Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 30 апреля 2021 года № УП-6218 «О мерах по комплексной систематизации национальной базы законодательства».
Отметить, что осуществленные за последние годы меры по либерализации налично-денежного обращения, прежде всего, отмена кассовых планов, беспрепятственная выдача наличных денег коммерческим банкам в пределах средств на их корреспондентских счетах, совершенствование системы организации инкассирования наличных денег привели к значительному увеличению поступления наличных денег в кассы банков, укреплению денежной системы, повышению платежной дисциплины.
В то же время углубление процессов рыночных реформ и либерализации экономики в качестве приоритетной задачи требует реализации конкретных мер по сокращению внебанковского оборота, повышению персональной ответственности должностных лиц за своевременную выплату заработной платы и осуществление других платежей, особенно в таких регионах, как Республика Каракалпакстан, Джизакская, Кашкадарьинская, Бухарская, Сурхандарьинская, Сырдарьинская и Ташкентская области.
В целях дальнейшего совершенствования механизмов денежного обращения, резкого сокращения внебанковского оборота наличных денег, обеспечения своевременных расчетов по оплате труда, социальным и другим платежам:
1. Определить важнейшим направлением деятельности органов государственной власти на местах, соответствующих министерств, ведомств и контролирующих органов, а также всех банковских учреждений кардинальное сокращение внебанковского оборота и привлечение в банки свободных наличных денежных средств за счет:
совершенствования механизма налогового контроля за полнотой учета и инкассации (сдачи в банки) наличной денежной выручки, за безусловным применением контрольно-кассовых машин хозяйствующими субъектами, осуществляющими реализацию товаров и услуг за наличный расчет, в порядке, предусмотренном законодательством;
(абзац второй пункта 1 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 6 марта 2019 года № УП-5684 — Национальная база данных законодательства, 06.03.2019 г., № 06/19/5684/2708)
создания благоприятных условий для привлечения в банковские вклады сбережений населения и свободных денежных средств хозяйствующих субъектов, особенно на срочные депозиты;
беспрепятственной выдачи наличных денег с депозитов населения и со счетов хозяйствующих субъектов во всех случаях, предусмотренных законодательством, создание системы управления денежной массой в соответствии с принципами рыночной экономики, поэтапного устранения различий между наличными и безналичными денежными расчетами;
активного развития и расширения масштабов новых форм банковского кредитования, связанных с привлечением средств населения, в первую очередь, потребительского кредитования приобретения товаров отечественного производства, а также ипотечного кредитования жилищного строительства;
создание системы налоговых льгот для широкого развития сельской торговли, в том числе за счет создания в сельской местности сетей филиалов городских магазинов и супермаркетов, внедрения механизма формирования их оборотного капитала;
развития институтов рыночной инфраструктуры, в первую очередь, предприятий, предоставляющих страховые и лизинговые услуги, мобилизующих свободные средства населения.
2. Одобрить разработанный Центральным банком, Министерством экономики и Министерством финансов Республики Узбекистана совместно с коммерческими банками Перечень комплексных мер по кардинальному сокращению внебанковского оборота и вовлечению наличной денежной массы в банковские операции согласно приложению.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 3 утратил силу в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 сентября 2005 г. № ПП–193 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 39, ст. 296)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 4 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № УП-5296 — Национальная база данных законодательства, 10.01.2018 г., № 06/18/5296/0534)
5. Центральному банку, Республиканскому объединению инкассации, Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан, коммерческим банкам:
обеспечить строгое исполнение решений Правительства по совершенствованию организации деятельности служб инкассации;
установить контроль за безусловным выполнением принятой схемы инкассирования, соблюдением в регионах республики установленных правил инкассации;
(абзац третий пункта 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 6 марта 2019 года № УП-5684 — Национальная база данных законодательства, 06.03.2019 г., № 06/19/5684/2708)
осуществлять постоянный мониторинг за соответствием объемов инкассированной (с данной в банки) наличной денежной выручки фактически складывающимся объемам розничной торговли и платных услуг.
