В соответствии с законами Республики Узбекистан «О средствах массовой информации», «О принципах и гарантиях свободы информации», с учетом все более расширяющихся видов, масштабов и объемов информационных услуг, в целях обеспечения оперативности, доступности и достоверности информации, развития и совершенствования информационной инфраструктуры и современных информационно-коммуникационных технологий Кабинет Министров постановляет:
См. предыдущую редакцию.
1. Образовать государственное учреждение «Центр мониторинга в сфере массовых коммуникаций» в структуре Узбекского агентства по печати и информации (далее — Центр) с предельной численностью персонала 265 единиц.
(абзац первый пункта 1 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 сентября 2018 года № 724)
системный мониторинг национального информационного пространства и деятельности средств массовой коммуникации, включая современные информационно-коммуникационные технологии, спутниковые системы, глобальную сеть Интернет, другие электронные средства доставки и распространения информации, а также печатную продукцию;
анализ соответствия содержания распространяемых в средствах массовой коммуникации информационных материалов требованиям актов законодательства республики, направленных на обеспечение защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере, предупреждение деструктивного негативного информационно-психологического воздействия на общественное сознание граждан, сохранение и преемственность национально-культурных традиций;
выявление проблем, препятствующих эффективному функционированию отечественных средств массовой информации и коммуникации, выработку предложений по созданию необходимых условий для всестороннего развития национального информационного рынка;
обобщение и выдачу рекомендаций, предупреждений и заключений по результатам мониторинга деятельности субъектов, оказывающих услуги в сфере массовых коммуникаций, по выявленным нарушениям требований законодательства;
совершенствование, по мере внедрения новых технологий, системы мониторинга в сфере массовых коммуникаций, формирования информационных ресурсов, систем и средств доставки и распространения информации;
разработку предложений по совершенствованию законодательных актов, нормативно-правового обеспечения в информационной сфере, развитию материально-технической базы средств массовой коммуникации и подготовке квалифицированных кадров с учетом передового зарубежного опыта, современных требований и стандартов;
См. предыдущую редакцию.
ведение Реестра информационных ресурсов всемирной информационной сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством Республики Узбекистан;
организацию проведения комплексной экспертизы в сфере информации и массовых коммуникаций в соответствии с законодательством в качестве рабочего органа.
(пункт 1 дополнен абзацами постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 сентября 2018 года № 707 — Национальная база данных законодательства, 06.09.2018 г., № 09/18/707/1839)
См. предыдущую редакцию.
2. Утвердить Положение о Центре мониторинга в сфере массовых коммуникаций Узбекского агентства по печати и информации согласно приложению № 2.
(абзац первый пункта 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 апреля 2018 года № 297 — Национальная база данных законодательства, 23.04.2018 г., № 09/18/297/1096)
См. предыдущую редакцию.
Определить, что Центр является юридическим лицом и по вопросам, входящим в его компетенцию, взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти и управления, негосударственными некоммерческими организациями, субъектами рынка информационных услуг, осуществляет ведение Реестра информационных ресурсов всемирной информационной сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством Республики Узбекистан, а также выполняет функции рабочего органа Экспертной комиссии в сфере информации и массовых коммуникаций.
(абзац второй пункта 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 сентября 2018 года № 707 — Национальная база данных законодательства, 06.09.2018 г., № 09/18/707/1839)
См. предыдущую редакцию.
Установить, что координация деятельности областных отделений Центра осуществляется территориальными управлениями Узбекского агентства по печати и информации.
(абзац третий пункта 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 апреля 2018 года № 297 — Национальная база данных законодательства, 23.04.2018 г., № 09/18/297/1096)
3. Установить, что заключения Центра мониторинга в сфере массовых коммуникаций являются основанием для:
принятия решения Узбекским агентством по печати и информации о выдаче, отказе в выдаче, приостановлении или аннулировании лицензий на право осуществления деятельности в сфере информационных услуг, а также свидетельств о государственной регистрации средств массовой информации в установленном законодательством порядке;
См. предыдущую редакцию.
