Комментарий LexUz
(с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 июня 2002 года № 10)
Незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей посягают на валютную монополию Республики Узбекистан, они не редко сопряжены с хищением, взяточничеством, нарушением таможенного законодательства и другими преступлениями.
Изучение судебной практики показало, что суды обеспечивают в основном правильное рассмотрение дел этой категории. Вместе с тем допускаются ошибки, связанные с различным толкованием понятия валютных ценностей, неправильной квалификацией преступлений.
См. предыдущую редакцию.
Не всегда выполняется требование закона об установлении источников незаконного приобретения валютных ценностей, индивидуализации наказания, о применении к осужденным обязательной конфискации валютных ценностей, в ряде случаев не обращают в доход государства деньги, ценности, нажитые преступным путем, не уделяют должного внимания установлению источников незаконного приобретения валютных ценностей, выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений.
(абзац третий преамбулы в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 3 февраля 2006 года № 5)
См. последующую редакцию.
В связи с этим, а также необходимостью разъяснения вопросов, возникших в судебной практике по делам о незаконном обороте валютных ценностей Пленум Верховного суда Республики Узбекистан постановляет:
1. При рассмотрении дел о незаконном приобретении или сбыте валютных ценностей суды обязаны принимать все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств совершенного преступления, обращая особое внимание на установление и привлечение к ответственности всех его участников, выявление источников противоправного приобретения валютных ценностей, каналов их сбыта и принимать необходимые меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.
2. Обратить внимание на то, что перечень валютных ценностей установлен пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Узбекистан от 2 мая 1993 года «О валютном регулировании» и является исчерпывающим. К таким ценностям отнесены:
г) драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих металлов, а также лома таких изделий;
д) природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных изделий и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
Из пунктов «а» и «г» следует, что любые изделия производственного и лабораторного назначения, полуфабрикаты и детали таковых, производственные отходы (опилки, стружки, шламы и т. п.), а также монеты из драгоценных металлов, за исключением денежной единицы Республики Узбекистан «сум» в виде монет, из драгоценных металлов находящихся в обращении на территории Республики Узбекистан, являются валютными ценностями.
Сусальное золото и диски для зубопротезирования из драгоценных металлов валютными ценностями не являются.
К ювелирным и другим бытовым изделиям из драгоценных металлов и природных драгоценных камней следует относить изделия, изготовленные как промышленным, так и кустарным способами, из драгоценных металлов и природных драгоценных камней, независимо от наличия на них пробирного клейма.
См. последующую редакцию.
— иностранные денежные знаки в виде банкнот, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на денежные знаки Республики Узбекистан;
— средства на счетах и во вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных единицах.
См. последующую редакцию.
4. Незаконным приобретением или сбытом валютных ценностей признается приобретение или сбыт валютных ценностей, осуществляемые с нарушением установленных правил-покупки, продажи или обмена на территории Республики Узбекистан в момент их осуществления.
5. Хранение перевозка валютных ценностей сами по себе не образуют незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей.
Преступление считается оконченным с момента незаконного перехода права собственности на валютные ценности.
6. Изготовление ювелирных, зубопротезных и других бытовых изделий из принадлежащих на законных основаниях изготовителю или заказчику драгоценных металлов и драгоценных камней, являющихся валютными ценностями, как и изготовление указанных предметов из ювелирных и других бытовых изделий, состоящих из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома таких изделий, не может рассматриваться как незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей.
См. последующую редакцию.
7. Решение вопроса об отнесении иностранной валюты к значительному, крупному или особо крупному размерам относится к компетенции органов следствия и суда, которые при этом должны руководствоваться курсом иностранной валюты к денежной единице Республики Узбекистан, определяемым Центральным банком Республики Узбекистан, на день совершения сделки.
8. Незаконное приобретение или сбыт гражданами валютных ценностей совершенные впервые в значительном и меньшем размерах является административным правонарушением, ответственность за которые предусмотрена статьей 170 Кодекса Республики Узбекистан «Об административной ответственности».
