В целях дальнейшего развития вторичного рынка ценных бумаг, совершенствования рыночной инфраструктуры и привлечения иностранных инвестиций на фондовый рынок республики Кабинет Министров постановляет:
См. предыдущую редакцию.
1. Установить, что сделки на вторичном рынке по купле-продаже акций акционерных обществ осуществляются исключительно на биржевых и организованных внебиржевых рынках ценных бумаг, за исключением сделок по выкупу акционерным обществом собственных акций по требованию акционеров, а также реализации по «нулевой» выкупной стоимости государственных пакетов акций убыточных, низкорентабельных и имеющих низкий уровень использования мощностей предприятий в сфере промышленности и строительства с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) более 50 процентов.
Сделки на вторичном рынке по купле-продаже акций акционерных обществ, заключенные за пределами торговых систем фондовых бирж и организаторов внебиржевых торгов ценными бумагами, имеющих соответствующие лицензии, считаются недействительными, за исключением сделок по выкупу акционерным обществом собственных акций по требованию акционеров, а также реализации по «нулевой» выкупной стоимости государственных пакетов акций убыточных, низкорентабельных и имеющих низкий уровень использования мощностей предприятий в сфере промышленности и строительства с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) более 50 процентов.
(пункт 1 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 мая 2015 года № 137 — СЗ РУ, 2015 г., № 21, ст. 270)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 2 утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 декабря 2003 г. № 567 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2003 г., № 24, ст. 241)
3. Освободить, в порядке исключения, Республиканскую фондовую биржу «Тошкент» сроком на три года от уплаты налога на добавленную стоимость с целевым направлением высвобождаемых средств на развитие ее торговых, информационных систем и приобретение оборудования.
Положение о системе единой базы депонентов в депозитарной системе Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
5. Центру по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан совместно с Республиканской фондовой биржей «Тошкент» в месячный срок разработать и внедрить информационную систему по предоставлению потенциальным инвесторам основных данных о финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, ценах на их акции и о выплаченных дивидендах.
6. Министерству юстиции, Госкомимуществу Республики Узбекистан, Центру по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство Республики Узбекистан, вытекающих из настоящего постановления.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
См. предыдущую редакцию.
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законами Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг» и «О биржах и биржевой деятельности», а также иными актами законодательства и определяет общие требования к деятельности расчетно-клиринговых палат на рынке корпоративных ценных бумаг.
(пункт 1 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
См. предыдущую редакцию.
расчетно-клиринговая палата (далее — РКП) — структурное подразделение организатора торгов, осуществляющее расчетно-клиринговые операции по сделкам с ценными бумагами;
(абзац второй пункта 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 июля 2014 года № 196 — СЗ РУ, 2014 г., № 31, ст. 380)
См. предыдущую редакцию.
организатор торгов — юридическое лицо, осуществляющее в установленном порядке деятельность по организации биржевой или внебиржевой торговли ценными бумагами;
(абзац третий пункта 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 июля 2014 года № 196 — СЗ РУ, 2014 г., № 31, ст. 380)
член РКП — профессиональный участник рынка ценных бумаг, подписавший договор с РКП о проведении расчетно-клиринговых операций по совершенным им сделкам на рынке ценных бумаг;
участники торгов — члены РКП или клиенты, принимающие участие на организованных торгах для заключения сделок с ценными бумагами от своего имени и за свой счет или для своих клиентов;
См. предыдущую редакцию.
торговый счет — совокупность записей в учетных регистрах Центрального депозитария ценных бумаг (далее — Центральный депозитарий), предназначенная для хранения ценных бумаг депонента и учета прав на ценные бумаги, выставляемые на организованные торги;
(абзац шестой пункта 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2008 года № 221 — СЗ РУ, 2008 г., № 40-41, ст. 412)
лицевой счет в РКП — совокупность записей в учетных регистрах РКП, предназначенная для учета денежных средств клиента или члена РКП, а также денежных средств организаторов торгов и Центрального депозитария;
поставка против платежа — порядок исполнения сделок с ценными бумагами, при котором перечисление ценных бумаг и денежных средств производится только после проверки и удостоверения (подтверждения) наличия на счетах участников расчетно-клиринговых операций достаточного количества ценных бумаг и денежных средств, предназначенных для исполнения совершенных сделок;
См. предыдущую редакцию.
уполномоченный банк — Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, оказывающий РКП услуги по обслуживанию депозитного счета до востребования РКП, предназначенного для ведения хозяйственной деятельности самой РКП и (или) вторичного депозитного счета до востребования, предназначенного для учета и хранения денежных средств членов и клиентов РКП.
(абзац девятый пункта 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
См. предыдущую редакцию.
