от 10.04.2009 г. № 7
Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, от 10.04.2009 г. № 7
Дата вступления в силу
10.04.2009
См. предыдущую редакцию.
(наименование акта в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 31)
См. предыдущую редакцию.
(преамбула в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 31)
См. предыдущую редакцию.
1. Обратить внимание судов, что в соответствии со статьей 138 Конституции Республики Узбекистан акты судебной власти обязательны для всех государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.
В связи с этим Уголовный кодекс (далее — УК) предусматривает уголовную ответственность за ряд преступлений, связанных с уклонением от исполнения судебного акта и воспрепятствованием принудительному исполнению судебных актов и актов иных органов, такие как уклонение от содержания несовершеннолетних или нетрудоспособных лиц (статья 122 УК), уклонение от содержания родителей (статья 123 УК), нарушение права на труд (часть первая статьи 148 УК), неисполнение судебного акта (статья 232 УК), вмешательство в процесс принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов (статья 2321 УК), незаконное распоряжение имуществом, подвергнутым аресту (статья 233 УК).
(пункт 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 31)
См. предыдущую редакцию.
2. Под актами судебных и иных органов, предусмотренных в статьях 232, 2321 УК, понимаются акты, вступившие в законную силу:
(пункт 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 31)
См. предыдущую редакцию.
3. Обратить внимание органов дознания, следствия и судов, что уголовная ответственность за уклонение от исполнения судебного акта, налагающего обязанность совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, предусмотренное диспозицией части первой статьи 232 УК, наступает при уклонении от исполнения судебного акта неимущественного характера, то есть акта, налагающего обязанность совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. В случае уклонения от исполнения судебного акта имущественного характера, то есть акта о взыскании денежных средств или имущества, лицо уголовной ответственности не подлежит.
(пункт 3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 31)
См. предыдущую редакцию.
Под уклонением от исполнения судебного акта следует понимать любое действие по неисполнению лицом требования вступившего в законную силу судебного акта неимущественного характера. Однако, для привлечения к уголовной ответственности указанное действие (бездействие) должно продолжаться после применения в отношении лица меры административного взыскания по статье 1981 КоАО Республики Узбекистан. Помимо этого, для привлечения лица к уголовной ответственности требуется соблюдение требований статьи 71 Закона «Об исполнении судебных актов и актов иных органов», а именно, как привлечение лица к административной ответственности, так и наличие письменного предупреждения государственным исполнителем об уголовной ответственности в случае дальнейшего уклонения лица от исполнения судебного акта.
(абзац второй пункта 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 16)
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 31)
См. предыдущую редакцию.
41. Обратить внимание судов на то, что в диспозиции части первой статьи 2321 УК предусмотрены следующие составы преступления:
по содержанию диспозиции статьи 2321 УК, для привлечения лица к уголовной ответственности за воспрепятствование исполнению судебного акта и актов других органов, характер судебного акта или актов других органов не имеет значения.
(пункт 41 введен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 31)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 16)
Однако, Законом «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» (далее — Закон) предусмотрен пятидневный срок для добровольного исполнения требования судебного акта. В связи с этим, используя аналогию Закона, срок предупреждения об уголовной ответственности не должен превышать пяти дней.
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 16)
См. предыдущую редакцию.
6. Разъяснить судам, что по отдельным категориям судебных актов неимущественного характера Закон предусматривает совершение государственным исполнителем ряда исполнительных действий (например, при вселении, выселении, сносе строения, изъятии и передаче земельного участка и т. п.). При решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности за уклонение от исполнения судебного акта указанной категории, достаточно наличие факта неисполнения лицом требований судебного акта после применения административного взыскания и истечения срока предупреждения, независимо от совершения государственным исполнителем соответствующих исполнительных действий.
(пункт 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 16)
7. Следует иметь в виду, что уголовный закон содержит исключения из общей нормы, предусмотренной статьей 232 УК, когда ответственность за уклонение от исполнения судебного акта наступает по специальным нормам, предусмотренным в УК (например, статьи 122, 123 УК, часть первая статьи 148 УК) и дополнительной квалификации содеянного по статье 232 УК не требуется.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 31)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 31)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 31)
Субъектом преступления, предусмотренного частью второй статьи 232 УК, является только должностное лицо, соответствующее требованиям, предъявляемым к таким лицам в разделе восьмом Особенной части Уголовного кодекса.
По части второй статьи 232 УК подлежит уголовной ответственности, в частности, должностное лицо, заведомо заключившее либо не расторгнувшее трудовой договор (контракт) с лицом, лишенным по приговору суда права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью.
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 16)
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 16)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 12 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 31)
См. предыдущую редакцию.
13. Обратить внимание судов, что состав преступления, предусмотренного статьями 232, 2321 УК, является формальным и для привлечения лица к уголовной ответственности достаточно лишь факта уклонения от исполнения судебного акта либо воспрепятствования исполнению судебных актов и актов иных органов, при этом наступление каких-либо вредных последствий, в частности, наличие и размер материального ущерба значения не имеет.
(абзац первый пункта 13 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 31)
См. предыдущую редакцию.
В случае уклонения лица, привлеченного к уголовной ответственности по части 1 статьи 122 УК, от содержания несовершеннолетних или нетрудоспособных лиц в течение более двух месяцев до погашения судимости, его деяние квалифицируется по части 2 статьи 122 УК.
(пункт 14 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 31)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 15 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 16)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 15 дополнен абзацем четвертым постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 31)
16. Следует иметь в виду, что по смыслу статьи 140 Семейного кодекса, в случае если лицо, обязанное уплачивать алименты, в определенный период не работало, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Республике Узбекистан на момент взыскания задолженности.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 19 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 31)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 20 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 31)