Тизимнинг ушбу имкониятидан фойдаланиш учун Сиз авторизация қилинишингиз керак!
Рўйхатдан ўтишни хоҳлайсизми? Ёки тизимга ўз логинингиз билан кирасизми?

Авторизация қилиш Рўйхатдан ўтиш

×
 ×
Акт на состоянии 06.10.2016 00
Перейти на действующаю версию
отменяется требование о постановке на учет экспортных контрактов субъектов предпринимательства в органах государственной таможенной службы, за исключением контрактов по экспорту товаров, предусмотренных в приложениях № 1, 2 и 4 к Указу Президента Республики Узбекистан от 10 октября 1997 года № УП-1871 «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта товаров (работ, услуг)», с сохранением контроля и мониторинга за внешнеторговыми контрактами органами валютного контроля через Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций;
ПРИЛОЖЕНИЕ
к
Указу Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2016 года № УП-4848
См. предыдущую редакцию.

Наименование мероприятий

Механизм реализации

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

I. В сфере правового регулирования предпринимательской деятельности

1.

Проведение критического анализа функций и полномочий государственных органов, прежде всего, правоохранительных и контролирующих структур, и разработка обоснованных предложений, направленных на совершенствование и повышение эффективности мер по предупреждению, профилактике и недопущению правонарушений в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Проекты нормативно-правовых актов

Ноябрь 2016 года

Министерства, ведомства и другие государственные органы

2.

Обеспечение строгого выполнения требований норм законодательства об ответственности должностных лиц за незаконное вмешательство и воспрепятствование предпринимательской деятельности, необоснованное приостановление деятельности, а также возмещение непосредственно с виновных ущерба, нанесенного субъектам предпринимательства.

Комплекс мер

Декабрь 2016 года Реализация комплекса мер постоянно

Генпрокуратура, Верховный суд, Минюст, МВД, СНБ, заинтересованные министерства и ведомства

3.

Разработка проекта закона «О противодействии коррупции», направленного, в первую очередь, на дальнейшее укрепление доверия граждан и предпринимателей к государственным органам, повышение инвестиционной привлекательности республики, а также предупреждение и профилактику коррупционных правонарушений.

Проект закона

Ноябрь 2016 года

Генпрокуратура, Верховный суд, Минюст, МВД, СНБ, заинтересованные министерства и ведомства

4.

Разработка проекта закона «О государственно-частном партнерстве», предусматривающего:

понятие, задачи и основные направления ГЧП;

круг участников ГЧП, их права и обязанности;

гарантии соблюдения прав и законных интересов участников ГЧП, прозрачности и эффективности использования средств субъектов предпринимательства;

приоритетные сферы реализации проектов ГЧП;

порядок и условия стимулирования участников ГЧП, а также контроля в данной сфере.

Проект закона

III квартал 2017 года

Минюст, Минэкономики, Минфин, Мининфоком, Госкомконкуренции, Высший хозяйственный суд, ТПП, заинтересованные министерства и ведомства

5.

Разработка проекта закона «О государственных закупках», предусматривающего:

прозрачный и открытый механизм осуществления государственных закупок на конкурентной основе, меры по предупреждению коррупции в данной сфере;

широкий доступ субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства к государственным закупкам;

расширение круга субъектов, для которых обязательно применение системы государственных закупок с включением в их число государственных предприятий, а также коммерческих организаций с государственной долей 50 процентов и более;

создание независимой и эффективной системы и процедур обжалования для участников государственных закупок;

дальнейшее развитие электронных закупок, организацию единой базы данных для статистического анализа результатов, необходимых параметров закупок.

Проект закона

II квартал
2017 года

Минфин, Минюст, Минэкономики, Госкомконкуренции, Мининфоком, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента

6.

Разработка проекта закона «Об административных процедурах», предусматривающего:

совершенствование организации управленческой деятельности государственных органов;

обеспечение эффективного оказания государственных услуг путем принятия обоснованных и оператив�ых решений;

внедрение современных процедур реализации прав и законных интересов юридических и физических лиц.

Проект закона

II квартал
2017 года

Минюст, Минэкономики, ГТК, ГНК, заинтересованные министерства и ведомства

7.

Совершенствование и упрощение системы государственной регистрации субъектов предпринимательства через всемирную информационную сеть Интернет.

