Настоящий Закон определяет правовые основы деятельности органов государственной налоговой службы.
Органы государственной налоговой службы создаются в целях обеспечения полноты и своевременности поступлений в бюджет налогов, сборов и других платежей (далее — налоги).
См. последующую редакцию.
Налоговый контроль представляет собой единую систему учета субъектов и объектов налогообложения, а также контроля за соблюдением налогового законодательства.
Налоговый контроль осуществляется органами государственной налоговой службы посредством учета субъектов и объектов, подлежащих налогообложению, налоговых проверок, опроса налогоплательщиков, других лиц и в иных формах, предусмотренных законодательством.
См. последующую редакцию.
Органами государственной налоговой службы являются Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан, главные государственные налоговые управления Республики Каракалпакстан и города Ташкента, Государственные налоговые управления областей, а также государственные налоговые инспекции районов, городов и районов в городах.
В составе Государственного налогового комитета Республики Узбекистан создается специальное контрольно-ревизионное подразделение с территориальными структурами, которое осуществляет деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений в органах государственной налоговой службы.
См. последующую редакцию.
Органы государственной налоговой службы в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом, другими актами законодательства, а также международными договорами Республики Узбекистан.
Органы государственной налоговой службы осуществляют свою деятельность независимо от местных органов государственной власти и управления в соответствии с законодательством.
Решения, принимаемые органами государственной налоговой службы в пределах их компетенции, являются обязательными для всех юридических и физических лиц.
Органы государственной налоговой службы являются юридическими лицами, содержатся за счет средств республиканского бюджета, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.
Структура и организация деятельности Государственного налогового комитета Республики Узбекистан определяются Положением о Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
См. Положение о Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 мая 2000 года № 180.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов;
См. последующую редакцию.
обеспечение необходимых условий соблюдения налогового законодательства, оказание помощи налогоплательщикам в выполнении налоговых обязательств;
См. последующую редакцию.
1) производить у налогоплательщиков проверки (в том числе встречные у субъектов, связанных с налогоплательщиком) финансовых документов, договоров (контрактов), планов, смет, деклараций о доходах и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, а также документов, связанных с экспортно-импортными операциями, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;
См. последующую редакцию.
2) получать от юридических и физических лиц сведения, справки, документы и копии с них, касающиеся деятельности налогоплательщиков;
См. последующую редакцию.
у юридических и физических лиц, допускающих нарушения налогового законодательства, документы, свидетельствующие о сокрытии дохода (прибыли) и иных объектов налогообложения, а также предметы правонарушений;
у физических лиц, нарушающих порядок занятия предпринимательской деятельностью, лицензии, патенты или регистрационные удостоверения с последующей передачей материалов о нарушениях органам, выдавшим разрешение на занятие указанной деятельностью;
См. последующую редакцию.
4) опечатывать кассы и места хранения товарно-материальных ценностей и документов, изымать образцы товаров, изделий, сырья, материалов и полуфабрикатов, а также документы и направлять их для проведения анализов, исследований и экспертиз;
См. последующую редакцию.
6) обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения и места юридических (включая предприятия с особым режимом работы) и физических лиц, используемые для извлечения доходов (прибыли) либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения, проводить контрольные обмеры выполненных работ, оказанных услуг и инвентаризацию товарно-материальных ценностей. При недопущении должностных лиц органов налоговой службы, производящих налоговые проверки, в указанные помещения или места органы государственной налоговой службы вправе самостоятельно определять суммы налогов на основании имеющейся у них информации (в том числе информации о расходах налогоплательщика) или по аналогии с другими подобными налогоплательщиками;
8) приостанавливать операции юридических лиц, а также, в предусмотренных законодательством случаях, физических лиц по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных организациях в случаях их отказа в проведении документальной (счетной) проверки или в допуске должностных лиц органов государственной налоговой службы для обследования помещений и мест, используемых для извлечения доходов (прибыли), либо связанных с содержанием объекта налогообложения, непредоставления (или отказа предоставить) органам государственной налоговой службы и их должностным лицам финансовых отчетов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Для дополнительной информации см. ст. 135 Налогового кодекса Республики Узбекистан.
Для дополнительной информации см. ст. 264 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.
