от 28.12.2007 г. № 172
Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, от 28.12.2007 г. № 172
Дата вступления в силу
28.12.2007
Акт утратил силу 20.02.2023
(наименование акта в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
 Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 6 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых постановлений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан».
В целях обеспечения правильного и единообразного применения экономическими судами законодательства при вынесении частных определений, руководствуясь статьей 47 Закона Республики Узбекистан «О судах», Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан постановляет:
(преамбула в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
1. Обратить внимание экономических судов на то, что в соответствии со статьей 2 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее — ЭПК) задачами судопроизводства в экономическом суде являются не только защита нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в экономической сфере, но и содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений.
(абзац перый пункта 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
2. В соответствии с частью первой статьи 200 ЭПК экономический суд вправе вынести частное определение в случае выявления при рассмотрении спора нарушения актов законодательства в деятельности государственного и иного органа, юридического лица, должностного лица или гражданина.
(абзац перый пункта 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(абзац второй пункта 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 декабря 2020 года № 37)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 4 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 декабря 2020 года № 37)
5. В соответствии с частью первой статьи 15 ЭПК экономический суд принимает судебные акты в форме решения, определения, постановления, судебного приказа. Судам следует иметь в виду, что частное определение является одним из видов определений и на него распространяются требования части первой данной статьи об обязательности судебных актов для всех государственных органов, органов самоуправления граждан, иных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.
(абзац перый пункта 5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
6. Привлечение к дисциплинарной ответственности должностного лица, так же как и любого другого работника, может осуществляться в соответствии с нормами главы XI Трудового кодекса Республики Узбекистан (далее — ТК) либо на основании действующих в отдельных отраслях народного хозяйства для отдельных категорий работников уставов и положений о дисциплине.
(абзац третий пункта 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(абзац перый пункта 6.2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 6.3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
7.1. В соответствии с частью первой статьи 198 ТК работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный вред.
Частью второй данной статьи предусмотрено, что под прямым действительным вредом понимается реальное уменьшение или ухудшение наличного имущества работодателя (в том числе имущества, арендованного работодателем у третьих лиц), а также необходимость для работодателя произвести излишние выплаты.
Часть третья статьи 198 ТК устанавливает, что работник несет материальную ответственность за прямой действительный вред, как непосредственно причиненный им работодателю, так и возникший у последнего в результате возмещения им вреда иным лицам.
(пункт 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
8.1. В соответствии со статьями 242, 245-1 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан (далее КоАО) экономические суды в случае установления административных правонарушений в ходе разрешения споров рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью третьей статьи 175, статьями 176-1, 180 и 181 названного Кодекса.
(пункт 8.1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
8.2. Административные правонарушения, предусмотренные частью третьей статьи 175, статьей 176-1, являются правонарушениями в области торговли, предпринимательства и финансов.
(абзац второй пункта 8.2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
К административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью третьей статьи 175 КоАО, могут быть привлечены должностные лица хозяйствующих субъектов, в чьи обязанности входит ведение кассовых операций и обеспечение соблюдения платежной дисциплины, в том числе исполнение инкассовых поручений налоговых органов. К таким должностным лицам относятся: руководитель хозяйствующего субъекта, главный бухгалтер, иные должностные лица, на которых уставом, трудовым договором или распоряжением руководителя возложено исполнение данных функций.
К административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью третьей статьи 176-1 КоАО, могут быть привлечены как должностные лица хозяйствующих субъектов, в чьи обязанности входит обеспечение соблюдения платежной дисциплины, так и должностные лица, ответственные за отпуск товаров и оказание услуг. Обязательным условием привлечения к административной ответственности за данное правонарушение является не сам факт ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом договорных обязательств, а причинение вследствие такого неисполнения (ненадлежащего исполнения) имущественного вреда.
При этом следует иметь в виду, что дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 176-1 КоАО, по фактам причинения имущественного вреда хозяйствующему субъекту вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договоров контрактации по закупке хлопка-сырца в соответствии со статьей 245-2 КоАО, рассматриваются экономический судами на основании протоколов об административном правонарушении, составляемых органами юстиции и направляемых в экономические суды в порядке, установленном статьей 282 КоАО.
(абзац шестой пункта 8.2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
8.3. В случае выявления при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью третьей статьи 175 и статьей 176-1 КоАО, факта причинения этим правонарушением ущерба другим лицам, суды должны в соответствии с правилами, установленными статьей 38 КоАО, рассматривать вопрос возмещения виновными этого ущерба. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с частью второй этой статьи экономический суд наряду с другими органами и должностными лицами вправе решать вопрос возмещения виновными ущерба, только если размер этого ущерба не превышает установленный минимальный размер заработной платы.
