Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области обращения с отходами.
Основными задачами настоящего Закона являются предотвращение вредного воздействия отходов на жизнь и здоровье граждан, окружающую среду, сокращение образования отходов и обеспечение рационального их использования в хозяйственной деятельности.
См. предыдущую редакцию.
обращение с отходами — деятельность, связанная с учетом и контролем в области обращения с отходами, ведением государственного кадастра мест захоронения и утилизации отходов, образованием, сбором, размещением, транспортированием, обезвреживанием, хранением, переработкой, утилизацией и реализацией отходов;
(абзац второй статьи 2 в редакции Закона Республики Узбекистан от 10 октября 2018 года № ЗРУ-495 — Национальная база данных законодательства, 11.10.2018 г., № 03/18/495/2029 — вступает в силу с 12 января 2019 года)
См. предыдущую редакцию.
обезвреживание отходов — деятельность, связанная с нейтрализацией, дезактивацией, дезинфекцией, демеркуризацией, разложением, сжиганием, термической обработкой и захоронением отходов;
(статья 2 дополнена абзацем третьим Законом Республики Узбекистан от 10 октября 2018 года № ЗРУ-495 — Национальная база данных законодательства, 11.10.2018 г., № 03/18/495/2029 — вступает в силу с 12 января 2019 года)
См. предыдущую редакцию.
объекты обращения с отходами — объекты, используемые для сбора, размещения, транспортирования, обезвреживания, хранения, переработки, утилизации и реализации отходов;
(абзац четвертый статьи 2 в редакции Закона Республики Узбекистан от 10 октября 2018 года № ЗРУ-495 — Национальная база данных законодательства, 11.10.2018 г., № 03/18/495/2029 — вступает в силу с 12 января 2019 года)
отходы — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
лимит размещения отходов — предельное количество отходов, разрешенное для размещения на определенный срок;
См. предыдущую редакцию.
объект размещения отходов — специально отведенное и оборудованное место для хранения и обезвреживания отходов;
(абзац восьмой статьи 2 в редакции Закона Республики Узбекистан от 10 октября 2018 года № ЗРУ-495 — Национальная база данных законодательства, 11.10.2018 г., № 03/18/495/2029 — вступает в силу с 12 января 2019 года)
захоронение отходов — изоляция отходов, направленная на предотвращение попадания загрязняющих веществ в окружающую среду и исключающая возможность дальнейшего использования этих отходов;
См. предыдущую редакцию.
хранение отходов — содержание отходов в специально оборудованных накопителях до их извлечения с целью обезвреживания, переработки или утилизации;
(абзац десятый статьи 2 в редакции Закона Республики Узбекистан от 10 октября 2018 года № ЗРУ-495 — Национальная база данных законодательства, 11.10.2018 г., № 03/18/495/2029 — вступает в силу с 12 января 2019 года)
утилизация отходов — извлечение из отходов ценных компонентов или использование отходов в качестве вторичного сырья, топлива, удобрений и других целей;
переработка отходов — осуществление технологических операций, связанных с изменением физических, химических или биологических свойств отходов в целях подготовки их к экологически безопасному хранению, транспортированию или утилизации;
норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции или на единицу исходного сырья;
опасные отходы — отходы, содержащие в своем составе вещества, которые обладают хотя бы одним из опасных свойств (токсичностью, инфекционностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью, радиоактивностью) и присутствуют в таком количестве и в таком виде, что представляют собой непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан, окружающей среды как самостоятельно, так и при контакте с другими веществами.
Законодательство об обращении с отходами состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Законодательство об обращении с отходами не распространяется на отношения, связанные с выбросами и сбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в водные объекты.
Отношения в области обращения с отходами в Республике Каракалпакстан регулируются также законодательством Республики Каракалпакстан.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об обращении с отходами, то применяются правила международного договора.
Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной не запрещенной законом сделки об отчуждении отходов.
Собственники отходов владеют, пользуются и распоряжаются отходами в пределах полномочий, установленных законодательством.
