от 06.09.2013 г. № 18
 Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 2 «О судебной практике по делам о нарушении таможенного законодательства и контрабанде».
1. Разъяснить судам, что по смыслу статьи 5 Таможенного кодекса Республики Узбекистан и статьи 3 Закона «О Государственной границе Республики Узбекистан» таможенная граница Республики Узбекистан (далее по тексту — таможенная граница) совпадает с Государственной границей Республики Узбекистан. К таможенной границе законом отнесены также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.
(абзац первый пункта 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
2. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу строго установлен Таможенным кодексом Республики Узбекистан (далее по тексту — ТмК) и иными актами законодательства. Любое перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, совершенное с нарушением установленного порядка, считается незаконным и влечет административную либо уголовную ответственность.
Уголовная ответственность по части первой статьи 182 Уголовного кодекса Республики Узбекистан (далее по тексту — УК) наступает лишь в случаях, если лицо, привлеченное к административной ответственности за незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в крупном размере (22721, часть первая статьи 22722 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности), в течение года после применения административного взыскания вновь совершает аналогичное правонарушение в крупном размере.
При наличии квалифицирующих признаков, предусмотренных в части второй статьи 182 УК, уголовная ответственность наступает независимо от привлечения лица ранее к административной ответственности за незаконное перемещение товаров или иных ценностей. При этом уголовная ответственность по пунктам «б», «в» и «г» части второй статьи 182 УК наступает лишь в случае нарушения таможенного законодательства в крупном размере.
(пункт 3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
(абзац второй пункта 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
(абзац четвертый пункта 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
5. По смыслу статьи 182 УК незаконное перемещение товаров или иных ценностей (далее по тексту — товаров) через таможенную границу заключается в совершении действий по ввозу на таможенную территорию Республики Узбекистан или вывозу с этой территории товаров одним из следующих способов:
(абзац первый пункта 5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 6 исключен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
(пункт 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
Обратить внимание судов на то, что для каждой процедуры перемещения товаров через таможенную границу законодательством предусмотрен отдельный перечень документов и сведений, подлежащих представлению таможенному органу (статей 18-19 ТмК). Исходя из этого, не могут рассматриваться как незаконные действия лица, не представившего таможенным органам не предусмотренные указанными перечнями документы и сведения.
(пункт 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
(абзацы второй и третий пункта 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
10. Судам следует иметь в виду, что момент окончания преступления, предусмотренного статьей 182 УК, по каждому конкретному делу должен определяться в зависимости от способа незаконного перемещения товаров (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или декларированием не своим наименованием).
(абзац третий пункта 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 10 исключен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
(абзац второй пункта 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
13. Разъяснить судам, что действия лица подлежат квалификации по пункту «б» части второй статьи 182 УК, если преступление совершено путем прорыва таможенной границы. При этом под прорывом следует понимать действия, выразившиеся, в частности, в пересечении таможенной границы путем нападения на таможенный пост, иного активного противодействия правомерной деятельности таможенных органов (например, открытое неподчинение требованиям режима таможенной границы, принуждение к отказу от исполнения служебных обязанностей), повреждения либо вывода из строя технических средств таможенных служб и т. п.
Если при совершении прорыва через таможенную границу виновным причинено умышленное тяжкое телесное повреждение либо совершено умышленное убийство, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных пунктом «б» части второй статьи 182 УК и соответственно статьями 104 или 97 УК. Причинение в таких случаях умышленного легкого либо средней тяжести телесного повреждения, а также сопротивление представителю власти охватывается диспозицией части второй 182 УК и дополнительной квалификации соответственно по статьям 105, 109, 173 и 219 УК не требует.
(абзац второй пункта 13 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
14. В тех случаях, когда незаконное перемещение через таможенную границу товаров признается совершенной организованной группой, по пункту «в» части второй статьи 182 УК квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары через таможенную границу (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей в целях его незаконного ввоза на таможенную территорию Республики Узбекистан, содействовали его перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов, зная о незаконности груза).
15. Должностным лицом, совершившим преступление с использованием своего служебного положения (пункт «г» части второй статьи 182 УК), следует считать лицо, которое по долгу службы обязано осуществлять таможенный контроль (проверка документов и сведений, устный опрос, таможенный досмотр, таможенная идентификация, учет товаров) перемещаемых через таможенную границу товаров. К указанным лицам относятся, также должностные лица, освобожденные на основании статьи 189 ТмК от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для незаконного перемещения товаров.
