Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 23 мая 2018 года № УП-5446 «О мерах по коренному повышению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию механизмов борьбы с экономическими преступлениями».
Комментарий LexUz
Действия отдельных норм данного постановления были приостановлены в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 20 февраля 2007 года № ПП-586 «О приостановлении действия некоторых актов законодательства в области противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма».
Правоохранительными, финансовыми органами страны проводится целенаправленная работа по выявлению и пресечению правонарушений в налоговой сфере, борьбе с коррупцией, фактами уклонения от уплаты налогов и иных обязательных платежей, нарушений установленного порядка обращения наличных денежных средств, незаконного оборота иностранной валюты.
Важная роль в обеспечении законности в экономической и финансовой сфере отводится Департаменту по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан. За пять лет своей деятельности Департаментом было выявлено более 52 тысяч нарушений законодательства в налоговой и валютной сферах, по 13530 возбуждены уголовные дела, 38887 лиц привлечено к административной ответственности.
Принятыми мерами возмещен ущерб и дополнительно взыскано в бюджет налогов и других обязательных платежей на общую сумму 142,9 млрд. сумов, изъято незаконно ввезенных в республику товарно-материальных ценностей на сумму 22,4 млрд. сумов. Раскрыто 2420 правонарушений, связанных с незаконным оборотом, сокрытием и оттоком иностранной валюты.
Вместе с тем, в работе по организации борьбы с налоговыми, валютными, иными экономическими преступлениями имеются серьезные недостатки и неиспользованные резервы.
Остается низкой эффективность системы выявления и нейтрализации истоков и глубинных причин преступных проявлений в экономической, финансовой, налоговой сферах, формирования «теневого бизнеса», каналов оттока иностранной валюты и выведения крупных денежных средств из банковского оборота. Не используются современные формы, методы и средства информационно-аналитической работы по глубокому анализу, выявлению и пресечению фактов легализации доходов, полученных от преступной деятельности.
Высокая общественная опасность указанных преступлений требует комплексной, четко скоординированной работы всей системы оперативно-следственных, банковских, контролирующих и надзорных структур по своевременному выявлению и нейтрализации правонарушений в экономической и финансовой сфере.
Важнейшей задачей является создание эффективной системы финансовой разведки и мониторинга, внедрение в оперативно-розыскную работу современных средств борьбы, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий.
Деятельность оперативных служб и подразделений дознания в основном ориентирована на предотвращение очевидных, лежащих на поверхности преступлений и не обеспечивает глубокого анализа и выявления порождающих их причин.
Не завершена работа по созданию единой компьютерной базы централизованного учета правонарушений в налоговой и валютной сферах лиц, их совершивших.
Не отвечает современным требованиям уровень взаимодействия правоохранительных органов, органов государственной власти и управления, финансовых и банковских учреждений по вопросам организации борьбы с экономическими, финансовыми преступлениями, осуществления мониторинга криминогенной ситуации, проведения профилактической работы в этой области.
Коренного пересмотра требует система отбора, подготовки, переподготовки кадров, оснащение аналитических, оперативных подразделений Департамента технико-криминалистическими средствами.
В целях совершенствования системы борьбы с преступлениями в экономической, валютно-финансовой и налоговой сфере, а также реализации требований Закона Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма»:
1. Преобразовать Департамент по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республику Узбекистан (далее — Департамент).
Создать в структуре Департамента управление по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности и финансированию терроризма, увеличив предельную численность управленческого персонала Департамента и его территориальных подразделений на 20 единиц.
Установить, что Департамент является самостоятельным специализированным уполномоченным правоохранительным органом при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, основной целью которого является организация и проведение оперативно-аналитической, сыскной работы в сфере борьбы с налоговыми, валютными преступлениями и правонарушениями и легализацией преступных доходов и финансированию терроризма, а также возмещение экономического ущерба, наносимого в результате совершения указанных преступлений.
Определить, что получение, обобщение, анализ, проверка и хранение информации в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, направление предписаний о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом в Департаменте по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан осуществляется исключительно Управлением по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.
Территориальные подразделения Департамента не вправе получать сообщения, направлять предписания и запросы по операциям с денежными средствами или иным имуществом в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.
