Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением государственного контроля деятельности хозяйствующих субъектов.
Государственный контроль деятельности учреждений, финансируемых за счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов, осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. пункт 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 19 ноября 1998 года № УП-2114 «Об упорядочении организации проверок хозяйствующих субъектов», Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан 24 октября 2017 г. № 870 «Об утверждении Положения о Главном управлении государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан», Порядок финансирования бюджетных организаций, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 сентября 1999 года № 414 (раздел VI).
Законодательство о государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Государственный контроль, осуществляемый в порядке прокурорского надзора, регулируется также соответствующим законодательством.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. Закон Республики Узбекистан «О прокуратуре» (разделы III и V) и ст. 275 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Особенности государственного контроля, осуществляемого путем налоговой проверки, определяются налоговым законодательством.
(статья 2 дополнена частью третьей Законом Республики Узбекистан от 31 декабря 2008 года № ЗРУ-197 — СЗ РУ, 2008 г., № 52, ст. 513)
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в законодательстве Республики Узбекистан о государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов, то применяются правила международного договора.
контролирующие органы — министерства и ведомства, уполномоченные законодательством осуществлять государственный контроль деятельности хозяйствующих субъектов;
проверка — единовременный контроль, осуществляемый контролирующими органами, за исполнением хозяйствующими субъектами законов и иных актов законодательства, регулирующих их деятельность;
См. предыдущую редакцию.
книга регистрации проверок — специальная книга, в которую вносится информация о проведенных проверках;
(статья 3 дополнена абзацем четвертым Законом Республики Узбекистан от 15.12.2000 г. № 175-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2001 г., № 1-2, ст. 23)
См. предыдущую редакцию.
проверка финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) — изучение и сопоставление бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов хозяйствующих субъектов с целью осуществления контроля за соблюдением налогового и валютного законодательства;
(абзац пятый пункта 3 в редакции Закона Республики Узбекистан от 23 марта 2006 года № ЗРУ-26 — СЗ РУ, 2006 г., № 12-13, ст. 100)
встречная проверка — проверка, заключающаяся в сопоставлении документов, связанных между собой единством операций и находящимися в различных хозяйствующих субъектах или в разных подразделениях одного хозяйствующего субъекта;
См. последующую редакцию.
проверка в порядке контроля — проверка, осуществляемая контролирующими органами, за устранением хозяйствующими субъектами нарушений, отмеченных предыдущей проверкой.
См. последующую редакцию.
Государственный контроль деятельности хозяйствующих субъектов путем анализа статистической и другой информации, а также инспектирования подведомственных органов осуществляется в соответствии с законодательством.
Основными принципами осуществления государственного контроля деятельности хозяйствующих субъектов являются:
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Проверка деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется должностными лицами контролирующих органов. Должностные лица контролирующих органов подлежат аттестации в порядке, установленном законодательством.
См. предыдущую редакцию.
Допуск должностных лиц контролирующих органов к проверке деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется при наличии специального удостоверения о допуске к проведению проверок, удостоверения личности и оснований, предусмотренных статьями 9 и 12 настоящего Закона.
(часть вторая статьи 6 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 сентября 2011 г. № ЗРУ-295 — СЗ РУ, 2011 г., № 37, ст. 374)
При привлечении к проверке аудиторских организаций и (или) экспертов должностным лицом контролирующего органа обязательно предъявляется копия договора между контролирующим органом и аудиторской организацией и (или) экспертом. В договоре должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место работы и должность аудитора и (или) эксперта. Необходимым условием заключаемого договора является условие ответственности аудиторской организации и (или) эксперта за правильность аудиторского и (или) экспертного заключения и его соответствие законодательству. Расходы по проведению аудиторских проверок и экспертиз производятся за счет контролирующих органов.
(статья 6 в редакции Закона Республики Узбекистан от 15.12.2000 г. № 175-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2001 г., № 1-2, ст. 23)
Координация деятельности контролирующих органов осуществляется специальным уполномоченным органом, решения которого в части проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов являются обязательными.
координация деятельности контролирующих органов по вопросам осуществления проверок деятельности хозяйствующих субъектов;
разработка координационных планов проверок деятельности хозяйствующих субъектов, включая комплексные проверки и ревизии, не допускающие дублирования деятельности контролирующих органов;
осуществление контроля за деятельностью контролирующих органов в части соблюдения координационных планов проведения проверок и недопущения проведения внеплановых проверок без согласования со специальным уполномоченным органом.
