Комментарий LexUz
Настоящий Указ утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2021 года № УП-45 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Узбекистан».
В целях дальнейшего углубления экономических реформ в капитальном строительстве, широкого внедрения в отрасли хозяйственных отношений, отвечающих принципам и требованиям рыночной экономики, формирования развитых рынков подрядных, проектных работ и строительных материалов, совершенствования механизма ценообразования в строительстве, повышения ответственности всех участников инвестиционного процесса за конечные результаты и эффективность реализации проектов:
1. Определить основными направлениями дальнейшего углубления экономических реформ в капитальном строительстве:
полное завершение в 2003-2004 годах процессов разгосударствления и приватизации проектных и подрядных строительных организаций, образование на их базе преимущественно частных и совместных предприятий, создание конкурентной среды на рынке проектных и строительных работ;
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. Перечень проектно-изыскательских организаций, подлежащих полной приватизации в 2003-2004 годы, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 сентября 2003 г. № 395.
широкое внедрение рыночных принципов и механизмов в систему управления и хозяйственных отношений в капитальном строительстве, повышение уровня организации конкурсных торгов (тендеров) при размещении заказов на исполнение проектных и строительных работ;
переход к сооружению объектов «под ключ» как основной форме организации строительства, создание инжиниринговых компаний и проектно-строительных организаций, обеспечивающих выполнение работ с высоким качеством и сдачу объектов «под ключ»;
расширение рынка строительных материалов, освоение производства их прогрессивных видов, внедрение современных технологий на предприятиях строительной индустрии.
2. Установить, что новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение предприятий за счет централизованных источников, а также инвестиций, привлекаемых под гарантию правительства, осуществляются на условиях выполнения работ «под ключ» с заключением контракта только на основе конкурсных (тендерных) торгов. При этом обязательство по проведению конкурсных (тендерных) торгов распространяется на закупку товаров (работ, услуг), осуществляемую на сумму в эквиваленте свыше 100 тысяч долларов США по одному контракту.
(абзац первый пункта 2 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 3 ноября 2017 года № УП-5228 — Национальная база данных законодательства, 04.11.2017 г., № 06/17/5228/0210)
Министерству экономики, Госархитектстрою, Министерству финансов, Министерству юстиции Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров на утверждение новое Положение об организации строительства объектов «под ключ» и Типовой договор подряда на строительство объекта «под ключ».
Комментарий LexUz
См. Типовой договор подряда на строительство объектов «под ключ», утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 сентября 2003 г. № 395.
заказчик обязан авансировать выполнение работ (услуг) в размере до 30 процентов от стоимости, заложенной в проект, осуществлять текущее финансирование по согласованному графику в размере до 50 процентов, с учетом авансирования, и произвести окончательные расчеты после завершения строительства объекта и его ввода в эксплуатацию;
подрядчик обеспечивает сдачу объекта заказчику в соответствии с утвержденным проектом и требованиями, обусловленными в контракте, и несет экономическую ответственность перед заказчиком за выполнение контракта по осуществлению комплекса работ на всех стадиях инвестиционного процесса, за качество строительства и своевременную сдачу объекта;
подрядчик может привлекать кредиты коммерческих банков для выполнения договорных обязательств по строительству объекта «под ключ»;
ответственность за конечные финансовые результаты строительства и соблюдение установленной в контракте договорной цены возлагается на подрядчика, а экономия, достигнутая в результате снижения фактической стоимости, остается в его распоряжении.
3. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с Центральным банком, коммерческими банками в месячный срок изучить и внести в Кабинет Министров предложения о мерах по увеличению оборотных средств подрядных организаций. При этом предусмотреть сокращение звенности в системе управления строительством, с направлением высвобождаемых активов на пополнение оборотных средств подрядных организаций.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 сентября 2003 г. № 395 «О мерах по совершенствованию механизма хозяйственных отношений в капитальном строительстве».
размещение заказов на подрядные работы на сумму в эквиваленте свыше 100 тысяч долларов США по одному контракту производится только на условиях проведения конкурсных торгов;
(абзац второй пункта 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 3 ноября 2017 года № УП-5228 — Национальная база данных законодательства, 04.11.2017 г., № 06/17/5228/0210)
к участию в конкурсных торгах (тендерах) могут быть допущены только подрядные организации, имеющие оборотные средства в размере не менее 20 процентов от стоимости работ (услуг) или поручительство банка на предоставление указанных средств.
Министерству экономики, Госархитектстрою, Министерству юстиции Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по внесению изменений и дополнений в Положение о конкурсных торгах в капитальном строительстве на территории Республики Узбекистан, предусмотрев меры по усилению ответственности за нарушения установленного порядка проведения конкурсных торгов (тендеров).
Комментарий LexUz
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июля 2003 г. № 302 «О мерах по совершенствованию системы конкурсных торгов в капитальном строительстве».