выдачи органами Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан предписаний об устранении выявленных недостатков и нарушений требований законодательства в информационной сфере органами государственной власти и управления, хозяйствующими субъектами и должностными лицами.
(абзац третий пункта 3 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 июня 2015 года № 171 — СЗ РУ, 2015 г., № 26, ст. 338)
разработать и утвердить программу развития и совершенствования системы мониторинга в сфере массовых коммуникаций, в том числе информационных ресурсов в сети Интернет, спутниковых систем, других современных средств доставки и распространения информации, а также печатной продукции;
укомплектовать Центр мониторинга в сфере массовых коммуникаций высококвалифицированными специалистами и обеспечить материально-техническое оснащение территориальных подразделений Центра;
обеспечить Центр соответствующими видами связи, в том числе правительственной, а также доступом к сети Интернет.
5. Упразднить в структуре Узбекского агентства по печати и информации Центр мониторинга средств массовой информации и лицензирования, а также отделы мониторинга СМИ и технических услуг в подразделениях Агентства в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте.
Министерству финансов Республики Узбекистан (С.Б. Рахимов) в связи с упразднением Центра мониторинга средств массовой информации и лицензирования внести соответствующие изменения в показатели финансирования и сметы расходов Узбекского агентства по печати и информации.
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 5 исключен постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 января 2008 года № 5)
См. предыдущую редакцию.
финансирование деятельности Центра мониторинга в сфере массовых коммуникаций Узбекского агентства по печати и информации осуществляется за счет средств Фонда развития информационно-коммуникационных технологий, в том числе поступающих от уплаты государственных пошлин за выдачу лицензий на право осуществления деятельности в сфере связи и информатизации и направляемых на содержание органов контроля и мониторинга, в пределах сметы, утверждаемой Узбекским агентством по печати и информации по согласованию с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан и Министерством финансов Республики Узбекистан.
(абзац четвертый пункта 5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 апреля 2018 года № 297 — Национальная база данных законодательства, 23.04.2018 г., № 09/18/297/1096)
Комментарий LexUz
В абзац четвертый пункта 5 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 2023 года № 688. Cм. текст на узбекском языке.
6. Узбекскому агентству связи и информатизации (А.Н. Арипов), Узбекскому агентству по печати и информации (Р.Ш. Шагулямов) совместно с Госкомимуществом (М.А. Аскаров) в двухмесячный срок в установленном порядке осуществить прием-передачу технических средств для осуществления записи и архивации телерадиопередач упраздняемого Центра мониторинга средств массовой информации и лицензирования Узбекского агентства по печати и информации вновь образованному Центру мониторинга в сфере массовых коммуникаций Узбекского агентства связи и информатизации.
См. предыдущую редакцию.
7. Узбекскому агентству по печати и информации включить Центр в перечень организаций, получающих бесплатные контрольные экземпляры печатной и книжной продукции.
(пункт 7 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 апреля 2018 года № 297 — Национальная база данных законодательства, 23.04.2018 г., № 09/18/297/1096)
8. Министерству юстиции Республики Узбекистана (А.А. Палван-заде) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в установленном порядке в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в действующие нормативно-правовые акты, вытекающих из настоящего постановления.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова.
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 1 утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 января 2008 года № 5)
См. предыдущую редакцию.
1. Центр мониторинга в сфере массовых коммуникаций Узбекского агентства по печати и информации (далее — Центр) является уполномоченным органом, осуществляющим мониторинг за соблюдением требований законодательных и нормативных актов, технических регламентов или стандартов, условий лицензий юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере массовых коммуникаций.
(абзац первый пункта 1 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 апреля 2018 года № 297 — Национальная база данных законодательства, 23.04.2018 г., № 09/18/297/1096)
См. предыдущую редакцию.
Центр выполняет функции рабочего органа Экспертной комиссии в сфере информации и массовых коммуникаций (далее — Комиссия), а начальник Центра является секретарем Комиссии.
(пункт 1 дополнен абзацем в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 октября 2011 г. № 273 — СЗ РУ, 2011 г., № 40, ст. 415)
См. предыдущую редакцию.