(абзац первый пункта 15 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
Действия должностных лиц, совершивших незаконное перемещение через таможенную границу товаров с использованием своего служебного положения, подлежат квалификации по пункту «г» части второй статьи 182 УК и дополнительной квалификации по статьям УК, предусматривающим ответственность за злоупотребление властью или должностными полномочиями (статьи 19211, 205 УК) и превышение власти или должностными полномочиями (статья 206 УК), не требуют.
(абзац второй пункта 15 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
Законом Республики Узбекистан «О валютном регулировании»;
Правилами ввоза и вывоза наличной валюты Республики Узбекистан и наличной иностранной валюты физическими лицами через таможенную границу Республики Узбекистан, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 января 2018 года № 66.
(пункт 16 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
17. Судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 246 УК перемещение через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документации или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или декларированием не своим наименованием сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, взрывных устройств, вооружения, огнестрельного оружия или боеприпасов, а равно наркотических средств их аналогов или психотропных веществ, либо материалов, пропагандирующих религиозный экстремизм, сепаратизм и фундаментализм, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, радиоактивных материалов, которые заведомо могут быть использованы при его создании (далее по тексту — предметы контрабанды) образует состав другого преступления — контрабанды.
(абзац первый пункта 17 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 3 июля 2020 года № 12)
В тех случаях, когда лицо наряду с перемещением через таможенную границу товаров, подпадающих под действие статьи 182 УК, совершает контрабанду, его действия следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 182 и 246 УК.
(пункт 171 введен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
18. В соответствии со статьей 211 УПК при вынесении приговора, определения (постановления) о прекращении уголовного дела суд должен разрешить вопрос о предметах, признанных по делу вещественными доказательствами, в том числе транспортных средствах.
При рассмотрении данного вопроса судам необходимо также руководствоваться разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 декабря 2012 года «О некоторых вопросах применения законодательства о вещественных доказательствах по уголовным делам».
181. Следует иметь в виду, что транспортные средства (контейнеры), используемые при незаконном перемещении товаров или иных ценностей через таможенную границу (статья 182 УК) признаются орудием преступления лишь в тех случаях, когда товары или иные ценности перемещаются помимо или с сокрытием от таможенного контроля.
(пункт 181 введен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
(пункт 20 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
 LexUZ шарҳи
1. Судларга тушунтирилсинки, Ўзбекистон Республикаси Божхона кодексининг 5-моддаси ва «Ўзбекистон Республикасининг Давлат чегараси тўғрисида»ги Қонуннинг 3-моддаси мазмунига кўра, Ўзбекистон Республикасининг божхона чегараси (бундан буён матнда божхона чегараси) Ўзбекистон Республикасининг Давлат чегараси билан устма-уст тушади. Божхона чегарасига қонунда эркин божхона зоналари ва эркин омборлар тегралари (периметрлари) ҳам киритилган.
2. Товарлар ва транспорт воситаларини божхона чегарасидан ўтказиш тартиби Ўзбекистон Республикаси Божхона кодекси (бундан буён матнда – БК) ва бошқа қонун ҳужжатлари билан қатъий белгиланган. Товарлар ва транспорт воситаларини белгиланган тартибни бузган ҳолда божхона чегарасидан ҳар қандай тарзда ўтказиш қонунга хилоф ҳисобланади ва маъмурий ёки жиноий жавобгарликка сабаб бўлади.
Ўзбекистон Республикаси Жиноят кодекси (бундан буён матнда — ЖК) 182-моддасининг биринчи қисми бўйича жиноий жавобгарлик товар ва транспорт воситаларини кўп миқдорда қонунга хилоф равишда божхона чегарасидан ўтказганлик учун маъмурий жавобгарликка тортилган (Ўзбекистон Республикасининг Маъмурий жавобгарлик тўғрисидаги кодексининг 22721-моддаси, 22722- моддасининг биринчи қисми) шахс маъмурий жазо қўлланилганидан сўнг бир йил давомида яна айнан шундай ҳуқуқбузарликни кўп миқдорда содир этган ҳолдагина келиб чиқади.
ЖК 182-моддаси иккинчи қисмида назарда тутилган квалификация белгилари мавжуд бўлганда, жиноий жавобгарлик шахс товар ёки бошқа қимматликларни қонунга хилоф равишда божхона чегарасидан ўтказганлик учун илгари маъмурий жавобгарликка тортилган-тортилмаганлигидан қатъий назар, келиб чиқади. Бунда ЖК 182-моддаси иккинчи қисмининг «б», «в» ва «г» бандлари бўйича жиноий жавобгарлик фақат божхона тўғрисидаги қонунчилик кўп миқдорда бузилган ҳолдагина келиб чиқади.
