комиссии или ликвидатором заявления должника в хозяйственный суд влечет субсидиарную ответственность руководителя должника, членов ликвидационной комиссии или ликвидатора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам должника перед кредиторами, возникшим после истечения срока, предусмотренного частью третьей статьи 8 Закона. Субсидиарная ответственность отмеченных лиц рассматривается судом общей юрисдикции.
См. последующую редакцию.
6. В соответствии со статьей 10 Закона с момента принятия к производству хозяйственным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику с целью удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке.
В случае если после возбуждения дела о банкротстве в хозяйственный суд поступило исковое заявление от кредитора о взыскании задолженности, возникшей до подачи заявления о признании должника банкротом, исковое заявление подлежит отказу в принятии в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 117 ХПК.
См. предыдущую редакцию.
Если указанные обстоятельства установлены после принятия искового заявления (заявления) к производству, то производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 статьи 86 ХПК.
(абзац третий пункта 6 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
7. Если Законом не предусмотрено иное, при принятии заявления о признании должника банкротом, судье необходимо проверить наличие документов, подтверждающих задолженность должника — юридического лица в совокупности не менее пятисоткратного размера минимальной заработной платы, должника — индивидуального предпринимателя — не менее тридцатикратного размера минимальной заработной платы, и невыполнение в течение трех месяцев со дня их наступления. В случае непредставления таких документов заявление подлежит отказу в принятии на основании части пятой статьи 45 Закона и пункта 1 части первой статьи 117 ХПК.
(пункт 7 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. последующую редакцию.
8. Во время подготовки дела о банкротстве к рассмотрению в судебном заседании, судья должен одновременно решить вопрос о введении процедуры наблюдения (статьи 48 и 62 Закона). О введении процедуры наблюдения указывается в определении хозяйственного суда о принятии заявления к производству и возбуждении дела о банкротстве.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
При подаче в хозяйственный суд заявления о признании банкротом должника — юридического лица, у которого имеется имущество, в нем указывается кандидатура временного управляющего. Если же в заявлении не указана кандидатура временного управляющего, то хозяйственный суд истребует от заявителя или государственного органа по делам о банкротстве представления соответствующей кандидатуры. В этом случае вопрос о введении процедуры наблюдения и назначении временного управляющего решается в соответствии с частью второй статьи 48 Закона не позднее десяти дней со дня поступления заявления о признании должника банкротом.
(абзац второй пункта 8 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. последующую редакцию.
Процедура наблюдения применяется к должнику — юридическому лицу с момента принятия заявления о признании должника банкротом до следующей процедуры, в целях обеспечения сохранности имущества и проведения анализа финансового состояния должника. Выполнение этих функций возлагается на временного управляющего.
См. последующую редакцию.
Эти правила не применяются по делам о признании банкротом индивидуального предпринимателя и должника при упрощенной процедуре.
См. последующую редакцию.
9. В соответствии со статьей 48 Закона при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству в порядке, предусмотренном ХПК и с учетом особенностей, установленных Законом, судья осуществляет следующие действия:
См. последующую редакцию.
принимает меры по обеспечению требований кредиторов по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве (статья 46 Закона);
при наличии возражений со стороны должника (ходатайства временного управляющего) на требования кредиторов проводит судебное заседание в целях проверки обоснованности требований заявителя по отношению к должнику (статья 70 Закона).
См. предыдущую редакцию.
10. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено на заседании хозяйственного суда в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом к производству.
(абзац первый пункта 10 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 1 декабря 2011 года № 235)
В исключительных случаях председателем хозяйственного суда рассмотрение дела о банкротстве в соответствии со статьей 49 Закона может быть продлено на срок не более двух месяцев.
См. последующую редакцию.
11. В соответствии с частью первой статьи 18 Закона судебными управляющими могут быть назначены лица, имеющие высшее образование, со стажем работы не менее двух лет, а также прошедшие аттестацию в государственном органе по делам о банкротстве и имеющие аттестат установленного образца.
