№ | Наименование мероприятия | Механизм реализации | Срок реализации | Ответственные исполнители |
I. Ускорение процедур, связанных с регистрацией и началом осуществления предпринимательской деятельности |
1. | Внедрение механизма государственной регистрации субъектов предпринимательства (за исключением кредитных учреждений) через сеть Интернет с использованием электронной цифровой подписи, предусматривающего: возможность регистрации на основе типовых учредительных документов с интерактивным оформлением учредительных документов; регистрацию фирменного наименования, получение ИНН и ОКПО в режиме реального времени; выдачу зарегистрированных учредительных документов и свидетельства о регистрации в электронной форме. | Постановление Кабинета Министров, разработка программного обеспечения | внедрение — с 1 января 2014 года
разработка проекта постановления и программного обеспечения – сентябрь 2013 года | ТПП, Госналоговый комитет, Минюст, Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, Госкомстат, Центральный банк, Госархитектстрой, Минздрав, ГУПБ МВД |
2. | Кардинальное сокращение количества, сроков и стоимости процедур получения разрешений на строительство за счет: передачи проектной организации функций по разработке проекта о воздействии на окружающую среду, топографической карты и геологического заключения, согласованию проекта строительства с архитектурно-градостроительным советом, а также проведению государственной экспертизы проекта строительства; сокращения в среднем в 2 раза сроков, необходимых для получения субъектами предпринимательства разрешений на строительство; снижения в среднем в 5 раз стоимости процедур по выдаче разрешений на строительство. | Постановление Кабинета Министров | внедрение — с 1 января 2013 года
разработка документа - ноябрь 2012 года | Госархитектстрой, Госкомземгеодезкадастр, Госкомприроды, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента |
3. | Детальное изучение всех необходимых этапов и процедур выделения земельных участков и получения разрешения на строительство объектов, а также передового международного опыта в этом направлении, с дальнейшей разработкой подробной схемы порядка выделения земельных участков и строительства объектов в целях исключения дублирующих, излишних и устаревших механизмов, повышения прозрачности процедур, введения механизма выдачи разрешений на строительство по принципу «одно окно». | Постановление Кабинета Министров | декабрь 2012 года | Минэкономики, Минюст, Госархитектстрой, Госкомземгеодезкадастр, Госкомприроды, ТПП |
4. | Внедрение в системе районных и городских предприятий электрических сетей (ПЭС) механизма приема заявок от субъектов предпринимательства на подключение к системе электроснабжения по принципу «одно окно», включая: подготовку и выдачу технических условий на подключение к электрическим сетям; согласование, совместно с проектной организацией, проекта электроснабжения с территориальными предприятиями электрических сетей и ГИ «Узгосэнергонадзор»; заключение договора на выполнение строительства (реконструкции) электрических сетей и приемка завершенного объекта. | Ведомственный нормативно- правовой акт | внедрение — с 1 января 2013 года | ГАК «Узбекэнерго», ГИ «Узгосэнергонадзор» |
5. | Внедрение порядка дифференцированного подхода при осуществлении процедур выдачи разрешений на строительство с учетом категоризации строящихся объектов по их размерам и характеристикам, с обеспечением адресного подхода к рассмотрению проектов строительства (риск анализ). Установление порядка, в соответствии с которым непредставление уполномоченным органом ответа на поданное заявление о выдаче разрешения на строительство объекта в течение установленного законодательством срока признается одобрением поданной заявки (за исключением объектов с максимальной категорией риска). | Постановление Кабинета Министров | апрель 2013 года
1 июня 2013 года | Госархитектстрой, Госкомземгеодезкадастр, Минэкономики, Минюст, ТПП |
6. | Осуществление кардинального обновления и модернизации законодательства в сфере строительства, имея в виду: инвентаризацию действующих законодательных и нормативных предписаний в области строительства, включая получение технических условий; разработку взамен всех действующих законодательных и нормативных актов Единого строительного регламента, предусматривающего порядок взаимодействия уполномоченных органов, обязательные нормативные и технические требования к строительству объектов, сроки и стоимость осуществления процедур. | Внесений изменений и дополнений в законодательство, ведомственные нормативно- правовые акты | май 2013 года | Госархитектстрой, Минэкономики, Минюст, Госкомконкуренции, ТПП |