4. Қуйидагилар, жумладан, ЖК 182-моддасида назарда тутилган жиноят предмети ҳисобланади:
транспорт воситаси (БК 13-моддаси тўртинчи қисмида кўрсатилган транспорт воситалари бундан мустасно);
5. ЖК 182-моддаси мазмунига кўра, товарлар ёки бошқа қимматликлар (бундан буён матнда — товарлар) қонунга хилоф равишда божхона чегарасидан ўтказиш товарларни Ўзбекистон Республикасининг божхона ҳудудига олиб кириш ёки мазкур ҳудуддан олиб чиқиш тарзидаги ҳаракатни қуйидаги усуллардан бири орқали содир этишда ифодаланади:
Олдинги таҳрирга қаранг.
қалбакилаштирилган божхона идентификациялаш воситаларидан (пломбалар, муҳрлар, тамғалар босиш, идентификациялаш белгилари, штамплар ва БК 197-моддасида назарда тутилган бошқа идентификациялаш воситалари) ёки бошқа товарларга тегишли ҳақиқий идентификациялаш воситаларидан фойдаланиш.
Судларнинг эътибори шунга қаратилсинки, товарларни божхона чегарасидан ўтказишнинг ҳар бир тартиби учун қонунчиликда божхона органларига тақдим этилиши лозим бўлган ҳужжатлар ва маълумотларнинг алоҳида рўйхати назарда тутилган (БК 18-19-моддалари). Шундан келиб чиқиб, мазкур рўйхатларда назарда тутилмаган ҳужжатлар ва маълумотларни божхона органларига тақдим этмаган шахснинг ҳаракатлари қонунга хилоф деб қаралиши мумкин эмас.
10. Судлар шуни назарда тутишлари лозимки, ЖК 182-моддасида назарда тутилган жиноятнинг тугалланиш пайти ҳар бир муайян иш бўйича товарларни қонунга хилоф равишда божхона чегарасидан ўтказиш усулидан (божхона назоратини четлаб ёки божхона назоратидан яшириб ёхуд божхона ҳужжатлари ёки воситаларига ўхшатиб ясалган ҳужжатлардан алдаш йўли билан фойдаланган ҳолда ёки декларациясиз ёхуд бошқа номга ёзилган декларациядан фойдаланиб) келиб чиққан ҳолда аниқланиши керак.
Олдинги таҳрирга қаранг.
13. Судларга тушунтирилсинки, агар жиноят божхона чегарасини бузиб ўтиш йўли билан содир этилган бўлса, шахснинг ҳаракатлари ЖК 182-моддаси иккинчи қисмининг «б» банди бўйича квалификация қилиниши лозим. Бунда бузиб ўтиш деганда, жумладан, божхона постига ҳужум қилиш, божхона органларининг қонуний фаолиятига бошқача фаол қаршилик кўрсатиш (масалан, божхона чегараси режими талабларига очиқдан-очиқ бўйсунмаслик, ўзининг хизмат вазифасини бажаришдан воз кечишга мажбур қилиш), божхона хизмати техник воситаларига шикаст етказиш ёки уларни ишдан чиқариш ва ҳ. к. йўли билан божхона чегарасини кесиб ўтишда ифодаланган ҳаракатлар тушунилиши лозим.
Агар божхона чегарасини бузиб ўтиш пайтида айбдор томонидан шахс баданига қасддан оғир шикаст етказилган ёки у қасддан ўлдирилган бўлса, қилмиш ЖК 182-моддаси иккинчи қисмининг «б» банди ва тегишлича ЖК 97 ёки 104-моддаларида назарда тутилган жиноятлар мажмуи бўйича квалификация қилиниши лозим. Бундай ҳолатларда қасддан баданга енгил ёки ўртача оғирликдаги тан жароҳати, шунингдек ҳокимият вакилига қаршилик кўрсатиш ЖК 182-моддаси иккинчи қисми диспозицияси билан қамраб олинади ва тегишлича ЖК 105, 109, 173 ва 219-моддалари билан қўшимча квалификация қилинишини талаб этмайди.
