от 17.04.1998 г. № 11
Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, от 17.04.1998 г. № 11
Дата вступления в силу
17.04.1998
 Комментарий LexUz
См. предыдущую редакцию.
2. В соответствии со статьей 65 Конституции Республики Узбекистан основу экономики страны составляет собственность в ее различных формах. Право собственности является абсолютным правом, которое предполагает запрет на какие-либо действия, ущемляющие это право.
(абзац первый пункта 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 31)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
Как присвоение либо растрата вверенного виновному или находящегося в его ведении чужого имущества (статья 167 Уголовного кодекса) должно квалифицироваться незаконное безвозмездное обращение в свою собственность или собственность другого лица имущества, находящегося в правомерном ведении виновного, который в силу должностных обязанностей, договорных отношений осуществлял в отношении этого имущества правомочия по распоряжению, управлению, доставке или хранению.
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 ноября 2017 года № 46)
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
6. Разъяснить судам, что в соответствии со статьей 66 Конституции Республики Узбекистан субъективное право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику этого имущества. Поэтому любое, не основанное на законе, вмешательство в осуществление права собственности является грубым нарушением этого права. Действия должностных лиц, выразившиеся, например, в противозаконном распоряжении имуществом фермера, другого лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, иных юридических или физических лиц, совершенные повторно в течение одного года с момента вынесения постановления о применении административного наказания за совершение таких действий, образуют состав преступления — нарушение права частной собственности, предусмотренного статьей 1921 Уголовного кодекса. При этом у собственника, в отношении имущества которого допущены незаконные действия, возникает право на взыскание с виновного материального ущерба, в том числе и упущенной выгоды, а также морального вреда.
(абзац первый пункта 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 31)
При наличии в действиях виновного лица квалифицирующих признаков, предусмотренных частями второй или третьей статьи 1921 Уголовного кодекса, уголовная ответственность наступает независимо от применения в отношении него ранее административного взыскания.
(пункт 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
См. предыдущую редакцию.
В связи с этим, судам надлежит должным образом реагировать на нарушения законодательства по данному вопросу. В случае установления корыстных или иных низменных побуждений подобного вмешательства, действия виновных должны квалифицироваться по соответствующим статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за преступления, связанные с воспрепятствованием, незаконным вмешательством в предпринимательскую деятельность и другие преступления, посягающие на права и законные интересы хозяйствующих субъектов, а также преступления против порядка управления. Суд должен также разъяснить право надлежащего участника процесса на взыскание с виновного всех убытков, вызванных, например, приостановкой производства, последовавшей в результате незаконного вмешательства в его деятельность.
(абзац второй пункта 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
См. предыдущую редакцию.
8. При рассмотрении уголовных дел о преступлениях в сфере экономики суды должны обращать особое внимание на выполнение законодательства, регламентирующего право каждого гражданина на занятие предпринимательской деятельностью. Действия должностных лиц, препятствующих осуществлению законной предпринимательской деятельности, должны получать надлежащую правовую оценку. К таким неправомерным действиям могут относиться, в частности, нарушение права частной собственности, нарушение порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности, незаконное приостановление деятельности субъекта предпринимательской деятельности или операции по их банковским счетам, принудительное привлечение к благотворительной деятельности и иным мероприятиям, отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, неправомерный отказ, неприменение или воспрепятствование в применении льгот и преференций и т.д.
(пункт 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
См. предыдущую редакцию.
10. В соответствии со статьей 96 Гражданского кодекса Республики Узбекистан ценными бумагами являются документы, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении. К ценным бумагам, в частности, относятся: облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, коносамент, акция и другие документы, которые законодательством отнесены к числу ценных бумаг.
(абзац первый пункта 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 31)
См. предыдущую редакцию.
Безвозмездное изъятие и присвоение ценных бумаг следует квалифицировать как хищение чужого имущества. Если же по делу будет установлено нарушение действующего законодательства, регламентирующего порядок выпуска и обращения ценных бумаг, при наличии признаков, содержащихся в диспозициях статей 19211 или 205 Уголовного кодекса, такие действия следует квалифицировать как злоупотребление властью или должностными полномочиями. К таким нарушениям, например, может относиться воспрепятствование реализации пакетов акций, предназначенных для свободной продажи гражданам и иностранным инвесторам.
(абзац второй пункта 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
См. предыдущую редакцию.
При этом в качестве последствий преступления, предусмотренного статьей 175 Уголовного кодекса, всегда должен быть установлен крупный или особо крупный ущерб, причиненный интересам республики. Размер этого ущерба, как крупного или особо крупного, должен быть аргументирован следственным органом и судом по каждому конкретному делу.
(абзац второй пункта 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2010 года № 07)
12. Указать судам на повышенную общественную опасность вымогательства (рэкета), как преступления, не только грубо нарушающего права и законные интересы граждан, предпринимателей, но и наносящего значительный ущерб в экономической сфере. Вместе с тем суды должны иметь в виду, что в соответствии с законом (статья 165 Уголовного кодекса), вымогательство предполагает требование передачи чужого имущества или прав на него, предоставления имущественных выгод либо совершения действий имущественного характера. Поэтому требование о возврате у должника долга не может быть квалифицировано по статье 165 Уголовного кодекса, а при определенных условиях должно рассматриваться как самоуправство (статья 229 Уголовного кодекса). Требования процентов по долгу образует состав вымогательства, если выплата этих процентов не была заранее обговорена должником и кредитором.
14. При рассмотрении дел о лжепредпринимательстве (статья 179 Уголовного кодекса) следует учитывать, что оно преследует цель незаконного получения кредитов, освобождения от налогов, извлечения иной имущественной выгоды, которое лицо не вправе иметь, не осуществляя деятельности, предусмотренной учредительными документами. Установление такой цели может служить основанием для квалификации действий лица по совокупности статьи 179 и статей, предусматривающих ответственность за покушение на хищение, уклонение от уплаты налогов и т. д.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 15 исключен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
См. предыдущую редакцию.
Для признания лица виновным по статье 188 УК необходимо установление факта осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации с получением неконтролируемого дохода в особо крупном размере.
(пункт 17 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 ноября 2017 года № 46)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 18 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 19 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 20 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 21 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 22 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 23 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 24 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 25 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
28. Основными видами превышения должностных полномочий (статья 206 Уголовного кодекса) следует считать: совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого лица; совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте; совершение лицом единоличных действий, отнесенных к компетенции коллегиального органа; совершение должностным лицом действий, которые никто и не при каких обстоятельствах не вправе совершать и т. д.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 31 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)