7. | Внедрение дифференцированного подхода при осуществлении процедур подключения к системе электроснабжения с учетом категоризации объектов по их потребляемой мощности и другим характеристикам, с обеспечением адресного подхода к рассмотрению проектов по строительству (реконструкции) объектов. | Ведомственный нормативно- правовой акт | апрель 2013 года | ГАК «Узбекэнерго», ГИ «Узгосэнергонадзор», Минэкономики, ТПП |
8. | Сокращение общего количества процедур, необходимых для регистрации права собственности на недвижимое имущество, с 12 до 1 процедуры путем введения порядка регистрации права собственности по принципу «одно окно» с использованием комплекса информационных систем (КИС). | Постановление Кабинета Министров, разработка программного обеспечения | внедрение: с 1 января 2013 года разработка проекта - ноябрь 2012 года | Госкомземгеодезкадастр, Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, ТПП, Минюст |
9. | Сокращение сроков регистрации права на собственность до 7 дней за счет: широкого внедрения комплекса информационных систем (КИС) учета недвижимости; более тесной взаимосвязи органов государственного кадастра с органами государственной налоговой службы, архитектуры, а также нотариальными конторами по обмену информацией об обремененном и подлежащим сносу имуществу. | Постановление Кабинета Министров, разработка программного обеспечения | внедрение: с 1 января 2013 года разработка проекта - ноябрь 2012 года | Госкомземгеодезкадастр, Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, ТПП, Минюст |
II. Меры по улучшению процедур кредитования и совершенствованию деятельности кредитных бюро |
10. | Принятие Закона Республики Узбекистан «О залоговом реестре», предусматривающего: создание единого реестра информации о правах кредиторов (право залога, владения, лизинга, собственности и т.п.) на все виды движимого имущества должников, включая дебиторскую задолженность и инвентарь; общедоступность реестра с использованием сети Интернет; внедрение современных методов уведомлений о правах кредиторов на движимое имущество должников; определение порядка регистрации и виды уведомлений, подлежащих регистрации в залоговом реестре; определение видов обеспечений и других прав кредиторов, уведомления о которых подлежат регистрации в залоговом реестре; включение возможности общего (не детального) описания заложенного имущества и обеспечиваемых залогом требований кредиторов; предоставление взыскателям по решениям судов и государственным органам статуса обеспеченного кредитора в части прав, уведомления о которых были внесены в залоговый реестр; определение правил приоритета по погашению требований обеспеченных кредиторов. | Принятие Закона Республики Узбекистан «О залоговом реестре» | Реализация — с I квартала 2013 года
Внесение законопроекта в Законодательную палату – IV квартал 2012 года | Центральный банк, Ассоциация банков Узбекистана, Минюст |
11. | Принятие Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О залоговом реестре», предусматривающего упрощение создания и взыскания залога путем: автоматического распространения права залога на продукцию и доходы от заложенного имущества; упрощения и ускорения процедуры предоставления обеспеченному кредитору права владения и пользования заложенным имуществом на основании судебного приказа; усиления защиты прав обеспеченных кредиторов на заложенное имущество от недобросовестных действий должников; упрощения процедур реализации предмета залога кредиторами; определения правил очередности по погашению требований кредиторов с предоставлением преимущественного права обеспеченным кредиторам на удовлетворение своих требований должником. | Внесение изменений и дополнений в законодательство | I квартал 2013 года | Центральный банк, Ассоциация банков Узбекистана, Минюст |
12. | Дальнейшее повышение эффективности деятельности ООО «Кредитное бюро «Кредитный информационно-аналитический центр» на основе передового международного опыта и современных методов ведения бизнеса путем привлечения на основе конкурса и при техническом содействии МФК иностранного стратегического технического партнера из числа ведущих международных кредитных бюро. | Комплекс мер, привлечение технического содействия МФК | 2012-2013 гг. | Центральный банк, Ассоциация банков Узбекистана |
III. Усиление защиты прав и интересов инвесторов |
13. | Принятие Закона Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (в новой редакции), предусматривающего: конкретизацию определений «аффилированных лиц» и «сделок с заинтересованностью» и требований к ним; повышение прозрачности совершения сделок акционерными обществами путем установления требований к раскрытию подробной информации о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, и предварительного изучения таких сделок независимой аудиторской или оценочной организацией с представлением соответствующих заключений по требованию наблюдательного совета или акционеров; усиление ответственности членов органов управления акционерного общества перед акционерами при совершении сделок с заинтересованностью путем установления обязательств о возмещении ущерба и возможности признания таких сделок недействительными по решению суда по иску акционеров. | Закон Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (в новой редакции) | введение норм — с 1 января 2013 года