Проект постановления Кабинета Министров

I квартал
2017 года

Минюст, Минэкономики, Госкомконкуренции, Мининфоком, ТПП, ГНК

8.

Рассмотрение вопроса создания института Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Олий Мажлисе Республики Узбекистан со следующими основными полномочиями:

участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства;

оказание правовой поддержки субъектам предпринимательства при осуществлении проверок их деятельности;

изучение практической реализации норм и требований законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности;

оценка эффективности воздействия принятых нормативно-правовых актов на осуществление предпринимательской деятельности;

осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательства государственными, контролирующими и правоохранительными органами, а также органами государственной власти на местах.

Проект закона «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (омбудсмане)»

I квартал
2017 года

Законодательная палата Олий Мажлиса, Минюст, Генпрокуратура, Минфин, ТПП

II. В сфере сокращения проверок субъектов предпринимательства и предупреждения необоснованного
вмешательства в их деятельность

9.

Отмена всех видов внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства, кроме проверок в связи с ликвидацией юридического лица, а также проводимых исключительно по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов краткосрочных проверок на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства.

Проекты нормативно-правовых актов

Декабрь 2016 года

ГНК, Генпрокуратура, Минюст, заинтересованные министерства и ведомства

10.

Отмена всех видов встречных проверок деятельности субъектов предпринимательства, в том числе по уголовным делам.

Проекты нормативно-правовых актов

Декабрь 2016 года

ГНК, Генпрокуратура, Минюст, заинтересованные министерства и ведомства

11.

Четкая процессуальная регламентация назначения, проведения и продления проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности по возбужденным уголовным делам, направленная, прежде всего, на обеспечение неприкосновенности частной собственности, недопущение необоснованного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства и приостановления их функционирования.

Проект закона

Ноябрь 2016 года

Генпрокуратура, Верховный суд, Минюст, МВД, СНБ, заинтересованные министерства и ведомства

12.

Создание общественных консультативных советов при государственных органах, в том числе контролирующих и правоохранительных, с включением в их состав представителей субъектов предпринимательства, а также их объединений.

Ведомственные акты

Декабрь 2016 года

Министерства, ведомства и другие государственные органы

III. В сфере дальнейшей либерализации ответственности субъектов предпринимательства

13.

Установление порядка освобождения от административной и уголовной ответственности, применения штрафных и финансовых санкций (кроме пени) субъектов предпринимательства и их работников, впервые совершивших правонарушения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, в случае добровольного устранения в установленные законодательством сроки допущенных нарушений и возмещения причиненного материального ущерба, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью человека.

Проект закона

Декабрь 2016 года

Генпрокуратура, Минюст, Верховный суд, МВД, СНБ, ГНК, ГТК, заинтересованные министерства и ведомства

14.

Установление порядка освобождения от административной и уголовной ответственности лиц, впервые совершивших правонарушения, связанные с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности, в случае добровольного возмещения причиненного ущерба, регистрации в качестве субъектов предпринимательства и оформления необходимых разрешительных документов в месячный срок со дня выявления правонарушения.

Проект закона

Декабрь 2016 года

Генпрокуратура, Минюст, Верховный суд, МВД, СНБ, ГНК, ГТК, заинтересованные министерства и ведомства

15.

Установление порядка не применения в отношении субъектов предпринимательства уголовного наказания в виде лишения права по осуществлению предпринимательской деятельности.

Проект закона

Декабрь 2016 года

Генпрокуратура, Минюст, Верховный суд, МВД, СНБ, ГНК, ГТК, заинтересованные министерства и ведомства

16.

Установление единых и обоснованных критериев и оснований определения ущерба, причиненного в результате совершения экономических преступлений, а также незаконного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства.

Проект постановления Пленума Верховного суда

Декабрь 2016 года

Верховный суд, Генпрокуратура, Минфин, Минюст, МВД, СНБ, ГНК, ГТК, заинтересованные министерства и ведомства

17.

Разработка предложений по дальнейшей либерализации норм уголовного законодательства, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Проект закона

Ноябрь 2016 года

Генпрокуратура, Минюст, Верховный суд, МВД, СНБ, ГНК, ГТК, заинтересованные министерства и ведомства

IV. В сфере совершенствования финансовой системы, а также системы налогообложения и таможенного дела

18.

