Важнейшими задачами реформирования судебно-правовой системы страны по укреплению независимости судебной власти и повышению эффективности судебной защиты, являются создание эффективной системы исполнения судебных решений, всестороннее материально-техническое оснащение и финансирование судов.
В реализации этих задач особое место отведено Департаменту по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее — Судебный департамент).
Судебным департаментом проводится определенная работа по повышению эффективности работы, связанной с принудительным исполнением судебных решений. За последние четыре года количество исполненных судебных решений возросло в 3 раза. По итогам 2005 года фактически взысканная судебными исполнителями сумма составила 716,8 млрд. сумов, что в 17 раз больше суммы, взысканной в 2002 году.
Значительно улучшилось материально-техническое обеспечение судов. Объем средств, выделенных на указанные цели, за последние четыре года возрос в 2,7 раза. Только в 2005 году осуществлено строительство и капитальный ремонт 60 зданий судов, приобретено 14 новых зданий, на что израсходовано более 1,3 млрд. сум.
В то же время, как показали специально проведенные проверки, из-за отсутствия должной организации работы в деятельности Судебного департамента имеются серьезные недостатки и упущения, отрицательно влияющие на эффективность системы принудительного исполнения судебных решений. Ответственными должностными лицами систематически нарушаются возложенные на них обязанности по взысканию средств с должников. В результате, ежегодно увеличивается остаток неисполненных судебных решений, который по итогам 2005 года составил более 26% от общего количества документов, поступивших в производство судебных исполнителей. Сумма не взысканных по этим судебным решениям средств составила 444,5 млрд. сумов.
Не уделяется должного внимания подбору и расстановке кадров, повышению их квалификации. Ослаблена работа по укреплению законности и дисциплины среди сотрудников Судебного департамента. В ходе проверки выявлены факты назначения на ответственные должности лиц, не имеющих достаточного опыта, образования либо скомпрометировавших себя по прежнему месту работы в правоохранительных органах.
В результате ослабления организационно-кадровой работы, за последние три года количество должностных преступлений в системе Судебного департамента увеличилось почти в 14 раз.
Продолжают иметь место злоупотребления в реализации имущества должников, волокита и затягивание сроков исполнительного производства, преднамеренное занижение стоимости объектов недвижимости и автотранспорта, а также факты коррупции со стороны руководителей и сотрудников Судебного департамента. Допущены случаи сокрытия поступивших на исполнение документов.
Не на должном уровне находится методико-аналитическая работа в системе Судебного департамента. Не отвечает современным требованиям уровень обеспечения безопасности судей, судебных процессов и их участников. Действенные организационно-правовые механизмы в этой сфере не проработаны.
Подобное положение дел является, в первую очередь, результатом неудовлетворительной организации работы Судебного департамента, непрофессионализма руководящих кадров, нарушения с их стороны законности, что в свою очередь дискредитирует судебную систему и оказывает негативное влияние на осуществляемые в стране реформы судебно-правовой сферы.
На сложившуюся неблагоприятную ситуацию существенно повлияло резкое увеличение нагрузки судебных исполнителей в связи с возложением на Судебный департамент в последние годы ряда дополнительных функций по исполнению судебных решений, в частности, принудительное взыскание недоимок в бюджет за счет имущества должников, уничтожение или реализация имущества, обращенного в доход государства, взыскание финансовых санкций с субъектов предпринимательства, налагаемых в судебном порядке. Средняя нагрузка на судебного исполнителя по сравнению с 2001 годом увеличилась более чем в три раза, в отдельных регионах — в 6-7 раз. В то же время меры по укреплению материально-технической базы подразделений Судебного департамента, совершенствованию форм и методов организации работы судебных исполнителей, основанные на использовании информационно-коммуникационных и иных современных технологий, не были реализованы.
В целях дальнейшего совершенствования системы обеспечения безусловного исполнения судебных решений, повышения эффективности работы Судебного департамента по реализации возложенных на него задач:
1. Признать работу Министерства юстиции Республики Узбекистан по руководству деятельностью Судебного департамента, совершенствованию системы принудительного исполнения судебных решений неудовлетворительной.
Принять к сведению, что за серьезные нарушения законности, недостатки и допущенные злоупотребления в работе, освобождены от занимаемых должностей директор, руководители отдельных подразделений и сотрудники Судебного департамента. Материалы проверок переданы в правоохранительные органы для рассмотрения в соответствии с законом.
до 1 ноября 2006 года провести аттестацию работников Судебного департамента, направленную на укрепление его кадрового состава честными, добросовестными, квалифицированными специалистами, реализацию мер по освобождению подразделений Судебного департамента от сотрудников, не соответствующих занимаемым должностям по уровню своей профессиональной подготовки и моральным качествам;
ввести в практику порядок конкурсного отбора кадров для назначения на должность судебного исполнителя, обеспечивающий объективность и прозрачность при отборе специалистов.
Определить, что назначение на должности заместителей директора, начальников управлений и отделов Судебного департамента осуществляется приказом министра юстиции Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
3. Образовать в структуре Судебного департамента Инспекцию собственной безопасности с численностью управленческого персонала 22 единицы, в том числе 5 единиц в центральном аппарате.
