от 15.09.2000 г. № 23
Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, от 15.09.2000 г. № 23
Дата вступления в силу
15.09.2000
Акт утратил силу 20.11.2023
 Комментарий LexUz
 Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 29 «О судебной практике по рассмотрению дел о преступлениях против порядка несения военной службы».
В соответствии со статьей 17 Закона «О судах» Пленум Верховного суда Республики Узбекистан постановляет:
(пункт 1.2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
1.3. Подсудность уголовных дел военным судам определена в статье 45 Закона Республики Узбекистан «О судах», а также в Положении об организации деятельности военных судов (приложение № 1).
(абзац первый пункта 1.3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
3.2. Часть 1 статьи 285 Уголовного кодекса устанавливает ответственность за нарушение уставных правил взаимоотношений, выразившееся в систематическом издевательстве, истязании, причинении легкого телесного повреждения с расстройством здоровья или средней тяжести телесного повреждения, незаконном лишении свободы. В связи с этим действия виновного дополнительной квалификации по соответствующим статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за преступления против личности, не требуется.
3.3. Пунктами «а», «б» части 2 статьи 285 Уголовного кодекса установлена ответственность за преступление, совершенное группой лиц или с применением оружия.
Понятие «группой лиц» в данном случае аналогично понятию, содержащемуся в статье 29 Уголовного кодекса. Групповые неуставные насильственные действия совершаются совместно двумя или более военнослужащими, объединенными общностью умысла, каждый из которых является субъектом преступления, предусмотренного статьей 285 Уголовного кодекса, и выступает в качестве соисполнителя. Преступление группой лиц может быть совершено как по предварительному сговору между собой, так и при его отсутствии. Необходимым условием квалификации действий виновных в последнем случае по пункту «а» части 2 статьи 285 Уголовного кодекса является осознание каждым из них того, что неуставные действия совершаются им в группе.
3.4. Под иными тяжкими последствиями, предусмотренными пунктом «б» части 4, статьи 285 Уголовного кодекса, подразумеваются находящиеся в причинной связи с неуставными действиями виновного последствия, тяжесть которых должна оцениваться судом в зависимости от их характера.
Если неуставные насильственные действия завершаются умышленным убийством потерпевшего, содеянное виновным подлежит квалификации по совокупности — частью 3 статьи 285 Уголовного кодекса и соответствующими статьями кодекса, предусматривающими преступления против личности.
Решая вопрос о виновности лица в превышении власти или служебных полномочий, всегда важно установить его компетенцию. Права и полномочия воинских должностных лиц четко определены законами, уставами, положениями, приказами командования. При этом необходимо иметь в виду, что применение оружия и иного физического насилия со стороны должностного лица может квалифицироваться как превышение власти, если эти действия связаны с исполнением им своих служебных обязанностей и выражаются в превышении полномочий, которыми оно наделено по службе в отношении потерпевшего. Определенные полномочия могут иметь место, когда потерпевший являлся подчиненным виновного или когда находился в зависимости от последнего вследствие того, что виновный являлся представителем власти. В противном случае ответственность может наступить по соответствующим статьям Уголовного кодекса, предусматривающим преступления против личности.
Субъектами преступления, предусмотренного статьей 297 Уголовного кодекса, могут быть военнослужащие, которые по роду своей служебной деятельности пользуются оружием, веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, или обеспечивающие их хранение, перевозку или доставку, либо имеющий к ним доступ и нарушающие при этом правила обращения с ними.
5.1.1. Оружие — техническое средство, специально предназначенное для поражения живой силы. Диспозиция статьи 297 УК охватывает только огнестрельное оружие (пистолет, автомат, гранатомет, артиллерийское и ракетное оружие и т. д.), холодное оружие из этой группы исключается. Оружие должно быть заводского изготовления и находиться на вооружении воинской части. Различного рода самодельные огнестрельные устройства к оружию, предусмотренному статьей 297 Уголовного кодекса, не относятся. В эту группу не включаются также строительные, сигнальные, стартовые пистолеты и все иные стреляющие устройства, не предназначенные для поражение живой силы.
5.2.1. Обязательным признаком преступления, предусмотренного статьей 298 Уголовного кодекса, является наступление в результате допущенных нарушений определенного вреда: гибель людей либо причинение им тяжких или средней тяжести телесных повреждений. Причинение вреда жизни и здоровью охватывается составом этого преступления и не требует дополнительной квалификации по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности.
От преступления, предусмотренного статьей 266 Уголовного кодекса, рассматриваемое преступление отличается по объекту, некоторым признакам объективной стороны и субъекту. Объектом преступления по статье 298 Уголовного кодекса является установленный в Вооруженных силах порядок несения воинской службы, связанный с эксплуатацией военных боевой, специальной или транспортной машины, а преступление, предусмотренное статьей 266 Уголовного кодекса, посягает на безопасность движения и эксплуатации транспорта. Преступление, указанное в статье 298, совершается военнослужащим на боевой, специальной или транспортной машине. Нарушение военнослужащим правил вождения на машине, не являющейся боевой, специальной или транспортной, как и нарушение гражданским лицом правил вождения на боевой, специальной или транспортной машине подпадают под признаки состава статьи 266 Уголовного кодекса.
Статья 298 УК предусматривает все возможные последствия нарушения правил вождения или эксплуатации военных машин, в том числе гибель нескольких лиц. Поэтому наличие такого признака, как причинение смерти нескольким лицам, не дает само по себе оснований для квалификации содеянного по статье 262 Уголовного кодекса.
5.2.3. Субъектом преступления может быть военнослужащий, ответственный за эксплуатацию боевой, специальной или транспортной машины либо непосредственно управляющей ею. Для привлечения к ответственности за нарушение правил вождения не имеет значения, является ли нарушитель штатным водителем и умеет ли он водить машину. Не подлежит ответственности за деяния, предусмотренные статьей 298 Уголовного кодекса, военнослужащий, обучающийся езде на учебной машине под контролем инструктора. В этом случае обязанность по обеспечению безопасности движения возлагается на инструктора, который и будет нести ответственность за нарушение правил вождения.
5.3.1. Статья 299 УК предусматривает ответственность за происшествия, повлекшие катастрофы или иные тяжкие последствия.
5.3.3. Субъектом преступлений, предусмотренных статьей 299 Уголовного кодекса, могут быть военнослужащие, на которых специально возложены обязанности по обеспечению полетов и подготовки к ним. К ответственности могут быть привлечены также руководитель полетов, командир корабля, пилот, бортовой инженер, штурман и др.
5.4.1. Часть 1 статьи 295 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за промотание военнослужащим срочной службы выданного для личного пользования воинского снаряжения.
5.4.2. В отличие от статьи 295 в статье 296 Уголовного кодекса имеется в виду порядок сбережения любого военного имущества, а не только тех предметов, которые выдаются в личное или служебное пользование. Оружие, боеприпасы, средства передвижения и другое военное имущество является государственной собственностью, поэтому при умышленном уничтожении или повреждении их виновный одновременно посягает на государственную собственность.
Преступление, предусмотренное статьей 296 Уголовного кодекса, совершается в форме прямого или косвенного умысла. При этом лицо либо ставит цель уничтожения или повреждения имущества, либо сознательно допускает такие последствия. Виновный сознает, что уничтожению или повреждению подвергается именно военное, а не какое-то иное имущество.
(пункт 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 16)