от 22.12.2000 г. № 32
Акт утратил силу 26.06.2015
 Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 10 «О некоторых вопросах судебной практики по делам, связанным с преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта».
2. Уголовная ответственность за нарушение правил движения и эксплуатации транспортных средств предусмотрена в диспозиции статей 260—269 Уголовного кодекса к числу «транспортных средств», предусмотренных в этих статьях, относятся автомобили, все виды тракторов, самоходные машины, трамваи, троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства, с двигателем внутреннего сгорания объемом свыше 50 см3.
3. Субъектом преступления, предусмотренного статьей 266 Уголовного кодекса, может быть вменяемое лицо, управляющее транспортным средством, которому в момент дорожно-транспортного происшествия исполнилось 16 лет. При этом не имеет значения, управляло ли лицо транспортным средством самовольно или по разрешению, являлось ли оно владельцем транспортного средства или нет, наличие у него свидетельства, дающего право на управление транспортным средством.
4. Обязательным признаком преступлений, предусмотренных статьями 260—263, 266, 268-269 Уголовного кодекса, является причинение телесных повреждений средней тяжести или тяжкого телесного повреждения, полученных в результате нарушения правил движения или эксплуатации транспорта, гибель людей, катастрофы или иные тяжкие последствия.
7. Органы следствия в постановлении о привлечении лица к участию в деле в качестве обвиняемого по статье 266 УПК, обвинительном заключении, а суды в приговоре не должны ограничиваться указанием на нарушение пунктов «Правил дорожного движения», а конкретно указывать, в чем состоят такие нарушения правил (например, управление технически неисправным транспортным средством, управление транспортом в нетрезвом состоянии, превышение скорости и т. д.).
Суды должны иметь в виду, что при существенном изменении обвинения в сторону, отягчающую вину обвиняемого, в соответствии со статьей 419 УПК не допускается изменение обвинения в нарушение пунктов «Правил дорожного движения» на другие пункты, без направления дела на дополнительное расследование.
При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 266 УК, совершенных лицами, не имевших права на управление транспортного средства, суды должны реагировать на факты непривлечения к ответственности владельцев автотранспорта, допустивших передачу управления ими другим лицам.
8. Необходимо отличать нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств от нарушения правил вождения и эксплуатации военных машин. В случае нарушения правил вождения и эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины военнослужащим, деяние надлежит квалифицировать по статье 298 УК. Если военнослужащим нарушены правила дорожного движения и эксплуатации невоенизированного транспортного средства, или дорожно-транспортное происшествие возникло в результате нарушения гражданским лицом правил дорожного движения при управлении военной машины, то это деяние нужно квалифицировать по статье 266 УК.
9. Разъяснить, что лица, ответственные за эксплуатацию железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного или иного транспортного средства могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 261 УК, в случае допуска ими к управлению указанным транспортным средствами лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств, психотропных или других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность, в случае нарушения водителем правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекших тяжкие телесные повреждения или смерть человека.
Субъектом преступления, предусмотренного статей 261 УК, могут быть лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, работающие в государственных или общественных организациях, независимо от форм собственности, а также владельцы индивидуальных транспортных средств.
10. Обратить внимание, на то, что субъектом преступления, указанного в статье 268 УК, могут быть — пешеходы, водители гужевого транспорта, велосипедисты, лица, везущие тележки, сани, детские и инвалидные коляски, либо другие участники дорожного движения, кроме лиц, ответственность которых предусмотрена в статьях 261—263, 265 или 266 УК. Объективной стороной преступления считается наступление преступных последствий, указанных в диспозиции данной статьи. Если же нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств находится в причинной связи с преступными действиями водителей нескольких транспортных средств или других участников дорожного движения, то в этом случае все они должны привлекаться к ответственности по соответствующим статьям УК.
11. Суды должны принять во внимание, что ответственность по статье 262 УК наступает в случаях недоброкачественного ремонта железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного или иного транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации, связи или другого транспортного оборудования, а равно в случаях выпуска в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств, совершенных лицом, выполняющим ремонт, либо ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства, повлекших последствия, предусмотренные статьями 260 и 266 УК.
Под преступным нарушением правил движения транспортных средств или безопасности их эксплуатации понимается совершение таких действий непосредственно на находящемся в движении транспортном средстве на дорогах, улицах, железнодорожных переездах. Если в процессе производства с использованием транспортных средств, в частности при разгрузке-загрузке транспорта, ремонте транспортных средств, выполнении строительных, сельскохозяйственных и других видов работ, в результате нарушения техники безопасности или правил охраны труда происходят несчастные случаи, связанные с получением средней тяжести или тяжких телесных повреждений, смертью человека или другими тяжкими последствиями, то действия виновного лица квалифицируются по статье 257 УК, если же имеют место посягательство на жизнь, здоровье, или имущество личности, то такие действия квалифицируются соответственно, как преступления против жизни и здоровья человека, или его имущества.
