Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 июля 2020 года № 433 «О мерах по созданию благоприятных условий для развития и реабилитации сферы туризма в Республике Узбекистан».
Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2016 года № УП–4861 «О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан» и постановления Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2016 года № ПП–2666 «Об организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма» Кабинет Министров постановляет:
2. Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма в трехмесячный срок провести инвентаризацию лицензий, выданных до вступления в силу настоящего постановления, обеспечить приведение лицензионных соглашений в соответствие с требованиями утвержденного настоящим постановлением Положения о порядке лицензирования туристской деятельности.
3. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 6 апреля 2017 года № 189
к постановлению Кабинета Министров от 6 апреля 2017 года № 189
1. Настоящее Положение в соответствии с законами Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О туризме», Указом Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2016 года № УП–4861 «О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан» и постановлением Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2016 года № ПП–2666 «Об организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма» определяет порядок лицензирования туристской деятельности.
2. Лицензирование туристской деятельности осуществляется территориальными управлениями Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма по Республике Каракалпакстан, Андижанской, Джизакской, Кашкадарьинской, Навоийской, Наманганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Ферганской областей, департаментами развития туризма по Бухарской, Самаркандской, Ташкентской, Хорезмской областей и г. Ташкента (далее — лицензирующий орган).
(абзац первый пункта 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 октября 2018 года № 781 — Национальная база данных законодательства, 03.10.2018 г., № 09/18/781/1984)
Лицензирование туристской деятельности осуществляется в соответствии со схемой согласно приложению к настоящему Положению.
3. Соискателем лицензии (туристские операторы, туристские агентства, экскурсионные организации, туристские фирмы) может быть юридическое лицо, в установленном порядке зарегистрированное в Республике Узбекистан, обратившееся в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии на право осуществления туристской деятельности (далее — соискатель лицензии).
4. Лицензии на право осуществления туристской деятельности выдаются соискателям лицензии, оказывающим услуги по организации туров, в том числе по бронированию, размещению, перевозке, организации питания, а также рекреационные, экскурсионные и иные услуги в соответствии с условиями договора на оказание туристских услуг.
При этом для индивидуальных предпринимателей, оказывающих экскурсионные услуги, получение лицензии на право осуществления туристской деятельности не требуется.
внутренний туризм — на право осуществления туристской деятельности на территории Республики Узбекистан для оказания туристских услуг физическим лицам, постоянно проживающим в Республике Узбекистан;
выездной туризм — на право осуществления туристской деятельности за пределами Республики Узбекистан для оказания туристских услуг физическим лицам, постоянно проживающим в Республике Узбекистан;
въездной туризм — на право осуществления туристской деятельности на территории Республики Узбекистан для оказания туристских услуг физическим лицам, проживающим за пределами Республики Узбекистан.
а) обязательное соблюдение законодательства о туризме, международных стандартов и государственных стандартов Республики Узбекистан в сфере туризма;
б) наличие в штате юридического лица не менее одного специалиста, имеющего диплом о высшем или среднем специальном, профессиональном образовании по направлению «туризм», либо действующий квалификационный сертификат, выдаваемый сроком на 3 года в порядке, установленном лицензирующим органом;
в) получение работниками юридического лица (гидами (экскурсоводами) и инструкторами-проводниками) квалификационного сертификата не менее одного раза в 3 года в порядке, установленном лицензирующим органом;
См. предыдущую редакцию.
(подпункт «г» пункта 8 исключен постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 октября 2018 года № 781 — Национальная база данных законодательства, 03.10.2018 г., № 09/18/781/1984)
д) наличие сформированного уставного фонда для осуществления туристской деятельности по направлению:
«внутренний туризм» — в размере, равном установленному законодательством для соответствующей организационно-правовой формы юридического лица;
«выездной и въездной туризм» — в размере, равном не менее 400-кратного размера минимальной заработной платы;
Комментарий LexUz
В абзац третий подпункт «д» пункта 8 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 2019 года № 1046. См. текст на узбекском языке.
е) наличие подтвержденной сертификатом соответствия туристских услуг системы по обеспечению безопасности для жизни, здоровья и имущества туристов и экскурсантов;
ж) оказание туристских услуг только после заключения с клиентом договора, в том числе и электронного (онлайн), соответствующего требованиям законодательства Республики Узбекистан;
з) доведение в установленном порядке до каждого туриста и экскурсанта информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в Республике Узбекистан и иностранных государствах, о специфике поведения во время туристской поездки и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;
и) предоставление клиенту полной и исчерпывающей информации о режиме работы лицензиата, его местонахождении (почтовом адресе), наличии соответствующей лицензии, сертификата туристских услуг, фамилиях, именах и отчествах специалистов лицензиата, ответственных за ведение конкретных направлений туристской деятельности, в том числе с размещением указанной информации на своем официальном веб-сайте во всемирной сети Интернет.