14. Товарларни қонунга хилоф равишда божхона чегарасидан ўтказиш уюшган гуруҳ томонидан содир этилган деб топилган ҳолларда, ЖК 182-моддаси иккинчи қисмининг «в» банди бўйича нафақат товарларни бевосита божхона чегарасидан ўтказган, балки барча уюшган гуруҳ аъзоларининг (масалан, Ўзбекистон Республикасининг божхона ҳудудига қонунга хилоф равишда олиб кириш мақсадида чет элда товар харид қилган, божхона назорати пунктида уни ўтказишда кўмаклашган ёки божхона расмийлаштируви вақтида тақдим этилган ҳужжатларни қалбакилаштирган, юкнинг қонунга хилофлигини била туриб, транспорт экспедитори сифатида қатнашган уюшган гуруҳ аъзолари) ҳаракатлари квалификация қилинади.
15. Жиноятни ўз хизмат лавозимидан фойдаланган ҳолда содир этган мансабдор шахс (ЖК 182-моддаси иккинчи қисмининг «г» банди) деб, хизмат бурчига кўра божхона чегараси орқали ўтказилаётган товарлар устидан божхона назоратини (ҳужжатлар ва маълумотларни текшириш, оғзаки сўров, божхона кўриги, божхона идентификациялаши, товарлар ҳисобини юритиш) амалга оширишга мажбур шахс топилиши лозим. Бундай шахслар жумласига, шунингдек, божхона назоратининг муайян шаклларидан БК 50-моддасига асосан озод этилган ва ўз хизмат лавозимидан товарларни қонунга хилоф равишда божхона чегарасида ўтказиш учун фойдаланган мансабдор шахслар ҳам киради.
Товарларни ўз хизмат лавозимидан фойдаланган ҳолда қонунга хилоф равишда божхона чегарасидан ўтказган мансабдор шахсларнинг ҳаракатлари ЖК 182-моддаси иккинчи қисмининг «г» банди бўйича квалификация қилинади ва Жиноят кодексининг ҳокимият ёки мансаб ваколатини суиистеъмол қилиш (ЖК 19211, 205-моддалари) ёхуд ҳокимият ёки мансабдор ваколати доирасидан четга чиқиш (ЖК 206-моддаси) жиноятлари учун жавобгарликни назарда тутувчи моддалари билан қўшимча квалификация қилишни талаб этмайди.
17. Судлар шуни назарда тутишлари лозимки, ЖК 246-моддасига мувофиқ, божхона назоратини четлаб ёки божхона назоратидан яшириб ёхуд божхона ҳужжатлари ёки воситаларига ўхшатиб ясалган ҳужжатлардан алдаш йўли билан фойдаланиб, декларациясиз ёки бошқа номга ёзилган декларациядан фойдаланиб, кучли таъсир қилувчи заҳарли, заҳарловчи, портловчи моддалар, радиоактив материаллар, портлатиш қурилмалари, қурол-яроғ, ўқотар қурол ёки ўқ-дориларни шунингдек, гиёҳвандлик воситалари уларнинг аналоглари ёки психотроп моддаларни ёки диний экстремизм, сепаратизм ва ақидапарастликни тарғиб қилувчи материалларни, ядровий, кимёвий, биологик ва оммавий қирғин қуролининг бошқа турларини, шундай қуролларни яратишда фойдаланилиши мумкинлиги аён бўлган материал ва мосламалар, радиоактив материалларни (бундан буён матнда — контрабанда ашёлари) Ўзбекистон Республикасининг божхона чегарасидан ўтказиш бошқа жиноят — контрабанда таркибини ташкил этади.
Божхона чегараси орқали ЖК 246-моддасининг биринчи қисмида қайд этилган контрабанда предметларини ўтказишда ифодаланган ҳаракатларни квалификация қилишда контрабанда предметлари миқдори ҳуқуқий аҳамият касб этмайди.
Агар шахс ЖК 182-моддаси таъсирига тушувчи товарларни божхона чегараси орқали ўтказиш билан бир қаторда контрабанда жиноятини содир этса, унинг ҳаракатлари ЖК 182 ва 246-моддаларда назарда тутилган жиноятлар мажмуи билан квалификация қилинади.
18. ЖПК 211-моддасига мувофиқ ҳукм, жиноят ишини тугатиш тўғрисида ажрим (қарор) чиқариш пайтида суд иш бўйича ашёвий далил деб топилган предметлар, шу жумладан транспорт воситалари тўғрисидаги масалани ҳал этиши шарт.
181. Шуни назарда тутиш лозимки, божхона чегараси орқали товар ёки бошқа қимматликларни ноқонуний олиб ўтишда (ЖК 182-моддаси) фойдаланилган транспорт воситалари (контейнерлар) фақат товар ва бошқа қимматликлар божхона назоратини четлаб ёки божхона назоратидан яшириб олиб ўтилган ҳолдагина жиноят қуроли деб топилади.