Установить, что Инспекция собственной безопасности и ее подразделения на местах при осуществлении возложенных на них задач подчиняются непосредственно директору Судебного департамента.
4. Утвердить Положение и организационно-штатную структуру Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, типовые организационно-штатные структуры территориальных управлений Судебного департамента и районных (городских) отделов судебных исполнителей согласно приложениям № 1 — 6.
Установить предельную численность Судебного департамента без учета обслуживающего персонала в количестве 1270 единиц, в том числе в центральном аппарате — 46 единиц, увеличив численность работников Судебного департамента с учетом дополнительно возложенных на него функций на 540 единиц.
См. последующую редакцию.
Предоставить министру юстиции Республики Узбекистан право вносить изменения в организационно-штатную структуру Департамента в пределах установленной общей численности.
См. последующую редакцию.
внести соответствующие изменения в штатное расписание и смету расходов Департамента, вытекающие из настоящего постановления;
в двухмесячный срок совместно с Министерством юстиции внести в Кабинет Министров предложения, направленные на укрепление материально-технической базы отделов судебных исполнителей, стимулирование их работы в зависимости от конечных результатов, размера взыскиваемых ими сумм.
См. предыдущую редакцию.
6. Установить, что реализация автомототранспортных средств и недвижимого имущества в соответствии с решениями судов и актами иных органов осуществляется только на открытых аукционных торгах.
(абзац первый пункта 6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
См. последующую редакцию.
Утвердить Положение о порядке реализации автомототранспортных средств и недвижимого имущества при исполнении судебных актов и актов иных органов согласно приложению № 7.
Положение о порядке оценки имущества, арестованного судебными исполнителями при совершении исполнительных действий, предусматривающее внедрение механизмов конкурсного отбора оценщиков, а также иные меры, исключающие умышленное занижение стоимости имущества и другие нарушения;
См. последующую редакцию.
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Положение о порядке реализации по исполнительным документам имущества (за исключением автомототранспортных средств и недвижимости), предусматривающее конкурсный отбор торговых организаций, осуществляющих продажу данного имущества.
Министерством высшего и среднего специального образования (Р. Касымов) ввести, начиная с 2006/2007 учебного года, в учебные программы высших учебных заведений с юридическим профилем дисциплины по исполнительному производству, а также обеспечить разработку и реализацию специальной учебной программы подготовки судебных исполнителей в Центре повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции, предусматривающую периодическую (каждые пять лет) переподготовку специалистов по вопросам принудительного исполнения с учетом современных требований и стандартов;
УзАСИ (А. Арипов) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по созданию в Судебном департаменте единой информационно-компьютерной сети, предназначенной для организации и ведения базы данных по исполнительным документам, а также контроля за взыскиваемыми судебными исполнителями средствами;
Верховным судом, Высшим хозяйственным судом, Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел, Центральным банком внести на рассмотрение в Кабинет Министров предложения по совершенствованию законодательства об исполнительном производстве, направленные на обеспечение тесного взаимодействия судебных исполнителей с судебными, правоохранительными, регистрирующими органами и финансово-кредитными организациями;
Комментарий LexUz
См. Положение о порядке взаимодействия судебных исполнителей с судами, правоохранительными, регистрирующими органами, финансово-кредитными организациями при принудительном исполнении судебных актов и актов иных органов (рег. № 1656 от 05.02.2007 г.).
Министерством внутренних дел (Б. Матлюбов) в двухмесячный срок разработать и утвердить инструкции: о порядке обеспечения безопасности судов, судебных процессов и их участников; о порядке исполнения отдельных поручений судей, в том числе по принудительному приводу лиц, уклоняющихся от явки в суд; а также по обеспечению охраны общественного порядка в местах совершения исполнительных действий, предусмотрев в них тесное взаимодействие и координацию действий отделов судебных исполнителей с органами внутренних дел;
Комментарий LexUz
См. Инструкцию по обеспечению охраны общественного порядка в местах совершения исполнительных действий (рег. № 1653, от 15.01.2007 г.), Инструкцию о порядке исполнения поручений судей по принудительному приводу лиц, уклоняющихся от явки в суд (рег. № 1654, от 15.01.2007 г.), а также Инструкцию о порядке обеспечения безопасности судов, судебных процессов и их участников (рег. № 1655, от 15.01.2007 г.)
заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления, а также обеспечить приведение в соответствие с ним нормативных актов министерств и ведомств.
абзац первый пункта 9 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 сентября 2001 года № 383 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов Республики Узбекистан» (СП Республики Узбекистан, 2001 г., № 9, ст. 55) и приложения № 1—4 к нему;
абзац третий пункта 13 приложения к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 апреля 2003 года № 197 «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан» (СП Республики Узбекистан, 2003 г., № 4, ст. 34).
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш. Мирзияева и Государственного советника Президента Республики Узбекистан А. Набиева.
1. Настоящее Положение определяет основные задачи и полномочия Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее — Судебный департамент).