См. последующую редакцию.
Порядок образования и деятельности специального уполномоченного органа определяется законодательством.
Комментарий LexUz
Для более подробной информации см. указ Президента Республики Узбекистан от 19 ноября 1998 г. № УП-2114.
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Основанием для проведения плановой проверки, в том числе проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов — юридических лиц, контролирующими органами, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи, являются:
(абзац первый части первой статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 23 марта 2006 года № ЗРУ-26 — СЗ РУ, 2006 г., № 12-13, ст. 100)
выписка из координационного плана осуществления проверок деятельности хозяйствующих субъектов, выданная специальным уполномоченным органом или его соответствующим территориальным подразделением;
См. предыдущую редакцию.
приказ контролирующего органа, изданный на основании координационного плана, с указанием целей проверки, состава проверяющих должностных лиц и сроков проведения проверки.
(абзац третий части первой статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 сентября 2011 г. № ЗРУ-295 — СЗ РУ, 2011 г., № 37, ст. 374)
Основанием для проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов органами прокуратуры, внутренних дел и службы национальной безопасности является наличие возбужденного уголовного дела. При этом проверкой может охватываться деятельность хозяйствующего субъекта связанная только с возбужденным уголовным делом, о чем должно быть указано в постановлении о назначении проверки.
(текст статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 15.12.2000 г. № 175-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2001 г., № 1-2, ст. 23)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов осуществляются в установленном порядке только органами государственной налоговой службы, а при выявлении ими в ходе проверок признаков налоговых и валютных преступлений — Департаментом по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.
(статья 9 дополнена частью третьей Законом Республики Узбекистан от 23 марта 2006 года № ЗРУ-26 — СЗ РУ, 2006 г., № 12-13, ст. 100)
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности добровольно ликвидируемых субъектов предпринимательства — юридических лиц осуществляется органами государственной налоговой службы на основании уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о нахождении юридического лица в процессе ликвидации, срок которой не должен превышать тридцати календарных дней.
(статья 9 дополнена частью четвертой Законом Республики Узбекистан от 14 декабря 2007 года № ЗРУ-127 — СЗ РУ, 2007 г., № 50-51, ст. 506)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Краткосрочные проверки на территориях рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств в части полноты поступления и учета сдачи разового сбора, арендной платы, применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, а также соблюдения правил торговли и оказания услуг проводятся только уполномоченными законодательством подразделениями органов государственной налоговой службы на основании приказов начальников этих подразделений с последующим уведомлением об этом специально уполномоченного органа или его соответствующего территориального подразделения в течение одного рабочего дня со дня проведения краткосрочной проверки.
(статья 9 дополнена частью пятой Законом Республики Узбекистан от 15 сентября 2010 года № ЗРУ-256 — СЗ РУ, 2010 г., № 37, ст. 314)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Проверки деятельности хозяйствующих субъектов могут осуществляться в плановом порядке не чаще одного раза в год по решению специально уполномоченного органа, за исключением частных предприятий и случаев, предусмотренных в статье 101 настоящего Закона.
Проверки деятельности хозяйствующих субъектов, своевременно и в полном объеме соблюдающих установленные нормы и правила, осуществляются контролирующими органами не чаще одного раза в два года, за исключением случаев, предусмотренных в статье 101 настоящего Закона.
Проверки деятельности частных предприятий могут осуществляться контролирующими органами в установленном порядке не чаще одного раза в два года, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
(статья 10 в редакции Закона Республики Узбекистан от 23 марта 2006 года № ЗРУ-26 — СЗ РУ, 2006 г., № 12-13, ст. 100)
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств осуществляются не чаще одного раза в четыре года, других субъектов предпринимательства — не чаще одного раза в три года.
См. последующую редакцию.
Финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств не подлежит плановым проверкам в течение первых трех лет с момента их государственной регистрации, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
См. последующую редакцию.
Финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств, выпускающих подакцизные товары, а также финансово-хозяйственная деятельность субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств, связанная с целевым использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов, не подлежат плановым проверкам в течение первых двух лет с момента их государственной регистрации.
См. последующую редакцию.
