от 20.12.1996 г. № 39
Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, от 20.12.1996 г. № 39
Дата вступления в силу
20.12.1996
 Комментарий LexUz
Право на необходимую оборону, закрепленное в статье 37 УК Республики Узбекистан, является важной гарантией реализации конституционного положения о неприкосновенности личности, жилища и имущества граждан, обеспечивает условия для выполнения гражданами их конституционных и общественных интересов. Это обязывает суды строго соблюдать законодательство о необходимой обороне при осуществлении правосудия.
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий преамбула в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
1. Разъяснить судам, что под общественно опасным посягательством, защита от которого допустима в пределах статьи 37 УК, следует понимать деяние, предусмотренное Особенной частью Уголовного кодекса независимо от того, привлечено ли лицо, его совершившее, к уголовной ответственности или освобождено от нее в связи с невменяемостью, недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности или по другим основаниям.
8. Суды должны отграничивать убийство, причинение тяжкого или средней тяжести телесного повреждения при превышении пределов необходимой обороны от умышленного убийства, умышленного причинения тяжкого или средней тяжести телесного повреждения в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, имея в виду, что для преступлений, совершенных в состоянии сильного душевного волнения, характерно причинение вреда потерпевшему не с целью защиты и, следовательно, не в состоянии необходимой обороны. Кроме того, обязательным признаком преступлений, совершенных в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного действиями потерпевшего (статьи 98, 106 УК), является причинение вреда под влиянием именно такого волнения, тогда как для преступлений, совершенных при превышении пределов необходимой обороны, этот признак необязателен.
См. предыдущую редакцию.
9. Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, подлежит квалификации по статье 100 УК и в тех случаях, когда оно совершено при обстоятельствах, предусмотренных п.п. «а», «б», «д», «ж», «р», «с» ч. 2 ст. 97 УК.
(пункт 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан 2012 года 13 декабря № 19)
12. При назначении наказания лицам, виновным в убийстве, причинении тяжких или средней тяжести телесных повреждений при превышении пределов необходимой обороны, суды должны в силу статьи 467 УПК с учетом обстоятельств дела, данных о личности виновного в каждом конкретном случае обсуждать вопрос о возможности избрания наказания, не связанного с лишением свободы. Назначение наказания в виде лишения свободы суд обязан мотивировать в приговоре.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 13 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 ноября 2017 года № 46)
14. Обратить внимание судов на то, что в силу ст. 987 ГК вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены ее пределы, возмещению не подлежит.
С лиц, осужденных по статьям 100, 107 УК, взыскание в доход государства средств, затраченных на лечение посягавших законом не предусмотрено. Лечение последних осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 15 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)