10) конфисковывать в установленных законодательством случаях и порядке товарно-материальные ценности по выявленным фактам налоговых правонарушений;
См. последующую редакцию.
Для подробной информации см. Положение о порядке изъятия, реализации или уничтожения имущества, подлежащего обращению в доход государства, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 марта 2004 года № 140.
11) взыскивать в бесспорном порядке недоимки по налогам, а также суммы штрафных санкций в соответствии с законодательством;
Для дополнительной информации см. ст.ст. 62—65 Налогового кодекса Республики Узбекистан.
12) предъявлять в суд иски к юридическим и физическим лицам о взыскании в доход государства незаконно полученных ими средств;
13) координировать в установленном порядке проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, вносить предложения о приостановлении проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, проводимых контролирующими органами;
См. Положение о порядке координации проверок деятельности субъектов предпринимательства — юридических лиц, проводимых контролирующими органами (рег. № 1573 от 06.05.2006 г.).
См. последующую редакцию.
14) при обнаружении фактов сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения проводить дознание, возбуждать уголовные дела и предавать их по подследственности в соответствии с законодательством.
См. последующую редакцию.
Органы государственной налоговой службы имеют и другие права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.
Права органов государственной налоговой службы, предусмотренные пунктами 1—7 части первой настоящей статьи, предоставляются всем должностным лицам органов государственной налоговой службы, а права, предусмотренные пунктами 8—14, — только начальникам органов государственной налоговой службы и их заместителям.
См. последующую редакцию.
Органы государственной налоговой службы освобождаются от платы за услуги (работы), оказываемые государственными статистическими, информационными, архивными, справочными и иными организациями по выдаче данных о налогоплательщиках.
1) осуществлять государственный контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, соблюдать требования настоящего Закона и других актов законодательства;
См. последующую редакцию.
3) обеспечивать полный и своевременный учет субъектов и объектов налогообложения, начисленных и уплаченных налогов, а также контроль за соблюдением порядка занятия предпринимательской деятельностью физическими лицами;
4) разрабатывать и издавать инструктивные материалы, методические указания и пособия по применению налогового законодательства;
8) проводить сбор, анализ и оценку фактов нарушений налогового законодательства и вносить в соответствующие органы предложения об устранении причин и условий, способствующих налоговым правонарушениям;
9) разрабатывать и реализовывать совместно с правоохранительными органами долгосрочные и текущие программы борьбы с налоговыми правонарушениями;
10) проводить проверки заявлений, сообщений и другой информации о нарушениях налогового законодательства;
11) выдавать юридическим и физическим лицам в установленном законодательством порядке документы об их постановке на учет в качестве налогоплательщиков с присвоением регистрационных (идентификационных) номеров;
Для дополнительной информации см. Положение о системе присвоения и применения идентификационных номеров налогоплательщиков в Республике Узбекистан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 марта 1997 года № 130, а также пункт 23 Положения о порядке государственной регистрации, постановки на учет субъектов предпринимательства и оформления разрешительных документов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 августа 2003 года № 357.
12) вести учет, оценку и контроль за реализацией конфискованного, бесхозяйного имущества, кладов, имущества, перешедшего по праву наследования государству или органам самоуправления граждан;
См. последующую редакцию.
13) передавать органам прокуратуры, внутренних дел, службы национальной безопасности и судам материалы по фактам нарушений законодательства в случаях, когда решение вопроса выходит за пределы компетентности органов налоговой службы;
14) осуществлять в пределах своей компетенции контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами установленного порядка совершения валютных и экспортно-импортных операций;
Для подробной информации см. Положение о порядке осуществления мониторинга за обоснованностью проведения юридическими и физическими лицами валютных операций (рег. № 1281 от 04.10.2003 г.).
Органы государственной налоговой службы несут и другие обязанности, предусмотренные законодательством.
См. последующую редакцию.
Органы государственной налоговой службы исполняют возложенные на них задачи во взаимодействии с другими государственными органами управления, органами государственной власти на местах, органами самоуправления граждан, правоохранительными, статистическими и финансовыми органами, банками и другими организациями. Указанные органы и организации обязаны оказывать содействие органам государственной налоговой службы в осуществлении государственного контроля за соблюдением налогового законодательства и в борьбе с налоговыми правонарушениями.