Государственный орган по делам о банкротстве ведет единый реестр судебных управляющих и представляет его копию в Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
При рассмотрении вопроса о назначении судебного управляющего хозяйственный суд должен истребовать аттестат установленного образца, и его копию приобщить к материалам дела.
См. последующую редакцию.
12. Заинтересованные лица в отношении должника или кредиторов, лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость, индивидуальные предприниматели, в отношении которых введена процедура банкротства, лица, ранее в ходе исполнения обязанностей судебного управляющего причинившие убытки должнику, кредиторам и не возместившие указанные убытки, лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица) не могут быть назначены судебными управляющими.
См. последующую редакцию.
Хозяйственный суд по указанным основаниям вправе отказать в назначении предложенного кандидата на должность судебного управляющего или освободить судебного управляющего от выполнения своих обязанностей.
См. последующую редакцию.
Хозяйственный суд должен отказать в назначении судебным управляющим кандидатуру лица, который являлся должностным лицом должника — юридического лица на дату возбуждения дела о банкротстве, в том числе и в случаях освобождения от занимаемой должности в течение одного года до момента возбуждения дела о банкротстве. В качестве должностного лица должника — юридического лица, следует понимать руководителя должника, лиц, входящих в состав наблюдательного совета, коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера (бухгалтера).
См. последующую редакцию.
13. Основанием для освобождения судебного управляющего от исполнения обязанностей являются систематическое или однократное грубое нарушение законодательства, а также другие случаи, предусмотренные Законом.
См. предыдущую редакцию.
Вопрос об освобождении судебного управляющего от исполнения обязанностей за их неисполнение или ненадлежащее исполнение разрешается в судебном заседании. Судебный управляющий и другие лица, участвующие в деле о банкротстве, извещаются о времени и месте судебного заседания хозяйственным судом. В данном судебном заседании одновременно могут быть рассмотрены вопросы назначения нового судебного управляющего, привлечения к административной и (или) материальной ответственности бывшего судебного управляющего, освобожденного от занимаемой должности, а при установлении в его действиях признаков преступления, сообщения об этом прокурору в порядке статьи 152 ХПК.
(абзац второй пункта 13 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. последующую редакцию.
Определение суда об освобождении судебного управляющего от исполнения своих обязанностей и назначении нового судебного управляющего подлежит немедленному исполнению. Подача жалобы (принесение протеста) не приостанавливает исполнение данного определения.
См. предыдущую редакцию.
131. При выявлении признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства или доведения до банкротства суды, кредиторы и другие стороны должны сообщать об этих фактах государственному органу по делам о банкротстве, а также правоохранительным органам.
132. Разъяснить судам, что стороны, участвующие в деле о банкротстве, на любой стадии рассмотрения дел о банкротстве вправе обращаться с ходатайством о назначении экспертизы в целях установления признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства или доведения до банкротства.
См. последующую редакцию.
(пункты 131-132 введены постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 28 ноября 2014 года № 271)
См. последующую редакцию.
14. В случае причинения убытков кредиторам или имуществу должника вследствие неправомерных действий (бездействия) судебного управляющего, кредиторы и должник вправе обратиться с иском в суд общей юрисдикции.
15. Размер и порядок выплаты вознаграждения судебному управляющему устанавливается собранием кредиторов и утверждается определением или решением хозяйственного суда.
См. последующую редакцию.
При определении размера вознаграждения судебного управляющего должны быть учтены стоимость имущества должника, объем подлежащих выполнению им работ.
См. предыдущую редакцию.
Решением собрания кредиторов судебному управляющему может быть установлено дополнительное вознаграждение, выплачиваемое по результатам его деятельности. Вознаграждение и дополнительное вознаграждение выплачиваются за счет имущества должника, если иное не предусмотрено соглашением с кредиторами.
(абзац третий пункта 15 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
16. При осуществлении процедуры банкротства предъявляемые судебным управляющим исковые заявления и заявления в соответствии с частью первой статьи 19 Закона и части четвертой статьи 91 ХПК принимаются без предварительной оплаты государственной пошлины и почтовых расходов.
