См. предыдущую редакцию.
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., № 29-30, ст. 278), постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 июля 2008 года № 160 «О дополнительных мерах по развитию инфраструктуры рынка ценных бумаг» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., № 31-32, ст. 298) и Положением о Центре по координации и развитию рынка ценных бумаг при Госкомконкуренции Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан 30 марта 1996 года № 126 (Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан, 1996 г., № 3, ст. 11), приказываю:
(преамбула в редакции приказа генерального директора Центра по координации и развитию рынка ценных бумаг при Госкомконкуренции Республики Узбекистан от 29 ноября 2013 года № 2013-06 (рег. № 1899-6 от 05.12.2013 г.) — СЗ РУ, 2013 г., № 49, ст. 642)
1. Утвердить Положение о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг согласно приложению.
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
УТВЕРЖДЕНО
приказом генерального директора Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг от 29 ноября 2008 года № 2008-41
приказом генерального директора Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг от 29 ноября 2008 года № 2008-41
См. предыдущую редакцию.
Настоящее Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг», постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 июля 2008 года № 160 «О дополнительных мерах по развитию инфраструктуры рынка ценных бумаг» устанавливает порядок организации и осуществления внутреннего контроля профессионального участника рынка ценных бумаг.
(преамбула в редакции приказа директора Агентства по развитию рынка капитала Республики Узбекистан от 14 октября 2019 года № 2019-56 (рег. № 1899-8 от 23.10.2019 г.) — Национальная база данных законодательства, 23.10.2019 г., № 10/19/1899-8/3948)
Требования настоящего Положения распространяются на организации, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг за исключением коммерческих банков и страховщиков.
профессиональный участник рынка ценных бумаг (далее — профессиональный участник) — юридическое лицо, которое осуществляет профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
внутренний контроль профессионального участника рынка ценных бумаг (далее — внутренний контроль) — контроль за соответствием деятельности профессионального участника требованиям законодательства, внутренних документов профессионального участника, связанных с его профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг (далее — внутренние документы);
контролер профессионального участника (далее — контролер) — должностное лицо профессионального участника, ответственное за осуществление внутреннего контроля в соответствии с настоящим Положением;
См. предыдущую редакцию.
уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг — Агентство по развитию рынка капитала Республики Узбекистан.
(абзац пятый пункта 1 в редакции приказа директора агенства по развитию рынка капитала Республики Узбекистан от 5 марта 2019 года № 2019-13 (рег. № 1899-7 от 11.03.2019 г.) — Национальная база данных законодательства, 12.03.2019 г., № 10/19/1899-7/2749)
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
2. Осуществление внутреннего контроля возлагается на контролера, который назначается уполномоченным органом управления профессионального участника.
(абзац первый пункта 2 в редакции приказа генерального директора Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан от 24 октября 2011 года № 2011-18 (рег. № 1899-5 от 17.11.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 45-46, ст. 486)
См. предыдущую редакцию.
Осуществление внутреннего контроля в организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в качестве инвестиционного консультанта, возлагается на руководителя организации.
(пункт 2 дополнен абзацем вторым приказом генерального директора Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан от 10 ноября 2010 г. № 2010-21 (рег. № 1899-3 от 09.12.2010 г.) — СЗ РУ, 2010 г., № 49, ст. 464)
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 2 исключен приказом генерального директора Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан от 24 октября 2011 года № 2011-18 (рег. № 1899-5 от 17.11.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 45-46, ст. 486)
3. Контролер подотчетен в своей деятельности наблюдательному совету профессионального участника. В случае отсутствия наблюдательного совета контроль за деятельностью контролера осуществляет исполнительный орган профессионального участника.
4. При совмещении профессиональным участником профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществление внутреннего контроля может быть возложено на нескольких контролеров.
5. Профессиональный участник для осуществления внутреннего контроля вправе формировать отдельное структурное подразделение под руководством контролера.
6. Контролер независим в своей деятельности от других структурных подразделений профессионального участника.
7. Должность контролера включается в штат работников профессионального участника. Работа в должности контролера должна быть основным местом работы для контролера. Контролер не вправе совмещать работу одновременно у двух и более профессиональных участников.
См. предыдущую редакцию.
8. Профессиональный участник должен иметь Инструкцию (положение) о внутреннем контроле (далее — Инструкция), утвержденную его наблюдательным советом. В случае отсутствия наблюдательного совета Инструкция утверждается исполнительным органом профессионального участника.
(пункт 8 в редакции приказа генерального директора Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан от 24 апреля 2009 г. № 2009-25 (рег. № 1899-1 от 12.05.2009 г.) — СЗ РУ, 2009 г., № 19-20, ст. 243)
порядок действий контролера в случае выявления им нарушений законодательства и внутренние документы;
порядок осуществления внутреннего контроля в филиалах профессионального участника (при наличии филиалов, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг);
ответственность контролера в случаях непредставления или несвоевременного представления отчетов контролера наблюдательному совету и исполнительному органу.
10. При наличии у профессионального участника филиала, осуществляющего профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, в штат работников филиала включается контролер филиала.
См. предыдущую редакцию.
