В целях реализации статьи 22 Закона Республики Узбекистан «О радиационной безопасности», статьи 10 Закона Республики Узбекистан «Об отходах» и в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 3 апреля 2009 г. № 98 «Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля за оборотом источников ионизирующего излучения» Кабинет Министров постановляет:
Положение о порядке государственного учета и контроля за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов согласно приложению № 1;
Положение о порядке государственного учета и контроля за оборотом ядерных материалов согласно приложению № 2.
2. Министерствам, государственным комитетам, ведомствам, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента в трехмесячный срок привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Э.Р. Шаисматова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 13 августа 2009 года № 231
к постановлению Кабинета Министров от 13 августа 2009 года № 231
1. Настоящее Положение определяет порядок ведения государственного учета и контроля радиоактивных веществ (далее — РВ) и радиоактивных отходов (далее — РАО) в системе государственного учета и контроля источников ионизирующего излучения в Республике Узбекистан (далее — система государственного учета и контроля).
государственный учет и контроль за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на республиканском уровне — государственный учет и контроль РВ и РАО в субъектах оборота РВ и РАО, находящихся на территории Республики Узбекистан;
государственный учет и контроль за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на ведомственном уровне — государственный учет и контроль РВ и РАО в субъектах оборота РВ и РАО, находящихся на территории Республики Узбекистан, подведомственных органам государственного и хозяйственного управления и Академии наук Республики Узбекистан;
государственный учет и контроль за оборотом РВ и РАО на региональном уровне — государственный учет и контроль РВ и РАО в субъектах оборота РВ и РАО, находящихся на территории соответствующей административно-территориальной единицы Республики Узбекистан, кроме организаций, подведомственных органам государственного и хозяйственного управления и Академии наук Республики Узбекистан;
радиоактивные вещества — не относящиеся к ядерным материалам вещества в любом агрегатном состоянии, содержащие радионуклиды с активностью, превышающей минимальные значения, установленные нормами и правилами радиационной безопасности;
См. предыдущую редакцию.
радиоактивные отходы — вещества в любом агрегатном состоянии, не предназначенные для дальнейшего использования, содержащие радионуклиды с уровнем активности, превышающим значения, установленные в актах законодательства.
(абзац шестой пункта 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 мая 2011 года № 150 — СЗ РУ, 2011 г., № 20-21, ст. 208)
Комментарий LexUz
В абзац шестой пункта 2 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 апреля 2022 года № 153. Cм. текст на узбекском языке.
субъекты оборота РВ и РАО — юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере оборота РВ и РАО по добыче, производству, выработке, переработке, использованию, хранению, обслуживанию, транспортировке, включая перемещение через таможенную границу Республики Узбекистан, утилизации, обезвреживанию и захоронению РВ и РАО на территории Республики Узбекистан в установленном законодательством порядке;
Комментарий LexUz
В абзац седьмой пункта 2 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 апреля 2022 года № 153. Cм. текст на узбекском языке.
источник ионизирующего излучения (ИИИ) — устройство и (или) радиоактивное вещество, ядерные материалы, испускающие или способные испускать ионизирующее излучение;
ионизирующее излучение — излучение, создаваемое при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и которое при взаимодействии со средой образует ионы разных знаков;
источник радионуклидный закрытый — источник ионизирующего излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан;
источник радионуклидный открытый — источник ионизирующего излучения, при использовании которого возможно поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду;
радиационная безопасность — состояние защищенности граждан и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения;
санитарно-защитная зона — территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения граждан в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный основной предел дозы облучения для населения;
зона наблюдения — территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный мониторинг;
ядерная безопасность — комплекс мероприятий, обеспечивающих безопасное обращение с ядерным материалом;
загрязненные радионуклидами территории — территории (земли и водоемы в промышленных, санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения) объектов использования атомной энергии, на которых присутствуют радиоактивные вещества в количестве, превышающем минимальные значения, установленные нормами и правилами, и способном привести к облучению;
доза эффективная (эквивалентная) годовая — сумма эффективной (эквивалентной) дозы внешнего облучения, полученной за календарный год, и ожидаемой эффективной (эквивалентной) дозы внутреннего облучения, обусловленной поступлением в организм радионуклидов за этот же год. Единица годовой эффективной дозы — зиверт (Зв);
доза эффективная коллективная — мера коллективного риска возникновения стохастических эффектов облучения, которая равна сумме индивидуальных эффективных доз. Единица эффективной коллективной дозы — человеко-зиверт (чел.-Зв);
нуклид — разновидность атомов с данным массовым числом (массой протонов и нейтронов в ядре) и атомным номером (числом протонов и нейтронов в ядре).
См. предыдущую редакцию.
РВ, минимально значимые удельная активность (МЗУА), активность в помещении или на рабочем месте (МЗА) и группа радиационной опасности отдельных нуклидов которых превышают значения, указанные в приложении № 1 к настоящему Положению, и для работы с которыми требуется лицензия (разрешение) Государственной инспекции по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее — Государственной инспекции «Саноатгеоконтехназорат»). Постановка на учет вновь изготовленных РВ осуществляется при их поступлении на склад;
(абзац второй пункта 3 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2018 года № 782 — Национальная база данных законодательства, 03.10.2018 г., № 09/18/782/1985)
твердые и жидкие РАО по классификации, указанной в приложении № 2 к настоящему Положению, газообразные РАО по классификации, указанной в приложении № 3 к настоящему Положению.
Радионуклидные источники в датчиках пожарной сигнализации, эталонные источники к приборам радиационного контроля, радиофармацевтические препараты, наборы для иммунологического анализа, радиоизотопные генераторы медицинского назначения, соединения, меченые радионуклидами, а также радиоизотопные препараты и растворы на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 (шестидесяти) суток, включая йод-125, учитываются только в использующих их субъектах РВ и РАО.
4. Государственный учет и контроль за оборотом РВ и РАО осуществляется с использованием информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации, ее защиту от несанкционированного доступа, обмен информацией с другими информационными системами в электронной форме в соответствии с требованиями законодательства.