См. последующую редакцию.
17. В соответствии с абзацами шестым и седьмым части первой статьи 25 Закона государственный орган по делам о банкротстве осуществляет контроль за ходом процедур банкротства предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства, и деятельностью судебных управляющих, обращается с заявлением в хозяйственный суд об освобождении судебного управляющего от исполнения обязанностей при выявлении в его деятельности систематического или однократного грубого нарушения законодательства.
В соответствии с абзацами третьим, четвертым, пятым и шестым статьи 26 Закона территориальные управления государственного органа по делам о банкротстве обращаются в хозяйственный суд по указанию государственного органа по делам о банкротстве с заявлением о возбуждении дела о банкротстве предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства и (или) задолженность перед Республикой Узбекистан по денежным обязательствам, а также осуществляют контроль за ходом процедур банкротства предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства, ведут мониторинг процессов банкротства предприятий, осуществляют контроль за деятельностью судебных управляющих, обращаются с ходатайством в государственный орган по делам о банкротстве о необходимости освобождения в установленном порядке судебного управляющего от исполнения обязанностей.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
18. Разъяснить судам, что публикация необходимых сведений, предусмотренных статьями 52 и 53 Закона, осуществляется в газетах «Биржа» и (или) «Солик. инфо», являющихся официальными изданиями.
(пункт 18 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 1 декабря 2011 года № 235)
19. Для проведения первого собрания кредиторов размер денежных обязательств и обязательных платежей, внесенных в реестр требований кредиторов, определяется на дату принятия хозяйственным судом в производство заявления о признании должника банкротом. В реестр требований кредиторов включаются кредиторы, обязательства должника, перед которыми возникли до принятия хозяйственным судом заявления о признании должника банкротом, и срок исполнения которых наступил до введения соответствующей процедуры банкротства.
См. последующую редакцию.
Кредиторы, обязательства должника перед которыми возникли после принятия хозяйственным судом заявления о признании должника банкротом, в реестр требований кредиторов не включаются и обязательства должника перед ними выполняются вне очереди. При этом под обязательством следует понимать заключение сделки или наступление события, с заключением (наступлением) которого у должника возникла обязанность совершить определенные действия (например, передать вещь, выплатить денежные средства, и другое).
См. последующую редакцию.
В реестр требований кредиторов включаются требования, которые признаны должником и (или) судебным управляющим, либо подтвержденные вступившими в законную силу судебными актами (решение, постановление, приговор, определение, судебный приказ), а также установленные актами государственных органов.
Кроме основного долга, в реестр требований кредиторов включаются требования о взыскании неустойки (штраф, пеня), а также другие начисленные экономические (финансовые) санкции (проценты), подтвержденные вышеуказанными актами.
Размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до возбуждения дела о банкротстве, но срок исполнения которых наступил после принятия хозяйственным судом заявления о признании должника банкротом, определяется на дату введения соответствующей процедуры банкротства (судебная санация или внешнее управление).
См. последующую редакцию.
При признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства размер требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам во всех случаях определяется на дату открытия ликвидационного производства, независимо от срока наступления исполнения денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением требований, предусмотренных частью первой статьи 134 Закона.
См. предыдущую редакцию.
При наличии у должника задолженности в иностранной валюте для проведения первого собрания кредиторов размер требований кредиторов, включаемых в реестр требований кредиторов, определяется в соответствии с официальным курсом, установленным на дату принятия хозяйственным судом заявления о признании должника банкротом, а в последующих процедурах — в порядке, предусмотренном Положением «О порядке отражения операций в иностранной валюте в бухгалтерском учете» (зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан 30 июля 2013 года № 1411-1), если в договоре, заключенном между кредитором и должником, не предусмотрен иной порядок.
(абзац седьмой пункта 19 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. последующую редакцию.
Денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия хозяйственным судом заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, считаются текущими платежами.
См. последующую редакцию.
