от 14.09.2001 г. № 22
 Комментарий LexUz
См. предыдущую редакцию.
Принятие Жилищного кодекса Республики Узбекистан конкретно определило права и обязанности граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, вытекающие из жилищных отношений.
(абзац первый преамбула в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
Учитывая возникшую необходимость применения в судебной практике норм данного Кодекса, дачи разъяснений в целях правильного и справедливого разрешения жилищных споров и устранения возникающих проблем, на основании статьи 17 Закона Республики Узбекистан «О судах» Пленум Верховного суда Республики Узбекистан постановляет:
См. предыдущую редакцию.
1. В связи с тем, что статьей 47 Конституции Республики Узбекистан установлено, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть лишен своего жилища иначе как по решению суда и в соответствии с законом, в случаях и порядке, предусмотренных законом, собственнику, лишенному своего жилища, обеспечивается предварительное и равноценное возмещение стоимости жилья и понесенных им убытков, соблюдение норм жилищного законодательства является одним из важных условий защиты жилищных прав и интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, на которых возложены полномочия учета, сохранения, использования и ремонта жилищного фонда. Поэтому суды должны повысить ответственность при разрешении такой категории дел, полностью обеспечить законное рассмотрение споров.
(пункт 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 32)
См. предыдущую редакцию.
(абзацы второй — восьмой пункта 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
(абзац девятый пункта 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 апреля 2021 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
7. В соответствии с требованием статьи 107 Жилищного кодекса Республики Узбекистан если между собственником жилого помещения и совершеннолетними членами его семьи, нанимателем и совершеннолетними членами его семьи и гражданами, постоянно с ним проживающими, членом жилищно-строительного или жилищного кооператива и членами его семьи, имеющими право на часть паенакопления, не достигнуто соглашение об обмене жилого помещения, то любой из них вправе требовать в судебном порядке принудительного обмена занимаемого жилого помещения на помещения в разных домах, квартирах.
См. предыдущую редакцию.
При рассмотрении дел по искам о признании недействительным обмена жилых помещений, необходимо привлекать к участию в деле всех совершеннолетних лиц, проживающих в обмениваемых жилых помещениях, всесторонне проверять совершен ли обмен с соблюдением правил обмена, имеются ли установленные статьей 109 Жилищного кодекса Республики Узбекистан условия, при которых обмен жилыми помещениями не допускается, соблюдены ли при оформлении обмена требования статьи 112 Жилищного кодекса Республики Узбекистан. Несоблюдение указанных правил может явиться основанием для признания договора обмена недействительным.
(абзац второй пункта 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 5)
См. предыдущую редакцию.
8. В случае сноса находящихся в собственности граждан жилых домов (квартир) в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд собственникам по их выбору и по соглашению сторон предоставляется в собственность другое равноценное благоустроенное жилое помещение площадью не ниже социальной нормы площади жилья и выплачивается рыночная стоимость насаждений либо выплачивается рыночная стоимость сносимых жилого дома (квартиры), иных строений, сооружений и насаждений, а также рыночная стоимость права на земельный участок в полном объеме. В случае превышения рыночной стоимости сносимого дома (квартиры) или права на земельный участок рыночной стоимости предоставляемого жилья или права на земельный участок разница подлежит компенсации собственнику, а в случае превышения рыночной стоимости предоставляемого жилья или права на земельный участок рыночной стоимости сносимого дома (квартиры) или права на земельный участок, возврата настоящей разницы собственником не требуется.
(пункт 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 32)
См. предыдущую редакцию.
11. При приеме искового заявления о выселении граждан из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, по основаниям, предусмотренным в законе (статьями 71 — 73 Жилищного кодекса), судья должен проверить, указан ли точный адрес предоставляемого выселяемым гражданам жилого помещения. Если адрес в исковом заявлении не указан, это обстоятельство в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 195 ГПК является основанием для вынесения определения о возвращении искового заявления.
(пункт 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
12. Суд при рассмотрении дела в целях всестороннего, полного и объективного выяснения истинных обстоятельств, прав и обязанностей сторон, должен производить действия, изложенные в соответствующих статьях Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан, в частности, приглашать стороны или их представителей для беседы, выяснять все имеющиеся у них по данному исковому требованию доказательства и возражения и возможность разрешения дела заключением мирового соглашения, в необходимых случаях, предлагать сторонам как в процессе подготовки дела к судебному разбирательству, так и в процессе судебного разбирательства, прекратить производство по делу путем заключения мирового соглашения.