(текст статья 101 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 сентября 2011 г. № ЗРУ-295 — СЗ РУ, 2011 г., № 37, ст. 374)
(статья 101введена Законом Республики Узбекистан от 23 марта 2006 года № ЗРУ-26 — СЗ РУ, 2006 г., № 12-13, ст. 100)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Сроки проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов не должны превышать тридцати календарных дней. В исключительных случаях, по решению специального уполномоченного органа, этот срок может быть продлен, при этом данное положение не может быть распространено на субъекты малого предпринимательства.
Началом проведения проверки считается момент вручения под расписку проверяемому хозяйствующему субъекту документов, являющихся основанием для проведения проверки, предусмотренных статьями 9 и 12 настоящего Закона. Отказ проверяемого хозяйствующего субъекта от получения данных документов не является основанием для отмены проверки. В случае отказа проверяемого хозяйствующего субъекта от получения данных документов должностным лицом контролирующего органа составляется акт, подписываемый им и проверяемым хозяйствующим субъектом. При отказе проверяемого хозяйствующего субъекта подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись. В данном случае началом проведения проверки считается момент подписания акта.
Завершением проведения проверки считается день вручения проверяемому хозяйствующему субъекту акта (справки) о результатах проверки. При уклонении проверяемого хозяйствующего субъекта от получения акта (справки) о результатах проверки должностное лицо контролирующего органа вносит об этом соответствующую запись в акт (справку) о результатах проверки и с этого момента проверка считается завершенной. В данном случае один экземпляр акта (справки) о результатах проверки отправляется хозяйствующему субъекту по почте заказным письмом.
(текст статьи 11 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 сентября 2011 г. № ЗРУ-295 — СЗ РУ, 2011 г., № 37, ст. 374)
См. предыдущую редакцию.
Основанием для проведения внеплановой проверки деятельности хозяйствующих субъектов являются решения специального уполномоченного органа по проведению внеплановой проверки с указанием наименования проверяемого объекта, идентификационного номера налогоплательщика, целей проверки, сроков проведения проверки и обосновывающих ее причин, а также приказ соответствующего контролирующего органа, осуществляющего проверку, с указанием состава должностных лиц и сроков проведения проверки.
(часть первая статьи 12 в редакции Закона Республики Узбекистан от 31 декабря 2008 года № ЗРУ-197 — СЗ РУ, 2008 г., № 52, ст. 513)
См. предыдущую редакцию.
необходимости проведения проверок, вытекающих из решений Президента Республики Узбекистан или Правительства Республики Узбекистан;
(абзац второй части второй статьи 12 в редакции Закона Республики Узбекистан от 24 декабря 2010 г. № ЗРУ-274 — СЗ РУ, 2010 г., № 51, ст. 485)
поступления в контролирующий орган дополнительных сведений о фактах нарушения хозяйствующим субъектом законов и иных актов законодательства;
осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки, а также возникновения вероятности завоза и распространения инфекционных заболеваний из сопредельных государств.
См. последующую редакцию.
Проверки деятельности индивидуальных предпринимателей осуществляются налоговыми и иными контролирующими органами в пределах их полномочий и в порядке, установленном законодательством.
Проверки хозяйствующих субъектов, не связанные с ревизией их хозяйственной деятельности, осуществляются соответствующими контролирующими органами (пожарного, санитарного, ветеринарного, энергетического надзора и другими), как правило, в ходе единовременных комплексных проверок.
См. последующую редакцию.
Комплексные проверки проводятся на основании планов, утвержденных специальным уполномоченным органом.
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Встречные проверки деятельности хозяйствующих субъектов осуществляются в ходе расследования по уголовным делам на основании постановления о назначении проверки либо контролирующими органами по решению специально уполномоченного органа. Встречные проверки деятельности хозяйствующих субъектов осуществляются без посещения хозяйствующих субъектов. Встречные проверки деятельности хозяйствующих субъектов допускаются только в части их взаимоотношений с проверяемым хозяйствующим субъектом, истребование у них финансово-бухгалтерской или иной документации, не относящейся к предмету встречной проверки, запрещается.
(текст статьи 141 в редакции Закона Республики Узбекистан от 23 марта 2006 года № ЗРУ-26 — СЗ РУ, 2006 г., № 12-13, ст. 100)
(статья 141 введена Законом Республики Узбекистан от 15.12.2000 г. № 175-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2001 г., № 1-2, ст. 23)
См. последующую редакцию.
