В целях повышения статуса Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, создания условий для наиболее полного решения задач, возложенных на него как агента Правительства и Центрального банка по обслуживанию иностранных кредитов и инвестиций, создания надежных гарантий для зарубежных партнеров Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан «О введении в действие Закона Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности» новую редакцию Устава Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан (прилагается).
См. последующую редакцию.
2. Основным держателем уставного фонда Национального банка в объеме не менее 60 процентов определить Кабинет Министров Республики Узбекистан и направить на эти цели из бюджета республики 2 млрд. рублей и 200 млн. долларов США.
Министерству финансов в недельный срок выделить в качестве оплаченной доли Правительства республики в уставном фонде банка указанные средства.
Правлению Национального банка внешнеэкономической деятельности проработать вопрос и внести предложения о привлечении зарубежных учредителей и резидентов Республики Узбекистан для формирования уставного фонда банка.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 3 утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 июля 2000 г. № 265)
4. Предоставить Правлению Национального банка внешнеэкономической деятельности право самостоятельно устанавливать размеры процентных ставок по выдаваемым кредитам.
5. В целях развития сети Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан для совершенствования обслуживания субъектов внешнеэкономической деятельности республики, контроля за использованием валютных инвестиций на местах:
Центральному банку Республики Узбекистан оказать содействие в создании филиалов Национального банка внутри и за пределами Республики Узбекистан;
хокимиятам Андижанской, Джизакской, Навоийской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской областей обеспечить выделение в областных центрах соответствующих помещений для открытия филиалов Национального банка внешнеэкономической деятельности;
Правлению Национального банка внешнеэкономической деятельности совместно с Центральным банком Республики Узбекистан принять меры по открытию филиалов Национального банка в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Чопе, Бресте;
Посольству Республики Узбекистан в Российской Федерации выделить помещения на 1 этаже нового здания гостиницы Посольства для открытия Московского филиала Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан.
6. Министерству финансов совместно с Национальным банком внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан в 10-дневный срок рассмотреть и внести в Правительство республики предложения по уменьшению налогооблагаемой базы данного банка на размер средств, направляемых на развитие.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан тт. У.Т. Султанова и Б.С. Хамидова.
1. Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан (далее по тексту — «Банк») образован Указом Президента Республики Узбекистан от 7 сентября 1991 г.
См. последующую редакцию.
2. Банк является государственным специализированным банком, находится в собственности Республики Узбекистан в лице Правительства и входит в банковскую систему Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
3. Основными направлениями деятельности банка являются реализация политики Правительства Республики Узбекистан в области международных экономических отношений, содействие развитию и укреплению экономического сотрудничества с другими странами, расширению экспортного потенциала республики, улучшению структуры экспорта и импорта товаров и услуг, обслуживание внешнеэкономической деятельности, аккумулирование валютных средств, защита валютных интересов.
4. Банк по поручению Правительства и Центрального банка представляет интересы Республики Узбекистан в отношениях с банками других государств, международными финансовыми институтами и иными финансово-кредитными учреждениями.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
5. Банк в своей деятельности руководствуется законами Республики Узбекистан и иными решениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями, распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормативными документами Центрального банка, а также настоящим Уставом.
(пункт 5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 декабря 1996 г. № 471)
6. Банк является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в хозяйственном и третейском судах.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
7. Банк, его филиалы (отделения) и представительства имеют круглую печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и штампы, бланки со своим наименованием на узбекском, английском и русском языках. Банк имеет собственную эмблему.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
Местонахождение Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан: город Ташкент, ул. Ахунбабаева, 23.
(пункт 7 дополнен абзацем в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 декабря 1996 г. № 471)
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
9. Банк не отвечает по обязательствам Республики Узбекистан, Республика Узбекистан не отвечает по обязательствам Банка, кроме случаев, когда Республика Узбекистан принимает на себя такую ответственность.
организует и проводит международные расчеты республики по экспортным, импортным и неторговым операциям, а также другие международные расчеты;
имеет право выступать заемщиком, гарантом и кредитором от имени Республики Узбекистан в тех случаях, когда Республика Узбекистан поручает осуществление этих функций;
ведет обслуживание предоставляемых и получаемых Республикой Узбекистан межгосударственных и межправительственных займов и кредитов в иностранной валюте, а также совершает расчеты по ним;
См. последующую редакцию.
совершенствует валютно-финансовые и кредитно-расчетные отношения с зарубежными государствами, повышает их эффективность, применяет наиболее экономные и прогрессивные формы расчетов и кредитования;
оказывает содействие взысканию средств, недополученных по вине иностранных банков, концернов, фирм и иных партнеров при исполнении ими контрактов;
См. последующую редакцию.