В соответствии со статьей 42 Жилищного кодекса Республики Узбекистан, социальная норма площади жилья устанавливается Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, но не ниже шестнадцати квадратных метров общей площади на одного человека, а для инвалидов на креслах-колясках — не менее двадцати трех квадратных метров. Жилое помещение в домах государственного жилищного фонда предоставляется с превышением социальной нормы площади жилья в целях недопущения заселения лиц разного пола, кроме супругов, в одну комнату или однокомнатную квартиру.
14. Обратить внимание судов, что в соответствии с требованием статьи 43 Жилищного кодекса Республики Узбекистан, жилые помещения, освобождающиеся в домах муниципального и ведомственного жилищного фонда, переданные предприятиями, учреждениями, организациями органам государственной власти на местах, а также жилые помещения, освобождающиеся в домах, построенных с привлечением, в порядке долевого участия, средств этих ведомств, заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий работниками этих предприятий, учреждений, организаций.
15. При рассмотрении дел, связанных с исками о признании документа (ордера) недействительным в виду нарушения очереди предоставления жилого помещения, суд должен выяснять следующие обстоятельства: действительно ли нарушена очередь предоставления жилого помещения; право ответчика на внеочередное или первоочередное получение жилого помещения по основаниям, которые могли быть предусмотрены при заключении трудового договора; граждане, стоящие в установленном порядке в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий до ответчика, не претендуют на дом, указанный в документе (ордере) (например, они выражали желание получить дом побольше, пошире), или обстоятельства, препятствующие предоставлению жилого помещения ответчику, к моменту рассмотрения дела отпали (например, граждане, стоявшие в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий до ответчика, отказались от иска, в связи с получением жилого помещения).
16. Согласно статье 50 Жилищного кодекса Республики Узбекистан члены семьи нанимателя и граждане, постоянно проживающие с ним, имеют равные с нанимателем права по пользованию жилым помещением и несут ответственность перед наймодателем по обязательствам договора аренды.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 17 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 апреля 2021 года № 17)
18. В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Республики Узбекистан при временном отсутствии нанимателя, членов его семьи или граждан, постоянно проживающих с нанимателем, в домах муниципального, ведомственного жилищного фонда и коммунального жилищного фонда целевого назначения (если не указан длительный срок сохранения жилого помещения) за ними сохраняется жилое помещение в течение шести месяцев, за исключением обстоятельств, указанных в части второй данной статьи.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 24 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 5)
25. При рассмотрении дел о выселении из служебного жилого помещения, суд прежде всего должен определить, имеет ли спорное жилое помещение статус служебного. При этом необходимо иметь в виду, что иск следует разрешать с учетом того, что такими жилыми помещениями являются помещения, находящиеся в домах частного, муниципального, ведомственного жилищного фонда или коммунального жилищного фонда целевого назначения, предназначенные для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать в непосредственной близости от места работы, и гражданин, подлежащий выселению, получил его в связи с выполнением служебных обязанностей, во время предоставления жилого помещения по занимаемой должности относился к установленному Кабинетом Министров перечню категорий работников, имеющих право на получение служебных жилых помещений.
26. Исходя из того, что в соответствии с требованием статьи 80 Жилищного кодекса Республики Узбекистан, некоторые категории граждан, проживающие в служебных жилых помещениях, не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, суд должен выяснить, распространяются ли на этих граждан льготы, предусмотренные указанной статьей. Граждане, имеющие такие льготы, могут быть выселены из служебных квартир только с предоставлением другого жилого помещения, отвечающего санитарным, противопожарным, техническим требованиям и находящегося в пределах границ данного населенного пункта.
При выселении из общежития, предоставленного в связи со служебной должностью, необходимо выяснять, какой трудовой договор заключен между истцом и ответчиком и на каких основаниях он прекращен. При этом суды должны иметь в виду, что в соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Республики Узбекистан сезонные работники, работники по срочному трудовому договору, прекратившие трудовые отношения, а также работники, с которыми трудовой договор прекращен без уважительных причин по собственному желанию, в виду нарушения трудовой дисциплины или совершения преступления, и лица, закончившие обучение в учебном заведении, исключенные из числа студентов учебного заведения, должны выселяться без предоставления другого жилого помещения.
Лица, прекратившие трудовые отношения по другим основаниям, а также лица, перечисленные в статье 80 Жилищного кодекса Республики Узбекистан, могут быть выселены из общежития только с предоставлением другого жилого помещения, отвечающего требованиям статьи 9 Жилищного кодекса.
Если гражданам, которым нельзя выделять место в общежитии, предоставлено жилое помещение, то при предъявлении иска о выселении такого лица, в соответствии со статьей 46 Жилищного кодекса Республики Узбекистан, должен быть решен вопрос о признании документа (ордера) о предоставлении места в общежитии недействительным. При этом суды должны принимать во внимание применение правил статьи 47 Жилищного кодекса Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 28 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)