Комментарий LexUz
В пункт 4 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 апреля 2022 года № 153. Cм. текст на узбекском языке.
5. Государственный учет и контроль РВ и РАО основывается на данных первичного учета РВ и РАО в субъектах оборота РВ и РАО на всех стадиях их оборота, включая перемещение через таможенную границу.
Первичный учет РВ и РАО ведется по количеству, объему, активности, радионуклидному составу, пунктам (местам) их нахождения, хранения и захоронения.
См. предыдущую редакцию.
Порядок ведения первичного учета определяется Инструкцией, утверждаемой Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан в установленном порядке.
(абзац третий пункта 5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 марта 2019 года № 195 — Национальная база данных законодательства, 07.03.2019 г., № 09/19/195/2712)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 6 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 марта 2019 года № 195 — Национальная база данных законодательства, 07.03.2019 г., № 09/19/195/2712)
субъектами оборота РВ и РАО в 10-дневный срок — информация об учете и контроле при передаче (получении) РВ и РАО;
субъектами оборота РВ и РАО до 1 февраля текущего года — ежегодно обновляемая информация об учете и контроле;
организациями — изготовителями, поставщиками РВ, радионуклидных источников, приборов (аппаратов, установок), включающих радионуклидные источники, а также организациями, осуществляющими их переработку, хранение и захоронение — на ежеквартальной основе информация о передаче (получении) РВ.
См. предыдущую редакцию.
7. Формы учета и контроля разрабатываются на основе рекомендаций Международного агентства по атомной энергии и утверждаются Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан.
(пункт 7 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 марта 2019 года № 195 — Национальная база данных законодательства, 07.03.2019 г., № 09/19/195/2712)
См. предыдущую редакцию.
РВ и мест их нахождения — ежегодно в соответствии с Инструкцией по проведению инвентаризации ИИИ, утвержденной Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан;
(абзац второй пункта 8 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 марта 2019 года № 195 — Национальная база данных законодательства, 07.03.2019 г., № 09/19/195/2712)
См. предыдущую редакцию.
РАО и пунктов их хранения и захоронения, а также загрязненных радионуклидами территорий, находящихся в пределах зоны наблюдения субъектов оборота РВ и РАО — один раз в пять лет в соответствии с Инструкцией по проведению инвентаризации ИИИ, утвержденной Государственной инспекцией «Саноатгеоконтехназорат».
(абзац третий пункта 8 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 декабря 2010 года № 301 — СЗ РУ, 2010 г., № 51, ст. 486)
9. В случаях изменения организационно-правовой формы субъекта оборота РВ и РАО, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с РВ или РАО, установления факта хищения, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения РВ или РАО, после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций проводится внеочередная инвентаризация РВ и РАО.
См. предыдущую редакцию.
10. В случаях обнаружения в субъектах оборота РВ и РАО потерь, а также найденных или неучтенных РВ и РАО они в течение одного часа информируют вышестоящую организацию (при наличии), Министерство внутренних дел, Службу государственной безопасности Республики Узбекистан и Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан. Найденные и неучтенные РВ и РАО ставятся на учет.
(пункт 10 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 марта 2019 года № 195 — Национальная база данных законодательства, 07.03.2019 г., № 09/19/195/2712)
См. предыдущую редакцию.
11. Руководители субъектов оборота РВ и РАО несут ответственность за своевременность, достоверность и полноту представляемых данных в Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан, а также обеспечение режима конфиденциальности в соответствии с законодательством.
(пункт 11 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 марта 2019 года № 195 — Национальная база данных законодательства, 07.03.2019 г., № 09/19/195/2712)
Комментарий LexUz
В пункт 11 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 апреля 2022 года № 153. Cм. текст на узбекском языке.
12. Обучение, подготовка и переподготовка персонала, осуществляющего государственный учет и контроль за оборотом РВ и РАО на республиканском, ведомственном и региональном уровнях, проводится в установленном порядке на базе Ташкентского института усовершенствования врачей Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
13. Программы обучения руководящих работников и специалистов по государственному учету и контролю за оборотом РВ и РАО утверждаются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан по согласованию с Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан.
(пункт 13 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 марта 2019 года № 195 — Национальная база данных законодательства, 07.03.2019 г., № 09/19/195/2712)
См. предыдущую редакцию.
14. На базе Государственного комитета промышленной безопасности Республики Узбекистан организуется постоянно действующий консультационный пункт по вопросам, связанным с функционированием системы государственного учета и контроля.