Функции контролера филиала может исполнять контролер головной организации профессионального участника либо руководитель филиала, если количество работников в штате филиала, выполняющих функции, непосредственно связанные с осуществлением филиалом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг не более трех человек.
(абзац второй пункта 10 в редакции приказа генерального директора Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан от 28 августа 2011 г. № 2011-13 (рег. № 1899-4 от 26.09.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 39, ст. 402)
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 10 исключен приказом генерального директора Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан от 28 августа 2011 г. № 2011-13 (рег. № 1899-4 от 26.09.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 39, ст. 402)
11. На контролера филиала распространяются нормы настоящего Положения с учетом следующих особенностей:
контролер филиала независим в своей деятельности от других работников филиала и подотчетен руководителю филиала и контролеру головной организации;
обо всех выявленных нарушениях законодательства и внутренних документов контролер филиала информирует контролера головной организации и руководителя филиала;
отчетные документы, касающиеся деятельности филиала, контролер филиала представляет контролеру головной организации и руководителю филиала в порядке, установленном настоящим Положением.
См. предыдущую редакцию.
обо всех выявленных нарушениях законодательства и внутренних документов информирует контролера и руководителя головной организации;
отчетные документы, касающиеся деятельности филиала, представляет контролеру и руководителю головной организации в порядке, установленном настоящим Положением.
(пункт 111 введен приказом генерального директора Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан от 28 августа 2011 г. № 2011-13 (рег. № 1899-4 от 26.09.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 39, ст. 402)
12. Лицо, назначаемое на должность контролера, должно соответствовать квалификационным требованиям, установленным уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.
См. предыдущую редакцию.
13. Контролер профессионального участника не вправе исполнять должностные обязанности, не связанные с исполнением функций внутреннего контроля, кроме:
См. предыдущую редакцию.
обязанностей по организации и осуществлению внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
(абзац четвертый пункта 13 в редакции приказа директора Агентства по развитию рынка капитала Республики Узбекистан от 14 октября 2019 года № 2019-56 (рег. № 1899-8 от 23.10.2019 г.) — Национальная база данных законодательства, 23.10.2019 г., № 10/19/1899-8/3948)
См. предыдущую редакцию.
131. Контролер профессионального участника, фондовой биржи, фондового отдела другой биржи, владеющий квалификационным аттестатом I или II категории, должен иметь одно из нижеследующих:
высшее образование по финансово-экономической, юридической, математической специальности либо информационным технологиям;
как минимум пятилетний стаж работы из последних десяти лет в организациях, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, на фондовых биржах, фондовых отделах других бирж или в экономической, финансовой и юридической сферах деятельности, сфере информационных технологий либо работы в государственных органах управления по указанным направлениям.
(пункт 131 введен приказом директора Агентства по развитию рынка капитала Республики Узбекистан от 14 октября 2019 года № 2019-56 (рег. № 1899-8 от 23.10.2019 г.) — Национальная база данных законодательства, 23.10.2019 г., № 10/19/1899-8/3948)
не имеющее высшее образование по одной из следующих специальностей: финансово-экономическая, юридическая, математическая либо информационные технологии;
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 14 исключен приказом генерального директора Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан от 16 ноября 2009 года № 2009-44 (рег. № 1899-2 от 24.11.2009 г.) — СЗ РУ, 2009 г., № 48, ст. 518)
исполнявшее функции единоличного исполнительного органа, входило в состав коллегиального исполнительного органа или являлось учредителем профессионального участника, фондовой биржи, кредитной, страховой или аудиторской организации в момент прекращения действия лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности у указанных организаций за нарушения лицензионных требований и условий, допущенных по вине этого лица, если с момента такого прекращения прошло менее трех лет;
имеющее непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или за преступления против порядка управления;
исполнявшее функции единоличного исполнительного органа или входило в состав коллегиального исполнительного органа юридического лица в момент, когда такое лицо было признано банкротом и с момента признания не истекло два года.
15. Профессиональный участник вправе устанавливать в Инструкции дополнительные требования к контролеру в соответствии с законодательством.
б) контролирует соблюдение профессиональным участником требований законодательства о рынке ценных бумаг, внутренних правил профессионального участника;
в) рассматривает поступающие профессиональному участнику обращения, заявления и жалобы, связанные с осуществлением профессиональным участником профессиональной деятельности;
г) незамедлительно уведомляет руководителя профессионального участника о выявленном нарушении профессиональным участником законодательства и внутренних документов, устанавливает причины совершения нарушения и виновных в нем лиц;
д) контролирует устранение выявленных нарушений законодательства и внутренних документов и соблюдение мер по предупреждению аналогичных нарушений в дальнейшей деятельности профессионального участника;
е) представляет наблюдательному совету и исполнительному органу профессионального участника сведения в соответствии с их запросами;
См. предыдущую редакцию.
ж) осуществляет иные функции по контролю за соблюдением профессиональным участником требований законодательства.
