В соответствии с пунктом 2.6 Программы развития рынка ценных бумаг на 2006-2007 годы, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2006 года № ПП-475 «О мерах по дальнейшему развитию рынка ценных бумаг» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 39, ст. 387, № 51-52, ст. 507), Министерство финансов, Правление Центрального банка и Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан постановляют:
1. Утвердить прилагаемое Положение о требованиях к деятельности рейтинговых агентств на финансовых рынках.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Министерства финансов, Правления Центрального банка и Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан
от 17 декабря 2007 г. №№ 104, 297-В, 2007-13
постановлением Министерства финансов, Правления Центрального банка и Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан
от 17 декабря 2007 г. №№ 104, 297-В, 2007-13
Настоящее Положение в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2006 года № ПП-475 «О мерах по дальнейшему развитию рынка ценных бумаг» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 39, ст. 387, № 51-52, ст. 507) устанавливает требования к деятельности рейтинговых агентств на финансовых рынках.
рейтинговая оценка — мнение рейтингового агентства в виде рейтингового отчета, выраженное в стандартной символьной (числовой и буквенной) форме с соответствующими пояснениями;
рейтинговая деятельность — предпринимательская деятельность рейтингового агентства, направленная на осуществление рейтинговой оценки на финансовых рынках;
рейтинговое агентство — юридическое лицо (коммерческая организация), осуществляющая рейтинговую деятельность;
клиент — юридическое лицо, заключившее с рейтинговым агентством договор на получение рейтинговой оценки в порядке, установленном законодательством.
2. Целью рейтинговой оценки является выражение независимого мнения относительно уровня кредитных и других рисков, а также способности клиента по своевременному и полному выполнению своих обязательств.
3. Объектами рейтинговой оценки являются финансовые показатели клиента, такие как кредитоспособность, платежеспособность, финансовая устойчивость, корпоративное управление, ликвидность ценных бумаг и др.
4. Государственная регистрация рейтинговых агентств в качестве юридических лиц осуществляется в порядке, установленном законодательством.
6. Рейтинговые агентства должны иметь в наименовании слова «рейтинговое агентство» и указывать в учредительных документах рейтинговую деятельность в качестве основного вида деятельности.
основывается на анализе финансовых показателей, включая рентабельность, платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность, качество активов, поток денежных средств и другие;
публикует в течение пяти рабочих дней результаты присвоенной рейтинговой оценки в средствах массовой информации и на сайтах организаторов торгов ценными бумагами, включая любые изменения в ранее присвоенную рейтинговую оценку;
указывает в публикациях, что рейтинговая оценка не содержит рекомендаций по покупке, удержанию или продаже какой-либо ценной бумаги;
обеспечивает конфиденциальность полученной от клиентов информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
в своей деятельности не допускает недобросовестную конкуренцию, в том числе путем гарантирования присвоения клиенту более высокого рейтинга по сравнению с другими рейтинговыми агентствами;
8. Работники рейтингового агентства, вовлеченные в процесс рейтинга и мониторинга, должны иметь высшее образование в сфере финансов, бухгалтерии и экономики, а также иметь стаж работы по одной из указанных специальностей не менее 3-х лет. Для этого рейтинговое агентство разрабатывает политику и процедуры, направленные на обучение и подготовку высококвалифицированных аналитиков, имеющих независимое, объективное и надежное суждение.
9. Рейтинговое агентство должно организовывать команды рейтинговых аналитиков и процессы обеспечивающие непрерывность и устойчивость рейтингового процесса и обучение своих аналитиков. В конце каждого календарного года рейтинговое агентство должно публиковать на своем сайте в сети Интернет информацию об учебных программах и программах повышения квалификации, которые были пройдены его аналитиками.
11. Рейтинговое агентство не должно присваивать рейтинги своим ассоциированным или дочерним предприятиям или их ценным бумагам, если руководитель или работники рейтингового агентства одновременно участвуют в органе управления такого предприятия.
12. Работник рейтингового агентства не должен участвовать или каким-либо образом влиять на определение рейтинга клиента, если этот работник:
13. Менеджмент рейтингового агентства при выполнении своих обязанностей должен быть независимым от вмешательства или влияния своих участников (учредителей).
14. Рейтинговое агентство устанавливает и обеспечивает исполнение разработанной политики, контроль и процедуры для обеспечения своей независимости и минимизации эффекта любого возможного конфликта интересов. Вопросы обеспечения независимости, надежности и объективности его деятельности должны быть отражены в установленной политике.
15. Взаимоотношения рейтингового агентства с клиентом регулируются договором о рейтинговой оценке, предусматривающим:
согласие клиента о сотрудничестве с рейтинговым агентством в целях осуществления объективной рейтинговой оценки клиента, включая представление клиентом адекватной, достоверной и периодической информации для целей рейтинговой оценки;
согласие клиента о том, что рейтинговое агентство будет проводить периодический мониторинг ценных бумаг и их эмитента, в порядке, установленном настоящим Положением;
обязательство клиента о раскрытии информации обо всех ценных бумагах, которым присвоены рейтинговые оценки другими рейтинговыми агентствами за последние три года;
16. Каждое рейтинговое агентство должно определить рейтинговую процедуру и разработать собственные методологии присвоения рейтинга, устанавливая соответствующие методики его присвоения в зависимости от отраслевой принадлежности рейтингуемого предприятия, вида и категории (типа) выпущенных им ценных бумаг.
17. Методологии рейтинга должны быть разработаны и приспособлены для каждого вида ценных бумаг или отрасли экономики, к которым они применяются. При необходимости рейтинговое агентство должно включать анализ корпоративного управления в структуру рейтинга для полной оценки влияния на кредитные риски.
18. Рейтинговое агентство должно информировать общественность о новых внедренных инструментах, методиках и символах посредством публикации на своем сайте в сети Интернет соответствующей информации.
в соответствии с договором получать от клиента всю необходимую информацию для проведения рейтинговой оценки;
присваивать рейтинг, основываясь на анализе дополнительных показателей, предусмотренных в методике рейтинговой оценки;
раскрывать информацию в порядке, установленном настоящим Положением и иными актами законодательства;
22. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.
23. Настоящее Положение согласовано с Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства.