от 24.05.2017 г. № УП-5052
В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2017 года № ПП-2960 усилена персональная ответственность руководителей органов исполнительной власти на местах и территориальных органов экономического комплекса за обеспечение роста занятости населения, повышение результативности и эффективности проводимой работы по его трудоустройству, с введением соответствующих систем материального стимулирования и применением жестких мер дисциплинарного взыскания.
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 9 ноября 2021 года № УП-3 — Национальная база данных законодательства, 09.11.2021 г., № 06/21/3/1037)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 9 ноября 2021 года № УП-3 — Национальная база данных законодательства, 09.11.2021 г., № 06/21/3/1037)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 6 будет исключен с 1 января 2023 года Указом Президента Республики Узбекистан от 8 апреля 2022 года № УП-101 — Национальная база данных законодательства, 09.04.2022 г., № 06/22/101/0288)
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 9 ноября 2021 года № УП-3 — Национальная база данных законодательства, 09.11.2021 г., № 06/21/3/1037)
11. Признать утратившими силу пункты 3 и 4 Указа Президента Республики Узбекистан от 22 февраля 2016 года № УП-4782 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы социальной поддержки и медико-социальной помощи уязвимым слоям населения».
 Комментарий LexUz

Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики в сфере занятости и коренному повышению эффективности деятельности органов по труду» направлен на внедрение новых подходов к реализации государственной политики в сфере занятости, развитие инфраструктуры рынка труда, в том числе на основе государственно-частного партнерства, осуществление эффективных мер по трудоустройству незанятого населения, особенно молодежи.

В результате последовательной реализации целенаправленных мер по реформированию и диверсификации экономики страны, модернизации и технологическому перевооружению ведущих отраслей за счет проведения активной инвестиционной политики, стимулированию ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства ежегодно создаются тысячи новых рабочих мест, что является важным условием решения актуальной проблемы — обеспечения занятости трудоспособного населения, прежде всего молодежи.

Вместе с тем в решении проблем занятости населения все еще используются устаревшие, малоэффективные формы и методы работы, не изжита практика искажения реальной ситуации на рынке труда, продолжают иметь место факты поверхностного подхода к такому важнейшему социальному вопросу, как трудоустройство выпускников высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений.

В соответствии с принятым Указом Министерство труда Республики Узбекистан преобразовано в Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

Указом определены основные задачи и направления деятельности Министерства занятости и трудовых отношений, включая разработку государственного заказа на создание новых рабочих мест, координацию реализации территориальных и отраслевых программ занятости населения, мер по обеспечению трудоустройства выпускников высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, проведение мониторинга за своевременной выплатой пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям и др.

На министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, а также его заместителей возложена персональная ответственность за реализацию возложенных на вновь создаваемое министерство задач и направлений деятельности, включая повышение качества и доступности услуг, оказываемых органами по труду населению и работодателям, содействие в реализации предпринимательских инициатив молодежи, впервые входящей на рынок труда, усиление адресности социальной защиты малообеспеченных семей, с принятием практических мер по вовлечению их в семейное предпринимательство и ремесленничество, а также поощрению развития различных форм самозанятости населения.

Важно отметить, что Указом предусматривается снижение с 1 января 2018 года на 50 процентов установленной ставки единого социального платежа по доходам от оплаты труда впервые трудоустроенных выпускников, со дня окончания которыми образовательных учреждений прошло не более трех лет, в течение первого года после их трудоустройства, и на 25 процентов — в течение второго и третьего годов их работы, за исключением трудоустроенных лиц в бюджетных организациях, организациях-монополистах и организациях с государственной долей в уставном фонде более 50 процентов. Указанная норма позволит повысить заинтересованность работодателей в трудоустройстве выпускников высших и средних специальных, образовательных учреждений, а также направить часть высвобождаемых средств от применения льгот на финансирование мероприятий по повышению профессиональной квалификации выпускников.