(подпункт «ж» пункта 16 в редакции приказа генерального директора Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан от 16 ноября 2009 года № 2009-44 (рег. № 1899-2 от 24.11.2009 г.) — СЗ РУ, 2009 г., № 48, ст. 518)
требовать представления документов профессионального участника и знакомиться с содержанием баз данных и регистров, связанных с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг;
требовать от работников профессионального участника, обязанности которых связаны с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, представления соответствующей информации, необходимой для осуществления функций контролера;
требовать от работников профессионального участника, обязанности которых связаны с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, представления письменных объяснений по вопросам, возникающим в процессе исполнения им своих обязанностей.
обеспечивать сохранность и возврат полученных оригиналов документов и файлов профессионального участника и его работников;
консультировать работников профессионального участника по вопросам, связанным с организацией внутреннего контроля;
См. предыдущую редакцию.
19. В случае выявления контролером нарушений законодательства о рынке ценных бумаг контролер не позднее рабочего дня письменно информирует о выявленных нарушениях руководителя профессионального участника и уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг.
(пункт 19 в редакции приказа директора Агентства по развитию рынка капитала Республики Узбекистан от 14 октября 2019 года № 2019-56 (рег. № 1899-8 от 23.10.2019 г.) — Национальная база данных законодательства, 23.10.2019 г., № 10/19/1899-8/3948)
20. Требования контролера в пределах предоставленных ему настоящим Положением прав являются обязательными для всех сотрудников профессионального участника.
отчет о проверке выявленного нарушения законодательства и внутренних документов (далее — отчет о проверке нарушения) — не позднее двух рабочих дней после выявления нарушения законодательства и внутренних документов;
квартальный отчет — по итогам каждого квартала в срок не позднее пятнадцати дней после окончания каждого квартала.
Отчеты представляются соответствующему органу управления профессионального участника, предусмотренному пунктом 3 настоящего Положения, не позднее рабочего дня, следующего за днем их составления.
о подтвержденных и иных обнаруженных в процессе проверки нарушениях законодательства и внутренних документах;
о предложениях и рекомендациях по устранению нарушения законодательства и внутренних документов и предупреждению аналогичных нарушений.
В случае повторного выявления контролером нарушения, которое было выявлено ранее, однако не было устранено, контролер вправе не составлять новый отчет о проверке нарушения. При этом информация о том, что выявленное ранее нарушение не устранено, должна быть включена в квартальный отчет контролера.
Сведения об однотипных нарушениях законодательства и внутренних документов (нарушениях одинаковых требований законодательства и внутренних документов, допущенных по одним и тем же причинам), а также о взаимосвязанных нарушениях законодательства и внутренних документов (если одно нарушение явилось следствием другого), выявленных в процессе проведения одной проверки, могут быть отражены в едином отчете о проверке нарушения.
о проведенных за квартал проверках с указанием количества проведенных проверок, выявленных при проведении проверок нарушений, причинах допущения соответствующих нарушений и принятых мер по их устранению и недопущению в дальнейшем;
о результатах рассмотрения обращений, заявлений и жалоб (о количестве рассмотренных обращений, заявлений и жалоб, о нарушениях выявленных по итогам рассмотрения обращений, заявлений и жалоб, причинах допущения соответствующих нарушений, о принятых мерах по устранению и предупреждению аналогичных нарушений в дальнейшей деятельности профессионального участника);
рекомендации по предупреждению нарушений требований законодательства, внутренних документов в дальнейшей деятельности профессионального участника;
о выполнении ограничений на осуществляемые профессиональным участником операции, установленных законодательством;
о реализации мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации, манипулирования ценами, конфликта интересов и мер по снижению рисков, связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг.
В квартальный отчет могут быть включены рекомендации по повышению квалификации работников, улучшению организации внутреннего контроля профессионального участника, а также иная информация.
25. Отчеты и иные документы контролера являются документами строгой отчетности профессионального участника и подлежат хранению на протяжении не менее пяти лет, если более длительный срок не установлен Инструкцией.
26. Поступающие профессиональному участнику обращения, в том числе заявления и жалобы, направляются для рассмотрения контролеру и подлежат регистрации в соответствии с порядком регистрации входящих документов, установленным профессиональным участником.
27. Рассмотрение обращений осуществляется в соответствии с законодательством, с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.
28. Письменный ответ заявителю о результатах рассмотрения обращения, заявления или жалобы должен содержать мотивированный ответ на каждый изложенный заявителем довод.
29. Ответ на обращение, заявление и жалобу подписывают руководитель профессионального участника и контролер.
30. Профессиональный участник несет ответственность за полноту и достоверность сведений сообщаемых им заявителям.
организует устранение выявленных нарушений законодательства, внутренних документов, а также причин и условий, способствовавших совершению нарушения.
незамедлительно доводят до сведения контролера о предполагаемых нарушениях законодательства, внутренних правил другими работниками профессионального участника или иными лицами;
уведомляют контролера о возникшем конфликте интересов, а также о сделках, в совершении которых они могут быть признаны заинтересованными лицами в соответствии с законодательством;
уведомляют контролера о клиентах, которые могут быть признаны их аффилированными лицами в соответствии с законодательством;
информируют контролера о клиентах, с которыми в течение продолжительного времени (более одной недели) невозможно установить связь по указанным клиентами данными.
33. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.