Судебный департамент подведомственен Министерству юстиции Республики Узбекистан и в своей деятельности подотчетен министру юстиции Республики Узбекистан.
2. Судебный департамент является специально уполномоченным государственным органом, осуществляющим функции по исполнению судебных актов и актов иных органов, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов.
В систему Судебного департамента входят территориальные управления на местах (Республика Каракалпакстан, области и г. Ташкент), а также районные (городские) отделы судебных исполнителей.
3. Судебный департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, решениями Кабинета Министров, другими актами законодательства, а также настоящим Положением.
4. Судебный департамент является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием, а также банковские счета, открываемые в соответствии с законодательством.
5. Судебный департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные подразделения.
Судебный департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с судами, правоохранительными и другими государственными органами и организациями.
См. последующую редакцию.
6. Финансирование судов осуществляется за счет средств республиканского бюджета и Фонда развития судов и органов юстиции. Средства, выделяемые на содержание судов из государственного бюджета, указываются в нем отдельной строкой.
Судебный департамент вправе содержать за счет Фонда развития судов и органов юстиции дополнительные штатные единицы в пределах до 10 процентов от общего количества работников Судебного департамента.
См. последующую редакцию.
материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности судов и подготовка предложений по его совершенствованию;
эффективное освоение средств, выделенных на строительство и ремонт зданий судов, и принятие мер по созданию надлежащих условий для деятельности судов;
разработка предложений по улучшению условий труда, материального и социального обеспечения судей и работников аппарата судов и внесение их в соответствующие органы;
См. последующую редакцию.
обеспечивает принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов, за исключением актов, принудительное исполнение которых законом возложено на иные органы государственного управления;
исполняет в установленном законодательством порядке решения уполномоченных органов, предусматривающие обращение имущества, в том числе предметов и орудий правонарушений и вещественных доказательств, в доход государства или их уничтожение;
См. последующую редакцию.
разрабатывает с учетом потребностей судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по гражданским и уголовным делам предложения по финансированию на очередной финансовый год и представляет их в установленном порядке в Министерство финансов Республики Узбекистан;
доводит финансовые средства до судов через соответствующие учреждения банков в порядке, определяемом Министерством финансов Республики Узбекистан;
взаимодействует с правоохранительными и другими органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;
обеспечивает осуществление мер по обеспечению безопасности судей и судебных процессов, для чего в установленном порядке привлекает силы и средства органов внутренних дел, других правоохранительных органов, организаций;
организует ведение исполнительного производства, делопроизводства и статистической работы в районных (городских) отделах судебных исполнителей, разрабатывает и внедряет эффективные методы работы судебных исполнителей;
анализирует и обобщает практику применения законодательства в сфере исполнения судебных актов и актов иных органов и вносит в Министерство юстиции Республики Узбекистан предложения по его совершенствованию;
формирует и ведет статистическую и аналитическую информацию о результатах деятельности Судебного департамента и его органов, ведет в установленном порядке банк данных по исполнительным производствам и взысканным суммам;
осуществляет отбор и расстановку кадров центрального аппарата, территориальных управлений, судебных исполнителей, организует профессиональную подготовку, переподготовку и повышение их квалификации;
проводит внутренний контроль за кадрами в порядке, установленном министром юстиции Республики Узбекистан;
взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента;
запрашивать из государственных и других органов, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц необходимые документы и информацию;
См. последующую редакцию.
давать обязательные для исполнения указания государственным органам, другим юридическим лицам и их должностным лицам, а также гражданам;
См. последующую редакцию.
привлекать в установленном порядке для выполнения возложенных задач научные и иные организации, ученых и специалистов;
в соответствии с законодательством выступать в качестве заказчика по материально-техническому обеспечению судов и органов Судебного департамента;
См. последующую редакцию.
10. При осуществлении принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов должностные лица Судебного департамента вправе:
проводить на предприятиях, в учреждениях и организациях проверку исполнения судебных актов и актов иных органов в отношении работающих должников и ведения финансовой документации в соответствии с исполнительным производством;
давать физическим и юридическим лицам, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения определенных исполнительных действий;
входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, проводить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество в соответствии с законом;
налагать арест на денежные средства и иные ценности, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в соответствии с законодательством;
использовать нежилые помещения, находящиеся в государственной собственности, а при согласии собственника — помещения, находящиеся в частной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или иной орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;
11. Должностные лица Судебного департамента должны использовать предоставленные им права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов государства, юридических и физических лиц, а также осуществлять иные обязанности, установленные законодательством.
12. Судебный департамент возглавляет заместитель министра юстиции — директор Департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
13. Директор Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности министром юстиции Республики Узбекистан.
14. Инспекция собственной безопасности Судебного департамента осуществляет свою деятельность на основе принципов оперативности, объективности и независимости. Работники инспекции собственной безопасности, в том числе работающие в территориальных управлениях, подчиняются непосредственно директору Судебного департамента.