Внесение обоснованных предложений, направленных на:

дальнейшее улучшение качества и эффективности налогового администрирования, обеспечивающего минимизацию затрат на сбор налогов и других обязательных платежей, широкое внедрение дистанционного контроля и повышение правовой грамотности налогоплательщиков;

внедрение передовых рыночных механизмов валютного регулирования и курсовой политики, стимулирующих рост экспортного потенциала республики, активное привлечение прямых иностранных инвестиций и повышение конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках;

дальнейшее совершенствование законодательства, предусматривающее исчерпывающие правовые основания и критерии назначения и проведения краткосрочных проверок деятельности субъектов предпринимательства;

сокращение количества и сроков проведения проверок путем повышения эффективности камерального контроля деятельности субъектов предпринимательства;

совершенствование правовых основ деятельности аудиторских организаций и налоговых консультантов по усилению ответственности за качество услуг и достоверность представляемых ими заключений как один из основных механизмов предупреждения правонарушений и гарантий стабильной дея-тельности законопослушных субъектов предпринимательства;

внедрение современных принципов и механизмов регулирования банковской деятельности, искоренение и недопущение административного вмешательства в деятельность коммерческих банков со стороны государственных органов, в первую очередь, в кредитную политику;

упразднение барьеров, препятствующих осуществлению эффективной банковской деятельности, а также обеспечение реализации в полной мере прав клиентов по свободному распоряжению собственными денежными средствами.

Проекты нормативно-правовых актов

Декабрь 2016 года

Минфин, Центральный банк, ГНК, Минэкономики, заинтересованные министерства и ведомства

19.

Разработка и реализация комплекса мер, направленных на дальнейшее расширение безналичного денежного оборота, прежде всего путем увеличения количества терминалов и пластиковых карт.

Комплекс мер

Декабрь 2016 года

Центральный банк, Минфин, Минэкономики, коммерческие банки

20.

Предоставление вновь создаваемым производственным предприятиям с иностранными инвестициями права применения в течение пяти лет ставок налогов и других обязательных платежей (за исключением ресурсных и таможенных платежей), действовавших на дату их государственной регистрации.

Проект закона

Декабрь 2016 года

Минфин, ГНК, Минэкономики, МВЭСИТ

21.

Освобождение от уплаты государственной пошлины субъектов предпринимательства при подаче заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда.

Проект закона

Декабрь 2016 года

Минфин, ГНК, Минэкономики, Высший хозяйственный суд

22.

Отмена требования о постановке на учет экспортных контрактов субъектов предпринимательства в органах государственной таможенной службы, за исключением контрактов по экспорту товаров, предусмотренных в приложениях №№ 1, 2 и 4 к Указу Президента Республики Узбекистан от 10 октября 1997 года № УП-1871 «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта товаров (работ, услуг)», с сохранением контроля и мониторинга за внешнеторговыми контрактами органами валютного контроля через Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций.

Проект нормативно-правового акта

Декабрь 2016 года

Мининфоком, МВЭСИТ, ГТК, Минэкономики, Минфин

23.

Установление порядка, согласно которому выдача сертификата о происхождении экспортируемых из Республики Узбекистан товаров заявителю, ранее получившему аналогичный сертификат по идентичному товару, осуществляется в течение одного рабочего дня.

Проект нормативно-правового акта

Декабрь 2016 года

МВЭСИТ, Агентство «Узстандарт»,
АО «Узбекэкспертиза», заинтересованные министерства и ведомства

24.

Снижение ставки сбора за таможенное оформление товара, помещаемого в таможенный режим «экспорт», вне мест его осуществления в два раза против действующей ставки (с 10% до 5% от МРЗП).

Проект нормативно-правового акта

Декабрь 2016 года

Минфин, МВЭСИТ, ГТК, Минэкономики

V. В сфере усиления судебной защиты предпринимателей, улучшения условий для ведения бизнеса,
повышения инвестиционной привлекательности и международного рейтинга республики

25.

Разработка и внесение предложений по поэтапной передаче функций и полномочий контролирующих органов по применению административных взысканий в отношении субъектов предпринимательства и их работников судебным органам.

Проект нормативно-правового акта

Декабрь 2016 года

Верховный суд, Минфин, Минюст, Генпрокуратура, МВД, СНБ, заинтересованные министерства и ведомства

26.

