В соответствии со статьей 15 Закона «О рациональном использовании энергии», а также во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 15 июля 2013 года № ПП-2003 «Об утверждении планов разработки нормативно-правовых и иных актов, направленных на реализацию отсылочных норм законов» Кабинет Министров постановляет:
2. Узгоснефтегазинспекции, НХК «Узбекнефтегаз» совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
Министерствам и ведомствам в месячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Г.И. Ибрагимова.
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О рациональном использовании энергии» и устанавливают порядок пользования продуктами нефтепереработки юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с законодательством.
Взаимоотношения между поставщиками и потребителями продуктов нефтепереработки осуществляются по схеме согласно приложению.
автоналивная эстакада — сооружение, оборудованное устройствами, обеспечивающее выполнение операций по наливу нефтепродуктов в автомобильные цистерны;
автосливная эстакада — сооружение, оборудованное устройствами, обеспечивающее выполнение операций по сливу нефтепродуктов из автомобильных цистерн;
восстановление (исправление) качества — доведение показателей качества некондиционного нефтепродукта до требований нормативного документа за счет смешения его с той же маркой кондиционного нефтепродукта, имеющего соответствующий запас качества;
железнодорожная сливно-наливная эстакада — сооружение у специальных железнодорожных путей, оборудованное сливно-наливными устройствами, обеспечивающее выполнение операций по сливу нефтепродуктов из железнодорожных цистерн или (и) их наливу в железнодорожные цистерны;
запас качества — величина, определяемая по разнице значений фактического показателя качества и нормативного показателя качества;
качество нефтепродукта — совокупность свойств, обуславливающих пригодность нефтепродукта удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением;
нефтепродукт — готовый продукт, полученный при переработке углеводородного (нефти, газового конденсата, природного газа и др.) или других видов сырья органического синтеза;
нефтепродукт отработанный — нефтепродукт, проработавший установленный срок или утративший в процессе эксплуатации качество, установленное нормативным документом, и слитый из рабочей системы (нефтяное масло), а также утративший свои эксплуатационные свойства при использовании для промывки, очистки средств хранения и транспортирования, извлекаемый из очистных сооружений и нефтесодержащих вод (нефтяные промывочные жидкости, смеси нефти и нефтепродуктов);
поставщик нефтепродукта — собственник нефтепродукта или уполномоченное им лицо, осуществляющее поставку нефтепродукта потребителю;
потребитель нефтепродукта — юридическое лицо, приобретающее нефтепродукт у поставщика для использования по назначению;
показатель качества — количественная характеристика одного или нескольких свойств нефтепродукта, составляющих его качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.
4. Деятельность по реализации нефтепродуктов (автобензина, авиабензина, экстрабензина, дизельного топлива, авиакеросина, мазута, печного топлива, нефтебитума, а также технических масел и смазочных материалов, за исключением расфасованных в заводские упаковки), включая реализацию через автозаправочные станции и пункты обмена масел, подлежит лицензированию в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 28 июня 2003 г. № 289.
5. Основные направления и объемы использования нефтепродуктов устанавливаются в материальных балансах, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с Положением о порядке разработки и внесения на утверждение материальных балансов, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 28 июня 2006 г. № 124.
6. Реализация нефтепродуктов для государственных нужд, предприятиям длительного хранения, внутриотраслевых нужд производителей, потребителям по прямым договорам, по договорам комиссии, на биржах и аукционах, а также на экспорт осуществляется в соответствии с Положением о специальном порядке реализации стратегических видов материально-технических ресурсов, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 5 февраля 2004 г. № 57.
См. предыдущую редакцию.
7. Контроль за соблюдением законодательных и иных нормативно-правовых актов по реализации и использованию нефтепродуктов осуществляет Инспекция по контролю за использованием нефтепродуктов и газа при Министерстве энергетики Республики Узбекистан.