(пункт 1 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 12 октября 2009 года № УП-4148)
своевременное выявление, пресечение и предупреждение налоговых, валютных преступлений и правонарушений, осуществление контроля за исполнением законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;
обеспечение реализации государственной налоговой политики, расширение базы налогообложения, полноты охвата и учета налогоплательщиков, своевременное выявление и нейтрализацию возможных каналов и механизмов уклонения, ухода от уплаты налогов, путей формирования теневой экономики, фактов коррупции;
контроль за полнотой и объективностью учета и отчетности по валютным операциям; предотвращение неправомерного оттока, ввоза и вывоза иностранных валютных средств, их незаконного оборота, иных нарушений в сфере валютно-обменных операций;
создание современной системы финансовой разведки; организацию и проведение мониторинга за финансовыми, имущественными операциями, направленного на выявление возможных каналов и механизмов легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; своевременное информирование соответствующих подразделений правоохранительных органов о выявленных правонарушениях для организации уголовного преследования, принятия мер административно-правового воздействия;
борьба с необоснованным и искусственным завышением цен на социально-значимые продовольственные товары;
(пункт 2 дополнен абзацем шестым Указом Президента Республики Узбекистан от 29 сентября 2017 года № УП-5196 — Национальная база данных законодательства, 29.09.2017 г., № 06/17/5196/0034)
создание и ведение единой компьютерной базы данных о выявленных преступлениях и правонарушениях в налоговой и валютно-финансовой сфере, об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством;
осуществление взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств, международными профильными и иными организациями в сфере валютного регулирования, а также по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с международными обязательствами и договорами Республики Узбекистан;
См. предыдущую редакцию.
проведение широкой разъяснительной, профилактической работы по вопросам налоговой политики и валютного регулирования, а также предупреждения нарушений законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности и финансированию терроризма.
(абзац восьмой пункта 2 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 12 октября 2009 года № УП - 4148)
Положение о Департаменте по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан согласно приложению № 1;
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 3 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2016 года № УП-4815 — СЗ РУ, 2016 г., № 32, ст. 387)
Предоставить Генеральному прокурору Республики Узбекистан право вносить изменения в структуру Департамента и его территориальных подразделений в пределах установленной общей численности сотрудников.
4. Генеральному прокурору Республики Узбекистан (Р.Х. Кадыров) Департаменту по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов:
См. предыдущую редакцию.
в двухмесячный срок обеспечить укомплектование управления по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности и финансированию терроризма, Департамента высококвалифицированными кадрами из числа специалистов (экономистов, юристов, специалистов в области информационных технологий), имеющих опыт практической работы в системе правоохранительных, контролирующих и надзорных органов, финансовых организаций, обладающих аналитическим мышлением и навыками информационно-аналитической работы, высокими морально-волевыми, иными профессиональными и личными качествами, необходимыми для работы в области финансовой разведки;
(абзац второй пункта 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 12 октября 2009 года № УП - 4148)
в двухмесячный срок принять меры по обеспечению вновь созданного управления Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан материально-техническими средствами, необходимыми для организации его работы;
совместно с УзАСИ (А.Н. Арипов) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по созданию в Департаменте единой информационно-компьютерной сети, предназначенной для организации и ведения базы данных по вопросам борьбы с налоговыми, валютными преступлениями, противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма; обеспечить вновь созданные подразделения Департамента необходимыми средствами связи и телекоммуникаций, включая правительственной, а также доступом к сети Интернет;
в трехмесячный срок совместно с министерствами высшего и среднего специального образования (Р.С. Касымов), внутренних дел (Б.А. Матлюбов), СНБ (Р.Р. Иноятов), Государственным налоговым комитетом (Б.Р. Парпиев), внести предложения о создании на базе Налоговой Академии Государственного налогового комитета специального курса «финансово-экономическая безопасность», предназначенного для подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников, занимающихся вопросами финансовой разведки;
совместно с Минюстом (Б. Мустафаев) разработать и реализовать в 2006 году комплекс информационно-пропагандистских мер по повышению правовой грамотности населения, в первую очередь предпринимателей, представителей малого бизнеса, сотрудников финансовых, банковских структур в вопросах противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.
5. Генеральной прокуратуре (Р.Х. Кадыров) совместно с Центральным банком, СНБ, МВД, Минюстом, Минфином, ГНК, другими заинтересованными министерствами и ведомствами разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
в месячный срок — Положение о порядке предоставления Департаменту информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;
в двухмесячный срок — Комплексную программу мер по организации взаимодействия подразделений правоохранительных, контролирующих, надзорных, регистрирующих и лицензирующих органов по вопросам противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.
6. Департаменту по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов совместно с Центральным банком в двухмесячный срок разработать в соответствии с современными требованиями и стандартами и утвердить Правила осуществления внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
7. Министерствам экономики (Б.А. Ходжаев), финансов (Р.С. Азимов) совместно с Генеральной прокуратурой обеспечить включение в инвестиционную программу 2007 года мероприятий по созданию в Департаменте единой информационно-компьютерной сети и компьютерной базы данных по вопросам борьбы с налоговыми, валютными преступлениями, противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
в связи с реорганизацией Департамента внести соответствующие изменения в штатное расписание и смету расходов Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан;
в месячный срок совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством труда и социальной защиты населения внести предложения по совершенствованию системы оплаты труда сотрудников Департамента.
9. Включить Департамент в реестр обязательной рассылки бюллетеней, статистической информации Государственного комитета по статистике, Министерства финансов, Центрального банка, Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Госкомконкуренции Республики Узбекистан, Государственного налогового и таможенного комитетов.
(пункт 9 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 16 октября 2017 года № УП-5204 — Национальная база данных законодательства, 2017 г.)