Разработка программы, предусматривающей поэтапное внедрение механизмов аудио- и видео фиксации судебных заседаний, а также публикации на веб-сайтах принятых решений судов, направленной на обеспечение прозрачности и объективности, надежной судебной защиты прав предпринимателей.

Проект Программы

Реализация Программы

Декабрь 2016 года 2017-2018 гг.

Высший хозяйственный суд, Мининфоком, Минфин

27.

Совершенствование механизма межведомственного обмена информацией для эффективной работы системы оказания государственных услуг по принципу «одно окно».

Комплекс мер

IV квартал 2017 года

Мининфоком, Минюст, заинтересованные министерства и ведомства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и
г. Ташкента

28.

Разработка комплексных мер по развитию инженерно-коммуникационной и транспортной инфраструктуры городов (районов) в целях обеспечения бесперебойной подачи электрической энергией, газо- и водоснабжением субъектам предпринимательства.

Комплекс мер

I квартал 2017 года

Минэкономики, Минфин, Госархитектстрой,
АО «Узбекэнерго»,
НХК «Узбекнефтегаз»,
АО «Узтрансгаз»,
АО «Узавтойул», Агентство «Узкоммунхизмат»,

заинтересованные министерства и ведомства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента

29.

Повышение прозрачности прохождения разрешительных и лицензионных процедур, оптимизация их количества и сроков рассмотрения, в том числе с целью исключения возможности формирования коррупциогенных факторов и искоренения фактов бюрократии.

Внесение обоснованных предложений по отмене требований по сроку действия отдельных видов лицензий.

Проекты нормативно-правовых актов

I квартал 2017 года

Минюст, Минэкономики, Госкомконкуренции, ТПП, заинтересованные министерства и ведомства

30.

Разработка предложений по дополнению Перечня государственных услуг, оказываемых исключительно через единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно».

Проект постановления Кабинета Министров

Декабрь 2016 года

Мининфоком, Минюст, Минэкономики, Минфин, ГНК, заинтересованные министерства и ведомства

31.

Создание интегрированного с ЕПИГУ (единый портал интерактивных государственных услуг) единого веб-сайта о деятельности центров «одно окно», включающего:

общие сведения о деятельности центров и перечня оказываемых государственных услуг;

стандартные образцы учредительных документов (по организационно-правовым формам);

исчерпывающий перечень предоставляемых документов, необходимых для получения услуги, информацию о стоимости, порядке оплаты и реквизитах банка (при платных услугах);

электронный ресурс «персональный кабинет субъекта предпринимательства» (путем интеграции сайта с ЕПИГУ) для взаимодействия с государственными органами при получении государственных услуг.

Проект нормативно-правового акта

III квартал 2017 года

Мининфоком, Минюст, Минэкономики, Минфин, заинтересованные министерства и ведомства

32.

Ускорение перевода в электронную форму основных процедур оказания государственных услуг в рамках системы «Электронное правительство» путем:

ускорения интеграции с комплексом информационных систем «Лицензия» баз данных уполномоченных государственных органов, осуществляющих регистрацию, выдачу лицензий и других разрешительных процедур субъектам предпринимательства;

завершения до конца 2017 года перевода на интерактивную основу процедур по предоставлению земельных участков и выдаче разрешений на строительство, регистрации прав на собственность, подключению к инженерно-коммуникационным сетям;

поэтапной интеграции через межведомственную интеграционную платформу комплексов информационных систем «Солик» и «Божхона», с возможностью прохождения всех процедур, предоставления государственных услуг и осуществления оплаты за транзакционные услуги в электронной форме по принципу «одно окно».

Комплекс мер

IV квартал 2017 года

�ининфоком, Минюст, Минэкономики, Минфин, ГНК, ГТК, Агентство «Узкоммунхизмат», заинтересованные министерства и ведомства

33

Повсеместное внедрение межведомственной информационной системы «Единое окно» при оформлении сертификата о происхождении товара, ветеринарного, фитосанитарного, экологического, санитарно-эпидемиологического заключения, предоставив субъектам предпринимательства возможность интерактивного отслеживания процесса прохождения разрешительных процедур.

Проект нормативно-правового акта

I квартал 2017 года

ГТК, Агентство «Узстандарт», Мининфоком, МВЭСИТ, Минсельводхоз, Минздрав, Госкомприроды

34.