2. Центр в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормативными актами в сфере массовых коммуникаций, приказами и нормативными актами Узбекского агентства по печати и информации, а также настоящим Положением.
(пункт 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 апреля 2018 года № 297 — Национальная база данных законодательства, 23.04.2018 г., № 09/18/297/1096)
3. Заключения по итогам мониторинга, подготовленные Центром в пределах своих полномочий, являются основанием для принятия соответствующих решений министерствами, ведомствами, органами государственной власти и управления на местах.
См. предыдущую редакцию.
4. Центр — организация, подведомственная Узбекскому агентству по печати и информации, и является юридическим лицом, которая имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, а также печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием на государственном языке.
(абзац первый пункта 4 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 апреля 2018 года № 297 — Национальная база данных законодательства, 23.04.2018 г., № 09/18/297/1096)
См. предыдущую редакцию.
5. Источниками финансирования деятельности Центра являются средства Фонда развития информационно-коммуникационных технологий, в том числе поступающие от уплаты государственных пошлин за выдачу лицензий на право осуществления деятельности в сфере связи и информатизации и направляемые на содержание органов контроля и мониторинга в сфере связи и информатизации, а также другие источники финансирования, предусмотренные законодательством, в пределах сметы, утверждаемой Узбекским агентством по печати и информации по согласованию с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан и Министерством финансов Республики Узбекистан.
(пункт 5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 апреля 2018 года № 297 — Национальная база данных законодательства, 23.04.2018 г., № 09/18/297/1096)
системный мониторинг национального информационного пространства и деятельности средств массовой коммуникации, включая современные информационно-коммуникационные технологии, спутниковые системы, глобальную сеть Интернет, другие электронные средства доставки и распространения информации, а также печатную продукцию;
анализ соответствия содержания распространяемых в средствах массовой коммуникации информационных материалов требованиям актов законодательства республики, направленных на обеспечение защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере, предупреждение деструктивного негативного информационно-психологического воздействия на общественное сознание граждан, сохранение и преемственность национально-культурных традиций;
выявление проблем, препятствующих эффективному функционированию отечественных средств массовой информации и коммуникации, выработку предложений по созданию необходимых условий для всестороннего развития национального информационного рынка;
обобщение и выдача рекомендаций, предупреждений и заключений по результатам мониторинга деятельности субъектов, оказывающих услуги в сфере массовых коммуникаций, по выявленным нарушениям требований законодательства;
совершенствование, по мере внедрения новых технологий, системы мониторинга в сфере массовых коммуникаций, формирования информационных ресурсов, систем и средств доставки и распространения информации;
разработка предложений по совершенствованию законодательных актов, нормативно-правового обеспечения в информационной сфере, развитию материально-технической базы средств массовой коммуникации и подготовке квалифицированных кадров с учетом передового зарубежного опыта, современных требований и стандартов;
См. предыдущую редакцию.
ведение Реестра информационных ресурсов всемирной информационной сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством Республики Узбекистан;
организация проведения комплексной экспертизы в сфере информации и массовых коммуникаций в соответствии с законодательством в качестве рабочего органа.
(пункт 6 дополнен абзацами постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 сентября 2018 года № 707 — Национальная база данных законодательства, 06.09.2018 г., № 09/18/707/1839)
организация и проведение регулярного мониторинга соблюдения требований законодательства в сфере изготовления, формирования, обработки, ретрансляции, вещания и хранения радио- и телепрограмм, другой массовой информации с применением информационно-коммуникационных технологий (космическая и спутниковая связь, сети передачи данных, в т. ч. Интернет, и пр.), а также производства, распространения и хранения периодической печатной и книжной продукции, аудиовизуальной продукции и фонограмм для массового пользования на любых носителях информации (аудио- и видеокассеты, видеокомпактдиски и пр.);
См. предыдущую редакцию.