(абзац первый пункта 8.3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
В случае, если выявленный ущерб превышает указанную сумму, он, в соответствии с частью третьей статьи 38 КоАО, подлежит возмещению в порядке гражданского судопроизводства, о чем экономический суд может дать необходимые разъяснения потерпевшему.
(абзац третий пункта 8.3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
8.4. Административные правонарушения, предусмотренные статьями 180 и 181 КоАО, являются правонарушениями, посягающими на правосудие.
При этом в случае проявления лицом неуважения к суду в формах, предусмотренных статьей 180 КоАО, данное обстоятельство фиксируется в протоколе судебного заседания и постановление о привлечении виновного к административной ответственности выносится в той стадии судебного процесса, в которой это правонарушение было совершено. Дальнейшее рассмотрение хозяйственного дела продолжается в общем порядке.
8.5. К административной ответственности, предусмотренной статьей 181 КоАО, может быть привлечено только должностное лицо, которому направлено вступившее в законную силу частное определение суда для рассмотрения, только в случае, когда это частное определение им получено и оставлено без рассмотрения (не приняты меры к устранению указанных нарушений закона) либо по нему дан несвоевременный ответ.
(абзац второй пункта 8.5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 декабря 2020 года № 37)
8.6. В связи с тем, что ЭПК не содержит норм, регламентирующих порядок привлечения виновного лица к административной ответственности, оно осуществляется экономическим судом в порядке, предусмотренном КоАО.
(абзац первый пункта 8.6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется по правилам глав XIX, XXII, XXIII КоАО, а применение административного взыскания — с соблюдением правил, предусмотренных главой IV этого Кодекса.
При этом особое внимание следует обращать на безусловное соблюдение требований статьи 30 КоАО об учете характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
8.8. Протокол рассмотрения дела об административном правонарушении составляется по правилам, установленным статьей 308 КоАО. Исключением из этого правила является рассмотрение вопроса о привлечении к административной ответственности за правонарушение, выразившееся в проявлении лицом неуважения к суду в формах, предусмотренных статьей 180 КоАО. В этом случае данное обстоятельство фиксируется в протоколе судебного заседания и постановление о привлечении виновного к административной ответственности выносится в той стадии судебного процесса, в которой это правонарушение было совершено.
8.10. В соответствии с частью первой статьи 315 КоАО постановление экономического суда по делу об административном правонарушении обжалуется в порядке, установленном ЭПК.
(абзац первый пункта 8.10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(абзац второй пункта 8.10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
Часть четвертая статьи 315 КоАО устанавливает, что лицо, обжаловавшее постановление по делу об административном правонарушении, освобождается от уплаты государственной пошлины.
8.11. В соответствии с частью второй статьи 317 КоАО постановление экономического суда по делу об административном правонарушении опротестовывается в порядке, установленном ЭПК.
(пункт 8.11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 8.12 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 8.13 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
8.14. В целях обеспечения полномочий прокурора, предусмотренных статьей 275 КоАО, экономический суд направляет копию постановления о привлечении к административной ответственности в течение пяти дней со дня вынесения соответствующему прокурору.
(пункт 8.14 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
9. В соответствии с частью пятой статьи 200 ЭПК, если при рассмотрении экономического спора суд обнаружит в действиях лиц признаки преступления, он сообщает об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела с приложением соответствующих материалов.
(абзац первый пункта 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 декабря 2020 года № 37)
(пункт 9 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. предыдущую редакцию.
(пункты 9.1 — 9.8 утратили силу в соответствии с постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
10. ЭПК не устанавливает момент, когда может быть вынесено частное определение, в связи с чем оно может быть вынесено на любой стадии экономического судопроизводства и в любой инстанции экономический суд.
(абзац первый пункта 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
10.1. ЭПК не требует обязательного вынесения частного определения в отдельной комнате, однако в случае необходимости суд может воспользоваться таким правом для более тщательного изучения материалов дела и обстоятельств, побудивших его к вынесению частного определения.
(пункт 10.1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 10.2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
10.3. Частное определение по форме и содержанию должно соответствовать требованиям статей 195 и 196 ЭПК. Вместе с тем, при вынесении частных определений и постановлений, связанных с привлечением лица к административной ответственности, необходимо учитывать требования, предъявляемые к форме таких процессуальных актов, предусмотренных соответствующими кодексами (КоАО).
(абзац первый пункта 10.3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(абзац третий пункта 10.3 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
1) пункты 2-5.2, 6.2, 6.3, 6.6-10 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 9 апреля 1998 года № 72;