к) наличие у лицензиата многоязычного веб-сайта, предоставляющего услуги, включая электронные платежи, бронирование, эквайринг, при обслуживании ежегодно более 500 туристов.
(пункт 8 дополнен подпунктом «к» постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 мая 2018 года № 398 — Национальная база данных законодательства, 01.06.2018 г., № 09/18/398/1288)
9. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя лицензии, сведений, указанных в свидетельстве о государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательства, в действующем сертификате соответствия туристских услуг и правоустанавливающих документах на помещения для осуществления туристской деятельности, местонахождения (почтового адреса) соискателя лицензии, номеров контактных телефонов, факса, электронной почты и банковских реквизитов, а также запрашиваемого направления туристской деятельности, предусмотренного пунктом 5 настоящего Положения;
(подпункт «б» пункта 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 октября 2018 года № 781 — Национальная база данных законодательства, 03.10.2018 г., № 09/18/781/1984)
в) копию документа, подтверждающего внесение соискателем лицензии сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии;
г) сведения о руководителе с указанием фамилии, имени и отчества, года рождения, паспортных данных, домашнего адреса, образования, номеров контактных телефонов.
10. Лицензирующий орган самостоятельно получает необходимые для выдачи лицензии документы и информацию, имеющиеся в других уполномоченных органах, в установленном порядке посредством информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме.
11. Требование от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
12. Документы, необходимые для получения лицензии, представляются соискателем лицензии в лицензирующий орган непосредственно, через средства почтовой связи или в электронной форме с уведомлением об их получении.
Документы, представленные в электронной форме, подтверждаются электронной цифровой подписью соискателя лицензии.
Документы, направленные в лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются ответственным лицом лицензирующего органа по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов.
За представление недостоверных или искаженных документов и сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством.
13. За рассмотрение заявления соискатель лицензии уплачивает сбор в размере 2,5 минимальных заработных плат, установленных на день оплаты, который зачисляется на банковский счет лицензирующего органа.
Комментарий LexUz
В абзай первый пункта 13 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 2019 года № 1046. См. текст на узбекском языке.
В случае отказа соискателя лицензии от поданного заявления сумма уплаченного сбора возврату не подлежит.
14. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами, указанными в пункте 9 настоящего Положения, на основании экспертного заключения, утвержденного соответствующим заместителем руководителя лицензирующего органа.
(пункт 14 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 октября 2018 года № 781 — Национальная база данных законодательства, 03.10.2018 г., № 09/18/781/1984)
15. О принятом решении лицензирующий орган уведомляет соискателя лицензии в однодневный срок после принятия соответствующего решения.
Уведомление о принятии решения на выдачу лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме, в том числе в электронной форме через информационную систему, с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты государственной пошлины. Одновременно с уведомлением о принятии решения на выдачу лицензии соискателю лицензии направляется для подписания лицензионное соглашение.
16. Лицензионное соглашение, определяющее взаимные права и обязанности лицензирующего органа и лицензиата, заключается между лицензирующим органом и лицензиатом и должно содержать:
порядок контроля со стороны лицензирующего органа за выполнением лицензиатом требований и условий лицензионного соглашения.
Лицензионное соглашение составляется в двух экземплярах — по одному экземпляру для лицензиата и лицензирующего органа.
17. Лицензии на туристскую деятельность оформляются на специальных бланках установленной формы. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию, номер и степень защищенности. Образцы бланков лицензий разрабатываются и утверждаются лицензирующим органом и изготовляются по заказу лицензирующего органа типографским способом в Государственно-производственном объединении «Давлат белгиси».
Руководитель лицензирующего органа несет персональную ответственность за учет, сохранность и целевое использование бланков лицензий.
18. Лицензия выдается в течение двух рабочих дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, и после подписания им лицензионного соглашения.
В лицензии указывается лицензируемое направление туристской деятельности в соответствии с настоящим Положением.
19. В случае если лицензиат в течение трех месяцев со дня направления (вручения) уведомления о принятии решения на выдачу лицензии не представит в лицензирующий орган документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу лицензии, либо не подпишет лицензионное соглашение, лицензирующий орган вправе принять решение об аннулировании лицензии.
Отказ в выдаче лицензии по иным основаниям, в том числе по мотивам нецелесообразности выдачи лицензии, не допускается.
Соискатель лицензии имеет право обжаловать решение лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии, а также действие (бездействие) должностного лица лицензирующего органа, в порядке, установленном законодательством.