Внесение законопроекта в Законодательную палату - III квартал 2012 года | Госкомконкуренции, Минюст, Высший хозяйственный суд, Минэкономики |
14. | Совершенствование судебной практики в сфере усиления защиты миноритарных акционеров при обращении в суды по защите своих прав и законных интересов путем издания разъяснений пленума Верховного суда и пленума Высшего хозяйственного суда по применению Закона Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (в новой редакции). | Постановление Пленума Верховного суда и Высшего хозяйственного суда | IV квартал 2012 года | Верховный суд, Высший хозяйственный суд |
15. | Проведение инвентаризации действующих акционерных обществ на предмет соответствия требованиям к рыночному статусу данной организационно-правовой формы (число акционеров, доступность информации об обществе, содержание деятельности и др.), с подготовкой, при необходимости, предложений об их преобразовании в иные организационно-правовые формы. | Постановление Президента Республики Узбекистан | IV квартал 2012 года | Госкомконкуренции, Министерство экономики, Минюст |
IV. Дальнейшее снижение налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства и совершенствование системы налогового администрирования |
16. | Сокращение в 2,3 раза (для крупных предприятий) и в 1,7 раза (для малых предприятий и микрофирм) форм налоговой отчетности, представляемой хозяйствующими субъектами, с поэтапным переводом до конца 2014 года всех субъектов предпринимательства на электронную систему сдачи налоговой отчетности. | Указ Президента Республики Узбекистан | III квартал 2012 года | Госналоговый комитет, Минфин, ТПП |
17. | Поэтапный перевод субъектов предпринимательства на электронную систему уплаты налогов и обязательных платежей, в том числе путем приравнивания услуг систем электронного дистанционного обслуживания, предоставляемых коммерческими банками, к финансовым услугам. | Комплекс мер, внесение изменений и дополнений в законодательство | введение нормы — с 1 января 2013 года | Госналоговый комитет, Центральный банк, Ассоциация банков Узбекистана, Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, \коммерческие банки |
18. | Исключение микрофирм и малых предприятий, уплачивающих общеустановленные налоги, за исключением производящих подакцизную продукцию и добывающих полезные ископаемые, облагаемые налогом за пользование недрами, из категории плательщиков обязательных отчислений в государственные целевые фонды и Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан. | Внесение изменений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан | введение нормы — с 1 января 2013 года
разработка проекта —
IV квартал 2012 года | Минфин, Госналоговый комитет, Минэкономики |
V. Либерализация процедур, связанных с осуществлением внешнеторговых операций |
19. | Дальнейшее устранение бюрократических барьеров в сфере внешнеэкономической деятельности, путем отмены требований по представлению в таможенные органы: сертификата качества, списка вывозимых товаров при их таможенном оформлении, упаковочных листов для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости; импортного контракта и справки о расчетах, предусмотрев их мониторинг таможенными органами через Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций; письма с указанием перечня номеров деклараций, представленных в таможенные посты при поставках комплектного оборудования; реестров, выдаваемых ОАО «Узбекэкспертиза» сертификатов на имущество, ввозимое для собственных производственных нужд; справки организации, учредившей предприятие за рубежом; письма о наличии расфасовочного автомата при импорте чайного сырья, а также копии паспорта или иного документа о технической характеристике расфасовочного автомата при импорте чайного сырья; справки о наличии собственных средств для оплаты импортируемого товара или поручительство уполномоченного банка; информации об импортных контрактах, по которым выданы акты экспертизы предотгрузочной инспекции; справки, подписанной руководителем юридического лица, о формировании уставного фонда при вывозе товаров; свидетельства о членстве в Ассоциации фермерских хозяйств при вывозе сельскохозяйственной продукции, а также разрешения соответствующих районных и городских хокимиятов на вывоз плодоовощной продукции. | Постановление Кабинета Министров, внесение изменений и дополнений в законодательство | 1 января 2013 года
разработка документов — IV квартал 2012 года | МВЭСИТ, Гостаможенный комитет, Центральный банк, Минюст, Минздрав, Агентство «Узстандарт», ОАО «Узбекэкспертиза» |