Переход права собственности на отходы и ответственность за вредные последствия при смене собственника земельного участка, на котором размещены отходы, решается в соответствии с законодательством.
Комментарий LexUz
См.: часть вторая статью 165 Гражданского кодекса Республики Узбекистан,статьи 91, 911 и 913 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан.
устанавливает порядок осуществления государственного учета и контроля в области обращения с отходами;
Комментарий LexUz
См.: Положение о порядке ведения государственного учета и контроля в сфере выполнения работ, связанных с отходами, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 октября 2014 года № 295.
Комментарий LexUz
См. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 февраля 2019 года № 95 «Об утверждении нормативно-правовых актов в области обращения с отходами».
утверждает перечень опасных отходов и отходов, трансграничная перевозка которых подлежит государственному регулированию;
См. предыдущую редакцию.
(абзац одиннадцатый статьи 5 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 августа 2003 года № 535-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2003 г., № 9-10, ст. 149)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй части первой статьи 6 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ-446 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 978)
См. предыдущую редакцию.
(абзац пятый статьи 6 в редакции Закона Республики Узбекистан от 10 сентября 2019 года № ЗРУ-566 — Национальная база данных законодательства, 11.09.2019 г., № 03/19/566/3734)
См. предыдущую редакцию.
(наименование статьи 7 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ-446 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 978)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый статьи 7 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ-446 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 978)
осуществляет государственный контроль за соблюдением требований законодательства об обращении с отходами;
Комментарий LexUz
См.: главу 3 Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 15 января 2019 года № 29.
координирует деятельность специально уполномоченных государственных органов в области обращения с отходами;
проводит государственную экологическую экспертизу научно-исследовательских и технологических разработок и проектно-сметной документации в области обращения с отходами;
осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением установленных санитарных норм и правил при обращении с отходами;
выдает заключения государственной санитарно-гигиенической экспертизы по объектам обращения с отходами;
устанавливает санитарно-гигиенические требования к выпускаемым из отходов товарам (продукции) и выдает гигиенический сертификат на них;
осуществляет методическое обеспечение при определении степени опасности отходов для жизни и здоровья граждан;
разрабатывает и вносит на утверждение в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Узбекистан государственные программы обращения с бытовыми отходами;
осуществляет мониторинг за состоянием сбора, транспортирования, переработки и утилизации бытовых отходов;
Комментарий LexUz
См. постановление Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды Республики Узбекистан от 7 октября 2019 года № 11 (Рег. № 3195 от 8 ноября 2019 года).
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(наименование статьи 10 в редакции Закона Республики Узбекистан от 10 сентября 2019 года № ЗРУ-566 — Национальная база данных законодательства, 11.09.2019 г., № 03/19/566/3734)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый статьи 10 в редакции Закона Республики Узбекистан от 10 сентября 2019 года № ЗРУ-566 — Национальная база данных законодательства, 11.09.2019 г., № 03/19/566/3734)
государственный контроль и надзор за учетом, хранением и утилизацией отходов горнодобывающего и перерабатывающего производств;
государственный контроль за радиационной безопасностью при хранении, транспортировании, утилизации и захоронении радиоактивных отходов;
Комментарий LexUz
См. Правилу организации системы государственного учета и контроля за оборотом источников ионизирующего излучения, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 апреля 2009 года № 98.
(статья 10 в редакции Закона Республики Узбекистан от 9 сентября 2011 года № ЗРУ-294 — 2011 г., № 36, ст. 365)
участвуют в решении вопросов размещения объектов обращения с отходами на соответствующей территории;
содействуют санитарной очистке населенных пунктов и своевременному внесению платы за сбор бытовых отходов;
осуществляют общественный контроль за санитарным и экологическим состоянием объектов обращения с отходами;
получение в установленном порядке полной и достоверной информации о наличии в местах их проживания опасных отходов, безопасности проектируемых, строящихся, а также действующих объектов обращения с отходами;
возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью и имуществу в результате нарушения законодательства об обращении с отходами;
участие в осуществлении общественного контроля за санитарным и экологическим состоянием объектов обращения с отходами.
