Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области информатизации, использования информационных ресурсов и информационных систем.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об информатизации, то применяются правила международного договора.
информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания условий для удовлетворения потребностей юридических и физических лиц в информации с использованием информационных ресурсов, информационных технологий и информационных систем;
информационный ресурс — информация, банк данных, база данных в электронной форме в составе информационной системы;
См. последующую редакцию.
собственник информационных ресурсов или информационных систем — юридическое или физическое лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение информационными ресурсами или информационными системами;
владелец информационных ресурсов или информационных систем — юридическое или физическое лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение информационными ресурсами или информационными системами в пределах прав, установленных законом или собственником информационных ресурсов, информационных систем;
информационная технология — совокупность методов, устройств, способов и процессов, используемых для сбора, хранения, поиска, обработки и распространения информации;
информационная система — организационно упорядоченная совокупность информационных ресурсов, информационных технологий и средств связи, позволяющая осуществлять сбор, хранение, поиск, обработку и пользование информацией.
См. последующую редакцию.
Государственная политика в области информатизации направлена на создание национальной информационной системы с учетом современных мировых тенденций развития и совершенствования информационных ресурсов, информационных технологий и информационных систем.
реализация конституционных прав каждого на свободное получение и распространение информации, обеспечение доступа к информационным ресурсам;
создание единого информационного пространства Республики Узбекистан на основе информационных систем государственных органов, отраслевых и территориальных информационных систем, а также информационных систем юридических и физических лиц;
создание условий для доступа к международным информационным сетям и всемирной информационной сети Интернет;
формирование государственных информационных ресурсов, создание и развитие информационных систем, обеспечение их совместимости и взаимодействия;
поддержка и стимулирование предпринимательства, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций;
Государственное регулирование в области информатизации осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан и специально уполномоченным им органом.
содействует созданию информационных систем государственных органов, отраслевых и территориальных информационных систем;
организовывает работу по сертификации технических средств и услуг информационных систем и информационных технологий;
координирует деятельность юридических и физических лиц по обеспечению защиты их информационных ресурсов и информационных систем;
обеспечивает информационную безопасность и приоритетное использование информационных систем в интересах обороноспособности и безопасности Республики Узбекистан;
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. «Положение о Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан», утвержденное постановлением Кабинета Министров от 1 мая 2018 года № 318.
Правовой режим информационных ресурсов и информационных систем определяется нормами, устанавливающими:
порядок документирования информации, формирования информационных ресурсов и создания информационных систем;
Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Порядок документирования информации устанавливается специально уполномоченным органом.
Информация, хранимая и обрабатываемая в информационных ресурсах, подтвержденная электронной цифровой подписью, является электронным документом и имеет одинаковую юридическую силу с документом на бумажном носителе.
Отношения, связанные с формированием и использованием электронного документа и электронной цифровой подписи, регулируются законом.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. Закон Республики Узбекистан «Об электронном документообороте» и Закон Республики Узбекистан «Об электронной цифровой подписи».
Информационные ресурсы и информационные системы в Республике Узбекистан могут находиться в публичной и частной собственности.
Основаниями возникновения права собственности на информационные ресурсы и информационные системы являются:
создание информационных ресурсов и информационных систем за счет средств государственного бюджета, собственных средств юридических и физических лиц или других источников, не запрещенных законодательством;
договор купли-продажи или иная сделка, содержащая условия перехода права собственности на информационные ресурсы и информационные системы другому лицу;
Законом могут быть предусмотрены и иные основания возникновения права собственности на информационные ресурсы и информационные системы.
информационных ресурсов юридических и физических лиц, созданных за счет средств государственного бюджета;
информационных ресурсов юридических и физических лиц, содержащих государственные секреты и конфиденциальную информацию;
Юридические и физические лица обязаны в установленном порядке предоставлять документированную информацию в соответствующие государственные органы для формирования государственных информационных ресурсов.
Порядок обязательного предоставления документированной информации юридических и физических лиц, перечень государственных органов, ответственных за формирование и использование государственных информационных ресурсов, устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Порядок предоставления информации, отнесенной к государственным секретам и конфиденциальной информации, устанавливается законодательством.
Комментарий LexUz
Согласно статьи 6 Закона Республики Узбекистан «О защите государственных секретов» система защиты государственных секретов, включающая в себя порядок засекречивания, допуска и связанные с ним ограничения, а также порядок обращения с государственными секретами определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Информационные ресурсы по категориям доступа разделяются на общедоступные информационные ресурсы и информационные ресурсы с ограниченным доступом.
Общедоступными информационными ресурсами являются информационные ресурсы, предназначенные для неограниченного круга пользователей.