неттинг — способ клиринга путем зачета всех денежных требований клиента против всех его денежных обязательств.
(пункт 2 дополнен абзацем постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
См. предыдущую редакцию.
3. Деятельность РКП осуществляется в соответствии с Правилами проведения расчетно-клиринговых операций и договорами, заключенными с инвестиционными посредниками, с другими участниками торгов и членами РКП.
(пункт 3 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
обеспечение своевременного и полного проведения взаиморасчетов по сделкам с ценными бумагами на фондовом рынке;
оперативное обобщение результатов совершаемых сделок и информирование участников рынка ценных бумаг о текущем состоянии конъюнктуры рынка.
определение, уточнение, зачет взаимных обязательств, предусматривающих осуществление операций по сбору, сверке, корректировке информации по сделке;
составление и направление на исполнение документов, являющихся основанием для перевода денежных средств и поставки ценных бумаг по итогам сделки;
контроль за одновременностью исполнения обязательств по денежным средствам и ценным бумагам, то есть за соблюдением принципа «поставка против платежа», в том числе осуществление контроля за прохождением составленных и направленных на исполнение расчетных документов;
прием на депонирование денежных средств и ценных бумаг участников торгов для осуществления купли-продажи ценных бумаг;
См. предыдущую редакцию.
(абзац седьмой пункта 5 исключен постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 июля 2014 года № 196 — СЗ РУ, 2014 г., № 31, ст. 380)
См. предыдущую редакцию.
(абзац седьмой пункта 5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
обеспечивать обособленный учет обязательств каждого члена РКП и клиента посредством ведения регистров аналитического учета;
См. предыдущую редакцию.
обеспечить выполнение обязательств по итогам сделок по принципу «поставка против платежа» на основании электронных поручений инвестиционных посредников и (или) Центрального депозитария либо документов, представленных другими членами РКП;
(абзац четвертый пункта 6 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 февраля 2016 года № 33 — СЗ РУ, 2016 г., № 6, ст. 56)
обеспечивать хранение информации о сделках, являющихся предметом расчетно-клиринговых операций не менее трех лет с даты их совершения;
См. предыдущую редакцию.
осуществлять формирование и передачу в Центральный депозитарий и уполномоченный банк поручений и (или) иных документов на проведение операций по итогам сделок;
(абзац шестой пункта 6 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 июля 2014 года № 196 — СЗ РУ, 2014 г., № 31, ст. 380)
обеспечивать ведение хронологического электронного протокола всех произведенных расчетно-клиринговых операций;
организовать систему и осуществлять контроль за исполнением Центральным депозитарием и уполномоченным банком операций по обязательствам участников торгов.
См. предыдущую редакцию.
заключать договоры с Центральным депозитарием, инвестиционными посредниками и коммерческими банками для осуществления расчетно-клиринговых операций;
получать от инвестиционных посредников информацию, необходимую для осуществления расчетно-клиринговых операций;
приостанавливать предоставление услуг члену РКП при наличии у него задолженности перед фондовой биржей, Центральным депозитарием и другими участниками торгов;
принимать от членов РКП, Центрального депозитария и (или) уполномоченного банка поручения и (или) иные документы на проведение операций по итогам торгов;
(пункт 7 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
См. предыдущую редакцию.
71. За счет денежных средств участников торгов, находящихся на вторичном депозитном счете до востребования РКП, не могут удовлетворяться требования третьих лиц, в том числе судов и других государственных органов, по обязательствам организатора торгов ценными бумагами.
72. При зачислении и перечислении денежных средств со вторичного депозитного счета до востребования РКП по результатам сделок с ценными бумагами комиссионные услуги уполномоченным банком не взимаются.
(пункты 71 и 72 введены постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 февраля 2016 года № 33 — СЗ РУ, 2016 г., № 6, ст. 56)
8. Взаимодействие РКП со своими членами осуществляется в соответствии с договором о расчетно-клиринговом обслуживании и Правилами проведения расчетно-клиринговых операций.
9. РКП разрабатывает и утверждает правила проведения расчетно-клиринговых операций, которые должны включать:
общие положения, определение основных понятий и порядка осуществления расчетно-клиринговых операций;
См. предыдущую редакцию.
требования к порядку исполнения инвестиционными посредниками и уполномоченным банком поручений РКП по итогам сделок, в отношении которых осуществляется клиринг;
(абзац третий пункта 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
См. предыдущую редакцию.
порядок взаимодействия членов РКП с организаторами торгов, Центральным депозитарием, инвестиционными посредниками и уполномоченным банком, а также с РКП;
(абзац четвертый пункта 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
порядок проведения взаиморасчетов по комиссионным услугам членов РКП, организаторов торгов, депозитариев и других участников сделки;
порядок приема и обработки информации от Центрального депозитария о зачислении ценных бумаг на торговые счета членов РКП;
порядок приема и обработки данных от уполномоченного банка о размерах остатков и (или) зачислении денежных средств на лицевые счета членов РКП;
См. предыдущую редакцию.