(пункт 7 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 июня 2019 года № 520 — Национальная база данных законодательства, 25.06.2019 г., № 09/19/520/3332)
8. Поставщики отпускают, а получатели принимают нефтепродукты по договорам поставки или купли-продажи, в которых помимо указания прав, обязанностей и ответственности обеих сторон должны оговариваться: пункты отпуска и приемки, необходимость присутствия представителей обеих сторон, методы измерений количества нефтепродуктов, с указанием мест и метода отбора проб, пределов относительной погрешности метода измерений, применения правил Инкотермс (франко-завод, франко-перевозчик и др.).
9. Технология отпуска и приема нефтепродуктов зависит от вида транспортных средств, которыми доставляется и отгружается нефтепродукт, интенсивности сливно-наливных операций, климатических условий и физико-химических свойств нефтепродуктов.
10. Отпуск и прием нефтепродуктов должны осуществляться через стационарные сливно-наливные устройства:
в железнодорожные вагоны-цистерны и контейнеры-цистерны — на специальных эстакадах, через отдельные стояки или сливные установки;
в автомобильные цистерны и контейнеры-цистерны — на станциях налива, автоэстакадах, через отдельные стояки;
При отсутствии стационарных сливно-наливных устройств операции по приему и отпуску нефтепродуктов допускается выполнять специальными передвижными средствами перекачки.
11. При отпуске и приеме нефтепродуктов определяют их количество методом измерения, указанным в договоре поставки или купли-продажи, и качественные характеристики, установленные нормативным документом на конкретный нефтепродукт.
12. Отпуск нефтепродуктов осуществляют в железнодорожные, автомобильные цистерны и специализированные контейнеры-цистерны, подготовленные в соответствии с ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» (далее — ГОСТ 1510) и инструкциями, правилами, действующими на каждом виде транспорта, и имеющие сертификат поверки, а также в мелкую потребительскую тару.
13. Не допускается отпуск нефти, мазута, масел, битума и аналогичных им по физико-химическим свойствам нефтепродуктов в цистерны, имеющие трафаретную надпись «Бензин».
15. Отпуск нефтепродуктов, используемых в авиационной технике, производится в отдельно отобранные цистерны. Отпуск в эти цистерны других нефтепродуктов не допускается.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 4 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 июня 2018 года № 444 — Национальная база данных законодательства, 14.06.2018 г., № 09/18/444/1353)
17. При выявлении в процессе приемки нефтепродуктов несоответствий по количеству и качеству отгрузочным документам оформляются соответствующие документы, установленные ведомственными техническими нормами и правилами.
18. Склады нефтепродуктов, железнодорожные и автомобильные сливно-наливные эстакады, разливочные, расфасовочные, раздаточные и другие здания, сооружения и оборудование должны отвечать требованиям действующих строительных норм, правил и стандартов.
19. При отпуске и приеме нефтепродуктов должны использоваться оборудование и средства измерений, допущенные к применению в установленном порядке, внесенные в Государственный реестр и имеющие сертификаты поверки.
20. Использование средств измерений, не прошедших поверку или государственную метрологическую аттестацию, запрещается.
21. На нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах операции по отпуску и приему нефтепродуктов, перевозимых в железнодорожных вагонах-цистернах (контейнерах-цистернах), должны производиться, как правило, на подъездных железнодорожных путях, оборудованных специальными одно- и двухсторонними железнодорожными эстакадами, наливными или сливными устройствами, грузовыми, зачистными и воздушно-вакуумными коллекторами, сборниками, промежуточными резервуарами для мазута и масел, узлами учета нефтепродукта, средствами подъема и опускания нагревательных приборов и перемещения цистерн вдоль фронтов.
На складах и базах потребителей операции по отпуску и приему нефтепродуктов, перевозимых в железнодорожных вагонах-цистернах (контейнерах-цистернах), могут производиться, как правило, на подъездных железнодорожных путях, приспособленных для данных операций, с соблюдением мер безопасности.
22. Тупиковые железнодорожные пути сливно-наливных эстакад должны быть оборудованы устройствами, позволяющими при пожаре осуществлять расцепку и удаление вагонов-цистерн из зоны пожара.
23. Вагоны-цистерны и контейнеры-цистерны, подаваемые под налив нефтепродуктов, должны быть исправны, очищены от ранее перевозимых нефтепродуктов, отвечать требованиям ГОСТ 1510 и ведомственных технических норм и правил.