Внедрение интерактивных электронных услуг, оказываемых АО «Узбекэкспертиза» субъектам предпринимательства при осуществлении экспортно-импортных операций путем интегрирования на едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан по:

сертификации происхождения товаров;

выдаче заключения об отнесении ввозимого техноло�ического оборудования и запасных частей к нему, а также компонентов, сырья и материалов к категории используемых в технологическом процессе при производстве локализуемой продукции.

Проект нормативно-правового акта

I квартал 2017 года

МВЭСИТ, Мининфоком, ГТК, Минэкономики

35.

Дальнейшее стимулирование развития молодежного предпринимательства путем:

содействия со стороны государственных органов в организации молодежного предпринимательства;

предоставления льготных кредитов в целях вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность;

обучения молодежи основам предпринимательской деятельности, развития сотрудничества между образовательными учреждениями и работодателями на договорной основе;

разработки и реализации программ поддержки молодежного предпринимательства.

Комплекс мер

Постоянно

Союз молодежи Узбекистана, Центральный банк, ТПП, заинтересованные министерства и ведомства

36.

Проведение инвентаризации всех технических требований (санитарные, экологические, градостроительные нормы и правила, правила пожарной безопасности, нормативные документы по стандартизации и технические нормативы) и с учетом передового зарубежного опыта разработка и принятие соответствующих нормативных документов, исключающих неэффективные, устаревшие и подменяющие рыночные механизмы нормы.

Проекты нормативных актов

Декабрь 2016 года

Госархитектстрой, Госкомприроды, Минздрав, МВД, Агентство «Узстандарт», Минсельводхоз,
ГИ «Саноатгеоконтехназорат», заинтересованные министерства и ведомства

37.

Обеспечение размещения и постоянного обновления действующих нормативных документов в области технического регулирования на официальных веб-сайтах во всемирной информационной сети Интернет в целях предоставления беспрепятственного и бесплатного доступа к ним.

Комплекс мер

Декабрь 2016 года

Госархитектстрой, Госкомприроды, Минздрав, МВД, Агентство «Узстандарт», Минсельводхоз,
ГИ «Саноатгеоконтехназорат», министерства и ведомства

38.

Организация цикла интерактивных телепередач по разъяснению населению, прежде всего, субъектам предпринимательства, порядка прохождения процедур, связанных с организацией и ведением предпринимательской деятельности, путем создания на телеканале «Узбекистон» НТРК постоянно действующей передачи «Время предпринимателя» («Тадбиркор даври»).

Цикл телепередач

Постоянно

НТРК, ТПП, Минэкономики, Минюст, заинтересованные министерства и ведомства

39.

Совершенствование порядка назначения и проведения проверок в процессе производства строительно-монтажных работ по категориям сложности (риска) объектов строительства, предусмотрев:

конкретные критерии назначения проверок с учетом категорий сложности (риска);

порядок и сроки проведения проверок (осуществления надзорных функций);

ответственность сторон по результатам проведенных проверок.

Проект нормативно-правового акта

II квартал 2017 года

Госархитектстрой, Минэкономики, Минфин, Минюст

40.

Дальнейшее совершенствование механизма подключения субъектов предпринимательства к электрическим и газовым сетям на условиях «под ключ» путем установления:

сроков и стоимости разработки АПЗ (части II);

порядка, сроков и стоимости разработки топографической карты;

порядка определения договорной стоимости объекта для заключения договора.

Разработка «руководящего документа» по подготовке договорной и сметной стоимости объекта при подключении субъектов предпринимательства к электрическим и газовым сетям на условиях «под ключ», предусмотрев:

минимальные прочие затраты (по факту затрат) в договорной и сметной документации;

предельную штатную численность работников для каждой территориальной единицы, необходимую для выполнения поставленных задач.

Установление порядка по внедрению механизма мониторинга энергоснабжения (на основе индексов SAIDI и SAIFI), включая внеплановые отключения, учет общей продолжительности и частоты внеплановых отключений, а также восстановления подачи электроэнергии при внеплановом отключении, с постоянным обновлением результатов мониторинга на официальном веб-сайте АО «Узбекэнерго».

Проект нормативно-правового акта

Декабрь 2016 года

АО «Узбекэнерго», НХК «Узбекнефтегаз», Минэкономики, Минфин, Госархитектстрой

41.

