Тизимнинг ушбу имкониятидан фойдаланиш учун Сиз авторизация қилинишингиз керак!
Рўйхатдан ўтишни хоҳлайсизми? Ёки тизимга ўз логинингиз билан кирасизми?

Авторизация қилиш Рўйхатдан ўтиш

×
 ×
Основные задачи земельного законодательства, как определено Земельным кодексом Республики Узбекистан, состоят в регулировании земельных отношений в целях обеспечения в интересах настоящего и будущего поколений научно обоснованного, рационального использования и охраны земель, воспроизводства и повышения плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны прав юридических и физических лиц на земельные участки, а также укреплении законности в этой сфере.
Обобщение практики рассмотрения судами дел по земельным спорам показало, что суды в основном правильно применяют нормы Земельного кодекса Республики Узбекистан. Вместе с тем в отдельных случаях допускаются ошибки при определении подсудности, при разрешении споров о праве на земельный участок и его прекращении, определении порядка пользования земельным участком.
1. Обратить внимание судов, что правильное разрешение дел, связанных с применением Земельного кодекса Республики Узбекистан, имеет важное значение для защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 7 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
8. В стадии подготовки к судебному разбирательству дел по жалобам на действия и решения государственных и иных органов, а также должностных лиц, нарушающих права граждан в сфере земельных правоотношений, судья, в соответствии со статьями 158—160 ГПК Республики Узбекистан, должен истребовать необходимые документы, послужившие основанием к вынесению обжалуемого решения, определить круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле.
документы, указанные в приложении № 1 к Инструкции «О порядке государственной регистрации прав на земельные участки в Республике Узбекистан», зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан 27 мая 1999 года.
10. Судам следует иметь в виду, что в соответствии с требованиями части 5 статьи 10 и статьи 21 Земельного кодекса Республики Узбекистан, при невозможности раздела земельного участка, он признается земельным участком совместного владения или пользования несколькими юридическими и физическими лицами, что отражается в государственных актах, удостоверяющих право постоянного владения или право постоянного пользования земельными участками.
11. При рассмотрении дел по спорам о разделе и определении порядка пользования земельным участком совместного владения или пользования, суды, согласно части 4 статьи 22 Земельного кодекса Республики Узбекистан, должны исходить из заключения государственного земельного кадастра и земельной экспертизы о возможности раздела земельного участка и фактически сложившегося порядка пользования земельным участком. При отсутствии сложившегося порядка пользования общим земельным участком, раздел земельного участка совместного владения или пользования должен производиться пропорционально принадлежащим сторонам долям в домостроении.
В силу требований части 4 статьи 62 Земельного кодекса Республики Узбекистан, не допускается раздел земельного участка, при котором та или иная часть участка или находящееся на нем строение лишаются коммунального обслуживания (освещения, канализации, трубопровода, оросительных устройств и т. п.), а их владельцы или пользователи — самостоятельного прохода или проезда.
При решении вопроса о законности и обоснованности решений компетентных органов об изъятии земельного участка на основании пунктов 6—11 части 1 статьи 36 Земельного кодекса Республики Узбекистан, суды должны обращать внимание на соблюдение ими требований статьи 38 этого кодекса.
15. В соответствии с требованиями части 6 статьи 36 Земельного кодекса Республики Узбекистан, в случае совершения владельцем, пользователем, арендатором и собственником земельного участка действий, явно свидетельствующих о его отказе от прав на земельный участок (отъезд за границу, неиспользование земельного участка свыше установленных сроков), этот земельный участок принимается на учет как бесхозяйное имущество в порядке, установленном законодательством. Указанное обстоятельство не влечет за собой прекращения предусмотренных статьей 40 Земельного кодекса Республики Узбекистан обязанностей владельца, пользователя арендатора и собственника этого земельного участка до его предоставления другому лицу, но не более года с момента отказа или со дня государственной регистрации как бесхозяйного имущества.
16. В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Республики Узбекистан, сервитут устанавливается по соглашению между лицами, требующими установления сервитута, и владельцем, пользователем, арендатором, собственником чужого земельного участка. При недостижении ими согласия сервитут в ограниченном порядке устанавливается решением суда по иску пользователя. При рассмотрении дел об установлении сервитута и его условий, суды должны привлекать к участию в деле соответствующие компетентные органы и получать их заключение об установлении сервитута. Соглашение о сервитуте подлежит государственной регистрации и сохраняется при переходе земельного участка другому лицу. Установленный сервитут может быть прекращен в случаях прекращения оснований, по которым он был установлен.
18. Разъяснить судам, что в соответствии частью 3 статьи 91 Земельного кодекса Республики Узбекистан, возврат самовольно захваченного земельного участка, находящегося в ведении государства, осуществляется по решению хокима соответствующего района, города, области. При самовольном захвате земельного участка, принадлежащего юридическому или физическому лицу, возврат земельного участка владельцу, пользователю, арендатору или собственнику из чужого незаконного владения, производится по решению суда.
20. В случаях обжалования решения хокима об отказе в предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства судам надлежит выяснять, соблюдены ли при проведении конкурса для предоставления земельного участка порядок и правила, установленные постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 января 2002 года № 8 «О мерах по реорганизации сельскохозяйственных предприятий в фермерские хозяйства», от 30 октября 2003 года № 476 «О мерах по реализации концепции развития фермерских хозяйств на 2004—2006 годы» и от 24 декабря 2004 года № 607 «О мерах по ускорению развития фермерских хозяйств на 2005—2007 годы». Несоблюдение указанных правил является основанием для удовлетворения жалобы.
21. Учитывая важность вопросов, связанных с применением Земельного кодекса Республики Узбекистан, рекомендовать Верховному суду Республики Каракалпакстан по гражданским делам, Ташкентскому городскому суду и областным судам по гражданским делам регулярно обобщать дела указанной категории, с обсуждением результатов обобщения.

© Центр правовой информатизации при Министерстве юстиции Республики Узбекистан