Контейнеры-цистерны должны иметь технический паспорт или сертификат, подтверждающий периодическое освидетельствование.
24. Перед наливом все цистерны подлежат техническому осмотру с оформлением соответствующих документов, установленных техническими нормами и правилами перевозки опасных грузов.
Подача цистерн под налив нефтепродуктов без технического осмотра и признания их годными для перевозки этих нефтепродуктов запрещается.
25. Налив нефтепродуктов должен осуществляться по закрытой бесшланговой системе автоматизированных шарнирно-сочлененных или телескопических устройств, оборудованных автоматическими ограничителями налива, обеспечивающими предотвращение перелива цистерн, а также устройствами для герметизации налива с отводом паров на регенерационную установку или газосборную систему. Нижнее звено наливного устройства должно быть выполнено из металла, исключающего искрообразование при ударе.
Допускается применение шланговых рукавов с наконечниками, изготовленными из металла, исключающего искрообразование при ударе, и имеющими заземление. Длина рукава с наконечником должна обеспечивать его спуск до дна цистерны.
26. При обнаружении течи в железнодорожной цистерне (контейнере-цистерне) в процессе налива нефтепродукта налив должен быть немедленно приостановлен до полного устранения течи. При невозможности устранения течи цистерна должна быть освобождена от налитого нефтепродукта и возвращена на станцию отправления.
28. Налив нефтепродуктов в железнодорожные цистерны (контейнеры-цистерны) должен производиться под слой жидкости (затопленной струей) без разбрызгивания и выплескивания до установленного уровня наполнения, с учетом возможного расширения от повышения температуры в пути следования.
29. Во избежание возможного замерзания высоковязких нефтепродуктов в наливных коммуникациях следует осуществлять циркуляцию нефтепродукта по ним. Для обеспечения циркуляции подача насосов должна быть на 30% выше по сравнению с требуемой для налива.
30. По окончании налива наливные устройства (рукава) должны выниматься из горловин люков цистерн только после полного стока из них нефтепродукта.
31. Освобождение от остатков нефтепродукта наливных устройств и коллекторов должно проводиться с помощью дренажных трубопроводов и самовсасывающих насосов.
32. После замера уровня налитого нефтепродукта в цистерне (контейнере-цистерне) крышка ее люка должна быть герметически (на прокладках) закрыта. Крышку следует закрывать осторожно, без ударов.
33. Перед сливом нефтепродукта из цистерн следует проверить целостность пломб грузоотправителя с представителями железной дороги и специальных организаций (согласно договору), наличие необходимых сопроводительных документов, отобрать пробы нефтепродукта в соответствии с действующими нормативными документами, определить массу нефтепродукта методом, оговоренным в договоре поставки или купли-продажи.
34. Слив нефтепродуктов должен производиться, как правило, закрытым (герметичным) способом через нижние сливные приборы цистерны и установки нижнего слива, а при их неисправности или отсутствии слив легковоспламеняющихся нефтепродуктов допускается производить через горловину цистерны с применением вакуум-насосов и других средств, обеспечивающих полный слив нефтепродукта.
Для слива нефтепродуктов с температурой вспышки выше 120° С и мазутов допускается использовать открытые сливные устройства межрельсовых или боковых коллекторов со съемными крышками.
35. В целях сокращения потерь от испарения, снижения электризации нефтепродукта и уменьшения пенообразования при сливе длина нижнего звена сливного устройства должна обеспечивать его опускание в цистерну на расстояние не более 200 мм от нижней образующей котла цистерны.
36. Слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн должен осуществляться принудительным способом (при помощи насосов) или самотеком в приемные резервуары. Для слива бензинов с высоким давлением насыщенных паров, при использовании несамовсасывающих центробежных насосов для верхнего слива или при малом перепаде отметок между уровнем нефтепродукта в резервуаре и осью насоса, должны использоваться устройства, обеспечивающие надежное всасывание и полный слив нефтепродукта из железнодорожных цистерн (вакуумные насосы, погружные эжекторы и т. п.).
37. При самотечном сливе в промежуточные заглубленные резервуары необходимо обеспечить одновременную откачку нефтепродукта из них в наземные резервуары.
