от 17.04.1998 г. № 11
Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, от 17.04.1998 г. № 11
Дата вступления в силу
17.04.1998
Акт на состоянии 24.07.2009
Перейти на действующую версию
 Комментарий LexUz
2. В соответствии со статьей 53 Конституции Республики Узбекистан основу экономики страны составляет собственность в ее различных формах. Право собственности является абсолютным правом, которое предполагает запрет на какие-либо действия, ущемляющие это право.
Как присвоение либо растрата вверенного виновному или находящегося в его ведении чужого имущества (статья 167 Уголовного кодекса) должно квалифицироваться незаконное безвозмездное обращение в свою собственность или собственность другого лица имущества, находящегося в правомерном ведении виновного, который в силу должностных обязанностей, договорных отношений осуществлял в отношении этого имущества правомочия по распоряжению, управлению, доставке или хранению.
6. Разъяснить судам, что в соответствии со статьей 54 Конституции Республики Узбекистан субъективное право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику этого имущества. Поэтому любое, не основанное на законе, вмешательство в осуществление права собственности является грубым нарушением этого права. Действия должностных лиц, выразившиеся, например, в противозаконном распоряжении имуществом фермера, другого лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, иных юридических или физических лиц, если они причинили крупный ущерб либо существенный вред правам или охраняемым законом интересам собственника, образуют состав преступления — злоупотребление властью или должностными полномочиями. При этом у собственника, в отношении имущества которого допущены незаконные действия, возникает право на взыскание с виновного материального ущерба, в том числе и упущенной выгоды, а также морального вреда.
В связи с этим, судам надлежит должным образом реагировать на нарушения законодательства по данному вопросу. В случае установления корыстных или иных низменных побуждений подобного вмешательства, действия виновных должны квалифицироваться по соответствующим статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за преступления против порядка управления. Суд должен также разъяснить право надлежащего участника процесса на взыскание с виновного всех убытков, вызванных, например, приостановкой производства, последовавшей в результате незаконного вмешательства в его деятельность.
10. В соответствии со статьей 96 Гражданского кодекса Республики Узбекистан ценными бумагами являются документы, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении. К ценным бумагам, в частности, относятся: облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, акция и другие документы, которые законодательством отнесены к числу ценных бумаг.
Безвозмездное изъятие и присвоение ценных бумаг следует квалифицировать как хищение чужого имущества. Если же по делу будет установлено нарушение действующего законодательства, регламентирующего порядок выпуска и обращения ценных бумаг, при наличии признаков, содержащихся в диспозиции статьи 205 Уголовного кодекса, такие действия следует квалифицировать как злоупотребление властью или должностными полномочиями. К таким нарушениям, например, может относиться воспрепятствование реализации пакетов акций, предназначенных для свободной продажи гражданам и иностранным инвесторам.
При этом в качестве последствий преступления, предусмотренного статьей 175 Уголовного кодекса, всегда должен быть установлен крупный или особо крупный ущерб, причиненный интересам республики. Размер этого ущерба, как крупного или особо крупного, должен быть аргументирован следственным органом и судом по каждому конкретному делу, поскольку он, по смыслу закона, должен быть значительно большим, чем ущерб, указанный в других статьях Уголовного кодекса.
12. Указать судам на повышенную общественную опасность вымогательства (рэкета), как преступления, не только грубо нарушающего права и законные интересы граждан, предпринимателей, но и наносящего значительный ущерб в экономической сфере. Вместе с тем суды должны иметь в виду, что в соответствии с законом (статья 165 Уголовного кодекса), вымогательство предполагает требование передачи чужого имущества или прав на него, предоставления имущественных выгод либо совершения действий имущественного характера. Поэтому требование о возврате у должника долга не может быть квалифицировано по статье 165 Уголовного кодекса, а при определенных условиях должно рассматриваться как самоуправство (статья 229 Уголовного кодекса). Требования процентов по долгу образует состав вымогательства, если выплата этих процентов не была заранее обговорена должником и кредитором.