(абзац девятый пункта 9 исключен постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 июля 2014 года № 196 — СЗ РУ, 2014 г., № 31, ст. 380)
порядок и сроки получения поручений и (или) иных документов от членов РКП по совершенным сделкам для осуществления расчетно-клиринговых операций;
порядок проведения сверки поручений, а также проверки наличия достаточного количества ценных бумаг и денежных средств для исполнения сделок;
порядок действий РКП, члена РКП, организатора торгов и Центрального депозитария в случае расхождения данных, обнаруженного при осуществлении сверки, корректировки информации по сделкам с ценными бумагами, или недостаточности ценных бумаг и (или) денежных средств для исполнения обязательств по сделкам;
порядок и сроки передачи РКП в Центральный депозитарий и в уполномоченный банк поручений по итогам торгов, а также сроки исполнения данных поручений;
порядок и сроки представления РКП участникам сделки отчетов по итогам расчетно-клиринговых операций;
порядок и способы обеспечения исполнения обязательств членов РКП по сделкам с ценными бумагами, а также порядок распределения и (или) возмещения убытков в случае не проведения расчетов по итогам совершенных сделок;
См. предыдущую редакцию.
(абзац семнадцатый пункта 9 исключен постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
порядок обеспечения контроля за достоверностью данных на всех этапах получения и обработки информации в процессе осуществления расчетно-клиринговых операций;
См. предыдущую редакцию.
(пункт 10 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
См. предыдущую редакцию.
11. РКП формирует гарантийный фонд для возмещения инвестору убытков, причиненных инвестиционным посредником, за счет удерживаемой части комиссионного вознаграждения, причитающегося каждому инвестиционному посреднику, которая составляет 5 процентов от причитающегося комиссионного вознаграждения инвестиционному посреднику (далее — участнику гарантийного фонда).
13. Участник гарантийного фонда должен обеспечить поступление средств в гарантийный фонд. При этом участник гарантийного фонда представляет в РКП утвержденные им единые тарифы по оказанию услуг в течение двух рабочих дней со дня их утверждения.
14. РКП самостоятельно без поручения участника гарантийного фонда может для обеспечения исполнения сорванных сделок с ценными бумагами участников гарантийного фонда снимать средства с их резервных счетов пропорционально размеру этих резервных счетов.
Возмещение из гарантийного фонда инвестору иных убытков, причиненных по вине участника гарантийного фонда, может быть осуществлено по взаимному соглашению сторон либо на основании решения суда.
15. Участник гарантийного фонда вправе обжаловать действия РКП в судебном порядке в сроки, установленные в договоре с РКП.
16. Средства гарантийного фонда принадлежат участникам, формируются и учитываются по каждому участнику обособленно.
17. Организатор торгов и участник гарантийного фонда обязаны указывать на своих официальных веб-сайтах ежедневно обновляемую информацию о размере аккумулированных денежных средств в гарантийном фонде.
19. Средства гарантийного фонда не могут быть использованы на иные цели, кроме указанных в настоящем Положении. Остаток средств в гарантийном фонде подлежит возврату участнику гарантийного фонда в случае прекращения им деятельности в качестве инвестиционного посредника.
(раздел V в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
20. Обязательства членов РКП по сделкам с ценными бумагами, в отношении которых осуществляется расчетно-клиринговые операции, учитываются в клиринговых регистрах.
21. При осуществлении своей деятельности РКП ведет клиринговые регистры членов РКП и другие учетные регистры, а также хранит необходимые документы и иную информацию клирингового учета.
См. предыдущую редакцию.
документы, подтверждающие совершение сделок членами РКП (договоры, протоколы проведенных торгов, реестры совершенных сделок, иные документы);
(абзац второй пункта 22 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 июля 2014 года № 196 — СЗ РУ, 2014 г., № 31, ст. 380)
документы, полученные от Центрального депозитария, подтверждающие исполнение поручений РКП по поставке ценных бумаг;
поручения РКП, направленные Центральному депозитарию или в уполномоченный банк для исполнения сделок с ценными бумагами, в отношении которых осуществляются расчетно-клиринговые операции;
23. РКП должна обеспечивать обособленный учет обязательств каждого члена РКП, их клиентов и участников сделки в клиринговых регистрах.
24. РКП должна раздельно по каждому члену учитывать обязательства по поставке ценных бумаг и расчетам по сделкам, в отношении которых осуществляются расчетно-клиринговые операции.
