от 15.03.1996 г. № 9
Акт на состоянии 27.12.2016
Перейти на действующую версию
 Комментарий LexUz
(с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 июня 2002 года № 10)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
См. предыдущую редакцию.
2. Разъяснить судам, что действия лица, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на товарных рынках следует расценивать как нарушение Закона Республики Узбекистан от 6 января 2012 года «О конкуренции» и квалифицировать по статье 178 Кодекса об административной ответственности. К таким действиям относятся:
(пункт 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 27 декабря 2016 года № 29)
См. предыдущую редакцию.
2. Разъяснить судам, что действия лиц, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на товарных рынках следует расценивать как нарушение закона Республики Узбекистан от 6 января 2012 года «О конкуренции» и квалифицировать по статье 178 Кодекса об административной ответственности.
(абзац первый пункта 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
3. Любое воспрепятствование свободному доступу товаров на рынок, вытеснение с него производителей, требования об искусственном поддержании чрезмерно высоких цен и другие действия, сопряженные с насилием или с угрозой насилия, повреждения или уничтожения имущества в отношении собственника товара, администрации рынков или других лиц, преследующих цель получения какой-либо имущественной выгоды, следует квалифицировать как вымогательство (рэкет) по статье 165 Уголовного кодекса. Вымогательство может выражаться в требовании о предоставлении имущественной выгоды, либо совершения действий имущественного характера в интересах вымогателя (переуступка товара по заниженной цене либо безвозмездное, насильственное изъятие товара и т. п.). Для привлечения к уголовной ответственности за вымогательство не требуется, чтобы виновное лицо реализовало угрозу насилия, а достаточно самого требования.
См. предыдущую редакцию.
4. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации с получением неконтролируемого дохода в значительном размере влечет административную ответственность по части второй статьи 176 Кодекса об административной ответственности, то же правонарушение, совершенное с получением неконтролируемого дохода в крупном размере, влечет административную ответственность по части третьей статьи 176 Кодекса об административной ответственности. Те же действия, совершенные в особо крупном размере, влекут уголовную ответственность по статье 188 Уголовного кодекса.
(абзац первый пункта 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
См. предыдущую редакцию.
5. Разъяснить, что в соответствии с действующим законодательством на занятие отдельными видами деятельности требуется специальное разрешение (лицензия). Отсутствие такого разрешения влечет ответственность по статье 190 Уголовного кодекса, если ранее в течение года виновный привлекался к административной ответственности за такие же действия по статьям 165, 1763 Кодекса об административной ответственности. Если при этом будет установлено, что виновный осуществлял предпринимательскую деятельность не только без лицензии, но и без государственной регистрации с получением неконтролируемого дохода в особо крупном размере, его действия следует квалифицировать по совокупности статей 188 и 190 Уголовного кодекса.
(пункт 5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
6. Под нарушением правил торговли или оказания услуг, ответственность за которые предусмотрена статей 189 Уголовного кодекса и статьями 164 и 168 Кодекса об административной ответственности, следует понимать нарушения законодательства Республики Узбекистан, регулирующего правоотношения в сфере торговли и услуг.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 7 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
7. Под уклонением от уплаты налогов или других платежей, ответственность за которые предусмотрена статьей 174 Кодекса об административной ответственности, следует понимать сокрытие, занижение прибыли (дохода) или других объектов налогообложения, а равно иное уклонение от уплаты установленных государством налогов, сборов, пошлин или других платежей. Те же действия, совершенные в значительном размере, влекут административную ответственность по части 2 статьи 174 Кодекса об административной ответственности.
См. предыдущую редакцию.
Служащие администрации рынков, торговых комплексов, получившие от хозяйствующего субъекта денежных средств свыше установленного размера разовых или иных сборов, должны привлекаться к административной ответственности за заведомо незаконное получение имущественной выгоды по части второй статьи 611 либо по статье 1932 Кодекса об административной ответственности. В случае совершения тех же действий в течении года после применения административного взыскания лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности по части второй статьи 19210 или по статье 214 Уголовного кодекса.
(пункт 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
11. В соответствии со статьей 44 Конституции Республики Узбекистан и Законом Республики Узбекистан от 30 августа 1995 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» любой гражданин вправе обжаловать действия налоговых органов или любого другого должностного лица в суд.
См. предыдущую редакцию.
13. Обратить внимание судов, что при рассмотрении данной категории уголовных и административных дел необходимо повысить требовательность к следственным и налоговым органам за неукоснительное соблюдение норм процессуального законодательства о всестороннем и объективном расследовании преступления, выявлении и привлечении к ответственности всех причастных к нему лиц, полноте материалов об административной ответственности, остро реагировать на факты необоснованного привлечения граждан к административной или уголовной ответственности, незаконного ареста или изъятия принадлежащего им имущества. По каждому факту нарушения законности, непривлечения к ответственности всех лиц, участвовавших в преступлении, ставить вопрос об ответственности должностных лиц, тщательно изучать причины и условия, способствующие правонарушениям в сфере торговли, принимать меры к их устранению путем внесения частных определений.
(пункт 13 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
См. предыдущую редакцию.
13-1. Органам предварительного следствия и судам следует неукоснительно соблюдать требования статьи 13 Уголовного кодекса, предусматривающего обратную силу закона, улучшающего положение лица, совершившего общественно-опасное деяние.
Разъяснить, что действие статьи 5 Закона Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития» (далее по тексту — Закон) распространяется в отношении лиц:
13-2. Уголовные дела в отношении лиц, совершивших преступления, предусмотренные частью первой или второй статей 188, 189 Уголовного кодекса до вступления Закона в силу, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда (первой, апелляционной инстанций), подлежат прекращению на основании пункта 2 статьи 83 Уголовно-процессуального кодекса, а указанные лица — привлечению к административной ответственности с соблюдением сроков, предусмотренных статьей 36 кодекса об административной ответственности.
Уголовные дела в отношении лиц, отбывающих наказание за совершение преступления, предусмотренного частями первой или второй статей 188, 189 Уголовного кодекса ко дню вступления Закона в силу, подлежат прекращению на основании пункта 2 статьи 83 Уголовно-процессуального кодекса, а указанные лица освобождению от ответственности вообще.
Вопрос о приведении судебных решений в соответствие с Законом в отношении лиц, осужденных до вступления его в силу, но не отбывших наказание, а также в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость, рассматривается вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом.
13-3. При приведении в соответствие с Законом судебных решений в отношении лиц, осужденных по совокупности преступлений или нескольким приговорам, судам следует иметь ввиду, что при освобождении от ответственности лиц, осужденных по части первой или второй статей 188, 189 Уголовного кодекса, необходимо пересмотреть вид и размер окончательного наказания, назначенного по совокупности преступлений или нескольким приговорам.
(пункты 13-1 — 13-3 введены постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)