кредитует проекты и программы по привлечению в республику передовых технологий с законченным циклом по переработке сельскохозяйственного сырья, модернизации и технологическому перевооружению предприятий промышленности на основе современного оборудования, выпуску товаров народного потребления, способствующих созданию новых рабочих мест, выходу продукции республики на мировой рынок;
устанавливает прямые корреспондентские отношения с банками государств—участников СНГ и зарубежных государств;
См. последующую редакцию.
размещает валютные средства на внутреннем, международных финансовых рынках на выгодных для республики условиях;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
участвует в разработке государственных планов экономического и социального развития, главных направлений денежно-кредитной политики, сводного валютного плана, предложений об объемах валютных поступлений и платежей по банковским операциям;
принимает участие в разработке проектов законодательных и нормативных актов по валютному регулированию и банковской деятельности по территории Республики Узбекистан;
ведет иную банковскую деятельность в рамках существующего законодательства для коммерческих учреждений.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
12. Средства Банка состоят из уставного, резервного и других фондов, образованных от дохода, в том числе в иностранной валюте.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
13. Уставный капитал банка составляет 4.000.000.000.00 (четыре миллиарда) сумов и 400.000.000.00 (четыреста миллионов) долларов США, которые эквивалентны сумам по курсу Центрального банка на день зачисления средств на увеличение уставного капитала, за счет средств, оплаченных Правительством Республики Узбекистан, и капитализации прибыли Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан.
(пункт 13 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 декабря 1996 г. № 471)
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
14. Уставный капитал образуется за счет целевых поступлений, средств республиканского бюджета и других источников, не запрещенных законодательными актами. Размер уставного капитала может быть изменен по решению Правительства республики.
(пункт 14 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 декабря 1996 г. № 471)
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
15. Резервный фонд предназначается для покрытия возможных убытков по операциям Банка и формируется за счет ежегодных отчислений (не менее 5%) от дохода до достижения им 15% от размера уставного капитала.
(пункт 15 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 декабря 1996 г. № 471)
16. Имущество Банка состоит из принадлежащих ему зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других ценностей.
См. последующую редакцию.
средств предприятий, фирм и банков других государств, привлекаемых в соответствии с подписанными соглашениями и договорами;
См. предыдущую редакцию.
(абзац шестой пункта 17 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 октября 2009 г. № 285 — СЗ РУ, 2009 г., № 44, ст. 469)
См. последующую редакцию.
18. Банк оказывает весь комплекс кредитных, финансовых, расчетно-кассовых и других банковских услуг, в том числе:
заключает с банками, кредитными и иными учреждениями (в том числе и международными) других государств договоры (соглашения) об установлении корреспондентских отношений, условиях и о порядке осуществления международных расчетов по экспортным, импортным, неторговым и другим операциям, а также о порядке ведения банковских счетов, о предоставлении и получении кредитов и об осуществлении иных операций, предусмотренных настоящим Уставом;
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
получает от иностранных и международных банков и других организаций кредиты и займы в формах, применяемых в международной банковской практике, а также предоставляет обеспечение по полученным кредитам и займам в виде векселей, облигаций иных обязательств Банка;
(абзац третий пункта 18 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 октября 2009 г. № 285 — СЗ РУ, 2009 г., № 44, ст. 469)
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
предоставляет клиентам Банка, связанным с внешнеэкономической деятельностью, кредиты в сумах, а также в иностранной валюте для создания и развития экспортных производств, для обеспечения их текущей деятельности;
(абзац четвертый пункта 18 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 декабря 1996 г. № 471)
для осуществления операций и хранения денежных средств Банк открывает корреспондентские счета в банках, в том числе в иностранных;
принимает средства в сумах и иностранных валютах на счета и во вклады от банков, в том числе и иностранных, международных и иных организаций, а также от граждан Республики Узбекистан, граждан иностранных государств и размещает средства на счетах и во вклады в иностранных и международных банках и иных кредитных учреждениях;
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
определяет на договорной основе порядок распоряжения средствами, находящимися на корреспондентских счетах банков Республики Узбекистан, иностранных и международных банков и других финансовых институтов, порядок открытия и ведения этих счетов и условия размещения средств во вклады в Банке в сумах и иностранной валюте;
(абзац седьмой пункта 18 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 декабря 1996 г. № 471)
производит покупку и продажу платежных документов, а также совершает иные сделки и банковские операции с этими документами;
См. последующую редакцию.