Промежуточные резервуары должны иметь вместимость, равную 75% суммарной вместимости одновременно сливаемых цистерн. Производительность откачки нефтепродукта из этих резервуаров должна составлять не менее 50% производительности их заполнения. При этом резервуар должен иметь защиту от перелива.
38. При необходимости разогрева застывших нефтепродуктов в цистернах и сливно-наливных устройствах следует применять пар, горячую воду или электронагреватели. Применять открытый огонь запрещается.
39. Подача под слив и налив железнодорожных цистерн допускается только после тщательной очистки железнодорожных путей от пролитых нефтепродуктов при сливе или наливе предыдущих цистерн. Разлитые во время сливоналивных операций нефтепродукты следует убрать, а зачищенные места засыпать песком.
40. В части, не предусмотренной настоящими Правилами, при наливе и сливе нефтепродуктов следует руководствоваться действующими ведомственными инструкциями, техническими нормами и правилами.
41. Отпуск (налив) нефтепродуктов в автоцистерны (контейнеры-цистерны) производится через системы автоматизированного налива, автоналивные эстакады и одиночные стояки, а также с использованием специальных подвижных средств перекачки.
42. Для налива нефтепродуктов в автоцистерны, прицепы и полуприцепы, контейнеры-цистерны должны применяться специальные, в том числе автоматизированные, устройства верхнего и нижнего налива, оборудованные счетно-дозирующими устройствами, насосным агрегатом, пультом дистанционного управления, устройствами для предотвращения перелива и герметизации процесса налива, а также автоматизированными системами измерения количества наливаемых нефтепродуктов в единицах массы (объема).
43. Для уменьшения гидравлических ударов, предотвращения проявлений статического электричества и достижения более точной высоты уровня налива нефтепродуктов наливное устройство следует оснащать оборудованием, обеспечивающим подачу нефтепродукта с пониженной производительностью в начальной и завершающей стадиях налива.
44. Налив нефтепродуктов необходимо производить без разбрызгивания, под слой жидкости, что достигается опусканием наливных рукавов и труб до дна цистерны. Рукава на концах должны иметь наконечники, изготовленные из металла, исключающего возможность искрообразования при ударе, и быть заземлены.
45. Количество отпускаемого в автоцистерну (контейнер-цистерну) нефтепродукта следует определять взвешиванием на автомобильных весах, при помощи счетчиков жидкости или по номинальной вместимости цистерн (по планке). Грузоподъемность автомобильных весов должна обеспечить взвешивание всех типов автоцистерн.
46. Используемые счетчики и фильтры должны соответствовать условиям их применения по давлению, вязкости нефтепродуктов, производительности и другим данным.
47. Автоцистерны (контейнеры-цистерны), подаваемые под налив нефтепродуктов, должны быть подготовлены согласно требованиям ГОСТ 1510.
48. Автоцистерны и контейнеры-цистерны после налива нефтепродуктов должны пломбироваться в соответствии с действующими правилами перевозок, за исключением тех случаев, когда нефтепродукты вывозятся автотранспортом получателя (самовывозом).
49. Соединительные трубопроводы от раздаточных резервуаров до наливных устройств должны быть раздельными для каждой марки (сорта) нефтепродукта, отгружаемого в автотранспорт, и иметь действующие градировочные таблицы. Последовательная перекачка нефтепродуктов различных марок (сортов) по ним не допускается.
50. Неисправные и неукомплектованные пожарным инвентарем автоцистерны и контейнеры-цистерны к наливу нефтепродукта не допускаются.
51. В целях предотвращения загрязнения окружающей среды наливные устройства должны иметь дренажную систему с каплеуловителем для возможного слива остатка нефтепродуктов из наливных устройств после окончания операции налива.
53. Прием (слив) нефтепродуктов из автоцистерн производят в резервуары получателя через перекачивающий насос и сливную муфту или самотеком (из контейнеров-цистерн).
54. Сливные рукава должны быть выполнены из маслобензостойких материалов, не имеющих расслоений и трещин, с наконечниками из искронеобразующих материалов, обеспечивать герметичное соединение с приемными устройствами трубопроводов и отвод статического электричества.