(абзац четвертый пункта 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 6 марта 2019 года № УП-5684 — Национальная база данных законодательства, 06.03.2019 г., № 06/19/5684/2708)
6. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, городов и районов:
обеспечить строгий контроль за соблюдением установленных правил торговли, наличием контрольно-кассовых машин, полнотой и своевременностью поступления денежной выручки в кассы банков;
организовать системную работу по выявлению дополнительных источников поступления наличных денежных средств за счет совершенствования организации и развития торговли, жилищно-коммунальной сферы, услуг связи, пассажирского транспорта и других видов платных услуг.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Азимова Р.С. и председателя Центрального банка Республики Узбекистан Муллажанова Ф.М.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Президента Рнспублики Узбекистан от 15 апреля 2005 г. № ПП-57
к постановлению Президента Рнспублики Узбекистан от 15 апреля 2005 г. № ПП-57
№ | Основные направления | Мероприятия | Форма реализации | Сроки исполнения | Ответственные исполнители |
1. | Совершенствование механизма налогового контроля за полнотой учета и инкассации наличной денежной выручки, за безусловным применением контрольно-кассовых аппаратов хозяйствующими субъектами при реализации товаров и услуг за наличный расчет | 1.1. Организация обследований, хронометражей и проведение проверок, в том числе при инкассации наличной выручки | Мероприятия | постоянно | Государственный налоговый комитет, коммерческие банки |
1.2. Осуществление мер, направленных на реализацию Закона «О противодействии легализации денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» | Комплекс мер, разработка нормативной базы | II полугодие 2005 г. | Кабинет Министров, соответствующие министерства и ведомства | ||
1.3. Проведение через средства массовой информации широкой разъяснительной работы о важности и содержании реализуемых мер по ограничению внебанковского оборота, недопустимости нарушения налогового законодательства и неотвратимости наказания за уклонение от уплаты налогов | Организация выступлений, статей, теле- и радиопередач, проведение «круглых столов», семинаров | регулярно | Департамент по борьбе с экономическими преступлениями, Государственный налоговый комитет, Узтелерадио, Агентство по печати и информации | ||
2. | Поэтапное устранение различий между наличными и безналичными денежными платежами | 2. 1. Обеспечение беспрепятственной выдачи наличных денег с депозитов населения и со счетов хозяйствующих субъектов во всех случаях, предусмотренных законодательством | Контроль за исполнением принятых решений в сфере наличного обращения. Представление информации о проделанной работе в Кабинет Министров | постоянно | Центральный банк, Государственный налоговый комитет, коммерческие банки |
2.2. Внесение изменений в нормативную базу, направленных на приведение системы денежного обращения в соответствие с международными стандартами | Разработка нормативных актов | I полугодие 2005 г. | Центральный банк, Министерство экономики, Государственный налоговый комитет | ||
3. | Совершенствование системы управления денежной массой в соответствии с принципами рыночной экономики | 3.1. Постоянный мониторинг денежно-кредитных параметров в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 4 февраля 2003 г. № 63 | Представление информации о проделанной работе в Кабинет Министров | ежеквартально | Центральный банк |
3.2. Ежегодная разработка «Основных направлений монетарной политики», направленных на обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивости национальной валюты | Предоставление «Основных направлений монетарной политики» в Республиканский банковский совет и Сенат Олий Мажлиса | ежегодно до 1 декабря | |||
4. | Повышение доверия населения и хозяйствующих субъектов к банковской системе | 4.1. Строгое соблюдение законодательства о банковской тайне | Комплекс мер и проведение мониторинга | постоянно | Центральный банк, коммерческие банки, Министерство юстиции |
4.2. Развитие партнерских отношений между коммерческими банками и их клиентами | Мероприятия, проведение опросов, «круглых столов» и др. | в течение 2005-2006 гг. | Центральный банк, коммерческие банки | ||
5. | Поэтапное освобождение коммерческих банков от функций финансового контроля | 5.1. Передача банками финансовым, налоговым и таможенным органам функций по контролю за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности клиентов | Проект решения Правительства, изменения в нормативной базе | в течение 2005 г. | Центральный банк, коммерческие банки, Министерство финансов, Государственный налоговый комитет, Государственный таможенный комитет |