Наряду с этим в целях обеспечения постоянного мониторинга занятости выпускников предусматривается обязательное присвоение всем учащимся профессиональных колледжей и академических лицеев индивидуального номера налогоплательщика, что позволит на основе мониторинга выплат по отчислениям социального страхования оперативно выявлять незанятых выпускников и оказывать им эффективную и своевременную помощь в решении проблем занятости.

В целях расширения внедрения современных технологий в сфере трудоустройства населения в соответствии с передовой мировой практикой Указом предусматриваются меры по поэтапному, начиная с 2019 года, введению системы «электронной трудовой книжки», содержащей достоверные сведения о периодах трудовой деятельности работника, специального стажа и размерах отчисленных им взносов по государственному социальному страхованию, а также других сведений о профессиональной карьере работника.

Принятым Указом предусмотрен ряд мер по дальнейшему развитию рынка труда, совершенствованию трудового законодательства и стимулированию занятости, включая:

предоставление с 1 января 2018 года права негосударственным организациям оказывать на платной основе услуги в сфере трудоустройства граждан на территории республики, а в случае осуществления деятельности по трудоустройству их за рубежом — на основании лицензии, выдаваемой в установленном порядке;

предоставление разрешения микрофирмам, малым предприятиям и фермерским хозяйствам заключать с согласия работников трудовые договоры на определенный срок (срочные трудовые договоры), в том числе на временные разовые работы, кроме трудовых договоров, заключаемых с выпускниками высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, поступающих на работу впервые в течение трех лет со дня окончания соответствующего образовательного учреждения;

внедрение в Министерстве занятости и трудовых отношений прогрессивных форм организации работы, предусматривающих полномасштабный функциональный анализ и реинжиниринг всех оказываемых государственных услуг, прием на работу на основе конкурса, оказание государственных услуг по принципу «одно окно», расширение точек доступа к услугам органов по труду, оценку качества и эффективности труда работников с применением современных стимулирующих методов оплаты труда на основе ключевых показателей эффективности (KПЭ).

Важным нововведением принятого Указа является образование Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений со статусом юридического лица, с определением в качестве основных задач Фонда финансирование участия временно незанятого населения в работах в рамках реализации крупных инвестиционных проектов, осуществления строительства, ремонта и реконструкции объектов дорожной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, проведения благоустройства городов и районов, сезонных сельскохозяйственных работ.

В соответствии с Указом предусматривается разработка и утверждение Программы мер по расширению точек доступа, спектра и объемов микрофинансовых услуг для начинающих предпринимателей на 2017 — 2020 годы, обеспечивающей кардинальное повышение роли банковской системы республики в вопросах занятости населения. В частности, для расширения возможностей микрокредитования населения предусматривается повышение капитализации АКБ «Микрокредитбанк», при этом установлено, что министр занятости и трудовых отношений по должности является председателем наблюдательного совета АКБ «Микрокредитбанк».

Во исполнение вышеназванного Указа Президента Республики Узбекистан принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан».

В принятом документе утверждена новая усовершенствованная организационная структура Министерства занятости и трудовых отношений, структура центрального аппарата, территориальных управлений, районных и городских центров содействия занятости, с формированием современной вертикально-интегрированной схемы управления, обеспечивающей четкое распределение полномочий, функций и ответственности структурных подразделений за реализацию возложенных на министерство задач.

В целях обеспечения качественных и доступных услуг в сфере трудоустройства граждан вышеуказанным постановлением Президента Республики Узбекистан:

внедряется принципиально новая схема оказания услуг органами по труду по принципу «одно окно», предусматривающая оказание всего комплекса в любой точке доступа, в том числе в органах самоуправления граждан, с активным внедрением интернет-услуг в сферу трудоустройства и содействия занятости;

предусматривается проработать вопросы расширения сети филиалов Агентства по внешней трудовой миграции, обеспечивающих организованное трудоустройство граждан нашей страны за рубежом.