20. Приостановление производства по делу о банкротстве допускается, если имеются основания, предусмотренные статьями 82 и 83 ХПК.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
При приостановлении производства по делу о банкротстве, хозяйственный суд не вправе принимать судебные акты, указанные в статье 50 Закона. При этом введенная хозяйственным судом процедура банкротства продолжает осуществляться. В этот период за судебным управляющим сохраняется право на получение вознаграждения за выполнение своих обязанностей.
См. последующую редакцию.
21. Судебные акты по делам о банкротстве могут быть пересмотрены в соответствии с порядком, установленным ХПК, с особенностями, предусмотренными Законом.
См. последующую редакцию.
Определения, вынесенные хозяйственным судом в рамках дела о банкротстве, которые не предусмотрены ХПК, могут быть обжалованы (опротестованы) лишь в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, за исключением определений, предусмотренных статьей 50, частью второй статьи 91 и частью четвертой статьи 124 Закона, которые обжалуются (протестуются) в порядке, предусмотренном ХПК.
См. последующую редакцию.
В частности, согласно статье 59 Закона определения хозяйственного суда, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений, жалоб (ходатайств) и разногласий в деле о банкротстве, могут быть обжалованы (опротестованы) в порядке и сроки, установленные Законом. Жалобы (протесты) на указанные определения хозяйственного суда подаются в течение десяти дней с момента их вынесения. По результатам рассмотрения жалоб (протестов) апелляционная инстанция суда выносит определение, которое в кассационном и надзорном порядках не пересматривается (статья 60 Закона).
См. последующую редакцию.
Определение хозяйственного суда о признании недействительным решения собрания кредиторов (часть пятая статьи 13 Закона) обжалуется (протестуется) в таком же порядке.
См. последующую редакцию.
Определения о назначении (освобождении, замене) судебных управляющих обжалуются (протестуются) в порядке, предусмотренном Законом. Если санирующий управляющий или внешний управляющий назначен одновременно с введением процедуры судебной санации или внешнего управления, а ликвидационный управляющий — одновременно с признанием должника банкротом и открытии ликвидационного производства, и об их назначении указано в определении о введении судебной санации или внешнего управления либо в решении хозяйственного суда о признании должника банкротом, в случае несогласия с кандидатурой назначенного судебного управляющего, лица, участвующие в деле о банкротстве, могут обжаловать, а прокурор опротестовать судебный акт в части назначения судебного управляющего в порядке, предусмотренном Законом.
См. последующую редакцию.
22. В соответствии со статьей 50 Закона решения и определения хозяйственного суда по делу о банкротстве подлежат немедленному исполнению. Однако данное обстоятельство не означает, что судебные акты вступают в законную силу с момента их принятия. Они могут быть обжалованы (опротестованы) в порядке, предусмотренном ХПК.
См. последующую редакцию.
23. В соответствии со статьей 54 Закона решение хозяйственного суда об отказе в признании должника банкротом принимается в случае: неустановления признаков банкротства, то есть если требования к должнику в совокупности составляют менее размеров, установленных Законом; удовлетворения заявленных требований кредиторов до принятия хозяйственным судом решения по делу о банкротстве; установления лжебанкротства.
См. последующую редакцию.
24. В соответствии со статьей 56 Закона определением хозяйственного суда производство по делу о банкротстве прекращается в случаях восстановления платежеспособности должника в ходе судебной санации или внешнего управления, заключения мирового соглашения и утверждения его хозяйственным судом, отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований, удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры банкротства.
При принятии государственным органом по делам о банкротстве решения о целесообразности проведения досудебной санации в отношении предприятия, в уставном фонде которого имеется доля государства, и согласии кредиторов на проведение досудебной санации, хозяйственный суд в силу части третьей статьи 61 Закона выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Если имеется решение хозяйственного суда о признании должника банкротом либо должник ликвидирован и исключен из государственного реестра, производство по делу о банкротстве прекращается в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 86 ХПК.
См. последующую редакцию.
25. В случае удовлетворения всех включенных в реестр требований кредиторов в ходе ликвидационного производства и при наличии возможности продолжения должником своей хозяйственной деятельности хозяйственный суд, по результатам рассмотрения представленного ликвидационным управляющим отчета, выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве, в котором указывается, что решение суда о признании должника банкротом не подлежит исполнению.