Незаконное приобретение или сбыт гражданами валютных ценностей в значительном размере, совершенное в течение одного года после применения административного взыскания за такие же действия, т. е. незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей в значительном размере, являются уголовным преступлением, ответственность за которое предусмотрена частью первой статьи 177 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
Если же лицо имело цель незаконно приобрести или сбыть валютные ценности в размерах, превышающих значительный, однако свой умысел реализовывал по частям, оно подлежит ответственности по статье 177 УК.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
9. При квалификации содеянного по частям второй и третьей статьи 177 УК в постановлении о привлечении к участию в уголовном деле в качестве обвиняемого, обвинительном заключении и приговоре должно быть отражено, по какому именно признаку деяние виновного рассматривается как совершенное при отягчающих обстоятельствах, имея в виду, что незаконное приобретение или сбыт гражданами валютных ценностей повторно или опасным рецидивистом, в крупном размере, по предварительному сговору группой лиц, в особо крупных размерах, организованной группой или в ее интересах, являются уголовно наказуемым преступлением и должны квалифицироваться по соответствующим частям статьи 177 УК независимо от того, применялось ли к этому лицу ранее административное взыскание за незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей в значительном размере.
См. последующую редакцию.
10. Хищение валютных ценностей путем разбоя, вымогательства, грабежа, присвоения или растраты, мошенничества, кражи, а также получение, дача взятки, посредничество во взяточничестве, подкуп служащего, вымогательство вознаграждения в валютных ценностях, должны квалифицироваться только по соответствующей статье УК, предусматривающей ответственность за это преступление и дополнительной квалификации по статье 177 при этом не требуется.
См. последующую редакцию.
11. Перемещение валютных ценностей через таможенную границу Республики Узбекистан помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или декларированием не своим наименованием в крупном, особо крупном размерах, с использованием служебного положения, путем прорыва организованной группой, сопряженные с последующим совершением сделок с ними на территории Республики Узбекистан (продажа, обмен), должны квалифицироваться по совокупности как нарушение таможенного законодательства и незаконный сбыт валютных ценностей.
См. последующую редакцию.
12. Если под видом валютных ценностей заведомо для виновного сбывались поддельные валютные ценности, когда явное несоответствие, например, фальшивой купюры подлинной, исключающее ее участие в денежном обращении, а также при наличии иных обстоятельств дела, свидетельствующих о направленности умысла виновного на грубый обман потерпевшего, такие действия должны квалифицироваться как сбыт поддельной иностранной валюты по соответствующей части статьи 176 УК и дополнительной квалификации по статье 168 УК (мошенничество) не требуется. Действия приобретшего эти поддельные валютные ценности должны квалифицироваться как покушение на незаконное приобретение валютных ценностей.
Действия лица, приобретшего поддельные валютные ценности, но не знавшего об их подделке и, в последующем сбывшего их, должны квалифицироваться как незаконный сбыт валютных ценностей.
13. Вопрос об обращении в собственность государства валютных ценностей, принадлежащих подозреваемому, обвиняемому, подсудимому и признанных предметами преступления, должен разрешаться в порядке статей 211, 284, 285 Уголовно-процессуального кодекса.
14. В силу статей 401, 471 УПК Республики Узбекистан при постановлении приговора или при вынесении определения (постановления) о прекращении уголовного дела суды обязаны решать судьбу вещественного доказательства, приобщенного к уголовному делу. При этом необходимо иметь в виду, что валютные ценности, противоправно отчужденные у собственника или владельца, подлежат возвращению по принадлежности, за исключением случаев, предусмотренных законом.
См. последующую редакцию.
В тех случаях, когда по воле собственника валютные ценности стали объектом преступной сделки, таковые подлежат обращению в доход государства, даже если собственник по каким-либо основаниям не был привлечен к уголовной ответственности.
Деньги и иные ценности, нажитые в результате незаконного приобретения или сбыта валютных ценностей, подлежат обращению в доход государства. Если деньги или иные ценности, нажитые преступным путем, не были обнаружены, полученные суммы либо стоимость ценностей взыскивается в доход государства.
15. Судам при рассмотрении дел о незаконном приобретении или сбыте валютных ценностей надлежит уделять особое внимание вопросам индивидуализации наказания.
Строгой ответственности подлежат лица, занимающиеся оборотом валютных ценностей систематически, в крупных, особо крупных размерах, по предварительному сговору, в организованной группе или в ее интересах, вовлекающие в преступления других лиц.
Вместе с тем, суды обязаны обсуждать вопросы о назначении наказания, не связанного с лишением свободы в отношении женщин, несовершеннолетних и иных лиц, чье исправление возможно без изоляции от общества.
См. последующую редакцию.
16. Верховному суду Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областным, Ташкентскому городскому судам по уголовным делам и Военному суду Республики Узбекистан обеспечить надзор за правильностью рассмотрения судами дел о преступлениях, составляющих незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей.
См. последующую редакцию.