от 11.12.2013 г. № 20
Акт на состоянии 29.07.2016
Перейти на действующую версию
1. Разъяснить судам, что согласно части первой статьи 53 Конституции Республики Узбекистан государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправия и правовую защиту всех форм собственности.
2. В соответствии со статьей 3 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» предпринимательской деятельностью (предпринимательством) является инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность.
4. В соответствии со статьей 8 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» субъекты предпринимательской деятельности вправе:
5. Обратить внимание судов, что лица, виновные в нарушении гарантий, предусмотренных главой 3 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», несут административную или уголовную ответственность в зависимости от характера этих действий и наступивших последствий.
См. предыдущую редакцию.
В частности, Главой XVI1 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности (далее по тексту — КоАО) за воспрепятствование, незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность установлена административная ответственность. При этом под воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности следует понимать:
См. предыдущую редакцию.
(абзац восьмой пункта 5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
См. предыдущую редакцию.
(абзац десятый пункта 5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
Лица, допустившие незаконное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов подлежат ответственности по соответствующим статьям Главы XVII КоАО (умышленное инициирование и (или) проведение проверок, приостановление деятельности хозяйствующих субъектов и (или) операций по банковским счетам; истребование информации о наличии денежных средств на счетах хозяйствующих субъектов в случаях, не предусмотренных законодательством и т. д.).
(абзацы второй — одиннадцатый пункта 5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
Под незаконной предпринимательской деятельностью без специального разрешения (лицензии) понимается занятие определенными видами предпринимательской деятельности, для которых в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 25 мая 2000 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» необходимо получение специального разрешения лицензирующего органа, не имея такого разрешения. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока и определяет условия его осуществления.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
9. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно (статьи 165, 1763 КоАО, статья 190 УК), судам следует исходить из того, что отдельные виды деятельности (перечень которых определяется законом), могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно статье 4 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» государственное регулирование в области лицензирования осуществляют Кабинет Министров Республики Узбекистан и лицензирующие органы (министерства и ведомства, местные органы власти). Перечень лицензирующих органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности, определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
10. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) влечет ответственность по части первой статьи 190 УК, если ранее (в течение года) виновный привлекался к административной ответственности по статье 165 или 1763 КоАО.
При наличии квалифицирующих признаков, предусмотренных в части второй статьи 190 УК, уголовная ответственность наступает независимо от привлечения лица ранее к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
11. По смыслу закона субъектом правонарушений, предусмотренных статьями 165, 176, 1763 КоАО, статьями 188, 190 УК, может быть как лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, так и лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
132. Обратить внимание судов, что в соответствии с частью второй статьи 79 УК с лиц, осужденных по статьям 189, 190 УК, допускается досрочное снятие судимости по истечении не менее одной четверти общих сроков погашения судимости, предусмотренных статьей 78 УК.
См. предыдущую редакцию.
133. Органам предварительного следствия и судам следует неукоснительно соблюдать требования статьи 13 Уголовного кодекса, предусматривающего обратную силу закона, улучшающего положение лица, совершившего общественно-опасное деяние.
Разъяснить, что действие статьи 5 Закона Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития» (далее по тексту — Закон) распространяется в отношении лиц:
134. Уголовные дела в отношении лиц, совершивших преступления, предусмотренные частью первой или второй статей 188, 189 Уголовного кодекса до вступления Закона в силу, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда (первой, апелляционной инстанций), подлежат прекращению на основании пункта 2 статьи 83 Уголовно-процессуального кодекса, а указанные лица — привлечению к административной ответственности с соблюдением сроков, предусмотренных статьей 36 Кодекса об административной ответственности.
Уголовные дела в отношении лиц, отбывающих наказание за совершение преступления, предусмотренного частями первой или второй статей 188, 189 Уголовного кодекса ко дню вступления Закона в силу, подлежат прекращению на основании пункта 2 статьи 83 Уголовно-процессуального кодекса, а указанные лица освобождению от ответственности вообще.
Вопрос о приведении судебных решений в соответствие с Законом в отношении лиц, осужденных до вступления его в силу, но не отбывших наказание, а также в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость, рассматривается вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом;
135. При приведении в соответствие с Законом судебных решений в отношении лиц, осужденных по совокупности преступлений или нескольким приговорам, судам следует иметь в виду, что при освобождении от ответственности лиц, осужденных по части первой или второй статей 188, 189 Уголовного кодекса, необходимо пересмотреть вид и размер окончательного наказания, назначенного по совокупности преступлений или нескольким приговорам.
(пункты 133— 135 введены постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)