См. последующую редакцию.
26. Требования судебного управляющего о признании недействительной сделки, заключенной должником, а также о применении последствий ее недействительности, рассматриваются в общем порядке, установленном ХПК или Гражданским процессуальным кодексом Республики Узбекистан, вне рамок дела о банкротстве.
См. последующую редакцию.
27. Согласно статье 59 Закона разногласия между судебным управляющим и представителем работников должника о размере и составе требований по оплате труда и выплате выходного пособия лицам, работающим по трудовому договору (за исключением случаев прекращения трудового договора), рассматриваются хозяйственным судом.
См. последующую редакцию.
28. В соответствии с частью первой статьи 91 Закона внешнее управление вводится хозяйственным судом на основании ходатайства собрания кредиторов, заявления государственного органа по делам о банкротстве по предприятиям, в уставном фонде которых имеется доля государства, если установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника.
См. последующую редакцию.
Внешнее управление может вводиться на срок от двенадцати (не менее) до двадцати четырех месяцев. Совокупный срок судебной санации и внешнего управления не может превышать тридцати шести месяцев. Если в отношении должника не вводилась судебная санация, то общий срок внешнего управления не должен превышать двадцати четырех месяцев (исключение составляют градообразующие и приравненные к ним предприятия).
См. последующую редакцию.
Срок, установленный для расчета с кредиторами в соответствии частью второй статьи 119 Закона, не входит в срок внешнего управления.
Сокращение или продление срока, установленного для внешнего управления, допускается в пределах сроков, предусмотренных частью третьей статьи 91 Закона, по ходатайству собрания кредиторов, решению государственного органа по делам о банкротстве или заявлению внешнего управляющего. Вопрос о сокращении или продлении срока внешнего управления рассматривается хозяйственным судом с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.
См. последующую редакцию.
29. Согласно статье 93 Закона мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и (или) обязательные платежи, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления.
См. последующую редакцию.
На требования по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления, мораторий не распространяется. Такие требования в период внешнего управления удовлетворяются с соблюдением очередности, установленной статьей 784 Гражданского кодекса Республики Узбекистан (часть пятая статьи 93 Закона).
30. Согласно статье 124 Закона срок ликвидационного производства не может превышать один год. Исходя из этого, в решении хозяйственного суда о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства, следует устанавливать конкретный срок представления ликвидационным управляющим отчета о результатах проведения ликвидационного производства.
См. предыдущую редакцию.
В исключительных случаях по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, собрания кредиторов, органов государственной власти на местах, по заключению государственного органа по делам о банкротстве или по инициативе хозяйственного суда этот срок может быть продлен.
(абзац второй пункта 30 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. последующую редакцию.
31. Условия мирового соглашения, заключенного в соответствии с Законом, распространяются только на те требования, которые включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.
Кредиторы, требования которых не были включены в реестр требований кредиторов, вправе предъявить свои требования после утверждения мирового соглашения и прекращения производства по делу о банкротстве, без учета условий мирового соглашения в общем порядке.
См. последующую редакцию.
32. Об утверждении мирового соглашения хозяйственный суд выносит определение, в котором указывается о прекращении производства по делу о банкротстве.
Если в процедуре наблюдения полномочия органа управления должника — юридического лица определением хозяйственного суда были прекращены и возложены на временного управляющего, то мировое соглашение от имени должника подписывается временным управляющим.
При заключении мирового соглашения в процессе ликвидационного производства, в определении хозяйственного суда указывается, что решение о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства не подлежит исполнению.
Наличие задолженности по заработной плате является основанием для отказа в утверждении мирового соглашения хозяйственным судом.
В случае неисполнения условий мирового соглашения должником кредиторы вправе предъявить исковое заявление по подведомственности в суд общей юрисдикции или хозяйственный суд. При этом объем требований кредиторов определяется условиями мирового соглашения.
См. последующую редакцию.