(пункт 14 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 марта 2019 года № 195 — Национальная база данных законодательства, 07.03.2019 г., № 09/19/195/2712)
15. Лица, виновные в нарушении настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Комментарий LexUz
В пункт 15 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 апреля 2022 года № 153. Cм. текст на узбекском языке.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Положению о порядке государственного учета и контроля за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
к Положению о порядке государственного учета и контроля за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Нуклид | МАСА, Бк/г | МАА, Бк | Группа опасности |
1 | 2 | 3 | 4 |
C-14 | 1 E+04 | 1 E+07 | В |
P-32 | 1 E+03 | 1 E+05 | Б |
P-33 | 1 E+05 | 1 E+08 | Г |
Fe-55 | 1 E+04 | 1 E+06 | В |
Fe-59 | 1 E+01 | 1 E+06 | В |
Co-57 | 1 E+02 | 1 E+06 | В |
Co-60 | 1 E+01 | 1 E+05 | Б |
Zn-65 | 1 E+01 | 1 E+06 | В |
Sr-90 | 1 E+02 | 1 E+04 | Б |
Y-90 | 1 E+03 | 1 E+05 | Б |
Tc-96 | 1 E+01 | 1 E+06 | В |
Tc-96m | 1 E+03 | 1 E+07 | В |
Tc-97 | 1 E+03 | 1 E+08 | Г |
Tc-97m | 1 E+03 | 1 E+07 | В |
Tc-99 | 1 E+04 | 1 E+07 | В |
Tc-99m | 1 E+02 | 1 E+07 | В |
Ag-110m | 1 E+01 | 1 E+06 | В |
Sb-124 | 1 E+01 | 1 E+06 | В |
I-123 | 1 E+02 | 1 E+07 | В |
I-125 | 1 E+03 | 1 E+06 | В |
I-126 | 1 E+02 | 1 E+06 | В |
Cs-137 | 1 E+01 | 1 E+04 | Б |
Eu-152 | 1 E+01 | 1 E+06 | В |
Gd-153 | 1 E+02 | 1 E+07 | В |
Tm-170 | 1 E+03 | 1 E+06 | В |
W-181 | 1 E+03 | 1 E+07 | В |
W-185 | 1 E+04 | 1 E+07 | В |
Tl-204 | 1 E+04 | 1 E+04 | Б |
Pb-210* | 1 E+01 | 1 E+04 | Б |
Bi-210 | 1 E+03 | 1 E+06 | В |
Po-210 | 1 E+01 | 1 E+04 | Б |
Rn-220* | 1 E+04 | 1 E+07 | В |
Rn-222* | 1 E+01 | 1 E+08 | Г |
Ra-226* | 1 E+01 | 1 E+04 | Б |
Ra-228* | 1 E+01 | 1 E+05 | Б |
Ac-228 | 1 E+01 | 1 E+06 | В |
Th-228* | 1 E+00 | 1 E+04 | Б |
Th-230 | 1 E+00 | 1 E+04 | Б |
Th природный (включая Th-232) | 1 E+00 | 1 E+03 | А |
Cd-109 | 1 Е+04 | 1 Е+06 | В |
Th-234* | 1 E+03 | 1 E+05 | Б |
U-234 | 1 E+01 | 1 E+04 | Б |
U-235* | 1 E+01 | 1 E+04 | Б |
U-238* | 1 E+01 | 1 E+04 | Б |
U-природный | 1 E+00 | 1 E+03 | А |
Pu-238 | 1 E+00 | 1 E+04 | Б |
Pu-239 | 1 E+00 | 1 E+04 | Б |
Am-241 | 1 E+00 | 1 E+04 | Б |
Cf-252 | 1 Е+01 | 1 Е+04 | Б |
Pm-147 | 1 Е+04 | 1Е+07 | В |
Pb-210 | Bi-210, Po-210 |
Rn-220 | Po-216 |
Rn-222 | Po-218, Pb-214, Bi-214, Po-214 |
Ra-226 | Rn-222, Po-218, Pb-214, Bi-214, Po-214, Pb-210, Bi-210, Po-210 |
Ra-228 | Ac-228 |
Th-228 | Ra-224, Rn-220, Po-216, Pb-212, Bi-212, Tl-208 (0.36), Po-212 (0.64) |
Th-природный | Ra-228, Ac-228, Th-228, Ra-224, Rn-220, Po-216, Pb-212, Bi-212, Tl-208 (0.36), Po-212 (0.64) |
Th-234 | Pa-234m |
U-235 | Th-231 |
U-238 | Th-234, Pa-234m |
U-природный | Th-234, Pa-234m, U-234, Th-230, Ra-226, Rn-222, Po-218, Pb-214, Bi-214, Po-214, Pb-210, Bi-210, Po-210 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Положению о порядке государственного учета и контроля за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
к Положению о порядке государственного учета и контроля за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Категория отходов | Удельная активность, кБк/кг | ||
бета-излучающие радионуклиды | альфа-излучающие радионуклиды (исключая трансурановые) | трансурановые радионуклиды | |
Низкоактивные | менее 103 | менее 102 | менее 101 |
Среднеактивные | от 103 до 107 | от 102 до 106 | от 101 до 105 |
Высокоактивные | более 107 | более 106 | более 105 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к Положению о порядке государственного учета и контроля за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
к Положению о порядке государственного учета и контроля за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Категория отходов | Объемная активность, Ки/м³ |
Низкоактивные | ниже 10-10 |
Среднеактивные | от 10-10 до 10-6 |
Высокоактивные | выше 10-6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 13 августа 2009 года № 231
к постановлению Кабинета Министров от 13 августа 2009 года № 231
1. Настоящее Положение определяет порядок организации системы государственного учета и контроля за оборотом ядерных материалов.
субъекты оборота ядерных материалов — юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере оборота ядерных материалов по добыче, производству, выработке, переработке, использованию, хранению, обслуживанию, транспортировке, включая перемещение через таможенную границу Республики Узбекистан, утилизации, обезвреживанию и захоронению ядерных материалов на территории Республики Узбекистан в установленном законодательством порядке;
Комментарий LexUz
В абзац второй пункта 2 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 апреля 2022 года № 153. Cм. текст на узбекском языке.
аномалия в учете и контроле ядерных материалов — недостача (излишек) ядерных материалов, ошибки в учетных и отчетных документах, повреждения, отказы средств контроля доступа к ядерным материалам, нарушения порядка использования, передач ядерных материалов;
атрибуты — характеристики предметов, допускающие проверку их наличия средствами визуального и инструментального контроля (например, идентификатор предмета, местоположение предмета, состояние устройства индикации вмешательства, которым снабжен предмет, геометрические размеры, нетто и брутто массы предмета и т. п.);
атрибутивные признаки — признаки, однозначно подтверждающие наличие или отсутствие какого-либо атрибута предмета;
баланс ядерных материалов — сравнительный итог документально зарегистрированного и имеющегося в наличии количества ядерных материалов в зоне балансового материала за межбалансовый период;
См. предыдущую редакцию.