проводит работы по предупреждению противоправных действий со стороны работников Судебного департамента;
осуществляет тщательное и объективное изучение каждого факта нарушения работниками требований законодательства, исполнительской дисциплины и служебной этики, проводит служебные расследования, в том числе с привлечением специалистов в области экономики и финансов для изучения финансово-хозяйственных нарушений;
вносит директору Судебного департамента предложения о привлечении работников к дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности;
изучает кандидатуры для комплектования органов Судебного департамента честными, добросовестными и профессионально подготовленными кадрами;
принимает меры по защите работников Судебного департамента от незаконного вмешательства в их деятельность, посягательств на личную жизнь, здоровье и имущество работников и членов их семей.
Положение об Инспекции собственной безопасности утверждается министром юстиции Республики Узбекистан.
15. Территориальные управления Судебного департамента организуют работу по исполнению судебных актов и актов иных органов, осуществляют работы по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов.
Территориальные управления Судебного департамента являются юридическими лицами, формируются и финансируются непосредственно Судебным департаментом и в своей деятельности подотчетны директору Судебного департамента.
Районные (городские) отделы судебных исполнителей возглавляются старшим судебным исполнителем. Ведение исполнительного производства и организация деятельности судебных исполнителей осуществляются в порядке, установленном министром юстиции Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
16. Начальники управлений и отделов центрального аппарата, работники инспекции собственной безопасности, начальники и заместители начальников территориальных управлений Судебного департамента назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном порядке министром юстиции Республики Узбекистан по представлению директора Судебного департамента. Другие работники центрального аппарата назначаются и освобождаются от должности директором Судебного департамента.
Работники территориальных управлений (за исключением технического и обслуживающего персонала) назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном порядке директором Судебного департамента по представлению начальника территориального управления.
Старшие судебные исполнители и судебные исполнители назначаются на должность и освобождаются от должности начальником территориального управления по согласованию с директором Судебного департамента.
Отбор кадров для назначения на должность судебного исполнителя осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном министром юстиции Республики Узбекистан.
1) руководит деятельностью Судебного департамента, его территориальных управлений, а также деятельностью районных (городских) отделов судебных исполнителей;
2) назначает на должность и освобождает от должности работников Судебного департамента в установленном порядке;
проекты положений о территориальных управлениях Судебного департамента и районных (городских) отделов судебных исполнителей;
проекты нормативно-правовых актов и других документов по вопросам, отнесенным к компетенции Судебного департамента;
предложения о внесении изменений в структуру Судебного департамента и его территориальных подразделений;
представления о назначении на должность и освобождении от должности начальников управлений и отделов центрального аппарата, работников инспекции собственной безопасности, начальников и заместителей начальников территориальных управлений Судебного департамента;
предложения о представлении к государственным наградам Республики Узбекистан работников Судебного департамента;
штатное расписание Судебного департамента, его территориальных управлений и районных (городских) отделов судебных исполнителей;
положения об управлениях и отделах центрального аппарата Судебного департамента, за исключением инспекции собственной безопасности;
6) издает в пределах своей компетенции приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности Судебного департамента, обязательные для исполнения всеми его работниками;
7) определяет в соответствии с законодательством порядок и условия выплаты работникам Судебного департамента надбавок, премий и иных вознаграждений в пределах выделенных средств;
См. последующую редакцию.
Директор Судебного департамента несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Судебный департамент задач.
18. В случае отсутствия директора Судебного департамента его полномочия осуществляет один из заместителей.
19. Заместители директора Судебного департамента, начальники управлений, отделов и другие работники осуществляют свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, утверждаемыми директором Судебного департамента.
См. последующую редакцию.
20. Работникам Судебного департамента в установленном порядке присваиваются специальные звания, классные чины и выплачиваются надбавки за выслугу лет в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы.
См. последующую редакцию.
21. Судебный департамент имеет на праве оперативного управления обособленное имущество, являющееся республиканской собственностью.
См. последующую редакцию.
22. Ликвидация или реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) Судебного департамента производятся по решению Президента Республики Узбекистан.
При реорганизации или ликвидации Судебного департамента увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и законных интересов в соответствии с законодательством.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(текст приложения № 2 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 1 ноября 2007 года № ПП-722 — СЗ РУ, 2007 г., № 45, ст. 451)
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
1. Настоящее Положение в соответствии с Гражданским кодексом Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов», постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 июля 2009 года № 200, определяет порядок реализации автомототранспортных средств и недвижимого имущества при исполнении судебных актов и актов иных органов, в том числе об обращении их в доход государства (далее — исполнительные документы).
(пункт 1 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
См. предыдущую редакцию.
2. Реализация по исполнительным документам автомототранспортных средств осуществляется только на открытых аукционных торгах, проводимых специализированными торговыми организациями на специально отведенных торговых площадках, а недвижимого имущества — на открытых аукционных торгах, проводимых риэлторскими организациями (далее — организаторы торгов).
См. последующую редакцию.
На проводимых организаторами торгов аукционных торгах автомототранспортными средствами и недвижимым имуществом вправе участвовать любое юридическое или физическое лицо непосредственно либо через представителя.
