Комментарий LexUz
(с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 июня 2002 года № 10)
Развитию в стране цивилизованных рыночных отношений серьезно препятствуют злоупотребления, нарушения антимонопольного законодательства, факты поборов и вымогательства, а также другие противоправные действия, допускаемые в сфере торговли, что наносит серьезный ущерб экономике страны, интересам и правам граждан.
Нет единства в понимании отдельных норм уголовного и административного права об ответственности за нарушения правил торговли, антимонопольного законодательства. В следственной практике, в деятельности налоговых органов распространены факты неправильного применения указанных законов.
В судебной практике допускаются случаи назначения необоснованно мягких наказаний рэкетирам и другим лицам, препятствующим свободному доступу товаров на рынок, представителям администрации рынков, занимающимся поборами, хищениями и другими злоупотреблениями, неправильной квалификации преступлений. Зачастую не выявляются причины и условия, способствующие нарушениям правил торговли, судебные процессы по этой категории дел не придаются широкой огласке.
В целях укрепления законности, правильного и единообразного применения законодательства, обеспечения защиты прав и интересов граждан Пленум Верховного суда Республики Узбекистан постановляет:
1. Обратить внимание судов, следственных и налоговых органов на необходимость строжайшего соблюдения принципа неотвратимости ответственности и наказания за правонарушения в сфере торговли, имея в виду их повышенную общественную опасность для общества.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Обеспечить применение строгих наказаний к вымогателям, работникам администрации рынков, торговых комплексов, занимающимся хищениями, поборами с граждан, злоупотребляющим своим служебным положением, перекупщикам, нарушающим правила торговли, искусственно поддерживающим чрезмерно высокие цены, вытесняющих с рынков производителей продукции.
(абзац второй пункта 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
См. предыдущую редакцию.
2. Разъяснить судам, что действия лица, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на товарных рынках следует расценивать как нарушение Закона Республики Узбекистан от 6 января 2012 года «О конкуренции» и квалифицировать по статье 178 Кодекса об административной ответственности. К таким действиям относятся:
непредставление или несвоевременное представление антимонопольному органу и органам по защите прав потребителей информации либо представление им заведомо недостоверных сведений;
уклонение от исполнения, несвоевременное или ненадлежащее исполнение предписаний антимонопольного органа о прекращении нарушений, о восстановлении первоначального положения, об устранении нарушений прав потребителей;
уклонение изготовителем от исполнения, несвоевременное или ненадлежащее исполнение предписаний органов государственного управления, осуществляющих контроль за безопасностью и качеством товаров (работ, услуг);
нарушение антимонопольных требований при слиянии, присоединении хозяйствующих субъектов и совершении сделок по приобретению акций (долей) и иных имущественных прав;
совершение согласованных действий и заключение сделок, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на товарном или финансовом рынке, а равно нарушение антимонопольных требований к конкурсным (тендерным) или биржевым торгам;
причинение ущерба потребителям товаром (работой, услугой), не отвечающим требованиям нормативной документации, а также непредоставление потребителям информации или предоставление заведомо недостоверных сведений о товарах (работах, услугах);
прием для реализации и продажи товаров с истекшим сроком годности, а также товаров без указания даты выпуска и срока годности, для которых законодательством предусмотрено обязательное указание даты выпуска и срока годности.
(пункт 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 27 декабря 2016 года № 29)
См. предыдущую редакцию.
2. Разъяснить судам, что действия лиц, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на товарных рынках следует расценивать как нарушение закона Республики Узбекистан от 6 января 2012 года «О конкуренции» и квалифицировать по статье 178 Кодекса об административной ответственности.
(абзац первый пункта 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
3. Любое воспрепятствование свободному доступу товаров на рынок, вытеснение с него производителей, требования об искусственном поддержании чрезмерно высоких цен и другие действия, сопряженные с насилием или с угрозой насилия, повреждения или уничтожения имущества в отношении собственника товара, администрации рынков или других лиц, преследующих цель получения какой-либо имущественной выгоды, следует квалифицировать как вымогательство (рэкет) по статье 165 Уголовного кодекса. Вымогательство может выражаться в требовании о предоставлении имущественной выгоды, либо совершения действий имущественного характера в интересах вымогателя (переуступка товара по заниженной цене либо безвозмездное, насильственное изъятие товара и т. п.). Для привлечения к уголовной ответственности за вымогательство не требуется, чтобы виновное лицо реализовало угрозу насилия, а достаточно самого требования.