20. | Кардинальное сокращение сроков, требуемых для осуществления внешнеэкономической деятельности, предусмотрев: поэтапное внедрение системы электронного декларирования товаров; внедрение механизма декларирования товаров путем подачи предварительной декларации в таможенные органы до момента их фактического прибытия на таможенную территорию; внедрение порядка подачи периодической таможенной декларации при таможенном оформлении импортируемых товаров; внедрение интегрированной системы таможенного оформления экспортных операций в режиме «он-лайн» с формированием единой электронной базы данных всех служб; отмену процедуры постановки на учет импортных контрактов в таможенных органах; сокращение перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, за счет исключения запасных частей, комплектующих, сырьевых товаров и товаров, испытание которых невозможно осуществить в лабораториях республики; утверждение детального перечня товаров, подпадающих под гигиеническую сертификацию. | Внесение изменений и дополнений в законодательство | введение норм – с 1 января 2013 года
разработка документов – IV квартал 2012 года | МВЭСИТ, Минздрав, Гостаможенный комитет, Центральный банк, Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, Агентство «Узстандарт», ОАО «Узбекэкспертиза», УзРТСБ, Минюст |
21. | Сокращение количества представляемых документов субъектами предпринимательства, заключившими валютные контракты на товарно-сырьевых биржах, путем совершенствования механизма электронного взаимообмена информацией между таможенными органами и биржами, а также отмены представления в таможенные органы (по контрактам, заключенным на бирже): актов сверки исполнения экспортных контрактов; биржевого контракта, при осуществлении экспорта товара; копии платежного документа, подтверждающего оплату товара, при экспорте товара; документа владельца товара, подтверждающего собственность продавца, при экспорте товара; копии поручения Расчетной клиринговой сертификата происхождения товара, при экспорте товара; палаты на поставку товара и реестра оплаченных сделок; сертификата соответствия, при экспорте товара; документа владельца товара, подтверждающий его наличие (складская справка), при экспорте товара. | Внесение изменений и дополнений в законодательство | введение норм – с 1 января 2013 года
разработка документов – I V квартал 2012 года | МВЭСИТ, Гостаможенный комитет, Центральный банк, УзРТСБ, Минэкономики, Минюст |
22. | Повышение инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов путем отмены представления в таможенные органы при выпуске в свободное обращение: регистрационного свидетельства МВЭСИТ, при таможенном оформлении товаров, поступивших в адрес представительств иностранных компаний; письменного обязательства об обратном вывозе товаров, ввезенных представительствами иностранных компаний; разрешения на аккредитацию НК «Узбектуризм», при таможенном оформлении товаров, поступивших в адрес представительств иностранных туристических фирм; разрешения на аккредитацию Центрального банка Республики Узбекистан, при таможенном оформлении товаров, поступивших в адрес представительств иностранных банков. | Внесение изменений и дополнений в ведомственные акты | введение норм – с 1 января 2013 года разработка документов – IV квартал 2012 года | МВЭСИТ, Гостаможенный комитет, Центральный банк, НК «Узбектуризм», Минюст |
VI. Дальнейшее упрощение процедур восстановления платежеспособности, а также ликвидации бизнеса |
23. | Установление особого порядка налогообложения в отношении предприятий-банкротов, предусматривающего на весь период процедур банкротства приостановление начисления налога на имущество, земельного налога, а также пени и штрафов по ранее начисленным и не взысканным платежам в бюджет. При этом предусмотреть их начисление в случае восстановления платежеспособности должника и прекращения производства по делу о банкротстве, начиная с даты восстановления платежеспособности. | Внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс | введение нормы – с 1 января 2013 года внесение законопроекта в Законодательную палату - III квартал 2012 года | Госналоговый комитет, Минфин, Госкомконкуренции, Минэкономики, Минюст |
24. | Усиление гарантий для кредиторов по возврату вложенных ими средств на основе внесения изменений в порядок очередности удовлетворения их требований в случае банкротства предприятия путем пропорционального удовлетворения требований по платежам в бюджет и внебюджетные фонды с требованиями кредиторов, не обеспеченных залогом. | Внесение изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О банкротстве» | реализация – с 1 января 2015 года
внесение законопроекта в Законодательную �палату — I квартал 2014 года | Госкомконкуренции, Минфин, Госналоговый комитет, Высший хозяйственный суд, Минэкономики, Минюст |