55. При сливе нефтепродукта технологическое оборудование, трубопроводы, резервуары, запорная арматура должны быть в исправном состоянии.
56. В части, не предусмотренной настоящими Правилами, при наливе и сливе нефтепродуктов следует руководствоваться действующими ведомственными инструкциями, техническими нормами и правилами.
57. Отпуск нефтепродуктов в тару (бочки, бидоны и т. п.) согласно ГОСТ 1510 следует производить через разливочные, расфасовочные или раздаточные отделения в установленном порядке.
58. Подача нефтепродуктов к раздаточным устройствам может осуществляться самотеком или с помощью насосов, оборудованных предохранительными клапанами, срабатывающими при повышении давления в трубопроводе при прекращении отпуска.
металлическая, деревянная, полимерная тара должна отвечать требованиям действующих нормативных документов и обеспечивать сохранность качества и количества нефтепродуктов;
деревянные бочки и ящики, металлофанерные и фанерные бидоны и барабаны, служащие для разовой перевозки нефтепродуктов, должны быть новыми и чистыми;
непосредственно перед наливом тару осматривают внутри с помощью светильника во взрывозащищенном исполнении и при обнаружении посторонних предметов, грязи — бракуют;
60. Наливать легковоспламеняющиеся нефтепродукты следует только в металлическую тару, пробки которой завинчиваются и отвинчиваются специальными ключами. Тара и ключи должны быть изготовлены из металлов, не образующих искр.
61. Нефтепродукты, в зависимости от вида, хранят, согласно ГОСТ 1510, в резервуарах металлических (вертикальных, горизонтальных), железобетонных, а также расфасованными в транспортную (бочки, канистры, барабаны) и потребительскую (бидоны, банки, бутылки) тару.
62. Резервуары для хранения нефтепродуктов должны соответствовать требованиям ГОСТ 31385-2008 «Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и нефтепродуктов», ГОСТ 17032-2010 «Резервуары стальные горизонтальные для нефтепродуктов», ведомственных технических норм и правил, иметь действующие градировочные таблицы и быть поверенными в установленном порядке.
63. При хранении нефтепродуктов следует соблюдать требования к очистке, защите от коррозии внутренней поверхности резервуаров, установленные ГОСТ 1510 и действующими инструкциями по эксплуатации резервуаров.
64. Легковоспламеняющиеся нефтепродукты и горюче-смазочные материалы, упакованные в тару, должны храниться в специально оборудованных зданиях под навесом и на площадках в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
65. Транспортирование нефтепродуктов осуществляют нефтепродуктопроводами железнодорожными, автомобильными цистернами и контейнерами-цистернами, оборудованными устройствами нижнего налива и слива, а также упакованными в транспортную тару.
66. Транспортирование нефтепродуктов должно осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 1510 и правилами перевозок грузов на соответствующем транспорте:
железнодорожными вагонами-цистернами и контейнерами-цистернами — в соответствии с техническими нормами и правилами перевозки опасных грузов;
автомобильным транспортом — в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Узбекистан, утвержденными постановлением Кабинета Министров от 16 февраля 2011 г. № 35.
67. При транспортировании нефтепродуктов следует соблюдать требования ГОСТ 1510 и действующие правила перевозки грузов конкретными видами транспорта.
68. Смешение нефтепродуктов: перекачка различных сортов и марок по одному трубопроводу, слив разных марок в одну емкость без соответствующей очистки не допускается.
70. При выявлении неправомерного смешения нефтепродуктов специально созданной комиссией составляется соответствующий акт с указанием причины смешения нефтепродуктов, их количества и возможности восстановления качества или перевода в другую марку (сорт).
71. Лица, виновные в неправомерном смешении нефтепродуктов, несут ответственность в установленном законодательством порядке.
72. Все поступающие, хранимые, транспортируемые и отпускаемые нефтепродукты подлежат учету по их количеству.
73. Учет нефтепродуктов осуществляется путем измерения их количества оборудованием и средствами измерений, допущенными к применению в установленном порядке, внесенными в Государственный реестр средств измерений и имеющими сертификаты поверки.