Комментарий LexUz
См.: Правила размещения и эксплуатации объектов инфраструктуры санитарной очистки и обращения с бытовыми отходами, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 2 октября 2018 года №787.
вносить в установленном порядке плату за пользование услугами предприятий и организаций, занимающихся сбором бытовых отходов.
Граждане могут иметь иные права и нести другие обязанности в области обращения с отходами в соответствии с законодательством.
получение от специально уполномоченных государственных органов в области обращения с отходами в установленном порядке информации о санитарных нормах и правилах, экологических нормативах в области обращения с отходами;
хранение отходов на объектах размещения отходов в соответствии с санитарными нормами и правилами содержания территорий;
внесение специально уполномоченным государственным органам в области обращения с отходами, органам государственной власти на местах предложений, связанных с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов обращения с отходами;
Юридические лица могут иметь и иные права в области обращения с отходами в соответствии с законодательством.
См. предыдущую редакцию.
соблюдать установленные санитарные нормы и правила, экологические нормативы в области обращения с отходами;
Комментарий LexUz
См.: статью 26 настоящего Закона, Положение о порядке осуществления государственного учета и контроля в области обращения с отходами, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 27 октября 2014 года № 295.
определять в установленном порядке степень опасности отходов для жизни и здоровья граждан, окружающей среды;
предотвращать выбрасывание и складирование строительных и бытовых отходов на землях общего пользования населенных пунктов, на обочине, проезжей части дорог;
обеспечивать сбор отходов, устанавливать контейнеры (урны) вблизи или на прилегающей территории принадлежащих им зданий для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов;
Комментарий LexUz
См.: постановление Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды от 17 октября 2019 года № 12 «Об утверждении Инструкции по проектированию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов» (Рег. № 3197 от 19 ноября 2019 года).
обеспечивать надлежащее хранение и недопущение уничтожения и порчи отходов, имеющих ресурсную ценность и подлежащих утилизации;
принимать меры по разработке и внедрению технологий по утилизации отходов, собственниками которых они являются;
не допускать хранения, переработки, утилизации и обезвреживания отходов, а также размещения и выбрасывания отходов в неустановленных местах или объектах;
осуществлять контроль за санитарным и экологическим состоянием собственных объектов размещения отходов;
осуществлять комплекс мер для максимальной утилизации отходов, реализации или передачи их другим юридическим и физическим лицам, занимающимся сбором, хранением и утилизацией отходов, а также обеспечивать экологически безопасное обезвреживание отходов, не подлежащих утилизации;
представлять в установленном порядке органам государственной власти на местах, специально уполномоченным государственным органам в области обращения с отходами информацию о случаях несанкционированного попадания отходов в окружающую среду и принятых мерах;
возмещать вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, окружающей среде, юридическим лицам в результате обращения с отходами.
(часть первая статьи 15 в редакции Закона Республики Узбекистан от 10 октября 2018 года № ЗРУ-495 — Национальная база данных законодательства, 11.10.2018 г., № 03/18/495/2029 — вступает в силу с 12 января 2019 года)
Юридические лица могут нести и иные обязанности в области обращения с отходами в соответствии с законодательством.
Индивидуальные предприниматели в области обращения с отходами имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Законом для юридических лиц.
Деятельность юридических лиц в области обращения с отходами должна обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан и окружающей среды.
Деятельность юридических лиц может быть ограничена, приостановлена или прекращена в установленном порядке при нарушении требований законодательства об обращении с отходами, влекущем причинение вреда жизни и здоровью граждан или окружающей среде, а также в случаях образования опасных отходов при отсутствии технической или иной возможности обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды.
В целях обеспечения охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, уменьшения образования отходов разрабатываются нормативы образования отходов и лимиты размещения отходов.
Нормативы образования отходов разрабатываются и утверждаются юридическими лицами по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области обращения с отходами.
Лимиты размещения отходов разрабатываются юридическими лицами и утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области обращения с отходами.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов размещения отходов устанавливается законодательством.
Комментарий LexUz
См.: Положение о порядке разработки и согласования проектов экологических нормативов, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 21 января 2014 года № 14.