25. | Ускорение процедур ликвидации субъектов предпринимательства путем разработки порядка, предусматривающего предоставление права налоговым органам осуществлять списание безнадежной задолженности по налогам и другим обязательным платежа ликвидируемых предприятий, неудовлетворенной за недостатком имущества. | Постановление Кабинета Министров | III квартал 2012 года | Государственный налоговый комитет, Минфин, Госкомконкуренции, Минэкономики, Минюст |
26. | Повышение квалификации судебных управляющих путем проведения региональных семинаров и учебных курсов. | Комплекс мер | на постоянной основе | Госкомконкуренции, Высший хозяйственный суд, ТПП |
VII. Совершенствование условий, связанных с наймом и трудовыми отношениями |
27. | Внесение дополнений в Трудовой кодекс Республики Узбекистан в части определения критерия «массового» высвобождения работников, в случае которого работодатель обязан уведомить орган по труду. | Внесение дополнений в Трудовой кодекс | внедрение – с 1 января 2013 года внесение законопроекта в Законодательную палату - IV квартал 2012 года | Минтрудсоцзащиты, Минэкономики |
28. | Открытие новых направлений образования (специальностей) в области кадрового менеджмента на экономических факультетах высших образовательных учреждений республики (ТГЭУ, НУУз, СамГУ, ТерГУ и др.) | Постановление Президента Республики Узбекистан | II квартал 2013 года | Минэкономики, Минвуз, Минтрудсоцзащиты, Минфин |
29. | Внесение с учетом открытия нового направления образования (специальности) в области кадрового менеджмента (таких как менеджер по кадрам, менеджер по развитию социальной сферы и людских ресурсов и т.п.) дополнений и изменений в: Классификатор направлений и специальностей высшего образования; Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих. | Внесение изменений и дополнений в ведомственные нормативно-правовые акты | IV квартал 2012 года | Минвуз, Минтрудсоцзащиты, Минэкономики, Узстандарт, Минюст |
VIII. Меры по усилению правовой защиты субъектов предпринимательства |
30. | Предоставление хозяйственным судам права рассмотрения споров между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающих из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров. | Внесение изменений и дополнений в Хозяйственный процессуальный кодекс | внедрение - с 1 апреля 2013 года
внесение законопроекта в Законодательную палату - I квартал 2013 года | Высший хозяйственный суд, Минюст, Минфин, Госкомконкуренции |
31. | Дальнейшая либерализация норм уголовного законодательства, связанного с осуществлением предпринимательских рисков, в том числе: сокращение в среднем в 2 раза сроков снятия судимости по преступлениям против основ экономики и в сфере хозяйственной деятельности, не нанесших существенного ущерба государству; прекращение уголовных дел и снятие судимости по экономическим преступлениям в случае отсутствия претензий непосредственно от пострадавшей стороны. | Внесение изменений и дополнений в законодательство | внесение законопроекта в Законодательную палату - III квартал 2012 года | Верховный суд, Генеральная прокуратура, Минюст, Центральный банк, Госналоговый комитет, Минэкономики |
32. | Увеличение критериев степени экономического ущерба и размера по уголовным наказаниям, с приведением их в соответствие с международной практикой, в частности определить: сумму значительного размера и ущерба – от 100 до 300 минимальных размеров заработной платы (МРЗП); сумму крупного размера и ущерба – от 300 до 500 МРЗП; сумму особо крупного размера и ущерба – от 500 МРЗП. | Внесение изменений и дополнений законодательство | внесение законопроекта в Законодательную палату - III квартал 2012 года | Верховный суд, Генеральная прокуратура, Минюст, Центральный банк, Госналоговый комитет, МВД |
33. | Введение электронного документооборота в хозяйственных судах, предусматривающего возможность обращения в суд с иском, ходатайством и прилагаемыми к ним документам посредством электронных средств обмена данными, а также возможность извещения участников судебного разбирательства и направления им судебных актов и другой корреспонденции через электронные средства обмена данными. | Внесение изменений и дополнений в Хозяйственный процессуальный кодекс | Реализация — с 1 июня 2013 года
внесение законопроекта в Законодательную палату — II квартал 2013 года | Высший хозяйственный суд, Минюст, Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий |
34. | Внесение предложений по дальнейшему совершенствованию деятельности хозяйственных судов, практики судопроизводства, укреплению института судебных исполнителей. | Постановление Президента Республики Узбекистан | IV квартал 2012 года | Минюст, Высший хозяйственный суд, Минфин, Минэкономики, Госкомконкуренции |
35. | Обеспечение обязательной публикации решений хозяйственных судов на веб-сайтах судов. | Размещение на веб-сайтах | с 1 июня 2013 года | Высший хозяйственный суд |