вид ядерных материалов — ядерные материалы, изотопный состав которых находится в некоторой заданной области. Виды ядерных материалов устанавливаются регламентирующими документами Государственного комитета промышленной безопасности Республики Узбекистан, осуществляющего государственный учет и контроль ядерных материалов на республиканском уровне;
(абзац седьмой пункта 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 марта 2019 года № 195 — Национальная база данных законодательства, 07.03.2019 г., № 09/19/195/2712)
зона баланса материалов (ЗБМ) — территориально и административно установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов зона для учета и контроля ядерных материалов, в которой на основании измерений определяется количество ядерных материалов при каждом их перемещении в зону и из нее и подводится баланс ядерных материалов за установленный период времени;
инвентаризационная разница — разница между фактически наличным и документально зарегистрированным количеством ядерных материалов;
физическая инвентаризация — определение фактического количества ядерных материалов, имеющихся в наличии в ЗБМ;
категория ядерных материалов — количественная характеристика значимости ядерных материалов с точки зрения учета и контроля ядерных материалов;
ключевая точка измерений — место, где ядерные материалы могут быть измерены для определения их потока или наличного количества;
контроль ядерных материалов — административный контроль за наличием и перемещением ядерных материалов, включающий контроль доступа к ядерным материалам, оборудованию и информации, наблюдение за ядерными материалами, проверку санкционированного размещения и перемещения ядерных материалов;
контрольные проверки ядерных материалов — проверки наличия ядерных материалов в форме учетных единиц по атрибутивным признакам;
материально-балансовый отчет — составленный по установленной форме отчет о наличии и балансе ядерных материалов за межбалансовый период;
ядерные материалы — материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, а также не содержащие или не способные воспроизвести ядерные материалы, но которые могут быть использованы в устройствах, предназначенных для осуществления взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва).
См. предыдущую редакцию.
3. Государственному учету и контролю подлежат все ядерные материалы (уран, плутоний, торий) независимо от его количества, физического состояния и химического состава, за исключением ядерных материалов, содержащихся в руде, при его добыче или обработке.
(пункт 3 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2018 года № 782 — Национальная база данных законодательства, 03.10.2018 г., № 09/18/782/1985)
4. Ядерные материалы классифицируются по категориям в целях обеспечения дифференцированного подхода к определению процедур, методов государственного учета и контроля.
5. Субъекты оборота ядерных материалов устанавливают ЗБМ в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов.
7. К ядерным материалам применяются средства контроля доступа, подтверждающие достоверность предыдущих измерений количественных характеристик и атрибутивных признаков ядерных материалов.
использование результатов предыдущих измерений количественных характеристик ядерных материалов, если их достоверность подтверждена надлежащим состоянием примененных средств контроля доступа, соответствующими подтверждающими измерениями;
применение расчетных методов (методик), основанных на результатах предварительных измерений, экспериментальных исследований.
9. Массы ядерных материалов в продуктах, находящихся в ядерном реакторе, в целях учета принимаются неизменными с момента загрузки в реактор до момента выгрузки облученных продуктов из реактора.
10. Для определения фактически наличного количества ядерных материалов в ЗБМ проводятся физические инвентаризации. В процессе физических инвентаризаций ядерных материалов выполняются проверки данных учета, атрибутивных признаков, измерения их количественных характеристик. По завершении физической инвентаризации подводится баланс ядерных материалов, определяется инвентаризационная разница и их погрешности в ЗБМ для каждого ядерного материала.
КК — фактически наличное количество ядерных материалов в ЗБМ, определенное в результате данной физической инвентаризации;
УВ — определенное и документально зарегистрированное увеличение количества ядерных материалов в ЗБМ за данный межбалансовый период в результате всех поступлений, наработок и т. д.;
УМ — определенное и документально зарегистрированное уменьшение количества ядерных материалов в ЗБМ за данный межбалансовый период в результате всех отправок из ЗБМ, ядерных превращений, потерь и т. д.;
НК — наличное количество ядерных материалов в ЗБМ, определенное и документально зарегистрированное на начало данного межбалансового периода.
11. На основании результатов определения фактически наличного количества ядерных материалов, а также путем сравнения полученной величины инвентаризационной разницы с ее допустимой величиной для каждой ЗБМ делаются выводы о недостаче (излишке) ядерных материалов или об отсутствии аномалий в государственном учете и контроле ядерных материалов.
12. Устанавливается единая система отчетности для всех уровней государственного учета и контроля ядерных материалов.
13. Исправление учетных данных допускается только путем внесения новой записи в учетные документы с сохранением ошибочно сделанной записи.
См. предыдущую редакцию.
15. Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан, осуществляющий государственный учет и контроль ядерных материалов на республиканском уровне, субъекты оборота ядерных материалов обеспечивают сохранность и защиту информации в системе государственного учета и контроля источников ионизирующих излучений, в т. ч. в ЗБМ.
(пункт 15 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 марта 2019 года № 195 — Национальная база данных законодательства, 07.03.2019 г., № 09/19/195/2712)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 16 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2018 года № 782 — Национальная база данных законодательства, 03.10.2018 г., № 09/18/782/1985)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 17 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2018 года № 782 — Национальная база данных законодательства, 03.10.2018 г., № 09/18/782/1985)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 18 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2018 года № 782 — Национальная база данных законодательства, 03.10.2018 г., № 09/18/782/1985)
19. Постановка ядерных материалов на учет в ЗБМ осуществляется после их производства или поступления из другой ЗБМ того же субъекта оборота ядерных материалов, или ЗБМ другого субъекта оборота ядерных материалов.
20. Ядерные материалы снимаются с учета в ЗБМ после их отправления в другую ЗБМ того же субъекта оборота ядерных материалов, или в ЗБМ другого субъекта оборота ядерных материалов.
См. предыдущую редакцию.
21. Внесение ядерных материалов в национальный реестр ядерных материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения и радиоактивных отходов (далее — национальный реестр) и исключение их из национального реестра производится с разрешения Государственной инспекции «Саноатгеоконтехназорат», на основе отчетных документов, представленных субъектом оборота ядерных материалов.
(пункт 21 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 декабря 2010 года № 301 — СЗ РУ, 2010 г., № 51, ст. 486)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 22 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2018 года № 782 — Национальная база данных законодательства, 03.10.2018 г., № 09/18/782/1985)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 23 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2018 года № 782 — Национальная база данных законодательства, 03.10.2018 г., № 09/18/782/1985)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 24 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2018 года № 782 — Национальная база данных законодательства, 03.10.2018 г., № 09/18/782/1985)
25. Категории ядерных материалов в ЗБМ устанавливаются в соответствии с приложением № 2 к настоящему Положению.
26. Если в данной ЗБМ находятся различные продукты, содержащие ядерные материалы, то при определении категории ядерного материала исходят из суммарной массы ядерных материалов, содержащихся во всех продуктах, и указанных в приложении № 2 к настоящему Положению количественных пределов масс ядерных материалов тех продуктов, которые попадают в категорию с меньшим номером.