Отходы, являющиеся объектом купли-продажи, экспортно-импортных операций, а также опасные отходы, подлежащие транспортированию, должны проходить экологическую сертификацию на соответствие санитарным нормам и правилам, экологическим нормативам в области обращения с отходами, по результатам которой собственникам отходов выдается экологический сертификат.
Комментарий LexUz
См.: Положение о порядке сертификации продукции, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 6 июля 2004 года № 318, Перечень продукции и отходов, подлежащих обязательной экологической сертификации, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 января 2021 года № 43.
Комментарий LexUz
См. постановление Кабинета Министров от 16 февраля 2021 года № 75 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка ввоза и вывоза экологически опасных продуктов и отходов на территорию Республики Узбекистан», пункт 4 «Правила экологической сертификации отходов», Государственного комитета охраны природы Республики Узбекистан от 1 декабря 2010 года № 85-1-ТК.
Транспортирование опасных отходов осуществляется специально оборудованными для этого транспортными средствами при наличии экологического сертификата отходов и разрешения, выданного в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
См.: «Правила экологической сертификации отходов», Государственного комитета охраны природы Республики Узбекистан от 1 декабря 2010 года № 85-1-ТК.
Ввоз на территорию Республики Узбекистан отходов, в том числе любых видов радиоактивных отходов иностранного происхождения, с целью хранения и захоронения запрещается.
В порядке, установленном законодательством, допускается ввоз отходов только для их переработки и утилизации, при условии обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан и окружающей среды.
См. предыдущую редакцию.
Хранение отходов осуществляется в соответствии с санитарными нормами и правилами, требованиями экологической безопасности и способами, обеспечивающими рациональное использование отходов или передачу их другим лицам.
Место для захоронения отходов (за исключением опасных отходов) определяется органами государственной власти на местах в порядке, установленном законодательством.
Захоронение отходов, для утилизации которых в Республике Узбекистан существуют соответствующие технологии, не допускается.
Запрещается хранение и обезвреживание отходов на землях населенных пунктов, природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения и землях, занятых объектами материального культурного наследия, в других местах, где может возникнуть угроза жизни и здоровью граждан, а также нанесения вреда объектам охраны природы и охраняемым природным территориям.
Захоронение отходов в недрах допускается в исключительных случаях по результатам специальных исследований с соблюдением требований по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, окружающей среды, сохранности природных ресурсов.
(статья 22 в редакции Закона Республики Узбекистан от 10 октября 2018 года № ЗРУ-495 — Национальная база данных законодательства, 11.10.2018 г., № 03/18/495/2029 — вступает в силу с 12 января 2019 года)
См. предыдущую редакцию.
За размещение отходов в специально отведенных и оборудованных местах взимаются компенсационные выплаты.
Размеры компенсационных выплат определяются в установленном порядке на основании лимитов размещения отходов в зависимости от степени опасности для жизни и здоровья граждан и окружающей среды.
(статья 23 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 августа 2003 г. № 535-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2003 г., № 9-10, ст.149)
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
В целях обеспечения экологической безопасности, защиты здоровья граждан и окружающей среды от вредного воздействия отходов, образующихся после утраты потребительских свойств колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним, шин и покрышек пневматических резиновых, уплачивается утилизационный сбор.
(часть первая статьи 231 в редакции Закона Республики Узбекистан от 28 декабря 2023 года № ЗРУ-891 — Национальная база данных законодательства, 29.12.2023 г., № 03/23/891/0989 — Вводятся в действие с 1 июля 2024 года)
См. предыдущую редакцию.
Таможенным комитетом при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан — при помещении колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним, шин и покрышек пневматических резиновых под таможенный режим «выпуск для свободного обращения (импорт)»;
Налоговым комитетом при Кабинете Министров Республики Узбекистан — при производстве (сборке, изготовлении) реализуемых на территории Республики Узбекистан колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним, шин и покрышек пневматических резиновых.