(пункт 2 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
3. Организаторы торгов, реализующие автомототранспортные средства и недвижимое имущество по исполнительным документам в Республике Каракалпакстан, областях и в г. Ташкенте, определяются Министерством юстиции Республики Узбекистан на условиях конкурса.
В необходимых случаях, учитывая объем реализуемых по исполнительным документам автомототранспортных средств и недвижимого имущества, в каждом регионе на основе конкурса могут быть определены несколько организаторов торгов, которые закрепляются за конкретными районными (городскими) отделами судебных исполнителей.
(пункт 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
4. При отборе организатора торгов учитывается его опыт и деловая репутация в этой области, наличие торговых площадок, мест хранения, квалифицированных специалистов, удовлетворительное финансовое состояние организации, отсутствие задолженности, в том числе перед бюджетом, стоимость оказываемых услуг и другие критерии.
Между организатором торгов и территориальным управлением Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее — Судебный департамент) заключается договор сроком на один год с правом его пролонгирования.
При пролонгировании договора учитывается соблюдение организатором торгов условий данного договора и отсутствие с ее стороны нарушений порядка организации и проведения аукциона.
Порядок проведения конкурса, в том числе критерии отбора организаторов торгов, определяется Министерством юстиции Республики Узбекистан совместно с Госкомимуществом и Министерством финансов Республики Узбекистан»;
(пункт 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
См. последующую редакцию.
5. Автомототранспортные средства и недвижимое имущество до выставления на аукционные торги подлежат осмотру и оценке.
См. предыдущую редакцию.
Проведение осмотра и оценки автотранспортных средств и недвижимого имущества, обращенных в доход государства, организовывается должностными лицами уполномоченного органа, их изъявшего, в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 15 июля 2009 года № 200.
(абзац второй пункта 5 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 5 ноября 2010 г. № ПП-1430 — СЗ РУ, 2010 г., № 44-45, ст. 378)
Проведение осмотра и оценки автотранспортных средств и недвижимого имущества по другим исполнительным документам, предусматривающим обращение взыскания на имущество должника, организовывается судебными исполнителями.
6. Осмотр технического состояния автомототранспортного средства проводится с участием специалиста органов Государственной службы безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел (далее — ГСБДД) и должника, а по исполнительным документам, предусматривающим взыскание в доход государства, — также представителя территориального финансового органа.
Осмотр состояния недвижимого имущества проводится с участием специалиста территориального органа Госкомземгеодезкадастра и должника, а по исполнительным документам, предусматривающим взыскание в доход государства, — также представителя территориального финансового органа.
См. последующую редакцию.
По результатам осмотра автомототранспортного средства и недвижимого имущества составляется акт осмотра, который подписывается судебным исполнителем (а по автотранспортным средствам и недвижимому имуществу, обращенным в доход государства — должностным лицом уполномоченного органа, их изъявшего), а также лицами, участвовавшими в проведении осмотра.
См. предыдущую редакцию.
7. Оценка автомототранспортных средств и недвижимого имущества осуществляется оценочной организацией.
При проведении оценки автомототранспортного средства, обращенного в доход государства за нарушение таможенного законодательства, его стоимость определяется исходя из таможенной стоимости, но не менее сумм таможенных платежей, которые подлежали бы уплате при перемещении через таможенную границу в таможенном режиме «выпуск для свободного обращения».
(пункт 7 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 5 ноября 2010 г. № ПП-1430 — СЗ РУ, 2010 г., № 44-45, ст. 378)
См. последующую редакцию.
8. Осмотр и оценка проводится не позднее 3 рабочих дней со дня ареста автомототранспортного средства и недвижимого имущества.
Оценка автомототранспортных средств и недвижимого имущества, как правило, проводится одновременно с их осмотром.
См. последующую редакцию.
9. Судебный исполнитель при приеме от уполномоченного органа автомототранспортных средств и недвижимого имущества, обращенных в доход государства, проверяет наличие всех документов, в том числе подтверждающих их осмотр и оценку. В случае отсутствия необходимых документов, их несоответствия установленным требованиям исполнительный документ в трехдневный срок возвращается в суд, его выдавший, а в случае неясности их содержания — обращается с заявлением о разъяснении данных обстоятельств или способа и порядка исполнения.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
10. Реализация автомототранспортных средств и недвижимого имущества осуществляется на основании заявки, подаваемой судебным исполнителем организатору торгов.
(пункт 10 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
11. Судебный исполнитель направляет организатору торгов заявку на реализацию автомототранспортного средства и недвижимого имущества по форме, согласно приложению № 1 к настоящему Положению, не позднее следующего дня после:
(абзац первый пункта 11 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
получения от уполномоченного органа автомототранспортного средства и недвижимого имущества, обращенных в доход государства, с оформленными в установленном порядке документами;
См. предыдущую редакцию.
получения от оценочной организации отчета об оценке автомототранспортного средства и недвижимого имущества — при обращении взыскания на имущество должника по другим исполнительным документам.