См. предыдущую редакцию.
4. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации с получением неконтролируемого дохода в значительном размере влечет административную ответственность по части второй статьи 176 Кодекса об административной ответственности, то же правонарушение, совершенное с получением неконтролируемого дохода в крупном размере, влечет административную ответственность по части третьей статьи 176 Кодекса об административной ответственности. Те же действия, совершенные в особо крупном размере, влекут уголовную ответственность по статье 188 Уголовного кодекса.
(абзац первый пункта 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
По указанной статье Уголовного кодекса должны квалифицироваться и действия лиц, оказывающих содействие в приобретении или реализации товаров или иных предметов для юридических лиц и граждан, заключении сделок между сторонами, и иные посреднические действия, осуществляемые с уклонением от регистрации.
См. предыдущую редакцию.
При определении размера неконтролируемого дохода, полученного в результате незаконной предпринимательской деятельности (реализации продукции, работ, услуг) необходимо исходить от суммы выручки с учетом вычета затрат, связанных с осуществлением данной деятельности.
(абзац третий пункта 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
См. предыдущую редакцию.
5. Разъяснить, что в соответствии с действующим законодательством на занятие отдельными видами деятельности требуется специальное разрешение (лицензия). Отсутствие такого разрешения влечет ответственность по статье 190 Уголовного кодекса, если ранее в течение года виновный привлекался к административной ответственности за такие же действия по статьям 165, 1763 Кодекса об административной ответственности. Если при этом будет установлено, что виновный осуществлял предпринимательскую деятельность не только без лицензии, но и без государственной регистрации с получением неконтролируемого дохода в особо крупном размере, его действия следует квалифицировать по совокупности статей 188 и 190 Уголовного кодекса.
(пункт 5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
См. последующую редакцию.
6. Под нарушением правил торговли или оказания услуг, ответственность за которые предусмотрена статей 189 Уголовного кодекса и статьями 164 и 168 Кодекса об административной ответственности, следует понимать нарушения законодательства Республики Узбекистан, регулирующего правоотношения в сфере торговли и услуг.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 7 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
7. Под уклонением от уплаты налогов или других платежей, ответственность за которые предусмотрена статьей 174 Кодекса об административной ответственности, следует понимать сокрытие, занижение прибыли (дохода) или других объектов налогообложения, а равно иное уклонение от уплаты установленных государством налогов, сборов, пошлин или других платежей. Те же действия, совершенные в значительном размере, влекут административную ответственность по части 2 статьи 174 Кодекса об административной ответственности.
См. предыдущую редакцию.
8. Должностные лица администрации рынков, торговых комплексов, а также иные должностные лица, осуществляющие свою деятельность в сфере торговли, за вознаграждение, препятствующие свободному доступу товаров или производителей на рынок, искусственно поддерживающие чрезмерно высокие цены, подлежат ответственности, в зависимости от наличия государственной доли в уставном фонде организации, за взяточничество по статье 210 либо за коммерческий подкуп по статье 1929 Уголовного кодекса.
Если указанные действия не были связаны с получением вознаграждения, однако причинили крупный ущерб либо существенный вред правам и интересам граждан, либо государственным или общественным интересам, их следует квалифицировать в зависимости от обстоятельств дела, как злоупотребление служебным положением по статье 205 Уголовного кодекса, либо превышение власти или служебных полномочий по статье 206 Уголовного кодекса, либо в случае отсутствия государственной доли в уставном фонде организации по статье19211 Уголовного кодекса.
Служащие администрации рынков, торговых комплексов, получившие от хозяйствующего субъекта денежных средств свыше установленного размера разовых или иных сборов, должны привлекаться к административной ответственности за заведомо незаконное получение имущественной выгоды по части второй статьи 611 либо по статье 1932 Кодекса об административной ответственности. В случае совершения тех же действий в течении года после применения административного взыскания лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности по части второй статьи 19210 или по статье 214 Уголовного кодекса.