В соответствии с постановлением Министерство занятости и трудовых отношений будет ежемесячно публиковать на Портале открытых данных Республики Узбекистан, своем официальном сайте и в центральных средствах массовой информации сведения о состоянии рынка труда и занятости, в том числе о количестве граждан, обратившихся в органы по труду в поисках работы, получающих пособия по безработице, созданных рабочих местах, зарегистрированных вакансиях и другие значимые для населения, работодателей и инвесторов показатели.

Постановлением определены источники формирования и основные направления использования средств Государственного фонда содействия занятости, включая реализацию установленных законодательством гарантий по трудоустройству и материальной поддержке безработных, выпускников высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, финансирование расходов по предоставлению незанятому населению качественных услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и социальной защите, укреплению материально-технической базы органов по труду.

Особо следует отметить, что постановлением поручено Министерству занятости и трудовых отношений при разработке государственного заказа на создание рабочих мест определять перечень наиболее трудоизбыточных городов и районов республики. В свою очередь, Министерство экономики, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г.Ташкента при формировании и утверждении адресных списков инвестиционных проектов должны уделять приоритетное внимание созданию новых производственных мощностей в указанных трудоизбыточных городах и районах республики.

В этой связи постановлением утверждается перечень опорных профессиональных колледжей, осуществляющих профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации незанятого населения в трудоизбыточных районах, в свободное от основного образовательного процесса время, по специальностям и направлениям обучения, востребованным на рынке труда в соответствии с потребностями социально-экономического развития регионов.

В целях проведения широкой разъяснительной работы в средствах массовой информации постановлением предусматривается, что одним из важнейших направлений деятельности телерадиоканала «Mahalla» будет являться широкое и объективное освещение вопросов обеспечения занятости населения, привлечения граждан к частному предпринимательству и семейному бизнесу, рационального использования приусадебных участков и дехканских хозяйств, защиты трудовых прав и охраны труда.

Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан поручено обеспечить осуществление конкретных и действенных мер по проведению активной разъяснительной работы по вопросам занятости населения на телевидении и радио, в том числе на основе широкого использования эфирного времени «прайм тайм».

Важно отметить, что постановлением утверждена Программа комплексных мер по дальнейшему совершенствованию деятельности органов по труду и обеспечению занятости населения, предусматривающая меры по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере занятости и трудовых отношений, внедрению современных подходов к разработке программ занятости, механизмов обеспечения трудоустройства выпускников профессиональных колледжей, академических лицеев и вузов, новых интерактивных услуг, дальнейшее расширение сотрудничества с международными организациями и другие меры.

Реализация принятого Указа и постановления Президента Республики Узбекистан позволит:

во-первых, создать отвечающую современным требованиям организационную структуру органов по труду, способную последовательно и эффективно выполнять поставленные задачи, особенно усилить работу в таких важных направлениях, как развитие инфраструктуры рынка труда, формирование государственного заказа на создание новых рабочих мест, трудоустройство впервые выходящей на рынок труда молодежи и социально уязвимых категорий населения;

во-вторых, кардинально повысить качество оказываемых государственных услуг в сфере занятости путем проведения полномасштабного функционального анализа, реинжиниринга предоставляемых услуг, внедрения прогрессивных форм организации работы, включая применение стимулирующих методов оплаты труда на основе ключевых показателей эффективности (KПЭ);

в-третьих, усилить за счет Государственного фонда содействия занятости, Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений финансовое обеспечение реализации комплексных мер по обеспечению устойчивого и сбалансированного развития рынка труда, повышению уровня занятости населения и рациональному использованию трудовых ресурсов;

в-четвертых, создать необходимые условия по выводу семей из малообеспеченности путем разработки и реализации индивидуальных программ, включающих вовлечение членов малообеспеченных семей и других социально уязвимых категорий населения в сферу индивидуального и семейного предпринимательства, развития личных подсобных хозяйств на основе предоставления микрокредитов и обучающих услуг.