21. В случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии уведомление об отказе в однодневный срок направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме, в том числе в электронной форме через информационную систему, с указанием конкретных причин отказа и срока, достаточного для того, чтобы соискатель лицензии, устранив указанные причины, мог представить документы для повторного рассмотрения. Срок, указанный в уведомлении об отказе в выдаче лицензии, должен быть соразмерным времени, необходимому для устранения недостатков.
22. В случае устранения соискателем лицензии причин, послуживших основанием для отказа в выдаче лицензии, повторное рассмотрение документов осуществляется лицензирующим органом в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
При повторном рассмотрении заявления соискателя лицензии не допускается отказ в выдаче лицензии по новым основаниям, ранее не указанным в уведомлении об отказе в выдаче лицензии.
Заявление соискателя лицензии, поданное по истечении срока, указанного в уведомлении об отказе в выдаче лицензии, считается вновь поданным.
23. В случае преобразования лицензиата, изменения его наименования или местонахождения (почтового адреса) лицензиат или его правопреемник обязан в месячный срок после прохождения перерегистрации подать заявление в лицензирующий орган о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.
В случае слияния лицензиатов, имеющих на дату государственной регистрации вновь возникшего юридического лица лицензии на право осуществления туристской деятельности, допускается переоформление лицензии в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта.
В случае прекращения действия лицензии на часть (части) лицензируемого вида деятельности лицензия подлежит переоформлению.
(пункт 23 дополнен абзацами вторым и третьим постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 октября 2018 года № 884 — Национальная база данных законодательства, 30.10.2018 г., № 09/18/884/2128)
Документы представляются лицензиатом в лицензирующий орган непосредственно, через средства почтовой связи или в электронной форме с уведомлением об их получении. Документы, представленные в электронной форме, подтверждаются электронной цифровой подписью лицензиата.
Осуществление лицензируемой деятельности с нарушением требований абзацев первого — третьего настоящего пункта влечет ответственность, установленную законодательством за занятие деятельностью без лицензии.
(абзац пятый пункта 23 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 октября 2018 года № 884 — Национальная база данных законодательства, 30.10.2018 г., № 09/18/884/2128)
24. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет указанную в ней деятельность на основании ранее выданной лицензии.
Переоформление лицензии осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения лицензирующим органом заявления о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов или принятия решения о прекращении действия лицензии на часть (части) лицензируемого вида деятельности.
(абзац третий пункта 24 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 октября 2018 года № 884 — Национальная база данных законодательства, 30.10.2018 г., № 09/18/884/2128)
При переоформлении лицензии лицензиат уплачивает сбор в половинном размере суммы, уплачиваемой за рассмотрение заявления соискателя лицензии о выдаче лицензии, который зачисляется на банковский счет лицензирующего органа.
25. Взамен утраченной или пришедшей в негодность лицензии, лицензирующим органом по заявлению лицензиата выдается ее дубликат в течение пяти рабочих дней со дня его получения.
При выдаче дубликата лицензии лицензиат уплачивает сбор в половинном размере суммы, уплачиваемой за рассмотрение заявления соискателя лицензии о выдаче лицензии, который зачисляется на банковский счет лицензирующего органа.
26. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством.
27. Лицензирующий орган при осуществлении контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий в пределах своей компетенции имеет право:
проводить проверки соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий по согласованию с уполномоченным органом по координации проверок деятельности субъектов предпринимательства в порядке, установленном законодательством;
(абзац третий пункта 27 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 октября 2019 года № 886 — Национальная база данных законодательства, 22.10.2019 г., № 09/19/886/3941)
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 27 исключен постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 октября 2019 года № 886 — Национальная база данных законодательства, 22.10.2019 г., № 09/19/886/3941)
запрашивать и получать от лицензиата необходимую информацию по вопросам, возникающим при проведении проверок соблюдения лицензионных требований и условий;
составлять на основании результатов проверок акты (справки) с указанием конкретных нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий;
выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
в случаях, установленных законодательством, выносить решения и/или обращаться в суд по вопросу приостановления, прекращения действия либо аннулирования лицензий;
в установленном порядке направлять в соответствующие органы материалы о выявленных фактах осуществления туристской деятельности без лицензии для принятия мер, предусмотренных законодательством.
28. При проверке соблюдения лицензионных требований и условий проверяющими работниками лицензирующего органа составляется акт в двух экземплярах, один из которых передается лицензиату, второй — остается в лицензирующем органе.
29. Приостановление или прекращение действия лицензии, аннулирование лицензии производятся лицензирующим органом в случаях и порядке, предусмотренных статьями 22, 23 и 24 Закона Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности».