74. Использование средств измерений, не прошедших поверку или государственную метрологическую аттестацию, запрещается.
75. Методы измерения количества нефтепродуктов, установленные ГОСТ 8.587-2006 «Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений», являются равно законными и выбираются на основе оценки их точности применительно к технологическим операциям с учетом технических возможностей реализации методов.
76. Учет нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске, транспортировании, а также при инвентаризации осуществляется в соответствии с действующими национальными стандартами по бухгалтерскому учету.
77. Контроль качества нефтепродуктов осуществляется при отпуске в транспортные средства, при хранении, включая длительное, и при их приемке.
78. Контроль качества нефтепродуктов осуществляют по пробам, отбираемым в соответствии с действующими нормативными документами, и в объемах, указанных в стандартах и ведомственных технических нормах и правилах.
79. Контроль качества нефтепродуктов осуществляют лаборатории, аккредитованные или аттестованные в установленном законодательством порядке.
Контроль качества нефтепродуктов по арбитражным пробам осуществляет независимая лаборатория, выбранная по согласованию заинтересованных сторон.
80. Все операции по отбору проб, анализу качественных характеристик нефтепродуктов отражают в соответствующих актах, журналах регистрации, формы которых установлены ведомственными техническими нормами и правилами.
81. Реализация и использование нефтепродуктов, не соответствующих по качеству требованиям стандартов на них, запрещается.
82. Утраченное в процессе смешения, длительного хранения или порчи качество нефтепродукта может быть восстановлено по решению руководителя предприятия, где обнаружено несоответствие по качеству, на основании рекомендаций лаборатории по результатам анализа нефтепродукта.
83. Восстановление качества нефтепродукта производится путем смешения его с той же маркой, имеющей запас качества по требуемому показателю.
84. Перечни показателей, по которым может быть восстановлено качество нефтепродукта, устанавливаются в ведомственных технических нормах и правилах.
85. Правила восстановления качества нефтепродуктов, применяемых в авиационной технике, устанавливаются соответствующими документами ведомств и организаций, эксплуатирующих авиационную технику.
87. Предприятия, в результате деятельности которых образуются отработанные нефтепродукты, обязаны обеспечивать выполнение требований действующих нормативных документов, регламентирующих сбор, хранение и транспортирование отработанных нефтепродуктов.
88. Сбор отработанных нефтепродуктов осуществляется по группам, установленным ГОСТ 21046-86 «Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия», и Положением о порядке сдачи, сбора, осуществления расчетов, хранения и транспортировки отработанных технических масел, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 4 сентября 2012 г. № 258.
89. Слив отработанных нефтепродуктов из транспортных средств и технологического оборудования ведется при помощи специальных устройств и/или приспособлений, исключающих их пролив.
90. Сбор жидких отработанных нефтепродуктов ведется в специальные металлические герметичные емкости, установленные на металлическом поддоне для сбора случайно пролитого нефтепродукта.
91. Сбор твердых отработанных нефтепродуктов ведется в прочные герметичные мешки из полимерной пленки, которые помещаются в специальные пластиковые или металлические герметичные емкости с плотно закрывающейся крышкой (бочки, ящики и т. п.), установленные вдали от прямых солнечных лучей, любых нагревательных элементов и приборов отопления.
92. Сбор отработанных воздушных, топливных, масляных фильтров осуществляется только после предварительного удаления остатков жидких отработанных нефтепродуктов.
93. Каждый вид отработанного нефтепродукта должен собираться в отдельную емкость, на которую должна быть нанесена надпись (краской или в виде стикера) с указанием наименования и группы отработанного нефтепродукта.
94. Отработанные нефтепродукты должны храниться в закрытых емкостях на специально отведенных площадках с соблюдением условий, исключающих возможность их проливов и утечек, обеспечивающих соблюдение требований пожарной безопасности, а также возможность применения грузоподъемных механизмов при проведении погрузочно-разгрузочных работ.
95. Места накопления и границы участков хранения отработанных нефтепродуктов на территории предприятия, а также должностные лица, ответственные за сбор, хранение и учет отработанных нефтепродуктов, определяются приказом руководителя предприятия.