(часть вторая статьи 231 в редакции Закона Республики Узбекистан от 28 декабря 2023 года № ЗРУ-891 — Национальная база данных законодательства, 29.12.2023 г., № 03/23/891/0989 — Вводятся в действие с 1 июля 2024 года)
См. предыдущую редакцию.
Размеры утилизационного сбора, виды и категории колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним, шин и покрышек пневматических резиновых, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также порядок взимания, возврата и использования утилизационного сбора определяются в соответствии с законодательством.
(часть третья статьи 231 в редакции Закона Республики Узбекистан от 28 декабря 2023 года № ЗРУ-891 — Национальная база данных законодательства, 29.12.2023 г., № 03/23/891/0989 — Вводятся в действие с 1 июля 2024 года)
Комментарий LexUz
См.: постановление Кабинета Министров от 9 июня 2021 года № 358 «Об утверждении Положения о порядке взимания, возврата и использования утилизационного сбора для колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним», постановление Кабинета Министров от 2 июня 2020 года № 347 «О введении утилизационного сбора для некоторых видов товаров».
См. предыдущую редакцию.
Затраты для создания инфраструктуры по обращению с отходами, образующимися после утраты потребительских свойств колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним, шин и покрышек пневматических резиновых, финансируются за счет средств, поступивших от утилизационного сбора.
(часть четвертая статьи 231 в редакции Закона Республики Узбекистан от 28 декабря 2023 года № ЗРУ-891 — Национальная база данных законодательства, 29.12.2023 г., № 03/23/891/0989 — Вводятся в действие с 1 июля 2024 года)
Юридическим и физическим лицам, разрабатывающим и внедряющим технологии, направленные на уменьшение образования отходов и их утилизацию, создающим предприятия и цеха, производящим оборудование для утилизации отходов, принимающим долевое участие в финансировании мер по утилизации отходов и уменьшению их образования, предоставляются льготы в соответствии с законодательством.
Органы государственной власти на местах могут устанавливать в пределах своей компетенции дополнительные меры стимулирования деятельности по утилизации отходов и уменьшению их образования.
См. предыдущую редакцию.
Финансирование мероприятий по утилизации отходов и уменьшению их образования осуществляется за счет средств собственников отходов. Для финансирования этих мероприятий могут привлекаться средства Фонда экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами, внебюджетных фондов, добровольные взносы юридических и физических лиц, а также средства Государственного бюджета Республики Узбекистан.
(текст статьи 25 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ-446 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 978)
Государственному учету подлежат отходы, ввозимые, вывозимые, имеющиеся в наличии и образующиеся на территории Республики Узбекистан, а также перемещаемые транзитом.
Комментарий LexUz
См.: Положение о порядке ведения государственного учета и контроля в сфере выполнения работ, связанных с отходами, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 октября 2014 года № 295.
См. предыдущую редакцию.
Форма государственной статистической отчетности об отходах, порядок ее представления утверждаются Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике.
(часть вторая статьи 26 Закона Республики Узбекистан от 25 апреля 2003 года № 482-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2003 г., № 5, ст. 67)
Паспорт отхода составляется юридическими лицами на каждый вид отхода. В случаях изменения индивидуальных свойств отхода, связанного с технологией производства, в паспорт отхода вносятся изменения и дополнения.
Комментарий LexUz
См.: приложение 14 Положения о порядке разработки и согласования проектов экологических нормативов, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 21 января 2014 года № 14.
В целях обеспечения сбора, обработки, хранения и анализа информации о местах захоронения и утилизации отходов ведется государственный кадастр мест захоронения и утилизации отходов, который содержит количественные и качественные характеристики отходов, информацию об обращении с ними и о мерах по уменьшению степени их опасности.
Государственный кадастр мест захоронения и утилизации отходов ведется в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
См.:Положение о порядке ведения Государственного кадастра мест захоронения и утилизации отходов, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 15 ноября 2005 года № 250.
Комментарий LexUz
См.: пункт 47 Правил оказания услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Кабинета Министров от 6 февраля 2019 года № 95.
Лица, виновные в нарушении законодательства об обращении с отходами, несут ответственность в установленном порядке.
Комментарий LexUz