27. Количество и границы ЗБМ устанавливаются субъектом оборота ядерных материалов исходя из требований обеспечения их государственного учета и контроля в каждой ЗБМ и перемещений между ЗБМ.
масса ядерного материала, поступающего в ЗБМ и отправляемого из ЗБМ, определяется на основе измеренных их характеристик (кроме случаев, когда допускается применение расчетных методик), результатов полного пересчета и идентификации учетных единиц, тары, в которой находится ядерный материал, по данным сопроводительной документации, паспортным данным ядерных материалов;
структурные подразделения субъекта оборота ядерных материалов, такие как заводские лаборатории, зоны перевалки и склады, а также участки с ядерными материалами, требующие специальной защиты информации, выделяются в отдельные ЗБМ.
29. В ЗБМ устанавливаются ключевые точки измерений, в которых с помощью аттестованных для применения методик и средств измеряются содержание, масса, изотопный состав, другие количественные характеристики ядерных материалов или проверяются их атрибутивные признаки.
Выбор ключевой точки измерений в ЗБМ осуществляется таким образом, чтобы обеспечить измерение потока и фактически наличного количества ядерных материалов в ЗБМ.
30. Для каждой ЗБМ разрабатывается программа измерений, включающая в себя перечень ключевых точек измерений, методик выполнения измерений, технических средств, процедур отбора проб, сведения о периодичности проведения измерений, требуемой точности измерений, сроках и форме представления результатов измерений. Программа утверждается руководителями субъектов оборота ядерных материалов и пересматривается не реже одного раза в пять лет.
См. предыдущую редакцию.
31. Методики выполнения измерений оформляются в виде отдельных нормативных документов, которые составляются в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по обеспечению единства измерений.
(пункт 31 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 марта 2014 года № 45 — СЗ РУ, 2014 г., № 10, ст. 105)
См. предыдущую редакцию.
32. Методики выполнения измерений должны пройти метрологическую аттестацию в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по обеспечению единства измерений. Показатели точности методик выполнения измерений в системе измерения ядерных материалов должны быть максимально приближены к рекомендованным международным целевым значениям.
(пункт 32 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 марта 2014 года № 45 — СЗ РУ, 2014 г., № 10, ст. 105)
См. предыдущую редакцию.
33. Образцы для градуировки средств измерений и проверки правильности результатов измерений должны пройти метрологическую аттестацию в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по обеспечению единства измерений и иметь свидетельство об аттестации с указанием их наименования, типа, аттестуемой величины и ее погрешности.
(пункт 33 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 марта 2014 года № 45 — СЗ РУ, 2014 г., № 10, ст. 105)
34. Перечень средств измерений, используемых в системе измерения ядерных материалов, должен содержать наименование средства, его тип, марку, заводской номер.
36. В каждом субъекте оборота ядерных материалов, разрабатывается и внедряется программа контроля качества измерений в рамках системы измерения ядерных материалов.
См. предыдущую редакцию.
37. Получение и передача ядерных материалов субъектами оборота ядерных материалов разрешается в установленном порядке Государственной инспекцией «Саноатгеоконтехназорат» при наличии заключения соответствующего территориального органа СЭС о санитарно-гигиеническом состоянии объектов субъекта оборота ядерных материалов, связанных с оборотом ядерных материалов.
(пункт 37 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 декабря 2010 года № 301 — СЗ РУ, 2010 г., № 51, ст. 486)
Комментарий LexUz
В пункт 37 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 ноября 2021 года № 694. Cм. текст на узбекском языке.
39. В сопроводительных документах указываются данные о контейнерах с ядерными материалами (типы и идентификаторы печатей (пломб), брутто-массы контейнеров и другие необходимые данные). Сведения о характеристиках перемещаемых ядерных материалов (паспортные данные) приводятся в документах, отправляемых специальной почтой или вместе с грузом.
внешний осмотр и проверка количества учетных единиц (контейнеров), проверка устройств индикации вмешательств, примененных к транспортному средству и (или) контейнерам с ядерными материалами (включающая проверку контейнеров, печатей (пломб), соответствие идентификаторов контейнеров, печатей (пломб) и мест размещения данным сопроводительных документов);
41. Вид и объем подтверждающих измерений определяются документацией субъекта оборота ядерных материалов, выполняющих эти измерения, исходя из:
вида передачи (между ЗБМ одного субъекта оборота ядерных материалов, между субъектами оборота ядерных материалов, экспорт-импорт);
42. Данные, полученные в результате измерений в процессе входного (выходного) контроля, оформляются документально. Должны приводиться сведения о средствах и методах измерений, результаты измерений, погрешности измерений, ключевые точки измерений, в которой выполнялись измерения, типы и идентификаторы устройства индикации вмешательства, дата выполнения измерений и фамилии лиц, выполнявших измерения.
43. При получении ядерных материалов субъектом оборота ядерных материалов в течение трех рабочих дней проверяются атрибутивные признаки тары с ядерными материалами и выполняются подтверждающие измерения. При отсутствии замечаний производится предварительная приемка и постановка на учет ядерных материалов.
Окончательная приемка и постановка на учет ядерных материалов производится не позднее 10 суток после получения ядерных материалов и паспортов (формуляров, сертификатов) на них, если иное не оговорено международным или межправительственным соглашением или договором.
44. При отправлении ядерных материалов субъект оборота ядерных материалов в течение одного рабочего дня снимает их с учета и отправляет паспорта (формуляров, сертификатов) на них получающему субъекту оборота ядерных материалов в течение трех рабочих дней, если иное не оговорено международным или межправительственным соглашением или договором.
45. Данные о полученных ядерных материалах вносятся получающим его субъектом оборота ядерных материалов в учетные документы. Данные об отправленных ядерных материалах вносятся в учетные документы отправившего их субъекта оборота ядерных материалов.
46. При обнаружении статистически значимого расхождения, исходя из доверительной вероятности 0,99 данных отправляющего субъекта оборота ядерных материалов и получающего субъекта оборота ядерных материалов, принимаются меры по выявлению причин расхождения.
