Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Агентствa по управлению государственными активами и Министерства обороны Республики Узбекистан от 29 августа 2020 года №№ 01/11-15/09 и 37 «О признании утратившими силу постановления «Об утверждении Национального стандарта Республики Узбекистан оценки имущества «Оценка военно-технического имущества», а также изменений к нему» (рег. № 1769-2 от 04.09.2020 г.).
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об оценочной деятельности» и распоряжением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 июня 2007 года № Р-278 Государственный комитет Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции и Министерство обороны Республики Узбекистан постановляют:
(преамбула в редакции постановления Государственного комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции и Министерства обороны Республики Узбекистан от 30 сентября 2014 года №№ 01/27-26/25, 15 (рег. № 1769-1 от 09.10.2014 г.) — СЗ РУ, 2014 г., № 41, ст. 516)
1. Утвердить Национальный стандарт Республики Узбекистан оценки имущества «Оценка военно-технического имущества» согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
УТВЕРЖДЕН
постановлением Госкомимущества и Министерства обороны от 5 февраля 2008 года №№ 01/19-18/01, 3
постановлением Госкомимущества и Министерства обороны от 5 февраля 2008 года №№ 01/19-18/01, 3
Настоящий Национальный стандарт оценки имущества (НСОИ № 6) «Оценка военно-технического имущества» в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об оценочной деятельности» определяет нормативное регулирование оценочной деятельности в Республике Узбекистан.
1. Целью создания НСОИ № 6 является установление общих терминов и понятий, определение видов стоимости и подходов к оценке военно-технического имущества.
военно-техническое имущество (далее — ВТИ) — часть государственного имущества, находящегося в постоянном или временном распоряжении ведомства. К нему относятся: вооружение и военная техника (далее — ВВТ); взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания; ракетное топливо для боевых ракет, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства и эксплуатации; системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой; специальное оборудование, механизмы и средства для производства, эксплуатации, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) ВВТ; оборудование для обеспечения боевого применения ВВТ; оборудование и имущество технического и тылового обеспечения военных действий, обучения и жизнедеятельности личного состава; отчужденные для военных целей территории и акватории, здания (жилой, складской и служебный фонды), коммуникации, производственные и культурно-бытовые предприятия, а также другое имущество, используемое в Вооруженных Силах;
высвобождаемое ВТИ — сверхнормативное и неиспользуемое имущество, в том числе устаревшее и снятое с вооружения, подлежащее списанию или списанное в установленном порядке, непригодное для использования по прямому предназначению и требующее больших материальных и финансовых затрат на его содержание, а также пригодное для эксплуатации, но не нашедшее применения в процессе реформирования Вооруженных Сил.
К сверхнормативному ВТИ относятся имеющиеся в ведомстве ВТИ в количестве, превышающем нормативы запаса, реализация которых является целесообразной в связи с выходом сроков их хранения или из-за других обстоятельств.
К неиспользуемому ВТИ относятся ВТИ (в том числе бывшие в эксплуатации), пригодные для использования, но не востребованные в ведомстве;
оценщик ВТИ (далее — оценщик) — лицо, имеющее право осуществлять в соответствии с законодательством оценку ВТИ;
отчет об оценке ВТИ — документ, содержащий обоснованное и аргументированное мнение оценщика о стоимости ВТИ;
рыночная стоимость ВТИ — это расчетная денежная сумма, за которую состоялась бы продажа актива на дату оценки заинтересованным продавцом заинтересованному покупателю в результате коммерческой сделки после проведения надлежащего маркетинга, при которой каждая из сторон обладала бы достаточной информацией, действовала расчетливо и без принуждения.
рынок является конкурентным и предоставляет выбор имущества для взаимодействия большого числа покупателей и продавцов;
покупатель и продавец свободны, независимы друг от друга, хорошо информированы о предмете сделки и действуют только в целях максимального удовлетворения собственных интересов — увеличить доход или полнее удовлетворить потребности;
ВТИ обращается или продается за разумный интервал времени, обеспечивающий его доступность всем потенциальным покупателям;
В случае определения восстановительной стоимости ВТИ, снятого с производства, цены и затраты на изготовление точной копии которых в современных условиях установить практически невозможно, его стоимость устанавливается как стоимость замещения на основе восстановительной стоимости аналогов, скорректированной по соотношению характеристик ранее выпускавшихся и современных объектов;
стоимость ВТИ при существующем использовании — рыночная стоимость ВТИ, основанная на продолжении формы его функционирования при предположении возможности его продажи на рынке;
процедура оценки ВТИ — совокупность приемов, обеспечивающих процесс сбора и анализа данных, проведения расчетов стоимости ВТИ и выражающих мнение о стоимости объекта оценки определенных с использованием следующих подходов оценки:
затратный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа. Предполагается возможность того, что в качестве заменителя данного имущества можно создать другое имущество, которое либо является копией оригинала, либо может обеспечить равную полезность;
доходный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки. Рассматривают данные о доходах и расходах, относящиеся к объекту оценки и рассчитывают стоимость посредством процесса капитализации. Доходный подход основан на теоретическом предположении, что текущая стоимость имущества равна приведенной стоимости ожидаемых в будущем от его эксплуатации и/или продажи;
сравнительный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними или цен предложения с обоснованием величины вносимой корректировки. При этом подходе рассматриваются продажи аналогичных или заменяющих объектов и соответствующие данные рынка, а расчетная величина стоимости устанавливается посредством процесса, предусматривающего сравнение. В общем случае объект оценки сравнивается с продажами аналогичных объектов, которые имели место на рынке.