5.2. Переход к осуществлению платежей в порядке календарной очередности | |||||
6. | Дальнейшее сокращение налогового бремени на хозяйствующих субъектов, включая прямые и косвенные налоги, а также платежи во внебюджетные фонды | 6. 1. Разработка новой редакции Налогового кодекса | Проекты законодательных и нормативных актов | до 1 сентября 2005 г. | Рабочая группа по разработке новой редакции Налогового кодекса |
7. | Принятие мер по массовому внедрению пластиковых карточек, в том числе корпоративных, в денежные расчеты за приобретаемые товары и услуги | 7.1. Мероприятия по выпуску пластиковых карточек, осуществляемые в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 24 сентября 2004 г. № 445 | Комплекс мер | по графику в течение 2005-2006 гг. | Коммерческие банки, Центральный банк, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента |
7.2. Поэтапное оснащение торговых предприятий расчетными терминалами, объединенными в единую банковскую сеть по приему электронных платежей посредством пластиковых карточек | Мероприятия | по графику в течение 2005 г. | |||
7.3 Разработка и принятие «Положения о выпуске и использовании корпоративных пластиковых карточек» | Проект нормативного документа | апрель 2005 г. | Центральный банк, Министерство финансов, Государственный налоговый комитет | ||
8. | Создание благоприятных условий для привлечения в банковские вклады средств населения и хозяйствующих субъектов | 8.1. Расширение видов банковских продуктов для физических и юридических лиц, повышение привлекательности сбережений в банках | Мероприятия | в течение 2005 г. | Коммерческие банки, Центральный банк |
8.2. Расширение перечня депозитных сертификатов, ценных бумаг и других продуктов, размещаемых среди населения | |||||
8.3. Дальнейшее расширение коммерческими банками сети их филиалов, мини-банков, сберегательных касс, в том числе в сельской местности | Комплекс мер, изменения в нормативной базе | в течение 2005 -2006 гг. | Коммерческие банки, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, городов и районов, Центральный банк, Министерство финансов | ||
9. | Активное развитие и расширение масштабов новых форм банковского кредитования, в первую очередь, потребительского кредитования товаров отечественного производства и ипотечного кредитования жилищного строительства | 9.1. Разработка проекта Закона Республики Узбекистан «О потребительском кредитовании», предусматривающего создание упрощенного механизма получения населением потребительских кредитов | Проект Закона | II квартал 2005 г. | Министерство экономики, Центральный банк, Министерство финансов, коммерческие банки |
9.2. Разработка проекта Закона Республики Узбекистан «Об ипотеке и ипотечном кредитовании жилищного строительства» | Проект Закона | апрель 2005 г. | Министерство экономики, Центральный банк, Министерство финансов, Госархитектстрой, Государственный налоговый комитет, Министерство юстиции, коммерческие банки | ||
9.3. Разработка и принятие Положения «Об ипотечном кредитовании жилищного строительства, реконструкции и приобретения жилья» | Проект нормативного документа | июнь 2005г. | |||
10. | Широкое развитие сельской торговли, в том числе за счет создания в сельской местности сетей филиалов городских супермаркетов | 10.1. Внесение предложений по унификации и упрощению нормативно-правовой базы, созданию благоприятных условий для деятельности оптовых, розничных и оптово-розничных предприятий, в первую очередь, в сельской местности | Проект решения Правительства | апрель 2005 г. | ИДД по вопросам комплекса потребительских товаров и торговли Кабинета Министров, Министерство экономики, Министерство финансов, Государственный налоговый комитет, Министерство юстиции, заинтересованные хозобъединения |
11. | Развитие небанковских финансовых институтов, в первую очередь, предприятий, предоставляющих страховые и лизинговые услуги | 11.1. Широкое внедрение в практику различных форм корпоративного и индивидуального страхования, совершенствование системы обязательного страхования | Комплекс мер | в течение 2005-2006 гг. | Министерство финансов, Ассоциация страховщиков |
11 .2. Активное развитие лизинга, в том числе сельскохозяйственных производителей, предприятий малого бизнеса | Комплекс мер | в течение 2005-2006 гг. | Министерство финансов, Ассоциация лизингодателей |
(приложение в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 30 сентября 2018 года № УП-5547 — Национальная база данных законодательства, 01.10.2018 г., № 06/18/5547/1975)