См. предыдущую редакцию.
47. Если наличие статистически значимого расхождения данных отправляющего субъекта оборота ядерных материалов и получающего субъекта оборота ядерных материалов подтвердилось, то получающий субъект оборота ядерных материалов обязан составить специальный отчет и направить его в Государственную инспекцию «Саноатгеоконтехназорат».
(пункт 47 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 декабря 2010 года № 301 — СЗ РУ, 2010 г., № 51, ст. 486)
49. Процедуры физических инвентаризаций осуществляются в соответствии с методиками и инструкциями, действующими в субъектах оборота ядерных материалов.
составлении списка наличного количества ядерных материалов и списка фактически наличного количества ядерных материалов и проверке учетных документов;
учетных и подтверждающих измерениях фактически наличного количества ядерных материалов с учетом погрешностей измерений;
51. Количество ядерных материалов, находящихся в каждой ЗБМ, определяются путем измерения их количества и состава в ключевой точке измерений, контролируются путем оперативно-технического учета и контрольных проверок, периодических сверок учетных и отчетных документов и проверяются путем проведения физической инвентаризации. Физическая инвентаризация завершается подведением баланса для каждого ядерного материала в ЗБМ за межбалансовый период.
52. При проведении физической инвентаризации определяется масса каждого ядерного материала. Значение массы ядерного материала, а также значение погрешности измерения для доверительной вероятности, равной 0,95 регистрируются документально.
53. Ранее определенные значения массы ядерных материалов могут использоваться при выполнении учетных процедур (физических инвентаризаций, передач ядерных материалов и т. д.) только в тех случаях, когда их достоверность с момента их определения до момента использования может быть подтверждена надлежащим состоянием примененных средств контроля доступа и (или) подтверждена в процессе выполнения учетной процедуры измерениями количественных параметров ядерных материалов и (или) их атрибутивных признаков.
54. Объем применения подтверждающих измерений определяется в зависимости от объема применения и результатов проверки средств контроля доступа, исходя из вероятностей обнаружения недостачи (излишка) порогового количества для каждого ядерного материала.
55. В случае установления статистически значимой разницы между результатами учетных и подтверждающих измерений, об этом сообщается руководству субъекта оборота ядерных материалов, а также выясняются причины возникновения разницы. При необходимости выполняются новые учетные измерения и вносятся изменения в учетные документы.
56. Физические инвентаризации для каждой ЗБМ выполняются периодически, а межбалансовый период устанавливается в зависимости от категории ядерных материалов в ЗБМ, технологических и других особенностей субъекта оборота ядерных материалов.
Физические инвентаризации в ЗБМ планируются, организуются и проводятся не реже следующих временных пределов:
См. предыдущую редакцию.
57. Частота физических инвентаризаций в ЗБМ может быть изменена Государственной инспекцией «Саноатгеоконтехназорат» на основании представленного субъектом оборота ядерных материалов обоснования с обязательным условием принятия дополнительных мер контроля доступа к ядерным материалам.
(пункт 57 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 декабря 2010 года № 301 — СЗ РУ, 2010 г., № 51, ст. 486)
58. Учетные документы должны вестись для каждой ЗБМ и содержать данные о каждом виде ядерного материала, включая их количество в ЗБМ и изменения количества в ЗБМ.
59. В учетных документах отражаются все изменения количества ядерных материалов для каждой партии, характеристики партии и исходные данные для формирования партии, указываются даты изменения количества ядерных материалов, ЗБМ отправляющего субъекта оборота ядерных материалов и ЗБМ получающего субъекта оборота ядерных материалов.
60. Данные, используемые для определения количественных и качественных изменений ядерных материалов в ЗБМ, включая результаты калибровки, проверки и поверки всех средств измерений, данные об отборе проб и результатах их анализа, результаты контроля качества измерений, случайные и систематические погрешности измерений отражаются в соответствующих документах.
61. В каждом субъекте оборота ядерных материалов, в рамках единой системы форм отчетности создаются и действуют основанные на учетных документах следующие отчетные документы:
См. предыдущую редакцию.
62. Отчетные документы субъекта оборота ядерных материалов направляются на регулярной основе в Государственную инспекцию «Саноатгеоконтехназорат».
(пункт 62 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 декабря 2010 года № 301 — СЗ РУ, 2010 г., № 51, ст. 486)
63. Отчет об изменении инвентарного количества, списки наличного количества ядерных материалов, списки фактически наличного количества ядерных материалов составляются по ЗБМ и по субъекту оборота ядерных материалов. Эти отчеты содержат информацию о наличном количестве ядерных материалов и их перемещениях между ЗБМ или между субъектами оборота ядерных материалов.
64. Отчет об изменении инвентарного количества, список наличного количества ядерных материалов по ЗБМ направляются в службу, осуществляющую на регулярной основе учет ядерных материалов в субъекте оборота ядерных материалов, непосредственно после события, связанного с каждым изменением количества ядерных материалов, или ежемесячно по имевшимся в этот период изменениям количества ядерных материалов, но не позднее чем через 15 дней после последнего дня месяца, в котором произошли указанные изменения.
65. Отчет об изменении инвентарного количества субъекта оборота ядерных материалов направляется ежеквартально и содержит данные об имевшихся в этот период изменениях инвентарного количества ядерных материалов.
66. За отчетные периоды, в течение которых не было изменений инвентарного количества ядерных материалов, субъект оборота ядерных материалов и ЗБМ направляют форму отчета, заполненную в установленном порядке, с указанием, что за отчетный период инвентарное количество ядерных материалов не изменилось.
68. В материально-балансовом отчете ЗБМ в виде отдельных записей по каждому ядерному материалу отражаются:
конечное фактически наличное количество ядерных материалов, установленное по результатам физической инвентаризации;
69. В материально-балансовом отчете субъекта оборота ядерных материалов, отражается баланс ядерных материалов основанный на фактически наличном количестве ядерных материалов, определенном в ходе физической инвентаризации.
70. В материально-балансовом отчете субъекта оборота ядерных материалов, в виде отдельных записей по каждому виду ядерных материалов отражаются:
конечное зарегистрированное и фактически наличное количество ядерных материалов, установленное по результатам физической инвентаризации.
71. Если при сравнении фактически наличного количества ядерных материалов с конечным зарегистрированным в списке наличного количества ядерных материалов была выявлена аномалия, то к материально-балансовому отчету прилагаются необходимые документы, подтверждающие обоснованность принятия наличного количества ядерных материалов в качестве начального для следующего межбалансового периода.
72. Одновременно с материально-балансовым отчетом составляется список фактически наличного количества ядерных материалов на конец межбалансового периода.
73. Список фактически наличного количества ядерных материалов ЗБМ составляется на дату физической инвентаризации в виде последовательных записей для каждого вида и партии материала с указанием идентификационных и других характеристик для каждой партии и вида ядерных материалов отдельно.
74. Материально-балансовый отчет и список фактически наличного количества ядерных материалов ЗБМ направляются ответственным за учет и контроль в ЗБМ в службу учета ядерных материалов субъекта оборота ядерных материалов в срок не более 15 дней после определения наличного количества ядерных материалов.
75. Специальный отчет составляется субъектом оборота ядерных материалов в случае выявления утраты, хищения, несанкционированного использования, обнаружения недостачи (излишка) ядерных материалов, а также в случае превышения установленного предела для значения инвентаризационной разницы или статистически значимых расхождений данных отправляющего и получающего субъектов оборота ядерных материалов.
См. предыдущую редакцию.
Специальный отчет предоставляется в Государственную инспекцию «Саноатгеоконтехназорат» в течение 24 часов с момента установления вышеуказанных фактов.
(абзац второй пункта 75 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 декабря 2010 года № 301 — СЗ РУ, 2010 г., № 51, ст. 486)
описание обстоятельств, события и (или) серии событий, связанных с ядерными материалами, в отношении которых имело место несанкционированное действие;
См. предыдущую редакцию.
77. Отчетные документы субъекта оборота ядерных материалов по ЗБМ предоставляются в Государственную инспекцию «Саноатгеоконтехназорат» по запросу.
(пункт 77 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 декабря 2010 года № 301 — СЗ РУ, 2010 г., № 51, ст. 486)
См. предыдущую редакцию.
78. При передаче ядерных материалов другому субъекту оборота ядерных материалов, не менее чем за семь дней до их отправления, отправляющий субъект оборота ядерных материалов направляет в Государственную инспекцию «Саноатгеоконтехназорат» предварительное уведомление об этом.
(пункт 78 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 декабря 2010 года № 301 — СЗ РУ, 2010 г., № 51, ст. 486)
См. предыдущую редакцию.
79. При проведении экспортно-импортных операций, а также передаче ядерных материалов другим субъектом оборота ядерных материалов разных ведомств, отправляющий и получающий субъекты оборота ядерных материалов не менее чем за 15 дней до даты предполагаемого отправления (получения) направляют предварительные уведомления в Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан.
(абзац первый пункта 79 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 марта 2019 года № 195 — Национальная база данных законодательства, 07.03.2019 г., № 09/19/195/2712)
В случае внеплановых отправлений по специальному распоряжению уполномоченных государственных органов системы государственного учета и контроля ИИИ республиканского, ведомственного и регионального уровней предварительные уведомления направляются не позднее трех дней после определения сроков отправления.
См. предыдущую редакцию.
80. После получения и постановки на учет ядерных материалов в случаях, указанных в пунктах 78 и 79 настоящего Положения, получающий субъект оборота ядерных материалов направляет в Государственную инспекцию «Саноатгеоконтехназорат» подтверждение факта его получения, используя форму предварительных уведомлений, в которой заполняются соответствующие позиции.
(пункт 80 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 декабря 2010 года № 301 — СЗ РУ, 2010 г., № 51, ст. 486)
81. Государственный учет и контроль ядерных материалов в субъектах оборота ядерных материалов включает нормативную и техническую документацию, систему измерений ядерных материалов, учетные и отчетные документы.
82. Руководителем субъекта оборота ядерных материалов, разрабатывается и утверждается положение (инструкция) об учете и контроле ядерных материалов, в котором определяются:
организация работ по учету и контролю ядерных материалов в субъекте оборота ядерных материалов и в ЗБМ, структура и состав работников (персонала), занятых учетом и контролем ядерных материалов. Права и обязанности этих работников (персонала) определяются положениями о подразделениях, должностными и рабочими инструкциями;
применяемые в субъектах оборота ядерных материалов, методики и средства измерений для учета и контроля ядерных материалов;
порядок подготовки и допуска работников (персонала) к работам по учету и контролю ядерных материалов;
сроки составления списка наличного количества ядерных материалов в ЗБМ и в целом в субъекте оборота ядерных материалов;
83. Достоверность представления в системе государственного учета и контроля ядерных материалов в ЗБМ данных об идентификаторах учетных единиц, идентификаторах устройства индикации вмешательства и местоположении учетных единиц должна быть не менее 99%.
84. Для каждой ЗБМ разрабатываются и утверждаются руководителем субъекта оборота ядерных материалов, инструкции по учету и контролю ядерных материалов, в которых определяются:
См. предыдущую редакцию.
85. Любые технологические потери ядерных материалов определяются с помощью измерений или расчетных методик, основанных на результатах предварительных измерений или экспериментальных исследований. Максимальные допустимые величины технологических потерь ядерных материалов согласовываются с Государственной инспекцией «Саноатгеоконтехназорат».
(пункт 85 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 декабря 2010 года № 301 — СЗ РУ, 2010 г., № 51, ст. 486)
86. Приказом руководителя субъекта оборота ядерных материалов, для каждой ЗБМ назначаются лица, материально-ответственные за ядерные материалы, находящиеся в данной ЗБМ (кладовщики, ответственные хранители и т. д.), с которыми заключаются договоры о материальной ответственности.
87. Передача ядерных материалов от материально-ответственного лица другим лицам, с одной технологической операции на другую или между сменами оформляются документально.