К однократному грубому нарушению лицензионных требований и условий, дающему основание для прекращения в установленном порядке действия лицензии, относятся:
оказание туристских услуг без соответствующего договора, заключенного с клиентом или иностранным партнером;
отсутствие у лицензиата подтвержденной сертификатом соответствия туристских услуг системы по обеспечению безопасности для жизни, здоровья и имущества туристов и экскурсантов при оказании туристских услуг;
отсутствие при оказании туристских услуг в штате лицензиата специалиста, имеющего диплом о высшем или среднем специальном, профессиональном образовании по направлению «туризм», либо действующий квалификационный сертификат, выдаваемый сроком на 3 года, в порядке, установленном лицензирующим органом.
30. Решения лицензирующего органа о приостановлении или прекращении действия лицензии, аннулировании лицензии могут быть обжалованы в суд. В случае признания судом необоснованности приостановления или прекращения действия лицензии, аннулирования лицензии лицензирующий орган несет перед лицензиатом ответственность в размере понесенного им ущерба.
При прекращении действия лицензии и аннулировании лицензии уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит.
а) основные сведения о лицензиатах — наименование организации и идентификационный номер налогоплательщика, организационно-правовая форма, сведения о филиалах, фамилия, имя, отчество руководителя организации;
д) адрес, по которому будет осуществляться лицензируемый вид деятельности, номера контактных телефонов, факс, адрес электронной почты и другие контакты;
32. Информация, содержащаяся в реестрах лицензий, размещается на официальном веб-сайте, лицензирующего органа и является открытой для ознакомления.
33. За выдачу лицензии на право осуществления туристской деятельности взимается государственная пошлина в размере, установленном Законом Республики Узбекистан «О государственной пошлине».
(пункт 33 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 июня 2020 года № 384 — Национальная база данных законодательства, 16.06.2020 г., № 09/20/384/0770)
35. Документооборот между лицензирующим органом и соискателями лицензии или лицензиатами (подача заявлений, документов и сведений, уведомлений и т.п.) может осуществляться на бумажных носителях или в электронной форме. Качество представленных заявлений, документов и сведений должно позволять распознавание информации, необходимой для целей лицензирования. Документы и сведения, поступившие в лицензирующий орган, сличаются с их оригиналами в процессе проверок за соблюдением соответствия туристских услуг установленным лицензионным требованиям и условиям.
36. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к положению о порядке лицензирования туристской деятельности
к положению о порядке лицензирования туристской деятельности
(приложение в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 октября 2018 года № 781 — Национальная база данных законодательства, 03.10.2018 г., № 09/18/781/1984)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 6 апреля 2017 года № 189
к постановлению Кабинета Министров от 6 апреля 2017 года № 189
1. Постановление Кабинета Министров от 11 ноября 2003 г. № 497 «Об утверждении Положения о лицензировании туристской деятельности» (СП Республики Узбекистан, 2003 г., № 11, ст. 113).
2. Пункт 30 приложения к постановлению Кабинета Министров от 22 мая 2006 г. № 92 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан» (постановление Президента Республики Узбекистан от 21 сентября 2005 г. № ПП–186 «О сокращении видов и упрощении разрешительных процедур для осуществления предпринимательской деятельности») (СП Республики Узбекистан, 2006 г., № 5, ст. 34).
3. Пункт 8 раздела I приложения к постановлению Кабинета Министров от 14 сентября 2006 г. № 194 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Узбекистан» (Закон Республики Узбекистан от 6 апреля 2006 г. № ЗРУ–31 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с упрощением процедуры сертификации продукции и услуг») (СП Республики Узбекистан, 2006 г., № 9, ст. 66).
4. Пункт 15 приложения к постановлению Кабинета Министров от 1 февраля 2012 г. № 26 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан» (Закон Республики Узбекистан от 7 сентября 2011 г. № ЗРУ–292 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности»») (СП Республики Узбекистан, 2012 г., № 2, ст. 5).
5. Постановление Кабинета Министров от 18 октября 2012 г. № 299 «Об утверждении состава Комиссии Кабинета Министров Республики Узбекистан по лицензированию туристской деятельности» (СЗ Республики Узбекистан, 2012 г., № 41-42, ст. 486).
6. Пункт 46 приложения № 1 к постановлению Кабинета Министров от 1 ноября 2012 г. № 313 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Узбекистан» (Указ Президента Республики Узбекистан от 16 июля 2012 года № УП–4453 «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур») (СП Республики Узбекистан, 2012 г., № 11, ст. 79).
7. Пункт 1 приложения к постановлению Кабинета Министров от 13 марта 2014 г. № 60 «О мерах по совершенствованию порядка лицензирования и осуществления туристской деятельности» (СП Республики Узбекистан, 2014 г., № 3, ст. 26).
8. Пункт 16 приложения к постановлению Кабинета Министров от 31 декабря 2014 г. № 377 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства» (СЗ Республики Узбекистан, 2015 г., № 1, ст. 9).