(абзац третий пункта 11 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 5 ноября 2010 г. № ПП-1430 — СЗ РУ, 2010 г., № 44-45, ст. 378)
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
документы, характеризующие автомототранспортное средство или недвижимое имущество, в том числе копии акта их осмотра и отчета об оценке;
(абзац четвертый пункта 12 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 5 ноября 2010 г. № ПП-1430 — СЗ РУ, 2010 г., № 44-45, ст. 378)
копии документов, подтверждающих право пользования или право собственности на автомототранспортное средство или недвижимое имущество.
См. последующую редакцию.
В случае реализации объекта незавершенного строительства, дополнительно к указанным документам прилагаются копии решения об отводе земельного участка, разрешения соответствующего государственного органа на строительство и учредительных документов заказчика.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
13. Автомототранспортные средства до проведения аукциона хранятся в специально отведенных местах, определяемых судебным исполнителем (стоянках, складах, штрафных площадках уполномоченных органов, органов ГСБДД и других организаций), на которых обеспечиваются соответствующие условия их сохранности.
При этом, судебный исполнитель обязан обеспечить ограничение в пользовании и ином доступе к автомототранспортным средствам со стороны других лиц (опечатывание).
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
14. При наличии у организатора торгов мест хранения автомототранспортных средств, имеющих необходимые условия для обеспечения его сохранности, судебный исполнитель вправе изменить место хранения автомототранспортного средства и передать его на хранение в места хранения, принадлежащих организатору торгов. При этом составляется акт приема-передачи, который подписывается судебным исполнителем, лицом, ответственным за хранение имущества, а также лицом, вновь назначенным ответственным за хранение имущества.
(пункт 14 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
15. Организатор торгов не позднее 3 дней со дня получения заявки размещает в средствах массовой информации извещение о проведении аукциона.
(абзац первый пункта 15 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
Извещение публикуется не менее чем в двух средствах массовой информации (республиканского и областного уровня). Повторное извещение может быть сделано через средства массовой информации, в которых оно ранее было размещено.
Перечень средств массовой информации, в которых размещаются извещения о проведении аукциона определяется Судебным департаментом.
информация об объекте аукциона, в том числе о местонахождении недвижимого имущества и месте хранения автомототранспортного средства;
См. предыдущую редакцию.
сумма задатка в процентах (не менее 10 процентов) от начальной цены и реквизиты банковского счета организатора торгов, на который она должна быть перечислена платежными поручениями (квитанциями) отдельно за каждый объект аукциона с указанием номера и даты исполнительного документа;
(абзац восьмой пункта 16 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
См. предыдущую редакцию.
(абзац девятый пункта 16 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
17. Извещение о проведении аукциона публикуется в средствах массовой информации не менее чем за тридцать дней до их проведения.
При повторном выставлении автомототранспортного средства или недвижимого имущества на аукцион без изменения условий его проведения, извещение о проведении аукциона должно быть сделано не менее чем за 15 дней до его проведения.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
18. С момента опубликования извещения организатор торгов предоставляет возможность для предварительного ознакомления с автомототранспортными средствами и недвижимым имуществом, выставленными на аукцион, в заранее определенные дату и время.
(абзац первый пункта 18 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
Для создания условий для предварительного ознакомления участников аукциона место хранения автомототранспортного средства может быть изменено совместно соответствующим судебным исполнителем в порядке, установленном пунктом 14 настоящего Положения.
19. К участию в аукционе допускаются юридические и физические лица, имеющие право принимать участие на торгах в качестве покупателя, своевременно подавшие заявку на участие в аукционе, представившие необходимые документы и внесшие в установленном порядке сумму задатка.
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 20 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
См. предыдущую редакцию.
копия платежного документа (квитанции), подтверждающего внесение задатка на банковский счет организатора торгов, с указанием номера и даты исполнительного документа, предусмотренного в извещении о проведении аукциона. При этом задаток по нескольким объектам аукциона должен быть внесен платежными поручениями (квитанциями) отдельно за каждый из них;
(абзац третий пункта 20 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
Иностранные юридические и физические лица дополнительно представляют сведения о законности происхождения сумовых средств.
См. последующую редакцию.
21. Лицам, допущенным к участию в аукционе, выдается карточка участника аукциона, включающая в себя:
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
22. Запрещается участие в аукционе судебным исполнителям, сотрудникам Судебного департамента и его территориальных управлений, налоговых, финансовых, таможенных, судебных органов, органов прокуратуры, внутренних дел, Службы национальной безопасности, специалистам, работникам оценочных организаций осуществившим осмотр и оценку реализуемого автомототранспортного средства и недвижимого имущества.
(пункт 22 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 5 ноября 2010 г. № ПП-1430 — СЗ РУ, 2010 г., № 44-45, ст. 378)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 23 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
а) в начале аукциона аукционист оглашает краткую характеристику и начальную цену объекта, основные условия проведения аукциона, в том числе шага аукциона и срока оплаты за выкупленное имущество, который не может превышать 5 банковских дней со дня подписания протокола о результатах аукциона.
См. предыдущую редакцию.
