от 18.05.2017 г. № УП-5044
См. предыдущую редакцию.
(пункт 2 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 30 апреля 2021 года № УП-6218 — Национальная база данных законодательства, 30.04.2021 г., № 06/21/6218/0398)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2022 года № УП-220 — Национальная база данных законодательства, 10.09.2022 г., № 06/22/220/0812)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2022 года № УП-220 — Национальная база данных законодательства, 10.09.2022 г., № 06/22/220/0812)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 7 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2022 года № УП-220 — Национальная база данных законодательства, 10.09.2022 г., № 06/22/220/0812)
 Комментарий LexUz
См. предыдущую редакцию.
(приложение утратило силу Указом Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2022 года № УП-220 — Национальная база данных законодательства, 10.09.2022 г., № 06/22/220/0812)

Наша страна обладает богатыми гидроэнергетическими ресурсами. Достаточно сказать, что объем гидроэнергетических ресурсов Республики Узбекистан, технически пригодных к освоению, составляет 27,4 миллиарда киловатт-часов ежегодной выработки электроэнергии. При этом в настоящее время освоено лишь 6,5 миллиард киловатт-часов, или 23,7 процента имеющегося гидроэнергетического потенциала страны.

Учитывая, что гидроэнергетические ресурсы являются природным, возобновляемым и экологически чистым энергоисточником, всемерное увеличение их использования отвечает современной стратегии развития республики. Это обеспечивает гарантированное покрытие растущих потребностей в электроэнергии промышленных и коммунальных предприятий, сельского хозяйства и населения регионов, способствует экономии и рациональному использованию в стране запасов органического топлива и сокращению выбросов вредных веществ в окружающую среду.

Гидроэнергетическая отрасль Узбекистана в настоящее время включает 36 гидроэлектростанций, из которых 25 ГЭС были введены в эксплуатацию от 40 до 80 лет назад и в значительной степени выработали свой технический ресурс, требуют модернизации оборудования и реконструкции сооружений.

В целях эффективного использования гидроэнергетического потенциала республики, увеличения доли возобновляемых гидроэнергетических ресурсов в структуре производства электрической энергии, создания новых экологически чистых генерирующих мощностей, осуществления технического и технологического перевооружения существующих гидроэлектростанций 2 мая 2017 года было принято постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-2947 о Программе мер по дальнейшему развитию гидроэнергетики на 2017 — 2021 годы.

Следует отметить, что из общего количества гидроэлектростанций 28 входят в структуру АО «Узбекэнерго» с выработкой в среднем за год 5,2 миллиарда киловатт-часов электроэнергии и 8 гидроэлектростанций находятся на балансе Объединения «Узсувэнерго» Министерства сельского и водного хозяйства республики с выработкой ежегодно 1,3 миллиарда киловатт-часов электроэнергии. В результате такого разделения не обеспечивается необходимое техническое единство управления гидроэнергетической отраслью.

Для формирования единой системы управления водно-энергетическими ресурсами, последовательного широкого привлечения в развитие гидроэнергетики иностранных инвестиций и обеспечения на этой основе наиболее полного удовлетворения потребности предприятий и населения в электрической энергии указом Президента Республики Узбекистан предусмотрено образование акционерного общества «Узбекгидроэнерго», объединяющего все гидроэлектростанции республики, ранее входившие в состав АО «Узбекэнерго», а также подчиненные Объединению «Узсувэнерго» Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.

На АО «Узбекгидроэнерго» возложены такие важные задачи, как:

осуществление единой технической политики в сфере производства электрической энергии на гидроэлектростанциях, обеспечение безопасной и эффективной эксплуатации гидротехнических сооружений, а также централизованного технологического управления объектами гидроэнергетики;

разработка и реализация программ развития гидроэнергетики на основе комплексного освоения гидроэнергетического потенциала и обеспечение увеличения доли гидроэнергетики в структуре энергетического баланса республики;

реализация инвестиционных проектов по строительству новых и модернизации действующих гидроэлектростанций на основе современных и всесторонне обоснованных научно-технических решений в области проектирования и строительства крупных, средних, малых и микро-гидроэлектростанций;

развитие сотрудничества с международными компаниями и финансовыми институтами по привлечению иностранных инвестиций и передовых технологий в реализацию проектов по строительству новых и модернизации действующих гидроэлектростанций;

обеспечение бережного отношения к водному потенциалу республики, сохранение имеющейся флоры и фауны при строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений, а также эффективное управление водными ресурсами с учетом климатических, природных и других особенностей республики;

осуществление на системной основе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с высшим и средним специальным, профессиональным образованием в сфере гидроэнергетики.

При этом важно отметить, что на АО «Узбекгидроэнерго» возложены функции исполнительного и ответственного органа по своевременной и качественной реализации Программы мер по дальнейшему развитию гидроэнергетики на 2017 — 2021 годы, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан от 2 мая 2017 года № ПП-2947.

В целях обеспечения стабильной и надежной работы энергетической системы республики за АО «Узбекэнерго» остается право:

проведения единой координации вопросов оперативно-диспетчерского управления предприятиями АО «Узбекгидроэнерго» через действующий Национальный диспетчерский центр;

100-процентной закупки электроэнергии, производимой предприятиями АО «Узбекгидроэнерго».