Проверки в порядке контроля осуществляются контролирующими органами в порядке и сроки, согласованные со специальным уполномоченным органом или его территориальными подразделениями.
См. последующую редакцию.
требовать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов решение специального уполномоченного органа или его территориальных подразделений, другие документы, являющиеся основанием для проведения проверки, знакомиться с документами, удостоверяющими личность проверяющих;
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
не выполнять требования проверяющих должностных лиц контролирующих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимся к предмету проверки;
(абзац пятый части первой статьи 16 в редакции Закона Республики Узбекистан от 15.12.2000 г. № 175-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2001 г., № 1-2, ст. 23)
См. предыдущую редакцию.
получать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов один экземпляр акта (справки) о результатах проверки в день окончания проверки;
(абзац шестой части первой статьи 16 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 сентября 2011 г. № ЗРУ-295 — СЗ РУ, 2011 г., № 37, ст. 374)
Хозяйствующие субъекты обязаны по законному требованию проверяющих предъявлять материалы и документы, необходимые для осуществления проверки, допускать их к объектам проверки, оказывать содействие проверяющим в исполнении их обязанностей.
Должностные лица контролирующих органов при проверке деятельности хозяйствующих субъектов в пределах своей компетенции имеют право:
требовать от проверяемых хозяйствующих субъектов необходимую документацию и другую информацию, непосредственно связанную с проведением проверки;
выдавать проверяемым хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;
ставить перед соответствующими органами государственной власти и управления, собственниками хозяйствующих субъектов вопрос об ответственности виновных лиц;
См. предыдущую редакцию.
привлекать в установленном порядке к проверке на договорной основе аудиторские организации и (или) экспертов;
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. ст. 15 Закона Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности».
(абзац пятый части первой статьи 17 в редакции Закона Республики Узбекистан от 15.12.2000 г. № 175-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2001 г., № 1-2, ст. 23)
См. предыдущую редакцию.
вносить в специальный уполномоченный орган представление о переносе срока проведения плановых проверок при наличии объективных на то оснований.
(часть первая статьи 17 дополнена абзацем седьмым Законом Республики Узбекистан от 26.05.2000 г. № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
Законные требования должностных лиц контролирующих органов обязательны для исполнения проверяемыми хозяйствующими субъектами.
Должностные лица контролирующих органов при проверке деятельности хозяйствующих субъектов в пределах своей компетенции обязаны:
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(часть третья статьи 17 дополнена абзацами третьим и четвертым Законом Республики Узбекистан от 15.12.2000 г. №175-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2001 г., №1-2, ст. 23)
См. предыдущую редакцию.
оформлять результаты проверок актом (справкой), один экземпляр которого оставлять у проверяемого хозяйствующего субъекта в день окончания проверки;
(абзац шестой части третьей статьи 17 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 сентября 2011 г. № ЗРУ-295 — СЗ РУ, 2011 г., № 37, ст. 374)
принимать предусмотренные законодательством меры реагирования в случае выявления фактов правонарушений.
Должностные лица контролирующих органов не вправе вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляемую в соответствии с законодательством.
Если должностные лица контролирующих органов обнаружат нарушения законодательства в деятельности хозяйствующих субъектов, они могут принять те меры, на которые они уполномочены и которые прямо связаны с устранением конкретного нарушения. Должностные лица контролирующих органов не могут использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения иной законной деятельности хозяйствующих субъектов.
Убытки, включая упущенную выгоду, причиненные хозяйствующему субъекту в результате незаконных решений или иных действий должностных лиц контролирующих органов, подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
См. Гражданский кодекс Республики Узбекистан (статьи 14, 15, 990), статью 38 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности».
См. предыдущую редакцию.
Проверки деятельности хозяйствующих субъектов — членов Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан могут осуществляться с участием ее представителей.
(часть четвертая статьи 18 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
См. последующую редакцию.
Действия и решения должностных лиц контролирующих органов могут быть обжалованы непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган либо должностному лицу.
Подача жалобы не приостанавливает действия должностного лица контролирующего органа. Жалобы на действия и решения должностных лиц контролирующих органов рассматриваются в порядке и сроки, установленные законодательством.
См. последующую редакцию.
Лица, виновные в нарушении законодательства о государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов, несут ответственность в установленном порядке.
Комментарий LexUz
См. ст. 2412 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности и ст. 1922 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.