96. Отработанные нефтепродукты перед повторным использованием или сдачей в специализированные пункты подлежат контролю их качества путем анализа физико-химических свойств в аттестованной или аккредитованной в установленном порядке лаборатории. Результаты анализа должны оформляться документом о качестве в целях отнесения отработанного нефтепродукта к конкретной категории пригодности для дальнейшего использования.
97. Учет отработанных нефтепродуктов по количеству (массе и объему) на предприятии осуществляется бухгалтерией в документах учета материальных ценностей на основании данных, представляемых ответственными лицами за сбор, хранение и учет.
99. Каждая партия отработанных нефтепродуктов, направляемая в специализированные пункты сбора, хранения или переработки, сопровождается документами о количестве и качестве, оформленными в соответствии с установленным порядком.
100. Условия сдачи-приемки отработанных нефтепродуктов в специализированные пункты сбора, хранения или переработки определяются договором, заключаемым между предприятием-поставщиком отработанных нефтепродуктов и специализированным пунктом сбора, хранения или переработки.
101. Отработанные нефтепродукты, поступающие в специализированные пункты сбора, хранения или переработки, регистрируются в журнале учета приемки отработанных нефтепродуктов, оформленном в установленном порядке.
102. Специализированные пункты, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отработанными нефтепродуктами за пределами предприятий или производств, на которых они получены, обязаны:
осуществлять, в соответствии с договорами, приемку, анализ и сортировку отработанных нефтепродуктов по категориям их пригодности для переработки и использования;
производить переработку или уничтожение отработанных нефтепродуктов на установках, строительство (реконструкция) которых осуществлялось в соответствии с проектами, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы;
не допускать к переработке и использованию подлежащие уничтожению отработанные нефтепродукты, содержащие особо токсичные компоненты (полихлорированные бифенилы, полихлорированные терфенилы и т. п.);
совершенствовать технологии переработки с целью повышения экологичности процессов и максимального вовлечения отработанных нефтепродуктов в хозяйственный оборот, как дополнительный источник сырья.
103. Отработанные нефтепродукты относятся к горюче-смазочным отходам II класса пожароопасности и подлежат транспортированию в соответствии с действующими правилами перевозки опасных грузов и требованиями пожарной безопасности, установленными для каждого вида транспорта.
104. Упаковка и маркировка отработанных нефтепродуктов должны осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Надпись на таре или ярлыке должна содержать:
105. Транспортирование отработанных нефтепродуктов должно осуществляться раздельно по их группам, которые установлены нормативными документами.
106. Каждая партия отработанных нефтепродуктов транспортируется при наличии сопроводительных документов, подтверждающих их количество и качество.
107. С момента погрузки отработанных нефтепродуктов на транспортное средство до момента их выгрузки ответственность за безопасное обращение с ними несет транспортное предприятие, которому принадлежит данное транспортное средство.
применением специально оборудованных сливно-наливных устройств, оснащенных бесшланговой системой автоматизированных шарнирно-сочлененных или телескопических устройств, оборудованных автоматическими ограничителями налива, а также средствами механизации;
герметизацией налива нефтепродуктов с отводом паров на регенерационную установку, в газосборную систему;
исключением смешения нефтепродуктов, налив которых производится через одно и то же наливное устройство;
оборудованием сливно-наливных эстакад (за исключением высоковязких нефтепродуктов с малым парциальным давлением) устройствами как верхнего, так и нижнего герметизированного слива;
сливом авиационного топлива и других светлых нефтепродуктов через нижние или верхние сливные устройства в приемные резервуары для последующего отстаивания и удаления из них свободной (подтоварной) воды;
твердым бетонным покрытием зон налива и слива, оборудованным устройствами отвода в дренажную систему загрязненных и пролитых нефтепродуктов;
установлением преимущественно автоматических быстродействующих отключающих (при достижении заданного объема нефтепродукта, предельного уровня наполнения цистерны) систем налива и быстродействующих запорных устройств на трубопроводах;
ограничением максимальной скорости налива до безопасных пределов путем регулирования расхода посредством запорно-регулирующей арматуры на линии подачи нефтепродукта;
подводом к системам трубопроводов и коллекторов слива и налива инертного газа или пара, для исключения образования взрывоопасных смесей;
109. Безопасность при приемке и отпуске нефтепродуктов на автомобильных сливно-наливных станциях обеспечивается:
объединением площадок налива автомобильных цистерн по группам нефтепродуктов и размещением их под навесом, выполненным из негорючих материалов;
применением автоматических предельных ограничителей уровня налива, позволяющих автоматически прекращать налив при достижении заданного значения.