33. Оказание финансовой поддержки должнику путем предоставления ему отсрочки, рассрочки и (или) скидки с долгов, причитающихся кредиторам, следует рассматривать, как предмет мирового соглашения, и не может рассматриваться как мера по восстановлению финансового положения должника в процессе другой процедуры банкротства (кроме оказания финансовой поддержки путем скидки с долгов).
34. До определения Кабинетом Министров Республики Узбекистан порядка отнесения предприятий к числу градообразующих и приравненных к ним предприятий, хозяйственным судам при рассмотрении заявлений о признании должника банкротом, в соответствии с параграфом 1 главы IX Закона, необходимо проверять наличие одного из следующих документов:
справки, представленной Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике или его территориальным органом, подтверждающей среднегодовую численность работников предприятия не менее трех тысяч человек;
справки, представленной Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике или его территориальным органом, подтверждающей, что численность работников предприятия с учетом членов их семей составляет не менее половины населения соответствующего населенного пункта;
заключения Министерства обороны Республики Узбекистан, подтверждающего, что предприятие обеспечивает поддержание обороноспособности и безопасности государства;
См. предыдущую редакцию.
заключения Государственного комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции или его территориального органа о нахождении юридического лица в государственном реестре субъектов естественных монополий на товарных рынках, по основному виду их деятельности.
(абзац пятый пункта 34 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. последующую редакцию.
35. При принятии заявления о признании должника банкротом по упрощенной процедуре банкротства (ликвидируемого или отсутствующего должника) размер кредиторской задолженности не имеет значения.
При обращении в хозяйственный суд с заявлением о признании должника банкротом, в соответствии с частью второй статьи 185 Закона, к заявлению должно быть приложено решение о ликвидации должника.
См. последующую редакцию.
При подаче заявления о признании отсутствующего должника банкротом, в хозяйственный суд должны быть представлены доказательства, подтверждающие отсутствие должника — индивидуального предпринимателя или руководителя юридического лица, а также невозможность установления их местонахождения. Такими доказательствами могут быть: справка, выданная адресным бюро о выписке и выезде лица за пределы региона; акт, составленный при участии представителей органа самоуправления граждан, товарищества собственников жилья о непроживании лица по месту прописки; документы, подтверждающие смерть или нахождение лица в местах лишения свободы.
См. последующую редакцию.
Под отсутствующим должником следует понимать не только факт отсутствия руководителя, но и отсутствие имущества хозяйствующего субъекта. Данное обстоятельство может быть подтверждено соответствующим актом по месту нахождения (почтовому адресу) должника, составленного при участии представителей органа самоуправления граждан, товарищества собственников жилья, собственника жилого или нежилого помещения и (или) судебного управляющего либо постановлением судебного исполнителя о возвращении исполнительного документа без исполнения в связи с отсутствием у должника имущества.
См. последующую редакцию.
При подаче заявления о признании банкротом ликвидируемого юридического лица кандидатура ликвидационного управляющего указывается заявителем.
36. В соответствии со статьей 185 Закона, если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации в связи с неосуществлением им финансово-хозяйственной деятельности и (или) несформированием своего уставного фонда в установленные законодательством сроки, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом. При обнаружении этих обстоятельств ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в хозяйственный суд с заявлением о признании ликвидируемого юридического лица банкротом или в орган государственной налоговой службы для принятия соответствующих мер, предусмотренных законодательством.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 36 исключен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 36 исключен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. последующую редакцию.
37. После завершения расчетов и полного погашения всех требований кредиторов должника — индивидуального предпринимателя хозяйственный суд выносит определение о завершении ликвидационного производства.
В случае недостаточности имущества должника — индивидуального предпринимателя для удовлетворения требований всех кредиторов судебный исполнитель возвращает исполнительный лист об обращении взыскания на имущество должника в соответствии с правилами, установленными статьями 37 и 39 Закона Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов». После рассмотрения документов о возвращении исполнительного листа, хозяйственный суд выносит определение о завершении ликвидационного производства.