14. При рассмотрении дел о лжепредпринимательстве (статья 179 Уголовного кодекса) следует учитывать, что оно преследует цель незаконного получения кредитов, освобождения от налогов, извлечения иной имущественной выгоды, которое лицо не вправе иметь, не осуществляя деятельности, предусмотренной учредительными документами. Установление такой цели может служить основанием для квалификации действий лица по совокупности статьи 179 и статей, предусматривающих ответственность за покушение на хищение, уклонение от уплаты налогов и т. д.
При этом следует иметь в виду, что на территории республики действуют «Временные правила работы предприятий розничной торговой сети различных форм собственности» от 18 февраля 1993 года, нарушение которых может служить основанием для квалификации действий виновного по статье 189 Уголовного кодекса. При этом субъектами данного преступления могут быть не только работники торговой сети различных форм собственности, но и любые другие физические лица, осуществляющие сделки в этой сфере.
При квалификации действий лиц, осуществляющих торговую или посредническую деятельность с уклонением от регистрации с целью получения неконтролируемой прибыли (дохода) (статья 188 Уголовного кодекса), следует исходить из факта торговой или посреднической деятельности с уклонением от регистрации в значительном размере, после применения мер административного взыскания. При установлении факта получения прибыли в крупном или в особо крупном размере действия необходимо квалифицировать по соответствующим квалифицирующим признакам частей 2 и 3 статьи 188 Уголовного кодекса.
18. Уклонение от уплаты налогов или других платежей (статья 184 Уголовного кодекса) является одним из наиболее опасных преступлений, совершаемых в сфере экономики, и заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить установленные законом налоги или другие платежи. Осуществление правосудия по делам указанной категории должно способствовать укреплению законности в сфере налоговых правоотношений, возникающих между государственными налоговыми органами и лицами (физическими и юридическими). Эти правоотношения регулируются Налоговым кодексом Республики Узбекистан и другими законодательными актами.
19. Диспозиция статьи 184 Уголовного кодекса является бланкетной, поэтому для выяснения содержания понятий «доходы», «прибыль», «другие объекты налогообложения», «налоги», «сборы», «пошлины», «другие платежи», следует обращаться к Налоговому кодексу Республики Узбекистан. В частности, статьи 5, 6 и 7 Налогового кодекса раскрывают понятия налогов и сборов, статьи 13, 14, 15 Налогового кодекса раскрывают понятия прибыли и т. д. В соответствии с диспозицией статьи 184 Уголовного кодекса уклонение от уплаты налогов может выражаться как в действиях, так и в бездействии, но совершается только умышленно, а поэтому следственные органы и суды по каждому делу обязаны установить умысел и корыстную цель лица, уклоняющегося от уплаты налога. Само по себе запутывание учета или отчетности, ошибки при подсчете прибыли и т. д. вследствие халатного отношения к выполнению служебных обязанностей не могут квалифицироваться по статье 184 Уголовного кодекса, а при наличии соответствующих условий образует состав преступления, предусмотренный статьей 207 Уголовного кодекса (должностная халатность).
21. Субъектами преступления, ответственность за которые предусмотрена в статье 184 Уголовного кодекса, могут быть лица, на которых в соответствии с законом возложена обязанность представлять полную информацию о прибыли, доходах и иных объектах налогообложения и вносить установленную сумму в доход государства. К ним относятся должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, на которых возложены обязанности ведения бухгалтерского учета, предоставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов (руководители предприятий, учреждений и организаций, их заместители, главные бухгалтеры и должностные лица бухгалтерии).
24. При определении суммы неуплаченного налога, дохода и других объектов налогообложения следственные органы и суды обязаны учитывать требования главы шестой Налогового кодекса (вычеты и убытки), согласно которой при определении доходов (прибыли) производятся вычеты, связанные, например, с расходами по заработной плате работников, ремонту основных средств, арендной плате и другие.
28. Основными видами превышения должностных полномочий (статья 206 Уголовного кодекса) следует считать: совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого лица; совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте; совершение лицом единоличных действий, отнесенных к компетенции коллегиального органа; совершение должностным лицом действий, которые никто и не при каких обстоятельствах не вправе совершать и т. д.