Во исполнение указа принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности акционерного общества «Узбекгидроэнерго», которым одобрена структура создаваемого АО «Узбекгидроэнерго» и даны поручения, связанные с обеспечением формирования его уставного капитала и утверждением учредительных документов.

АО «Узбекгидроэнерго» дано разрешение на создание консорциумов и профильных дочерних предприятий в республике и за рубежом, в том числе совместно с ведущими зарубежными инжиниринговыми, консалтинговыми и строительными компаниями для реализации совместных инвестиционных проектов.

Принятым постановлением функции генеральной проектной организации по разработке предпроектной и проектной документации по инвестиционным проектам АО «Узбекгидроэнерго» возложены на АО «Гидропроект», а генеральной подрядной организации по строительству и модернизации объектов АО «Узбекгидроэнерго» — на ООО «ТуполангсувГЭСкурилиш», за исключением инвестиционных проектов, осуществляемых в соответствии с процедурами международных финансовых институтов и стран-доноров.

Предоставлено право АО «Гидропроект» по согласованию с АО «Узбекгидроэнерго» привлекать в рамках инвестиционных проектов для разработки предпроектной и проектной документации по строительству и модернизации объектов гидроэнергетики на договорной основе в качестве субподрядчиков лучшие отечественные и зарубежные специализированные проектные и инжиниринговые организации, а также ведущих специалистов и экспертов с осуществлением координации их работы.

Следует отметить, что на АО «Узбекгидроэнерго» возложены функции ответственного органа за определение потребности в квалифицированных кадрах с высшим и средним специальным, профессиональным образованием для сферы гидроэнергетики и организацию их подготовки в высших образовательных учреждениях и профессиональных колледжах республики, независимо от их ведомственной подчиненности.

Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Центру среднего специального, профессионального образования, Министерству труда Республики Узбекистан, АО «Узбекгидроэнерго» совместно с другими заинтересованными министерствами, ведомствами, хозяйственными объединениями поручено:

определить перечень направлений и специальностей высшего образования, направлений, профессий и специальностей среднего специального, профессионального образования по подготовке квалифицированных кадров для сферы гидроэнергетики, конкретные высшие образовательные учреждения и профессиональные колледжи, осуществляющие их подготовку, критически пересмотреть по ним образовательные стандарты, учебные планы и программы с учетом современных требований и международного опыта, с обязательным включением прохождения обучения, практики и стажи�овки на гидроэлектростанциях, гидротехни?еских и других связанных с гидроэнергетикой предприятиях и организациях;

ежегодно, при формировании квот приема в профильные высшие и средние специальные, профессиональные образовательные учреждения, учитывать реальную потребность сферы гидроэнергетики в квалифицированных кадрах с учетом реализации принятой Программы мер по дальнейшему развитию гидроэнергетики на 2017 — 2021 годы;

обеспечить действенный механизм контроля и усиления ответственности, прежде всего руководителей средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, за трудоустройство на предприятиях и в организациях сферы гидроэнергетики выпускников высших образовательных учреждений и профессиональных колледжей по избранной профессии и специальности.

Реализация принятых указа и постановления Президента Республики Узбекистан позволит:

во-первых, объединить материально-техническую базу всех действующих гидроэлектростанций республики и обслуживающих их строительных, монтажных, ремонтных, наладочных и проектно-изыскательских предприятий в единую гидроэнергетическую отрасль;

во-вторых, осуществить организационное, финансовое и технологическое управление гидроэнергетикой с координацией режимов производства электрической энергии, реализацией стратегии безопасной многолетней эксплуатации сооружений и оборудования гидроэлектростанций, динамичного развития отрасли, совершенствования ее правовой и нормативно-методологической базы, формирования высококвалифицированного персонала;

в-третьих, обеспечить высокие энергетические показатели, оптимальные режимы работы и эффективность гидроэлектростанций с внедрением современных технологий и оборудования, его возможной типизацией и стандартизацией, использованием мировых научно-технических достижений в области проектирования, строительства и контроля за состоянием ГЭС;

в-четвертых, осуществить поэтапную реализацию программы развития гидроэнергетики, обеспечивающей комплексное освоение гидроэнергетических ресурсов страны, сохранение работоспособности и обновление действующих гидроэлектростанций, строительство новых ГЭС самой разной мощности с постоянным увеличением доли гидроэнергетики в структуре энергетического баланса Узбекистана;

в-пятых, обеспечить комплексное освоение в республике водных и энергетических ресурсов с бережным отношением к имеющемуся природному потенциалу и окружающей среде, согласованному их использованию в интересах энергетики, водного хозяйства, ирригации, питьевого водоснабжения, рекреации и социально-экономического развития регионов;

в-шестых, осуществить практическую подготовку и воспитание квалифицированных инженерно-технических и профессиональных кадров в гидроэнергетической отрасли с мотивацией престижа высокотехнологического труда, стремления к совершенствованию знаний, умений и опыта, повышения уровня и качества жизни.

Принятые Указ Президента Республики Узбекистан «Об образовании акционерного общества «Узбекгидроэнерго» и постановление Президента «О мерах по организации деятельности акционерного общества «Узбекгидроэнерго» являются беспрецедентным шагом в создании единой гидроэнергетической отрасли в Узбекистане для укрепления энергетической безопасности страны, безопасной и эффективной эксплуатации существующих гидроэлектростанций и создания новых высокоманевренных и эффективных генерирующих предприятий.