Износ определяют на основании фактического состояния имущества с использованием данных бухгалтерского и статистического учета.
физический износ ВТИ — износ ВТИ, в результате потери стоимости за счет естественных процессов во время эксплуатации. Он выражается в старении и изнашивании, разрушении, гниении, ржавлении, поломке и конструктивных дефектах. Такой тип износа может быть как устранимым, так и не устранимым;
функциональный (моральный) износ ВТИ — износ ВТИ в результате потери стоимости вследствие относительной неспособности данного имущества обеспечить полезность по сравнению с новым имуществом, созданным для таких же целей;
устранимый износ ВТИ — износ ВТИ, затраты на устранение которого меньше, чем добавляемая при этом стоимость;
неустранимый износ ВТИ — износ ВТИ, затраты на устранение которого больше, чем добавляемая при этом стоимость;
объект сравнения ВТИ — аналог, подобный объекту оценки, который используется для расчета стоимости имущества;
скорректированная цена ВТИ — цена продажи объекта сравнения ВТИ после ее корректировки на различия с объектом оценки;
метод прямой капитализации — оценка ВТИ при сохранении стабильных условий использования имущества, постоянной величине дохода, отсутствии первоначальных инвестиций и одновременном учете возврата капитала и дохода на капитал;
метод дисконтирования денежных потоков — оценка ВТИ при произвольно изменяющихся и неравномерно поступающих денежных потоках в зависимости от степени риска, связанного с использованием имущества;
согласование результата оценки — получение итоговой оценки ВТИ на основании результатов, полученных с помощью различных подходов и методов оценки.
3. Для выполнения задания по оценке ВТИ оценщик должен сопоставить соответствие своей компетенции к специфике оцениваемого ВТИ и до принятия задания сообщить Заказчику о своих заключениях.
4. Оценщику необходимо предпринять все соответствующие действия, необходимые для компетентного выполнения задания, а также раскрыть ситуацию и действия, предпринятые для ее разрешения в отчете, представляемом по завершении работы.
адекватно идентифицировать оцениваемое имущество, права на него, определить цель и предполагаемое использование результатов оценки, круг операций по сбору данных, все ограничивающие условия и фактическую дату оценки;
установить вид и дать определение рассматриваемой стоимости. С особой тщательностью следует провести ясное и недвусмысленное различие между любым другим примененным видом стоимости и тем, который понимается или интерпретируется как рыночная стоимость.
предоставить достаточно информации о данных, обоснованиях и выводах, понятных для лиц, использующих ее;
четко идентифицировать и описать оцениваемое имущество, а также пределы, в каких оно было обследовано;
указать вид устанавливаемой стоимости, цель оценки, фактическую дату оценки и дату составления отчета;
полностью и исчерпывающе разъяснить применяемые базы оценки и привести обоснования для их применения и выводов;
включить в качестве приложения к отчету профессиональный сертификат, применимость НСОИ, другую раскрываемую информацию.
5. Для определения рыночной и отличной от рыночной стоимости ВТИ оценщик применяет один или большее число подходов к оценке, установленных Национальным стандартом НСОИ № 1 (рег. № 1604 от 24 июля 2006 г.).
6. В зависимости от видов ВТИ при оценке допускается определение стоимости имущества на основе использования общепризнанных методик оценки, рекомендованных для использования Министерством обороны по согласованию с Госкомконкуренции Республики Узбекистан.
(абзац первый пункта 6 в редакции постановления Государственного комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции и Министерства обороны Республики Узбекистан от 30 сентября 2014 года №№ 01/27-26/25, 15 (рег. № 1769-1 от 09.10.2014 г.) — СЗ РУ, 2014 г., № 41, ст. 516)
Заключительным этапом работы по оценке является анализ полученных с применением различных подходов к оценке результатов оценки, с целью принятия окончательного решения о стоимости объекта оценки.
7. Отчеты об оценке не должны вводить в заблуждение. Устанавливая рыночную стоимость, оценщик должен четко установить дату оценки (дату, к которой относится расчет стоимости), цель и функцию оценки и другие имеющие отношение к делу и подходящие критерии с тем, чтобы гарантировать возможность адекватной и логичной интерпретации наблюдений, заключений и выводов оценщика.
В определенных обстоятельствах могут оказаться уместными понятия и использование альтернативных выражений стоимости. Оценщик должен гарантировать, что если такие стоимости будут найдены и включены в отчет, их не следует истолковывать так, как будто они представляют собой рыночную стоимость.
8. Настоящий НСОИ № 6 согласован с Министерством финансов, Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан и Государственным предприятием «Узмахсусимпэкс».