организация и осуществление в установленном порядке мониторинга соблюдения средствами массовой коммуникации (включая Интернет-издания и электронные версии печатных СМИ) и другими субъектами, предоставляющими услуги в сфере массовых коммуникаций, лицензионных требований и условий регистрации, законодательства в области производства и распространения массовой информации и рекламы, законодательства о конкуренции, а также технических регламентов или стандартов;
(абзац третий пункта 7 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 марта 2014 года № 45 — СЗ РУ, 2014 г., № 10, ст. 105)
См. предыдущую редакцию.
внесение идентификационных данных информационного ресурса всемирной информационной сети Интернет, содержащего информацию, распространение которой запрещено законодательством Республики Узбекистан, в Реестр и исключение их из Реестра;
организация подготовки и проведения комплексной экспертизы материалов на соответствие содержания информационных материалов требованиям законодательства Республики Узбекистан, направленным на обеспечение защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере, сохранение национально-культурных ценностей, традиций и обычаев народов Узбекистана.
(пункт 7 дополнен абзацами четвертым и пятым постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 сентября 2018 года № 707 — Национальная база данных законодательства, 06.09.2018 г., № 09/18/707/1839)
разработка и применение в установленном порядке различных методов организации мониторинга соблюдения законодательства в сфере массовых коммуникаций с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
подготовка предложений по внесению представлений по устранению владельцами лицензий и свидетельств о государственной регистрации выявленных недостатков в установленные сроки;
подготовка предложений по совершенствованию системы противодействия распространению в информационно-коммуникационных системах республики информации, направленной на деформацию национального самосознания, отрыв общества от исторических и национальных традиций и обычаев, дестабилизацию общественно-политической обстановки, нарушение межнационального и межконфессионального согласия;
выявление в национальном информационном пространстве материалов, содержащих публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности, суверенитета Республики Узбекистан, разжиганию социальной, национальной, расовой и религиозной неприязни, совершению иных посягательств на государственный строй, а также информации, направленной на пропаганду войны, насилия, порнографии и жестокости, идей терроризма и религиозного экстремизма;
выявление намеренных или непреднамеренных действий средств массовой коммуникации, оказывающих деструктивное влияние и вред физическому или психическому здоровью граждан;
подготовка и представление соответствующим органам государственной власти и управления в установленном порядке заключений о деятельности субъектов в сфере массовых коммуникаций, предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений;
подготовка предложений для принятия решений по приостановлению, прекращению действия и аннулированию лицензий на право осуществления деятельности и свидетельств о государственной регистрации хозяйствующих субъектов в сфере массовых коммуникаций;
подготовка предложений и участие в разработке проектов законов и нормативных актов, а также проектов технических условий, правил, инструкций, условий лицензий в сфере массовых коммуникаций;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников Центра, участие в семинарах, конференциях по вопросам развития и функционирования средств массовой коммуникации;
выработка мер по совершенствованию деятельности Центра путем применения современных методов организации работ, внедрения новых технологий на основе зарубежного опыта в области мониторинга средств массовых коммуникаций;
взаимодействие с органами государственной власти и управления, общественными объединениями и другими организациями по вопросам, входящим в компетенцию Центра;
См. предыдущую редакцию.
обеспечение своевременной подготовки и внесения результатов мониторинга, при необходимости — дополнительных информационных и аналитических материалов, для рассмотрения на заседаниях Комиссии и подготовки ее соответствующего заключения.
(пункт 7 дополнен абзацем пятнадцатым в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 октября 2011 г. № 273 — СЗ РУ, 2011 г., № 40, ст. 415)
осуществление иных функций, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан в информационной сфере.