Суды при разрешении уголовных дел по статье 266 УК должны принимать во внимание, что заключение эксперта о невозможности предотвращения водителем дорожно-транспортного происшествия (удар, столкновение, наезд), если оно произошло в результате нарушений «Правил дорожного движения» до создания водителем аварийной ситуации (например, управление автотранспортом в нетрезвом состоянии, превышение скорости, управление неисправным транспортом), и имеется вывод о наличии причинной связи между произошедшим транспортным происшествием и нарушением «Правил дорожного движения», то это заключение должно оцениваться в совокупности с другими объективными доказательствами при решении вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности (вопросам наличия причинной связи между действиями лица и ДТП суд должен дать правовую оценку вместе с собранными по делу доказательствами и заключением экспертизы, при этом заключение эксперта должно оцениваться наравне с другими имеющимися в деле доказательствами).
14. Суды в процессе рассмотрения дел, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, должны при определении вида и срока наказания виновному, исходить из принципов гуманизма и справедливости, неукоснительно выполнять требования закона об индивидуальном подходе к каждому делу, уделять особое внимание степени общественной опасности совершенного преступления, наличию причинной связи между дорожно-транспортным происшествием и его последствиями, поведению лица после происшествия, его действия по отношению к потерпевшему (оказание медицинской помощи потерпевшему после дорожно-транспортного происшествия, материальной и моральной помощи для быстрого выздоровления, восполнение материального и морального ущерба, причиненного гражданам и юридическим лицам, а также оказание помощи членам семьи погибшего в случае смерти потерпевшего), другим обстоятельствам, смягчающим или отягчающим наказание.
15. При рассмотрении уголовных дел, предусмотренных статьями 260, 262, 265 Уголовного кодекса суды должны обсудить вопрос о применении к обвиняемому дополнительной меры наказания в виде лишения права управления транспортным средством.
В санкции частей 2 и 3 статьи 266 Уголовного кодекса определена обязательность лишения виновного определенного права. Суды должны обсудить вопрос о применении дополнительного наказания — лишение права на управление транспортным средством и в тех случаях независимо от того, имеет ли лицо на него право или нет, с тем, чтобы в течение назначенного судом срока он был лишен возможности получения такого права. При наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных статьей 57 УК (например: основная профессия подсудимого — водитель, и он другой специальности не имеет) суд в описательной части приговора должен обосновать решение о неприменении дополнительного наказания. Аналогично, если лицо было лишено права на управление транспортным средством до совершения преступления либо в ходе следствия в административном порядке или на основании приговора суда, суд при рассмотрении уголовного дела должен обсудить вопрос о лишении виновного этого права в качестве дополнительной меры наказания.
Суды при постановлении приговора должны решить вопрос о гражданском иске в связи с нанесенным материальным и моральным ущербом в результате преступления. При отсутствии подобного иска в соответствии с требованиями постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 11 сентября 1998 года № 21 «О судебной практике по вопросам возмещение материального ущерба, причиненного преступлением», а также на основании статей 275, 276 УПК суды по своей инициативе должны решать вопросы, связанные с возмещением ущерба.
18. Если ущерб нанесен в результате совместных преступных действий, ответственность по возмещению причиненного ущерба должны нести все виновные лица в солидарном порядке. В соответствии со статьей 1000 Гражданского кодекса, при наличии заявления потерпевшего и защищая его интересы, в случае, если солидарный порядок не обеспечивает возмещение вреда, суд вправе возложить на лиц, причинивших ущерб, не солидарную, а долевую ответственность. В этом случае в приговоре должен быть определен порядок возмещения ущерба.
При этом, суды должны разъяснить юридическим лицам, что они на основании статьи 1001 ГК имеют право предъявить регрессный иск о взыскании суммы с лица, причинившего ущерб предприятию.
20. При решении вопроса о возмещении расходов, затраченных во время нахождения в лечебном учреждении и лечения потерпевшего в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, суды должны руководствоваться требованиями статьей 275, 276 УПК, а также нормами гражданского права. Вместе с тем, необходимо определять размеры расходов на потерпевшего и принимать меры к взысканию сумм в пользу лечебных учреждений на основании доказательств, собранных по делу (заключения экспертизы, акты, справки и другие документы).