от 15.09.2000 г. № 22
Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, от 15.09.2000 г. № 22
Дата вступления в силу
15.09.2000
Акт утратил силу 30.11.2018
 Комментарий LexUz
(с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 июня 2002 года № 10)
 Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 35 «О некоторых вопросах применения судами законодательства, регулирующего рассмотрение дел об административных правонарушениях».
Статья 20 Конституции Республики Узбекистан провозглашает, что осуществление прав и свобод гражданами не должно нарушать законных интересов, прав и свобод других лиц, государства и общества.
Судам необходимо иметь ввиду, что в соответствии со статьей 9 КоАО акты, смягчающие или устраняющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до вступления в силу этих актов, а акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.
(пункт 1 дополнен абзацем вторым постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
4. При неподсудности дела об административном правонарушении данному суду или направление его с нарушением требований статей 282 и 304 КоАО, оно возвращается органу (должностному лицу), составившему административный протокол или вынесшему постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, мотивированным письмом судьи.
(абзац первый пункта 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
Время, затраченное для устранения установленных недостатков, не приостанавливает течение сроков, установленных статьями 36 и 305 КоАО для рассмотрения дела об административной ответственности и применения административного взыскания.
5. Содержание протокола об административном правонарушении и постановление о возбуждении административного дела должны соответствовать требованиям статьи 281 КоАО. В случаях, когда протокол составлен или постановление о возбуждении административного дела вынесено ненадлежащим должностным лицом, в нем не указаны время совершения и существо административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, или лицо, привлекаемое к ответственности, не ознакомлено с материалами дела, либо ему в предусмотренном КоАО порядке не вручены копия протокола или постановления, а также если ему не разъяснены права, предусмотренные статьей 294 КоАО, судья возвращает протокол или постановление соответствующему органу или должностному лицу, его составившему для устранения недостатков.
6-1. Разъяснить, что согласно статье 171 КоАО за нарушения правил дорожного движения, зафиксированные специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видео фиксации, административной ответственности подлежит собственник транспортного средства, а в случае, когда оно принадлежит юридическому лицу — лицо, ответственное за эксплуатацию данного транспортного средства.
(пункт 6-1 введен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
(абзац первый пункта 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
В случаях, предусмотренных частью третьей статьи 294 КоАО присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, является обязательным. Несоблюдение этого правила является основанием для отмены постановления.
8. Разъяснить, что при подготовке к рассмотрению дела судья обязан выяснить, не имеется ли обстоятельств, исключающих производство по делу. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 271 КоАО, судья обязан вынести постановление о прекращении дела производством. Если судья придет к выводу о малозначительности совершенного административного правонарушения, на основании статьей 21, 3081 и части второй статьи 310 КоАО он прекращает производство по делу, освобождает правонарушителя от административной ответственности и ограничивается предупреждением.
(абзац первый пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан 2012 года 13 декабря № 19)
Предупреждение не является видом административного взыскания, предусмотренного статьей 23 КоАО, в связи с этим по такому делу ссылка на статью 33 Кодекса необязательна.
9. В соответствии со статьей 36 КоАО административное взыскание может быть применено не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — одного года со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращении его производством, но при наличии в действиях правонарушителя признаков административного правонарушения, административное взыскание может быть применено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.
(абзац первый пункта 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
(абзац третий пункта 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
(пункт 10 дополнен абзацем четвертым постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
Права и обязанности эксперта определены в статье 299 КоАО. В постановлении о назначении экспертизы указываются основания для назначения экспертизы, наименование экспертного учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в его распоряжение.
13. При совершении нескольких правонарушений взыскание по ним определяется на основании статьи 34 КоАО. Разъяснить, что в случае совершения нескольких правонарушений, одно из которых подведомственно суду, то все материалы должны разрешаться судом.
14. Статьями 31 и 32 Кодекса об административной ответственности предусмотрены обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и другие обстоятельства, не предусмотренные статьей 31 КоАО. Вместе с тем, обстоятельства отягчающие ответственность, указанные в статье 32 КоАО, являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат. Судья, применяющий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать отягчающими вину обстоятельства, указанные в статье 32 КоАО.
15. В соответствии со статьей 37 КоАО лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания, не совершившее нового административного правонарушения, считается не подвергавшимся административному взысканию. Соответственно, если лицо, совершившее правонарушение, освобождено от административной ответственности на основании статьи 21 КоАО, а также в случаях прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным пунктами 5-6 статьи 271 КоАО, то оно считается не имеющим административное взыскание.
(абзац третий пункта 20 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
(абзац четвертий пункта 20 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
22. Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 311 КоАО объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается под расписку лицу, в отношении которого вынесено административное взыскание. Потерпевшему копия постановления по его просьбе вручается под расписку, а если она высылается по почте, об этом делается соответствующая запись в деле. Судья должен разъяснить лицу, привлеченному к административному взысканию порядок и сроки обжалования постановления, а также правовые последствия уклонения от исполнения постановления.
В соответствии со статьей 311 КАО по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 185, частями первой и второй статьи 220 КоАО, в отношении лица, которому огнестрельное оружие, а также боевые припасы вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование предприятием, учреждением, организацией, копия постановления направляется соответствующему предприятию, учреждению, организации, для сведения, а органу внутренних дел — для рассмотрения вопроса о запрещении этому лицу пользоваться огнестрельным оружием.
(абзац второй пункта 22 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
24. В соответствии с требованиями статьи 320 КоАО дело по жалобе или протесту на постановление судьи по административному правонарушению рассматривается судьей кассационной инстанции единолично по поручению председателя суда. Решение судьи суда кассационной инстанции по жалобе или протесту на постановление судьи по делу об административном правонарушении выносится в форме постановления и вступает в силу с момента его вынесения. Судья кассационной инстанции, рассматривая жалобу или протест на постановление по делу об административном правонарушении, принимает постановление, регламентированное статьей 321 КоАО.
(пункт 24 дополнен абзацем вторым постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
25. На постановление судьи кассационной инстанции, на основании которого постановление об административном взыскании вступает в законную силу, заинтересованными лицами могут быть принесены жалобы в порядке надзора. На вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении в общем порядке, установленном законами Республики Узбекистан «О судах» и «О прокуратуре», председателями соответствующих судов и прокурорами могут быть принесены протесты в порядке надзора. Жалоба или протест в порядке надзора на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей вышестоящего суда по поручению председателя этого суда. Если дело ранее рассматривалось судьей в кассационном порядке, то в порядке надзора оно разрешается председателем суда или его заместителем.
26. При рассмотрении дел об административном правонарушении, при наличии оснований в соответствии со статьей 313 КоАО судья вносит представление по месту учебы, работы или жительства правонарушителя, направленное на устранение причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.