Увеличение срока использования субъектами предпринимательства иностранной валюты, купленной на межбанковской торговой сессии с 7 до 15 дней.

Проект нормативно-правового акта

Декабрь 2016 года

Центральный банк, Минюст

42.

Проработка совместно с Международной финансовой корпорацией вопроса по привлечению международного кредитного бюро в состав учредителей кредитного бюро «Кредитно-информационный аналитический центр» в целях повышения качества кредитно-информационных услуг.

Комплекс мер

В течение 2017 года

Центральный банк, Мининфоком, Ассоциация банков Узбекистана

(приложение в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № УП-5191 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 982)
к Указу Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата»

Принятый Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» направлен, прежде всего, на дальнейшее усиление правовой защиты частной собственности, создание благоприятных условий и всемерную поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства, повышение инвестиционной привлекательности республики и свидетельствует о переходе на качественно новый уровень государственной политики в данной сфере.

В частности, Указ в качестве важнейшего приоритета и первостепенной задачи государственных органов закрепляет «предоставление большей свободы малому бизнесу и частному предпринимательству, кардинальное сокращение вмешательства в их деятельность с концентрацией усилий на раннем предупреждении, повышении эффективности профилактики и недопущении правонарушений». В этих целях государственным органам, прежде всего, правоохранительным и контролирующим структурам, поручено:

обеспечить в своей деятельности безусловную реализацию установленных требований, а также принципа приоритета прав и законных интересов субъектов предпринимательства, в связи с чем критически пересмотреть свои функции и полномочия;

обеспечить строгое выполнение требований норм законодательства об ответственности должностных лиц за незаконное вмешательство и воспрепятствование предпринимательской деятельности, ее необоснованное приостановление, а также возмещение непосредственно с виновных ущерба, нанесенного субъектам предпринимательства.

Данная норма обязывает государственные органы применять не только самые строгие меры дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, но и обеспечивать взыскание непосредственно с виновных работников ущерба, причиненного субъектам предпринимательства.

Реализация указанных мер направлена на недопущение инициирования и проведения незаконных проверок, особенно случаев необоснованного приостановления деятельности субъектов предпринимательства и причинения убытков вследствие неправомерных действий работников государственных органов.

Указом устанавливается ряд принципиально новых механизмов государственного контроля, направленных на обеспечение надежных правовых гарантий от необоснованного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства.

В частности, с 1 января 2017 года вводятся такие беспрецедентные меры, как отмена всех видов:

– внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства, кроме проверок в связи с ликвидацией юридического лица, а также проводимых исключительно по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов краткосрочных проверок на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства;

– встречных проверок деятельности субъектов предпринимательства, в том числе по уголовным делам.

Таким образом, контролирующие органы теперь не вправе инициировать проведение внеплановых проверок. При этом, в целях обеспечения правовых механизмов защиты прав и интересов граждан сохраняется ограниченная возможность проведения краткосрочной проверки только на основании обращений физических и юридических лиц по фактам нарушений законодательства. Подобная проверка может проводиться исключительно по решению Республиканского совета, и ее продолжительность ограничена одним рабочим днем.

Наряду с этим, продолжая курс на либерализацию административного и уголовного законодательства, Указ предусматривает такие кардинально новые меры, как освобождение от всех видов ответственности субъектов предпринимательства и их работников, впервые совершивших правонарушения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, а также лиц, осуществлявших предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, в случае возмещения ими причиненного ущерба и добровольного устранения последствий правонарушений в установленные сроки.

Кроме того, установлен запрет на применение в отношении субъектов предпринимательства уголовного наказания в виде лишения права на занятие предпринимательской деятельностью.

Указанные нормы не только исключают двойное наказание субъектов предпринимательства, но и предоставляют возможность гражданам, впервые совершившим правонарушения и загладившим свою вину, продолжить свою предпринимательскую деятельность без негативных последствий, что также призвано стимулировать их деловую активность.

В этой связи соответствующие изменения и дополнения будут внесены в Уголовный кодекс, Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, Налоговый кодекс и ряд других законов.

Для повышения инвестиционной привлекательности республики вновь созданным производственным предприятиям с иностранными инвестициями предоставляется право применения в течении пяти лет ставок налогов и других обязательных платежей, действовавших на дату их регистрации.