Органы государственной налоговой службы, правоохранительные, финансовые органы, банки и другие финансово-кредитные организации в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся материалах по налоговым правонарушениям и о принятых мерах по их пресечению, о проводимых проверках, а также осуществляют обмен другой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
См. последующую редакцию.
Нормативные акты общеобязательного характера, принимаемые Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан в пределах своей компетенции, по вопросам, связанным с субъектами и объектами налогообложения, определением налоговой базы, применением налоговых льгот, разъяснением отдельных положений налогового законодательства, подлежат согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан и регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
В целях обеспечения учета налогоплательщиков и контроля за соблюдением налогового законодательства банки и иные финансово-кредитные организации:
См. последующую редакцию.
1) могут открывать расчетные и иные счета хозяйствующим субъектам только при предъявлении документа о постановке их на учет в органах государственной налоговой службы, и сообщают не позднее следующего дня этому органу об открытии указанных счетов;
2) могут закрывать расчетные и иные счета хозяйствующим субъектам только по предоставлении заключения органов государственной налоговой службы о выполнении хозяйствующими субъектами своих обязательств перед бюджетом;
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
3) исполняют распоряжения (инкассовые поручения) органов государственной налоговой службы о бесспорном взыскании с налогоплательщиков-клиентов сумм налогов и штрафных санкций, не внесенных в установленные сроки пропорционально по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований, вытекающих из трудовых правоотношений, о взыскании алиментов, по выплате вознаграждений по авторским договорам, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
(пункт третий части четвертой статьи 7 в редакции Закона Республики Узбекистан от 1 мая 1998 г., № 621-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1998 г., № 5-6, ст. 102)
4) при наличии средств у налогоплательщика-клиента зачисляют суммы налогов и штрафных санкций в доход бюджета в день совершения операций по списанию средств с его расчетного или иного счета;
5) при недостатке у юридических лиц средств в сумах и наличии средств на валютных счетах по представлению органов государственной налоговой службы в бесспорном порядке осуществляют продажу указанных валютных средств на валютной бирже по курсу на день продажи, в объемах, необходимых для погашения задолженности перед бюджетом;
См. последующую редакцию.
6) по письменному требованию органов государственной налоговой службы приостанавливают операции по выдаче, перечислению или списанию денежных средств с расчетных или иных счетов налогоплательщиков-клиентов;
См. последующую редакцию.
7) в установленном законодательством порядке допускают должностных лиц органов государственной налоговой службы к проверке совершенных операций по:
8) представляют органам государственной налоговой службы по их письменному запросу данные об операциях, совершенных с расчетных или иных счетов налогоплательщиков-клиентов, в течение запрашиваемого периода и о наличии денежных средств на этих счетах;
Комментарий LexUz
9) представляют по письменному запросу органов государственной налоговой службы сведения об исполнении экспортно-импортных контрактов и другую информацию, установленную законодательством.
Комментарий LexUz
См. Положение о порядке осуществления мониторинга за обоснованностью проведения юридическими и физическими лицами валютных операций (рег. № 2467 от 12.06.2013 г.).
См. предыдущую редакцию.
10) представляют информацию в течение трех рабочих дней с даты закрытия счетов предприятий в связи с неосуществлением ими финансово-хозяйственной деятельности с проведением денежных операций по банковским счетам в течение шести месяцев (торговыми и торгово-посредническими предприятиями — в течение трех месяцев) в орган государственной налоговой службы по месту постановки их на учет для проработки в установленном порядке вопросов о целесообразности дальнейшего продолжения их деятельности.
(часть четвертая статьи 7 дополнена пунктом десятым в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 20 августа 1999 г., № 832-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1999 г., № 9, ст. 229)
См. последующую редакцию.
Банкам и иным финансово-кредитным организациям запрещается задерживать исполнение поручений налогоплательщиков-клиентов на перечисление налогов, а также сумм штрафных санкций.
В случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка и иной финансово-кредитной организации поручения налогоплательщика-клиента или органа государственной налоговой службы на перечисление налогов с банка и иной финансово-кредитной организации взыскивается в установленном порядке пеня в размере 0,5 процента за каждый день просрочки от неперечисленной суммы налогов.
См. последующую редакцию.