Начальной ценой объекта аукциона является цена, определенная оценочной организацией в установленном порядке.
(абзац второй подпункта «а» пункта 23 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 5 ноября 2010 г. № ПП-1430 — СЗ РУ, 2010 г., № 44-45, ст. 378)
Шаг аукциона задается в пределах от 1 до 10 процентов от цены, складывающейся в процессе проведения торгов, в зависимости от их ликвидности. Решение о шаге аукциона принимается аукционистом для каждого объекта аукциона в отдельности. В случае необходимости, аукционист может изменять шаг по ходу аукциона в зависимости от спроса и предложения.
После этого аукционист объявляет регистрационные номера участников, зарегистрированных для участия в аукционе по соответствующему объекту. Участник, номер которого назван аукционистом, должен поднять карточку участника, подтверждая факт участия в аукционе;
б) после объявления первоначальной цены с учетом первого шага аукционист указывает в сторону участника, который, с точки зрения аукциониста, первым поднял свой номер. В случае проявления интереса со стороны других участников аукционист объявляет следующую цену в соответствии с шагом аукциона.
Аукцион продолжается до тех пор, пока не выявится один из участников, предложивший наивысшую цену объекта торга.
Аукцион завершается после троекратного объявления достигнутой цены, когда за данную цену другие участники не подняли свой номер. Победителем аукциона становится тот участник, номер которого был назван аукционистом последним;
в) по завершении торгов аукционист объявляет о продаже выставленного автомототранспортного средства или недвижимого имущества, называет продажную цену и номер победителя аукциона.
См. предыдущую редакцию.
Протокол подписывается в трех экземплярах покупателем или его представителем и организатором торгов. В протоколе указываются сведения:
(абзац второй пункта 24 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
об исполнительном производстве, на основании которого автомототранспортное средство или недвижимое имущество выставлено на аукцион;
об обязательстве победителя аукциона по оплате стоимости автомототранспортного средства или недвижимого имущества.
См. предыдущую редакцию.
Один экземпляр протокола о результатах аукциона выдается победителю аукциона. Второй экземпляр остается у организатора торгов, а третий экземпляр направляется судебному исполнителю после внесения покупателем всей суммы за реализованное имущество с приложением копии соответствующего платежного документа.
(абзац седьмой пункта 24 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
После проверки зачисления денежных средств старший судебный исполнитель районного (городского) отдела судебных исполнителей производит соответствующую отметку в экземпляре протокола, переданного победителю аукциона, подтвержденную печатью.
25. Протокол о результатах аукциона и платежный документ является основанием для снятия судебным исполнителем ареста на автомототранспортное средство и недвижимое имущество, а также его передачи победителю аукциона.
Передача оформляется актом, подписываемым судебным исполнителем и победителем аукциона или его представителем.
б) никто из участников аукциона не изъявил желание купить автомототранспортное средство или недвижимое имущество по объявленной аукционистом начальной цене, независимо от шага;
в) победитель аукциона уклонился от подписания протокола о результатах аукциона или в течение установленного срока не внес полностью сумму за реализованное автомототранспортное средство или недвижимое имущество.
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
27. В случаях признания аукциона несостоявшимся организатор торгов организует и проводит повторный аукцион. Повторные аукционы проводятся в порядке, установленном настоящим Положением.
(пункт 27 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
28. В случае, если автомототранспортное средство или недвижимое имущество не будет реализовано в течение двух месяцев, в том числе на повторных аукционах, организатор торгов направляет судебному исполнителю извещение для решения вопроса об уценке автомототранспортного средства и недвижимого имущества либо об их возврате.
(пункт 28 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
См. последующую редакцию.
29. Судебный исполнитель не позднее трех дней со дня получения извещения решает вопрос об уценке автомототранспортного средства или недвижимого имущества либо их возврате.
При этом, уценка автомототранспортного средства и недвижимого имущества, подлежащего реализации на основании исполнительных документов об обращении их в доход государства, а также других исполнительных документов, предусматривающих взыскание в доход государства (в том числе об обращении взыскания задолженности по налогам и обязательным платежам в бюджет и государственные целевые фонды на имущество должника), производится судебным исполнителем с участием представителей финансового и налогового органа.
Автомототранспортные средства и недвижимое имущество, подлежащие реализации на основании других исполнительных документов, уценке не подлежат, а подлежат возврату для совершения дальнейших исполнительных действий в соответствии с требованиями Закона Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов».
См. последующую редакцию.
30. Уценка производится в размере не более чем на 20 процентов от стоимости автомототранспортного средства и недвижимого имущества.
О произведенной уценке составляется акт, который подписывается судебным исполнителем и представителями финансового и налогового органа.
Один экземпляр акта об уценке автомототранспортного средства и недвижимого имущества, подлежащего реализации по исполнительным документам об обращении имущества в доход государства, направляется уполномоченному органу, их изъявшему.
31. Аукцион по уцененному автомототранспортному средству и недвижимому имуществу проводится в порядке, установленном настоящим Положением как повторные торги.