Если же в соответствии с частью второй статьи 181 Закона хозяйственным судом был назначен ликвидационный управляющий, то завершение ликвидационного производства производится по правилам, установленным статьями 142 и 144 Закона.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
38. В соответствии с пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 апреля 2003 года № 188 «О мерах повышения эффективности проводимой реструктуризации и финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий», при объявлении предприятия-должника банкротом и открытии ликвидационного производства, коммерческий банк, являющийся кредитором с требованием в размере 70 и более процентов от общей суммы кредиторской задолженности, вправе обратиться в суд с заявлением о передаче предприятия (имущества) должника в его собственность по ликвидационной стоимости, за исключением имущества, являющегося предметом залога. При этом банк принимает обязательства по:
погашению расходов и удовлетворению требований, предусмотренных частью первой статьи 134 Закона и задолженности по заработной плате;
погашению иной кредиторской задолженности предприятия-банкрота после реализации предприятия-банкрота.
См. последующую редакцию.
Срок погашения банком расходов и удовлетворение требований, предусмотренных частью первой статьи 134 Закона, и задолженности по заработной плате не должен превышать одного месяца с момента принятия судом решения о передаче в собственность банка имущества предприятия-банкрота.
Имущество должника передается судебным управляющим в собственность банка на основании определения суда при условии погашения банком расходов и удовлетворения требований, предусмотренных частью первой статьи 134 Закона, и задолженности по заработной плате.
(пункт 38 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. последующую редакцию.
39. При рассмотрении дела о банкротстве отдельных категорий юридических лиц, индивидуального предпринимателя, ликвидируемого юридического лица и отсутствующего должника, если иное не предусмотрено законодательством, применяются общие правила Закона.
См. последующую редакцию.
40. В соответствии со статьей 125 Закона с момента принятия хозяйственным судом решения о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства исполнение исполнительных документов прекращается, исполнительные документы подлежат передаче судебными исполнителями ликвидационному управляющему в порядке, установленном законодательством. Исполнительные документы о взыскании судебных расходов хозяйственным судом направляются ликвидационному управляющему.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
41. Отчет о результатах проведения процедуры ликвидационного производства, представленного ликвидационным управляющим, в соответствии со статьей 144 Закона хозяйственным судом рассматривается, в случае необходимости, в судебном заседании с соблюдением требований части первой статьи 128 ХПК. Если отчет ликвидационного управляющего признан обоснованным, хозяйственный суд выносит определение о завершении ликвидационного производства, а если отчет признан необоснованным, суд выносит определение об отказе в завершении ликвидационного производства. В этом случае, вопрос о завершении ликвидационного производства рассматривается после устранения недостатков и предоставления нового отчета.
(пункт 41 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. последующую редакцию.
42. В случае отмены решения хозяйственного суда о признании должника — юридического лица банкротом и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, полномочия органа управления должника восстанавливаются. В этом случае ликвидационный управляющий, в течение трех дней с момента восстановления полномочия органа управления должника, обеспечивает передачу бухгалтерской и иной документации, печати и штампов, материальных и других ценностей.
См. последующую редакцию.
43. Хозяйственные суды, исходя из конкретных обстоятельств, должны рассматривать дела о банкротстве в выездных судебных заседаниях. При этом необходимо совместно с государственным органом по делам о банкротстве, органами государственной налоговой службы, прокуратуры, другими правоохранительными органами обратить особое внимание на вопросы выявления причин возникновения большой дебиторской кредиторской задолженности, приведшей предприятие к экономической несостоятельности и убыточной деятельности, и привлечения к ответственности виновных должностных лиц, допустивших бесхозяйственность, расточительство денежных средств, нецелевое их использование.
См. последующую редакцию.
44. Признать утратившими силу постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 1 марта 1996 года № 55 «Об итогах изучения и обобщения судебной практики по делам о банкротстве, рассмотренным хозяйственными судами республики», от 16 июля 1999 года № 78 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами Закона Республики Узбекистан «О банкротстве» (в новой редакции)», от 20 февраля 2004 года № 112 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона Республики Узбекистан «О банкротстве».