Должностные лица органов государственной налоговой службы при исполнении служебных обязанностей являются представителями государственной власти. Требования должностных лиц органов государственной налоговой службы по соблюдению налогового законодательства обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.
Никто не вправе вмешиваться в законную деятельность должностных лиц органов государственной налоговой службы. Воспрепятствование выполнению должностными лицами органов государственной налоговой службы своих служебных обязанностей, оскорбление их чести и достоинства, сопротивление, угроза, насилие или посягательство на жизнь, здоровье и имущество в связи с осуществлением ими служебных обязанностей влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством.
Комментарий LexUz
См. ст. 198 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности и ст. 219 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
В целях обеспечения полноты и своевременности учета субъектов и объектов налогообложения в органах государственной налоговой службы организуется институт участковых налоговых инспекторов. Границы участков, а также численность участковых налоговых инспекторов определяются по нормативам, устанавливаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
Участковые налоговые инспектора на закрепленном участке проводят соответствующую работу по учету физических лиц — плательщиков налога на имущество, налога с владельцев транспортных средств и земельного налога, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и осуществляют контроль за своевременностью уплаты ими причитающихся налогов.
См. последующую редакцию.
Председатель Государственного налогового комитета Республики Узбекистан назначается Президентом Республики Узбекистан с последующим утверждением Олий Мажлисом Республики Узбекистан.
Заместители председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, начальники главных государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан и города Ташкента, государственных налоговых управлений областей назначаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Должностные лица Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, заместители начальников главных государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан и города Ташкента, государственных налоговых управлений областей, начальники отделов главных государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан и города Ташкента, государственных налоговых управлений областей, начальники государственных налоговых инспекций назначаются приказом председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.
Должностные лица органов государственной налоговой службы, не перечисленные в частях первой, второй и третьей настоящей статьи, назначаются руководителем соответствующего органа налоговой службы.
См. последующую редакцию.
Должностным лицам органов государственной налоговой службы присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы следующие специальные звания:
Порядок присвоения и лишения специальных званий определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
См. главу V Положения о прохождении службы в государственных налоговых органах Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 апреля 2019 года № 320.
Обжалование действий и решений должностных лиц органов государственной налоговой службы осуществляется в порядке, установленном законодательством.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностные лица органов государственной налоговой службы несут ответственность в соответствии с законодательством.
Суммы налогов и штрафных санкций по ним, неправильно взысканные органами государственной налоговой службы, при условии отсутствия задолженности по налогам, по письменному заявлению налогоплательщика в месячный срок подлежат возврату или засчитываются в счет будущих платежей.
Убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями органов государственной налоговой службы, возмещаются в порядке, установленном законодательством.
См. последующую редакцию.
Должностные лица органов государственной налоговой службы подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета.
Комментарий LexUz
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 декабря 1994 года № 631 «О размерах страховых сумм и страховых тарифов по обязательному государственному страхованию работников налоговых органов Республики Узбекистан».
В случае нанесения телесных повреждений должностным лицам органов государственной налоговой службы или их гибели в связи с осуществлением ими служебной деятельности, соответственно семье погибшего или должностному лицу органов государственной налоговой службы выплачивается единовременное пособие в порядке и размерах, определяемых законодательством.
Ущерб, причиненный имуществу должностного лица органов государственной налоговой службы в связи с осуществляемой им служебной деятельностью, возмещается из средств республиканского бюджета с последующим взыскиванием этой суммы с виновных лиц.
См. последующую редакцию.
Заработная плата должностных лиц органов государственной налоговой службы состоит из должностного оклада, надбавок за специальные звания, выслугу лет и других доплат, определяемых в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Лица, которым присвоены специальные звания, обеспечиваются бесплатной форменной одеждой по установленным нормам.
См. последующую редакцию.
В органах государственной налоговой службы может создаваться специальный фонд, порядок образования которого определяется законодательством.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. Положение о Специальном фонде материальной помощи, социальной защиты, развития налоговых органов и непредвиденных расходов Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, утвержденное Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 октября 2018 г. № 811.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан может устанавливать связи с налоговыми и иными органами иностранных государств с целью обмена опытом, изучения и внедрения методов контроля за соблюдением налогового законодательства, обучения кадров и по другим вопросам.