5. Определить, что все отношения между заказчиком и генподрядчиком, между генподрядчиком, субподрядчиками, проектными организациями и поставщиками строительных материалов и конструкций строятся без участия промежуточных звеньев исключительно на основе договорных отношений с заключением контракта.
Министерству экономики, Министерству строительства, Министерству финансов, Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными ведомствами в месячный срок кардинально переработать Положение об организации строительства на контрактной основе и внести на утверждение в Кабинет Министров. При этом, четко определить меры ответственности заказчика и подрядчика, предусмотрев, что:
(абзац второй пункта 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2018 года № УП-5483 — Национальная база данных законодательства, 31.07.2018 г., № 06/18/5483/1594)
заказчик несет ответственность за своевременный отвод земель, предоставление формата заказчика, подготовку тендерной документации, организацию и проведение конкурсного торга (тендера) на подрядные работы, своевременное финансирование по согласованному графику в соответствии с заключенным контрактом (договором);
подрядчик несет ответственность за разработку и экспертизу рабочей документации к проекту, выполнение работ в строгом соответствии с согласованным в контракте графиком и своевременный ввод объекта, строгое соблюдение установленных строительных норм и правил;
приемка объекта в эксплуатацию обеспечивается заказчиком с участием территориальных Инспекций по контролю в сфере строительства с учетом установленных стандартов качества, а при наличии отклонений по заключению органов, уполномоченных осуществлять контроль, производится исключение объемов работ в размере стоимости некачественно выполненных строительно-монтажных работ или устранение недостатков за счет виновной стороны;
(абзац пятый пункта 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2018 года № УП-5483 — Национальная база данных законодательства, 31.07.2018 г., № 06/18/5483/1594)
все затраты и убытки, связанные с нарушением условий контрактов, возмещаются за счет средств виновной стороны — заказчика или подрядчика.
6. Министерству экономики Республики Узбекистан, Госархитекстрою совместно с другим заинтересованными ведомствами в месячный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров единый типовой порядок взаимоотношений между генподрядчиками и субподрядчиками, подрядными организациями и поставщиками строительных материалов и конструкций. При этом, предусмотреть в системе отношений исключение промежуточных звеньев и посреднических организаций с целью устранения искусственного удорожания стоимости строительных материалов и работ.
7. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с Министерством экономики, Госархитектстроем в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по коренному совершенствованию деятельности заказчиков, осуществляющих строительство за счет бюджетных средств, включая усиление технического надзора за ходом строительства объектов, ликвидацию их снабженческих, торгово-посреднических организаций и промежуточных структур, выступающих от имени заказчика.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 8 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 6 марта 2018 года № УП-5370 — Национальная база данных законодательства, 29.06.2020 г., № 06/20/5370/0975)
9. Признать целесообразным переход в капитальном строительстве на текущие договорные цены при реализации инвестиционных проектов.
по договорам (контрактам), заключаемым на вновь строящиеся объекты по результатам конкурсных торгов (тендеров), переход на текущие цены осуществляется с момента их заключения, а по переходящим объектам — начиная с 1 января 2004 года;
по объектам строительства, финансируемым за счет государственных капитальных вложений, с победителями конкурсных торгов (тендеров) заключаются соответствующие контракты (договоры подряда) по договорной цене, не подлежащей изменению в первый год строительства и уточняемой в последующем с учетом изменения уровня цен на материально-технические и другие ресурсы.
Кабинету Министров в двухнедельный срок принять постановление о переходе на текущие цены при реализации инвестиционных проектов.
Комментарий LexUz
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 июня 2003 г. № 261 «О переходе на договорные текущие цены при реализации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет централизованных капитальных вложений».
См. предыдущую редакцию.
(пункт 10 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2018 года № УП-5483 — Национальная база данных законодательства, 31.07.2018 г., № 06/18/5483/1594)
11. Освободить до 1 января 2008 года предприятия и организации, специализирующиеся на производстве строительных материалов, изделий и конструкций, от уплаты таможенных платежей, за исключением сборов за таможенное оформление, при ввозе оборудования и комплектующих изделий к нему для их производства.
12. Министерству финансов, Госархитектстрою, Комитету по делам об экономической несостоятельности предприятий при Министерстве экономики Республики Узбекистан в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения о внедрении в капитальном строительстве системы арендных и лизинговых услуг. При этом предусмотреть:
подготовку предложений об источниках финансирования приобретения новых высокопроизводительных строительных машин, транспортных средств и средств малой механизации, используемых на условиях лизинга;
передачу в уставный капитал лизинговых компаний строительной техники, транспортных средств и средств малой механизации ликвидируемых экономически несостоятельных строительных организаций в счет погашения их задолженности перед бюджетом.
Комментарий LexUz
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 октября 2003 г. № 462 «О внедрении в капитальном строительстве системы арендных и лизинговых услуг».
13. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с Министерством экономики, Государственным комитетом Республики Узбекистан по архитектуре и строительству, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающие из настоящего Указа.
14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан К.Н. Туляганова и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.