К информационным ресурсам ограниченного доступа относятся информационные ресурсы, содержащие информацию о государственных секретах и конфиденциальную информацию или информацию, доступ к которой ограничен собственниками информационных ресурсов.
Собственники и владельцы информационных ресурсов должны обеспечить равноправный доступ юридических и физических лиц к общедоступным информационным ресурсам.
Отнесение информационных ресурсов к категориям доступа определяется собственником информационных ресурсов в порядке, установленном законодательством.
Пользователи информационных ресурсов обладают равными правами на доступ к информационным ресурсам, за исключением информационных ресурсов с ограниченным доступом.
Перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам собственники и владельцы информационных ресурсов предоставляют пользователям бесплатно.
Информация, полученная на законных основаниях из информационных ресурсов юридическими и физическими лицами, может быть использована ими для создания производной информации с обязательной ссылкой на источник информации.
Порядок получения информации из информационных ресурсов определяет собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требований, установленных законодательством.
См. последующую редакцию.
Порядок формирования и использования информационных ресурсов, содержащих информацию о персональных данных физических лиц, устанавливается законодательством.
Юридические и физические лица имеют право на свободный доступ к информационным ресурсам, содержащим сведения о них, на уточнение этих сведений в целях обеспечения их полноты и достоверности.
Доступ юридических и физических лиц к информационным ресурсам, содержащим сведения о них, может быть ограничен законом.
Комментарий LexUz
Согласно статье 4 Закона Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации», доступ к информации может быть ограничен только в соответствии с законом и в целях защиты прав и свобод человека, основ конституционного строя, нравственных ценностей общества, духовного, культурного и научного потенциала, обеспечения безопасности страны.
Отказ собственника или владельца информационных ресурсов юридическим и физическим лицам в доступе к информационным ресурсам, содержащим сведения о них, может быть обжалован в суд.
В национальную информационную систему входят информационные системы государственных органов, отраслевые и территориальные информационные системы, а также информационные системы юридических и физических лиц.
Национальная информационная система создается за счет средств государственного бюджета, а также собственных средств юридических и физических лиц и других источников, не запрещенных законодательством.
Национальная информационная система создается с учетом совместимости входящих в ее состав информационных систем с международными информационными системами.
Информационный обмен с использованием национальной информационной системы производится на договорной основе, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Использование информационных систем для совершения сделок между юридическими и физическими лицами регулируется законодательством.
Комментарий LexUz
Для подробной информаци см. Закон Республики Узбекистан «Об электронной коммерции».
Технические средства, составляющие информационные системы, подлежат сертификации в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. Закон Республики Узбекистан «О сертификации продукции и услуг».
Обязательной сертификации подлежат технические средства информационных систем государственных органов, отраслевых и территориальных информационных систем, информационных систем юридических и физических лиц, предназначенные для обработки информации, содержащей государственные секреты или конфиденциальную информацию, а также средства защиты этих систем.
Межсетевые соединения информационных систем осуществляются для обмена информацией между различными информационными системами.
Собственники, владельцы информационных систем обеспечивают возможность межсетевого соединения между собой в соответствии с установленными нормами и правилами.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. статью 17 Закона Республики Узбекистан «О телекоммуникациях».
Межсетевые соединения различных информационных систем осуществляются на договорной основе между собственниками, владельцами информационных систем.
Порядок и условия осуществления межсетевых соединений и взаимодействия различных информационных систем устанавливаются специально уполномоченным органом.
предотвращения утечки, хищения, утраты, искажения, блокировки, подделки информационных ресурсов и иного несанкционированного доступа к ним;
предотвращения несанкционированных действий по уничтожению, блокированию, копированию, искажению информации и других форм вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы;
сохранения государственных секретов и конфиденциальной информации, содержащейся в информационных ресурсах.
Защите подлежат информационные ресурсы и информационные системы, неправомерное обращение с которыми может нанести ущерб их собственникам, владельцам или иным юридическим и физическим лицам.
Государственные органы, юридические и физические лица обязаны обеспечить защиту информационных ресурсов и информационных систем, содержащих информацию о государственных секретах и конфиденциальную информацию.
Порядок организации защиты информационных ресурсов и информационных систем устанавливается их собственниками, владельцами самостоятельно.
Порядок организации защиты информационных ресурсов и информационных систем, содержащих информацию о государственных секретах и конфиденциальную информацию, определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Государственные органы, юридические и физические лица могут включать свои информационные системы в международные информационные сети и во всемирную информационную сеть Интернет в установленном законодательством порядке.
Включение информационных систем, содержащих информационные ресурсы ограниченного доступа, в международные информационные сети и во всемирную информационную сеть Интернет осуществляется только после принятия необходимых защитных мер.
Лица, виновные в нарушении законодательства об информатизации, несут ответственность в установленном порядке.