осуществляет на территории Республики Узбекистан и за ее пределами покупку и продажу иностранной валюты (банкнот, казначейских билетов, монет), платежных документов (чеков, векселей, аккредитивов и т. п.) в иностранной валюте и иных валютных ценностей, а также совершает другие сделки и операции c валютными ценностями;
совершает за границей операции по покупке и продаже иностранной валюты (дилинг) и иные валютные операции в соответствии с международной банковской практикой;
выдает поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие их исполнение в денежной форме;
приобретает права требования, вытекающие из поставки товаров и оказания услуг, принимает на себя риски исполнения таких требований и инкассаций этих требований (факторинг);
приобретает и передает на условиях аренды оборудование, транспортные средства и другое имущество (лизинг);
См. последующую редакцию.
осуществляет финансирование капитальных вложений по поручению владельца или распорядителя инвестируемых средств;
См. предыдущую редакцию.
(абзац пятнадцатый пункта 18 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 октября 2009 г. № 285 — СЗ РУ, 2009 г., № 44, ст. 469)
покупает, продает и хранит государственные платежные документы и иные ценные бумаги и совершает другие операции с ними;
совершенствует формы обслуживания клиентов банка путем внедрения современной техники и технологии (кредитные и электронные карточки, подключение Банка к мировой межбанковской телекоммуникационной сети и т. д.);
привлекает и размещает драгоценные металлы на счета и во вклады, покупает, продает и производит иные операции с драгоценными металлами, природными драгоценными металлами и драгоценными камнями как на внутреннем, так и на международном рынке;
совершает доверительные операции: привлекает и размещает средства, управляет ценными бумагами и другими операциями по поручению клиентов;
на основе заключенных с клиентами договоров принимает на хранение, комиссию иностранную валюту, драгоценные металлы, иные валютные и другие ценности;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
участвовать собственными средствами, в том числе на долевой основе, в создании и хозяйственной деятельности предприятий, организаций и других коммерческих структур, в том числе и на холдинговой основе;
представлять интересы предприятий и организаций в финансовых и хозяйственных органах по их доверенности.
получать от кредитуемых предприятий и организаций отчеты, балансы и документы, подтверждающие их платежеспособность, а также обеспеченность предоставленных кредитов;
требовать проведения экспертизы проектных решений по строительству, техническому перевооружению объектов и иной хозяйственной деятельности, которую предполагается осуществлять с участием собственных средств или кредитов Банка;
прекращать дальнейшую выдачу кредита, досрочно взыскивать выданные суммы кредита при нарушении обязательств, предусмотренных кредитными договорами, при выявлении случаев недостоверности отчетности или запущенности бухгалтерского учета;
на основе договоров устанавливать процентные ставки за проведение активных и пассивных операций, а также размеры комиссионного вознаграждения за оказанные услуги.
См. предыдущую редакцию.
22. Банк подотчетен Кабинету Министров Республики Узбекистан, как держателю уставного капитала Банка.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
(пункт 22 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 июля 2000 г. № 265)
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
23. В Банке создается Совет Банка. Совет Банка возглавляется Председателем, назначаемым постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
Первый заместитель министра внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан;
(абзац четвертый пункта 23 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 августа 2005 г. № 192 — СЗ РУ, 2005 г., № 32-33, ст. 248)
См. предыдущую редакцию.
Заведующий Сводного информационно-аналитического департамента по вопросам макроэкономического развития, структурных преобразований, привлечения иностранных инвестиций и комплексного развития территорий Кабинета Министров Республики Узбекистан;
(абзац пятый пункта 23 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 февраля 2012 года № 48 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 82)
См. предыдущую редакцию.
(абзац шестой пункта 23 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 февраля 2003 г. № 112 — СЗ РУ, 2003 г., № 4, ст. 42)
См. предыдущую редакцию.
(абзац седьмой пункта 23 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 февраля 2003 г. № 112 — СЗ РУ, 2003 г., № 4, ст. 42)
См. предыдущую редакцию.
Первый заместитель Председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по управлению государственным имуществом.
(абзац восьмой пункта 23 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 августа 2005 г. № 192 — СЗ РУ, 2005 г., № 32-33, ст. 248)
См. предыдущую редакцию.
24. Совет Банка созывается на заседания не реже двух раз в год. В случае необходимости Совет Банка созывается на внеочередные заседания по инициативе:
Решения на заседании Совета Банка принимаются 3/4 голосов присутствующих. На заседании Совета каждый член Совета имеет одни голос.
Заседание Совета Банка является правомочным, если на нем присутствуют не менее 75% членов от списочного состава Совета Банка. При этом участие Председателя Совета на заседаниях является обязательным.