При этом, извещение о проведение повторных торгов по уцененным автомототранспортным средствам и недвижимому имуществу размещается в средствах массовой информации не менее чем за 15 дней до его проведения.
См. предыдущую редакцию.
32. Аукцион может быть приостановлен на любой стадии организации или проведения, в случае отмены решения, на основании которого выдан исполнительный документ, либо приостановления исполнения исполнительного документа в установленном законом порядке. Об этом судебный исполнитель незамедлительно письменно сообщает организатору торгов.
(абзац первый пункта 32 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
См. предыдущую редакцию.
Организатор торгов обязан информировать о приостановлении аукциона в средствах массовой информации, в которых ранее было размещено извещение о проведении аукциона. Организатор торгов также обеспечивает возврат сумм задатка, внесенного лицами, изъявившими желание участвовать в аукционе, не позднее 5 банковских дней со дня поступления соответствующего письменного сообщения судебного исполнителя.
(абзац второй пункта 32 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
См. последующую редакцию.
33. Не позднее чем через 5 банковских дней со дня подписания протокола о результатах аукциона победитель аукциона должен произвести оплату за реализованное на аукционе автомототранспортное средство или недвижимое имущество. При этом, сумма внесенного задатка засчитывается в сумму оплаты.
См. предыдущую редакцию.
Всем остальным участникам аукциона сумма задатка возвращается в установленном порядке в течение 5 банковских дней с момента подписания протокола о результатах аукциона. Указанная сумма задатка по письменному заявлению участника может быть оставлена на банковском счете организатора торгов для участия на повторном аукционном торге или торгах по другим автомототранспортным средствам или недвижимому имуществу. При этом в платежном поручении (квитанции) о внесении задатка организатором торгов делается соответствующая отметка с учетом номера и даты исполнительного документа.
(абзац второй пункта 33 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
См. предыдущую редакцию.
34. Организатор торгов не позднее 2 банковских дней со дня поступления всей суммы за реализованное на аукционе автомототранспортное средство или недвижимое имущество перечисляет эти средства с удержанием суммы вознаграждения на депозитный счет районного (городского) отдела судебных исполнителей, а средства, поступившие от реализации автомототранспортное средство или недвижимое имущество, обращенного в доход государства, — на специальный счет.
В случае несвоевременного перечисления указанных сумм с организатора торгов взыскивается пеня в размере 0,07 процентов за каждый день просрочки от неперечисленной суммы на основании постановления судебного исполнителя.
(пункт 34 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
35. Распределение средств, поступивших на депозитный счет (специальный счет) отдела судебных исполнителей от реализации автомототранспортных средств и недвижимого имущества, осуществляется в установленном законодательством порядке.
См. предыдущую редакцию.
36. Размер вознаграждения организатора торгов за оказанные услуги по проведению аукциона, определяется согласно договору, заключаемому между организатором торгов и территориальным управлением Судебного департамента, и не должен превышать 1 процента от суммы реализации соответствующего автомототранспортного средства или недвижимого имущества.
(пункт 36 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
37. Если победитель аукциона в течение 5 банковских дней не выкупил автомототранспортное средство или недвижимого имущества, то протокол о результатах аукциона аннулируется, а внесенный задаток возвращению не подлежит. В этом случае, а также в случае уклонения победителя от подписания протокола о результатах аукциона, вся сумма внесенного задатка не позднее 10 банковских дней со дня проведения аукциона подлежит зачислению на депозитный счет районного (городского) отдела судебных исполнителей.
См. предыдущую редакцию.
Из этих средств судебным исполнителем возмещаются расходы организатора торгов по организации и проведению аукциона на основании представленных организатором торгов документов, подтверждающих указанные расходы.
(абзац второй пункта 37 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
38. Протокол о результатах аукциона имеет силу договора, подтверждающего приобретение автомототранспортного средства или недвижимого имущества, и не подлежит нотариальному удостоверению.
Регистрация автомототранспортного средства и права на недвижимое имущество осуществляется соответственно органами ГСБДД и Госкомземгеодезкадастра на основании подлинника протокола о результатах аукциона, подтвержденного старшим судебным исполнителем районного (городского) отдела судебных исполнителей.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
39. Судебный департамент и его территориальные управления осуществляют постоянный контроль за организацией и проведением организаторами торгов аукционных торгов по исполнительным документам.
(пункт 39 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о порядке реализации
автомототранспортных средств и
недвижимого имущества при исполнении
судебных актов и актов иных органов
к Положению о порядке реализации
автомототранспортных средств и
недвижимого имущества при исполнении
судебных актов и актов иных органов
См. предыдущую редакцию.
ЗАЯВКА | ||||
В соответствии с договором от «____» ________ 200__ года № ____ направляется для реализации следующие автотранспортные средства и недвижимое имущество. | ||||
№ | Вид имущества (автомототранспортное средство или недвижимое имущество) | Основные характеристики имущества | Начальная цена | Номер и дата исполнительного документа |
| ||||
_____________________________________________________________________________ | ____________________ | _________________________ |
(приложение в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
См. последующую редакцию.