(пункт 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
9. Разъяснить, что нарушение хозяйствующим субъектом правил метрологии, сертификации, прав владельца товарного знака, влечет административную ответственность соответственно по статьям 213, 214 и 177 Кодекса об административной ответственности.
10. При рассмотрении административных дел о правонарушениях в сфере торговли суды обязаны требовать от налоговых органов и органов внутренних дел представления данных о том, привлекался ли виновный ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
11. В соответствии со статьей 44 Конституции Республики Узбекистан и Законом Республики Узбекистан от 30 августа 1995 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» любой гражданин вправе обжаловать действия налоговых органов или любого другого должностного лица в суд.
См. последующую редакцию.
Если при этом гражданин требует возмещения имущественного или иного вреда, то суд обязан рассмотреть эти требования в обще исковом порядке.
12. Судам надлежит обеспечить правильное и оперативное рассмотрение дел о преступлениях и других правонарушениях в сфере торговли, принимать меры для освещения наиболее актуальных дел в средствах массовой информации.
См. предыдущую редакцию.
13. Обратить внимание судов, что при рассмотрении данной категории уголовных и административных дел необходимо повысить требовательность к следственным и налоговым органам за неукоснительное соблюдение норм процессуального законодательства о всестороннем и объективном расследовании преступления, выявлении и привлечении к ответственности всех причастных к нему лиц, полноте материалов об административной ответственности, остро реагировать на факты необоснованного привлечения граждан к административной или уголовной ответственности, незаконного ареста или изъятия принадлежащего им имущества. По каждому факту нарушения законности, непривлечения к ответственности всех лиц, участвовавших в преступлении, ставить вопрос об ответственности должностных лиц, тщательно изучать причины и условия, способствующие правонарушениям в сфере торговли, принимать меры к их устранению путем внесения частных определений.
(пункт 13 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
13-1. Органам предварительного следствия и судам следует неукоснительно соблюдать требования статьи 13 Уголовного кодекса, предусматривающего обратную силу закона, улучшающего положение лица, совершившего общественно-опасное деяние.
См. последующую редакцию.
Разъяснить, что действие статьи 5 Закона Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития» (далее по тексту — Закон) распространяется в отношении лиц:
уголовные дела в отношении которых находятся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда (первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций);
См. последующую редакцию.
13-2. Уголовные дела в отношении лиц, совершивших преступления, предусмотренные частью первой или второй статей 188, 189 Уголовного кодекса до вступления Закона в силу, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда (первой, апелляционной инстанций), подлежат прекращению на основании пункта 2 статьи 83 Уголовно-процессуального кодекса, а указанные лица — привлечению к административной ответственности с соблюдением сроков, предусмотренных статьей 36 кодекса об административной ответственности.
Уголовные дела в отношении лиц, отбывающих наказание за совершение преступления, предусмотренного частями первой или второй статей 188, 189 Уголовного кодекса ко дню вступления Закона в силу, подлежат прекращению на основании пункта 2 статьи 83 Уголовно-процессуального кодекса, а указанные лица освобождению от ответственности вообще.
Вопрос о приведении судебных решений в соответствие с Законом в отношении лиц, осужденных до вступления его в силу, но не отбывших наказание, а также в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость, рассматривается вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом.
См. последующую редакцию.
13-3. При приведении в соответствие с Законом судебных решений в отношении лиц, осужденных по совокупности преступлений или нескольким приговорам, судам следует иметь ввиду, что при освобождении от ответственности лиц, осужденных по части первой или второй статей 188, 189 Уголовного кодекса, необходимо пересмотреть вид и размер окончательного наказания, назначенного по совокупности преступлений или нескольким приговорам.
(пункты 13-1 — 13-3 введены постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
См. последующую редакцию.
14. Председателям Верховного суда Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областных и Ташкентского городского судов по уголовным делам, а также Военного суда Республики Узбекистан обеспечить правильное и единообразное применение законодательства по делам данной категории, систематически анализировать судебную практику, принимать меры к устранению имеющихся в ней недостатков.
См. последующую редакцию.