В своей деятельности Совет Банка руководствуется действующим законодательством Республики Узбекистан и настоящим Уставом.
(пункт 24 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 июля 2000 г. № 265)
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан на утверждение Устав Банка, изменения и дополнения к нему;
представляет на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменении уставного капитала Банка;
утверждает состав членов Правления Банка, за исключением Председателя Правления и заместителей Председателя Правления;
определяет основные направления политики Банка в сфере кредитования, управления активами и пассивами, осуществления инвестиции и оказания новых видов услуг клиентам Банка;
принимает решения о заключении сделки или нескольких взаимосвязанных сделок, стоимость которых составляет свыше двадцати пяти процентов от балансовой стоимости активов Банка на день принятия решения о заключении такой сделки;
принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации филиалов, представительств, дочерних и зависимых предприятий Банка и утверждает их положения и уставы;
(пункт 25 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 июля 2000 г. № 265)
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
Председатель Правления Банка и его заместители назначаются на должность Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Председатель правления Банка является высшим должностным лицом Банка, руководит его деятельностью в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Уставом Банка, и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Банк задач.
Наряду с Председателем Правления и его заместителями в состав Правления входят по должности руководители структурных подразделений Банка по решению Совета Банка.
организует и осуществляет руководство оперативной деятельностью Банка, обеспечивает выполнение уставных задач, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан и решений Совета Банка;
предварительно рассматривает все вопросы, которые согласно настоящему Уставу подлежат рассмотрению Советом Банка и Кабинетом Министров Республики Узбекистан, подготавливает по ним соответствующие материалы, предложения и проекты решений;
См. последующую редакцию.
Правление Банка рассматривает все вопросы, связанные с реализацией Банком политики Правительства в области валютно-финансовых отношений, развития и текущей деятельности Банка на основе коллегиальности и учета мнений членов Правления.
См. последующую редакцию.
Решения Правления банка считаются принятыми, если за принятие решения высказалось не менее трех четвертей от списочного состава членов Правления.
(пункт 26 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 июля 2000 г. № 265)
27. Председатель Правления Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан:
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
решает все вопросы деятельности Банка, за исключением отнесенных настоящим Уставом к компетенции Кабинета Министров Республики Узбекистан и Совета Банка.
(абзац второй пункта 27 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 июля 2000 г. № 265)
без доверенности действует от имени Банка, представляет банк во всех республиканских органах, предприятиях и организациях республики, а также в других государствах по всем вопросам банковской деятельности;
См. последующую редакцию.
пользуется правом распоряжения средствами, в том числе для проведения благотворительных акций, устанавливает предельные размеры командировочных, представительских и других расходов;
См. последующую редакцию.
утверждает положения о премировании работников, о структурных подразделениях, должностные инструкции на работников Банка;
утверждает методические, инструктивные разработки Национального банка, не требующие согласования и утверждения в Центральном банке республики;
См. последующую редакцию.
28. Трудовой коллектив Банка составляют все сотрудники, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора (контракта, соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые отношения работника с Банком.
29. Все работники банка обязаны соблюдать Кодекс работников Национального банка, хранить тайну по операциям, счетам, вкладам Банка, его клиентов и корреспондентов.
См. последующую редакцию.
30. Трудовые доходы каждого работника Банка определяются его личным вкладом с учетом конечных результатов работы Банка, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются.
При распределении дохода часть дохода (до 10%) передается в собственность членов трудового коллектива Банка.
31. После уплаты в соответствии с действующим законодательством налогов в бюджет и производства отчислений в фонды доход используется для развития Банка или на другие цели, определяемые Кабинетом Министров.
См. последующую редакцию.
32. Бухгалтерский учет и отчетность в Банке осуществляется в соответствии с едиными правилами Центрального банка Республики Узбекистан. Банк предоставляет Центральному банку бухгалтерский баланс, отчеты и иные материалы в объеме и сроки, установленные Центральным банком Республики Узбекистан.
33. Банк публикует годовой баланс, счет прибылей и убытков по формам и в сроки, которые устанавливаются Центральным банком Республики Узбекистан после подтверждения достоверности представленных в них сведений аудиторской организацией.
35. Ревизия и проверка деятельности Банка осуществляется ревизионной комиссией Банка (внутренний аудит), независимыми аудиторскими организациями и другими контролирующими органами, уполномоченными в соответствии с законодательством на осуществление таких проверок.
См. последующую редакцию.
36. Деятельность Банка прекращается в соответствии с законодательством Республики Узбекистан по решению Правительства Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.