в установленном порядке получать бесплатно контрольные экземпляры периодических печатных изданий, книжной продукции, документальные материалы (пленки, кассеты, диски, журналы регистрации теле- и радиопередач и пр.) выпущенных в эфир теле- и радиопередач, материалы по изготовлению и размещению рекламы;
организовывать проведение необходимых экспертиз с привлечением в установленном порядке представителей государственных и общественных организаций, образовательных и научных учреждений по вопросам функционирования средств массовой коммуникации;
по результатам мониторинга вносить в органы государственной власти и управления предложения о принятии мер к субъектам сферы массовых коммуникаций, издательствам и учреждениям печати, допустившим нарушения требований законодательства и нормативных актов, в случаях:
а) распространения информации, допускающей призывы к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности Республики Узбекистан, пропаганды войны и насилия, жестокости, национальной, расовой и религиозной вражды, разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также совершения других действий влекущих за собой уголовную ответственность;
б) оскорбления чести и достоинства граждан через средства массовой коммуникации, вмешательства в их личную жизнь;
в) публикации материалов предварительного следствия без письменного разрешения прокурора, следователя или дознавателя, предварения результатов по конкретному делу до принятия судом решения или оказания воздействия на суд иным путем до вступления его решения или приговора в законную силу, раскрытия источника, предоставившего информацию с условием неразглашения его имени (кроме случаев, когда разглашение производится по требованию суда);
д) нарушения органами государственного управления, органами государственной власти на местах, хозяйствующими субъектами, независимо от их формы собственности, и их должностными лицами законодательства в сфере печати, информации и рекламы;
9. Центр и его работники не имеют права выступать учредителями, соучредителями и спонсорами средств массовых коммуникаций, оказывать и принимать от них любые финансовые вознаграждения, спонсорскую помощь, а также разглашать полученные конфиденциальные сведения.
См. предыдущую редакцию.
10. Управление и руководство Центра осуществляется начальником, который назначается и освобождается от должности приказом генерального директора Узбекского агентства по печати и информации.
Трудовой договор с начальником Центра подписывается генеральным директором Узбекского агентства по печати и информации.
(пункт 10 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 апреля 2018 года № 297 — Национальная база данных законодательства, 23.04.2018 г., № 09/18/297/1096)
11. Начальник Центра в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан и настоящим Положением:
осуществляет подбор и расстановку кадров, назначает и освобождает от должности своих заместителей и руководителей структурных подразделений в установленном порядке;
См. предыдущую редакцию.
утверждает штатное расписание и смету расходов Центра по согласованию с Узбекским агентством по печати и информации;
(абзац четвертый пункта 11 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 апреля 2018 года № 297 — Национальная база данных законодательства, 23.04.2018 г., № 09/18/297/1096)
без доверенности представляет Центр при взаимодействии с органами государственной власти и управления, организациями, учреждениями, предприятиями, общественными объединениями.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 11 дополнен абзацем в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 октября 2011 г. № 273 — СЗ РУ, 2011 г., № 40, ст. 415)
12. Имущество Центра является государственной собственностью и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.
13. Имущество Центра составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия.
См. предыдущую редакцию.
14. Средства Центра формируются за счет Фонда развития информационно-коммуникационных технологий Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, а также других источников, не запрещенных законодательством Республики Узбекистан.
(пункт 14 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 июня 2015 года № 171 — СЗ РУ, 2015 г., № 26, ст. 338)
15. Центр осуществляет статистический и бухгалтерский учет результатов своей деятельности и составляет статистический и финансовый отчет в порядке и сроки, установленные законодательством.
16. Для проверки хозяйственной деятельности, финансовой отчетности, соответствия ведения бухгалтерского учета установленным требованиям Центр может привлекать аудиторскую организацию.
См. предыдущую редакцию.
17. Контроль за деятельностью Центра осуществляется Узбекским агентством по печати и информации путем проведения плановых комплексных проверок не чаще одного раза в два года, а в случае необходимости проверки отдельных видов деятельности — вне плана.
(пункт 17 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 апреля 2018 года № 297 — Национальная база данных законодательства, 23.04.2018 г., № 09/18/297/1096)
18. Ликвидация и реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование и переименование) Центра производится в соответствии с решениями Правительства Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
19. В случае ликвидации Центра оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество Центра передается на баланс Узбекского агентства по печати и информации.
(пункт 19 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 апреля 2018 года № 297 — Национальная база данных законодательства, 23.04.2018 г., № 09/18/297/1096)
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 3 утратило силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 апреля 2018 года № 297 — Национальная база данных законодательства, 23.04.2018 г., № 09/18/297/1096)