110. Сливно-наливные эстакады следует защищать от прямых ударов молнии и от электромагнитной индукции путем установления отдельно стоящих молниеприемников.
111. Для предупреждения возможности накопления зарядов статического электричества и возникновения опасных разрядов при выполнении технологических сливно-наливных операций с нефтепродуктами следует предусматривать заземление цистерн, трубопроводов, наливных устройств, а также ограничение скорости налива в начальной и конечной стадиях налива.
112. На железнодорожных сливно-наливных эстакадах, на автомобильных станциях и пунктов налива-слива следует устанавливать сигнализаторы довзрывных концентраций паров нефтепродуктов.
113. Разогрев застывающих и высоковязких нефтепродуктов следует производить паром, нагретым циркуляционным способом нефтепродуктом или с помощью электроподогревателей, выполненных во взрывобезопасном исполнении.
114. При применении электроподогревателей следует предусматривать устройство, отключающее подачу электроэнергии при достижении температуры 90° C на поверхности, соприкасающейся с подогреваемым нефтепродуктом.
115. Безопасность при транспортировании нефтепродуктов обеспечивается соблюдением защитных мер, устанавливаемых разработчиками конкретных видов нефтепродуктов, учитывающих:
заполнение нефтепродуктами железнодорожных и автомобильных цистерн с учетом возможного увеличения их объема вследствие объемного расширения нефтепродуктов, зависящего от температуры окружающей среды;
116. При выполнении всех операций, связанных с отпуском, приемкой, хранением, упаковыванием и транспортированием нефтепродуктов, отбором проб, зачисткой резервуаров, следует соблюдать инструкции и правила техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, действующие на каждом предприятии и учитывающие специфику производства, правила перевозки опасных грузов.
117. При работе с нефтепродуктами необходимо применять индивидуальные средства защиты, установленные нормативными документами.
См. предыдущую редакцию.
118. Контроль за соблюдением требований к технической эксплуатации нефтепродуктоиспользующего оборудования и безопасным ведением работ в установленном законодательством порядке осуществляет Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан» (Госкомпромбез).
(пункт 118 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 марта 2019 года № 195 — Национальная база данных законодательства, 07.03.2019 г., № 09/19/195/2712)
119. Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности при реализации и использовании нефтепродуктов в установленном законодательством порядке осуществляет Главное управление пожарной безопасности Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.
121. При производстве, хранении, сливно-наливных операциях, транспортировании нефтепродуктов следует обеспечивать герметичность технологического оборудования, гидравлических систем (резервуаров, трубопроводов, шлангов, колонок и т. п.).
123. В целях предотвращения загрязнения окружающей среды отходами, содержащими нефтепродукты, не допускается:
слив отработанных нефтепродуктов в водные объекты, в сети хозяйственно-бытовой, ливневой и промышленной канализации, не предназначенные для этих целей;
размещение отработанных нефтепродуктов на полигонах бытовых и промышленных отходов, а также в местах, не предназначенных для их хранения (захоронения);
повторное использование отработанных нефтепродуктов, содержащих токсичные вещества и продукты не нефтяного происхождения, подлежащих уничтожению в установленном порядке.
См. предыдущую редакцию.
124. Контроль за загрязнением атмосферы, почвы, водоемов в результате пользования нефтепродуктами в установленном законодательством порядке осуществляет Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.
(пункт 124 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № 915 — Национальная база данных законодательства, 15.11.2017 г., № 09/17/915/0259)
125. Поставщики, потребители, транспортные и иные организации, предприятия, использующие нефтепродукты, за нарушение настоящих Правил несут ответственность в установленном законодательством порядке
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам пользования продуктами нефтепереработки
к Правилам пользования продуктами нефтепереработки