25. Документы клирингового учета должны храниться РКП в соответствии с требованиями, установленными законодательством.
26. Контроль за расчетно-клиринговыми операциями осуществляет уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг.
27. Порядок внутреннего контроля по обеспечению исполнения РКП своих обязательств определяется Правилами РКП.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 28 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
См. предыдущую редакцию.
(название приложения № 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
См. предыдущую редакцию.
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг» и устанавливает требования к единой базе депонентов в депозитарной системе Республики Узбекистан. При этом под депозитарной системой понимается система хранения, учета и перехода прав на ценные бумаги на территории Республики Узбекистан.
(пункт 1 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
См. предыдущую редакцию.
унификацию системы электронного документооборота инвестиционных посредников с Центральным депозитарием ценных бумаг (далее — Центральный депозитарий) и иными участниками рынка ценных бумаг.
(пункт 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
3. Центральный депозитарий осуществляет кодификацию депонентов и обеспечивает формирование их единой базы.
4. Код депонента представляет собой уникальный код, присваиваемый один раз при открытии счета «Депо» на основании данных анкеты депонента и не подлежит изменению.
Порядок заполнения и перечень информации в анкете депонента устанавливается уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.
См. предыдущую редакцию.
6. Кодификация существующих депонентов в системе единой базы осуществляется в порядке и в сроки, установленные Центральным депозитарием по согласованию с уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.
(пункт 6 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
См. предыдущую редакцию.
7. При открытии счета «Депо» инвестиционный посредник формирует электронное поручение для Центрального депозитария на регистрацию депонента в системе единой базы на основании данных анкеты депонента.
(пункт 7 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
См. предыдущую редакцию.
8. Центральный депозитарий на основании поручения в течение одного рабочего дня осуществляет регистрацию депонента в системе единой базы и присваивает ему код.
Структура кода депонента и порядок его формирования устанавливается Центральным депозитарием по согласованию с уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.
(пункт 8 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
9. Перед регистрацией депонента в системе единой базы депонентов Центральный депозитарий осуществляет проверку отсутствия регистрации депонента с указанными реквизитами в системе единой базы.
См. предыдущую редакцию.
10. Центральный депозитарий формирует по установленной форме отчет об исполнении поручения инвестиционного посредника на регистрацию депонента в системе единой базы. В случае успешной регистрации депонента в отчете указывается код депонента, присвоенный ему в системе единой базы. В противном случае Центральный депозитарий указывает в отчете причину неисполнения поручения.
(пункт 10 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
См. предыдущую редакцию.
11. Инвестиционный посредник после получения отчета о регистрации депонента должен внести код в анкету депонента и карточку счета «Депо», используемые в депозитарии.
(пункт 11 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
12. Код депонента не может быть присвоен другому лицу после закрытия депонентом своих счетов «Депо».
См. предыдущую редакцию.
13. Депонент представляет в Центральный депозитарий и (или) инвестиционному посреднику подтверждающие документы об изменении реквизитов в следующих случаях:
для физического лица при изменении его фамилии, имени, отчества, идентификационного номера налогоплательщика, номера и серии документа, удостоверяющего личность физического лица, а также контактных и банковских реквизитов;
для юридических лиц при изменении наименования, идентификационного номера налогоплательщика, номера и даты государственной регистрации, а также контактных и банковских реквизитов.
При изменении реквизитов депонента инвестиционный посредник готовит электронное поручение на изменение реквизитов депонента на основании данных новой анкеты депонента и отправляет их в Центральный депозитарий в течение двух рабочих дней со дня получения измененных реквизитов депонента.
(пункт 13 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
14. Порядок внесения изменений в реквизиты депонентов и депозитарных операций устанавливается уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг.
15. Код депонента физического лица закрывается в единой базе депонентов на основании документов, подтверждающих смерть данного лица.
16. Код депонента юридического лица закрывается на основании документа о ликвидации юридического лица и снятии его с учета в налоговых органах.
См. предыдущую редакцию.
17. Центральный депозитарий на основании электронного поручения инвестиционного посредника на закрытие кода депонента в системе единой базы переводит код депонента в состояние «неактивный». Данный код депонента не может быть присвоен другому лицу. Закрытые коды депонентов хранятся в архиве единой базы депонентов.
(пункт 17 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
См. предыдущую редакцию.
18. Инвестиционный посредник несет ответственность за полноту и своевременную регистрацию своих депонентов в системе единой базы и надлежащее использование кодов депонентов при проведении депозитарных операций в порядке, установленном законодательством.
(пункт 18 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2015 года № 274 — СЗ РУ, 2015 г., № 39, ст. 507)
19. Центральный депозитарий несет ответственность за формирование данных в единой базе депонентов и их полноту в порядке, установленном законодательством.