Следует отметить, что данная льгота распространяется на все предприятия с иностранными инвестициями вне зависимости от суммы инвестированных средств.

В целях усиления форм парламентского контроля за исполнением законов в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства намечается создание института Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Олий Мажлисе Республики Узбекистан.

Как показывает зарубежный опыт, данный институт играет важную роль в обеспечении правовой защиты субъектов предпринимательства, представления их интересов в отношениях с государственными структурами.

В целях практической реализации положений Указа утверждена Программа комплексных мер, предусматривающая реализацию 42 конкретных мероприятий по пяти наиболее приоритетным сферам ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защиты частной собственности и качественного улучшения делового климата.

В частности, в рамках совершенствования правовых основ по борьбе с коррупцией, снижения административных барьеров при взаимодействии государства и бизнеса, обеспечения открытости и прозрачности использования государственных ресурсов предусматривается принятие целого пакета законов, включая законы «О противодействии коррупции», «Об административных процедурах», «О государственных закупках» и «О государственно-частном партнерстве», на основе общепризнанных международных стандартов.

В соответствии с Программой будут внесены изменения и дополнения в Закон «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов», Уголовно-процессуальный кодекс и другие нормативно-правовые акты для установления четкой правовой регламентации порядка назначения и проведения проверок по уголовным делам, единых и прозрачных механизмов.

Реализация данной меры позволит устранить причины и условия, способствующие незаконному вмешательству в деятельность субъектов предпринимательства, в том числе в рамках расследования уголовных дел.

Кроме того, Программа предусматривает разработку предложений по дальнейшей либерализации норм уголовного законодательства, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, установлению единых критериев и оснований определения ущерба, нанесенного в результате совершения преступлений, а также незаконного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства.

В сфере совершенствования системы налогообложения и таможенного дела, повышения инвестиционной привлекательности и международного рейтинга республики в Программе намечены мероприятия по разработке предложений и нормативно-правовых актов, направленных на:

внедрение передовых рыночных механизмов валютного регулирования и курсовой политики, современных принципов и механизмов регулирования банковской деятельности, упразднение барьеров, препятствующих осуществлению эффективной банковской деятельности;

дальнейшее улучшение качества и эффективности налогового администрирования;

отмену требования о постановке на учет экспортных контрактов субъектов предпринимательства в таможенных органах;

совершенствование правовых основ деятельности аудиторских организаций и налоговых консультантов по усилению ответственности за качество услуг и достоверность представляемых ими заключений, как один из основных механизмов предупреждения правонарушений и гарантий стабильной деятельности законопослушных субъектов предпринимательства.

В Программе запланированы меры по усилению судебной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства путем поэтапной передачи судам функций и полномочий контролирующих органов по применению административных взысканий в отношении субъектов предпринимательства и их работников.

Реализация данной меры призвана устранить практику, когда контролирующий орган, осуществивший проверку субъекта предпринимательства, самостоятельно рассматривает дело об административном правонарушении, что естественно сказывается на беспристрастности и объективности рассмотрения административных дел.

Программа также включает мероприятия по внедрению в систему хозяйственных судов механизмов аудио- и видеофиксации судебных заседаний, а также публикации на веб-сайтах принятых решений, освобождение от уплаты государственной пошлины субъектов предпринимательства при подаче заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда.

В рамках внедрения системы «Электронное правительство» намечен комплекс мероприятий по ускоренному развитию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, расширению бесконтактных форм взаимодействия субъектов предпринимательства с уполномоченными органами. В частности, Программа предусматривает меры по расширению перечня государственных услуг, оказываемых исключительно через единые центры по оказанию услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно».

Наряду с этим, предусматривается критический пересмотр с учетом передового зарубежного опыта специальных нормативных документов, таких как технические требования (санитарные, экологические, градостроительные нормы и правила, правила пожарной безопасности, стандартизации и др.) с исключением неэффективных, устаревших и подменяющих рыночные механизмы норм.

Реализация Указа позволит обеспечить преемственность и последовательность курса, определенного Первым Президентом Республики Узбекистан по решительному устранению административных барьеров и искусственных преград на пути развития предпринимательской деятельности, как ключевого фактора устойчивого развития экономики страны.

© Центр правовой информатизации при Министерстве юстиции Республики Узбекистан