88. Работники (персонал), осуществляющие учет и контроль ядерных материалов, проходят обучение по выполнению соответствующих процедур, а также периодическую проверку знаний согласно установленному в субъектах оборота ядерных материалов порядку.
89. Периодичность проведения проверок знаний процедур учета и контроля ядерных материалов для различных категорий работников (персонала) устанавливается руководителем субъекта оборота ядерных материалов. Проверки проводятся не реже одного раза в три года.
90. Лица, виновные в нарушении настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Комментарий LexUz
В пункт 90 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 апреля 2022 года № 153. Cм. текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 1 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2018 года № 782 — Национальная база данных законодательства, 03.10.2018 г., № 09/18/782/1985)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Положению о порядке государственного учета и контроля за оборотом ядерных материалов
к Положению о порядке государственного учета и контроля за оборотом ядерных материалов
Продукты | Ядерный материал | Масса ядерного материала, кг, не менее |
Ядерные материалы категории 1 | ||
Металлические продукты: металлические изделия, заготовки; слитки, крупка, их сплавы и смеси; топливные элементы и сборки, содержащие металлическое и интерметаллидное топливо; | Pu, U-233 | 2 по сумме масс Pu и U-233 |
ВОУ | 5 по изотопу U-235 | |
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов | 2 по сумме масс Pu, U-233, U-235, Np-237, Am, Cf | |
Продукты с высоким содержанием ядерных материалов: карбиды, оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы и смеси; топливные элементы и сборки, содержащие топливо из вышеупомянутых соединений, а также другие продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов не менее 25 г/л (25 г/кг). | Pu, U-233 | 6 по сумме масс Pu и U-233 |
ВОУ | 20 по изотопу U-235 | |
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов | 6 по сумме масс Pu, U-233, U-235, Np-237, Am, Cf | |
Ядерные материалы категории 2 | ||
Металлические продукты: металлические изделия, заготовки; слитки, крупка, их сплавы и смеси; топливные элементы и сборки, содержащие металлическое и интерметаллидное топливо; бракованные изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения. | Pu, U-233 | >0,5, но< 2 по сумме масс Pu и U-233 |
ВОУ | >1, но< 5 по изотопу U-235 | |
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов | >0,5, но < 2 по сумме масс Pu, U-233, U-235, Np-237, Am, Cf | |
Продукты с высоким содержанием ядерных материалов: карбиды, оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы и смеси; топливные элементы и сборки, содержащие топливо из вышеупомянутых соединений, а также другие продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов не менее 25 г/л (25 г/кг). | Pu , U-233 | >2 ,но< 6 по сумме масс Pu и U-233 |
ВОУ | >6 , но< 20 по изотопу U-235 | |
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов | >2 , но <6 по сумме масс Pu,U-233, U-235, Np-237, Am, Cf | |
Продукты с низким содержанием ядерных материалов: продукты, требующие сложной обработки; продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов от 1 до 25 г/л (от 1 до 25 г/кг) | Pu, U-233 | >16 по сумме масс Pu и U-233 |
ВОУ | >50 по изотопу U-235 | |
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов | >16 по сумме масс Pu, U-233, U-235, Np-237, Am, Cf | |
Ядерные материалы категории 3 | ||
Металлические продукты: металлические изделия, заготовки; слитки, крупка, их сплавы и смеси; топливные элементы и сборки, содержащие металлическое и интерметаллидное топливо; бракованные изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения. | Pu, U-233 | >0,2, но< 0,5 по сумме масс Pu и U-233 |
ВОУ | >0,5, но< 1 по изотопу U-235 | |
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов | >0,2, но< 0,5 по сумме масс Pu, U-233, U-235, Np-237, Am, Cf | |
Продукты с высоким содержанием ядерных материалов: карбиды, оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы и смеси; топливные элементы и сборки, содержащие топливо из вышеупомянутых соединений, а также другие продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов не менее 25 г/л (25 г/кг). | Pu , U-233 | >0,5, но< 2 по сумме масс Pu и U-233 |
ВОУ | >2, но< 6 по изотопу U-235 | |
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов | >0,5, но< 2 по сумме масс Pu, U-233, U-235, Np-237, Am, Cf | |
Продукты с низким содержанием ядерных материалов: продукты, требующие сложной обработки; продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов от 1 до 25 г/л (от 1 до 25 г/кг) | Pu, U-233 | >3, но< 16 по сумме масс Pu и U-233 |
ВОУ | >8, но< 50 по изотопу U-235 | |
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов | >3, но< 16 по сумме масс Pu, U-233, U-235, Np-237, Am, Cf | |
Ядерные материалы категории 4* | ||
Металлические продукты: металлические изделия, заготовки; слитки, крупка, их сплавы и смеси; топливные элементы и сборки, содержащие металлическое и интерметаллидное топливо; бракованные изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения. | Pu, U-233 | 0,2 по сумме масс Pu и U-233 |
ВОУ | 0,5 по изотопу U-235 | |
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов | 0,2 по сумме масс Pu, U-233, U-235, Np-237, Am, Cf | |
Продукты с высоким содержанием ядерных материалов: карбиды, оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы и смеси; топливные элементы и сборки, содержащие топливо из вышеупомянутых соединений, а также другие продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов не менее 25 г/л (25 г/кг). | Pu, U-233 | 0,5 по сумме масс Pu и U-233 |
ВОУ | 2 по изотопу U-235 | |
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов | 0,5 по сумме масс Pu, U-233, U-235, Np-237, Am, Cf | |
Продукты с низким содержанием ядерных материалов: продукты, требующие сложной обработки; продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов от 1 до 25 г/л (от 1 до 25 г/кг) | Pu, U-233 | 3 по сумме масс Pu и U-233 |
ВОУ | 8 по изотопу U-235 | |
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов | 3 по сумме масс Pu, U-233, U-235, Np-237, Am, Cf |
в) любые продукты с мощностью поглощенной дозы на расстоянии 1 м без защиты не менее 1 Гр/ч = 100 рад/ч;
г) любые соединения: плутония с содержанием изотопа плутония-238 более 80%; тория; нептуния-237; америция-241; америция-243 и калифорния-252;