совместно с Генеральной прокуратурой и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;
обеспечить приведение министерствами и ведомствами своих нормативных актов в соответствие с настоящим постановлением.
Признать утратившими силу приложения №№ 1, 2, 2а, 3, 3а, 4 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 ноября 2002 г. № 415 «О мерах по совершенствованию деятельности Департамента по борьбе с налоговыми преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан».
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.М. Мирзияева и заместителя государственного советника Президента Республики Узбекистан А.Э. Набиева.
1. Настоящее Положение определяет правовые основы деятельности, задачи и функции, систему и структуру, полномочия и ответственность Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.
2. Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее — Департамент) является:
самостоятельным специализированным правоохранительным органом при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, основной целью которого является организация и проведение оперативно-аналитической, сыскной работы в сфере борьбы с налоговыми, валютными преступлениями и правонарушениями и легализацией преступных доходов, финансированием террористической деятельности, а также возмещение экономического ущерба, наносимого в результате совершения указанных преступлений;
специально уполномоченным государственным органом по вопросам противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма. Решения Департамента, принятые в пределах полномочий, установленных законодательством, обязательны для исполнения министерствами, государственными комитетами, ведомствами, органами государственной власти на местах, предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.
3. Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
4. Преемственность и последовательность процессуальных действий по выявлению и пресечению налоговых и валютных преступлений, от возбуждения уголовного дела до рассмотрения его в суде, обеспечивается в результате тесного взаимодействия и координации действий Департамента и его территориальных подразделений с органами прокуратуры всех уровней, которые расследуют уголовные дела по преступлениям в экономической, налоговой сфере и сфере обращения иностранной валюты, а также связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированием терроризма, поддерживают по ним государственное обвинение в суде.
5. Подразделения Департамента комплектуются высококвалифицированными кадрами из числа специалистов (экономистов, юристов, специалистов в области информационных технологий), имеющих практической опыт работы в системе правоохранительных, контролирующих и надзорных органов, финансовых организаций, обладающих аналитическим мышлением и навыками информационно-аналитической работы, высокими морально-волевыми, иными профессиональными и личными качествами, необходимыми для работы в области финансовой разведки.
6. Департамент является самостоятельным юридическим лицом, имеет расчетный, текущий и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением герба Республики Узбекистан и полным наименованием Департамента.
своевременное выявление, пресечение и предупреждение налоговых, валютных преступлений и правонарушений, осуществление контроля за исполнением законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;
обеспечение реализации государственной налоговой политики, расширение базы налогообложения, полноты охвата и учета налогоплательщиков, своевременное выявление и нейтрализацию возможных каналов и механизмов уклонения, ухода от уплаты налогов, путей формирования теневой экономики, фактов коррупции;
контроль за полнотой и объективностью учета и отчетности по валютным операциям; предотвращение неправомерного оттока, ввоза и вывоза иностранных валютных средств, их незаконного оборота, иных нарушений в сфере валютно-обменных операций;
создание современной системы финансовой разведки; организация и проведение мониторинга за финансовыми, имущественными операциями, направленного на выявление возможных каналов и механизмов легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; своевременное информирование соответствующих подразделений правоохранительных органов о выявленных правонарушениях для организации уголовного преследования, принятия мер административного воздействия;
борьба с необоснованным и искусственным завышением цен на социально-значимые продовольственные товары;
(пункт 7 дополнен абзацем шестым Указом Президента Республики Узбекистан от 29 сентября 2017 года № УП-5196 — Национальная база данных законодательства, 29.09.2017 г., № 06/17/5196/0034)
создание и ведение единой компьютерной базы данных о выявленных преступлениях и правонарушениях в налоговой и валютно-финансовой сфере, об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих в соответствии с законодательством о противодействии легализации преступных доходов контролю, а также организациях и лицах, вовлеченных в эту преступную деятельность;
осуществление взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств, международными профильными и иными организациями в сфере валютного регулирования, а также по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с международными обязательствами и договорами Республики Узбекистан;
проведение широкой разъяснительной, профилактической работы по вопросам налоговой политики и валютного регулирования, а также предупреждения нарушений законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности.
изучение и выявление механизмов сокрытия объемов производства, прибыли (дохода), занижения объемов реализованной продукции, товаров (работ, услуг), реализации неучтенной (не имеющей подтверждающих документов) продукции (товаров) хозяйствующими субъектами, уклонения от постановки на учет в государственных налоговых инспекциях юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
проведение проверок правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и платежей в бюджет хозяйствующими субъектами.
принятие мер по выявлению, пресечению, предупреждению и профилактике нарушений при осуществлении операций в иностранной валюте;
изучение и выявление незаконного оборота иностранных валютных средств, их сокрытия и каналов оттока, а также фактов уклонения от обязательств по продаже иностранной валюты;
выявление и пресечение фактов выплаты заработной платы и проведения расчетов в иностранной валюте резидентами и нерезидентами на территории республики.
8.3. В области противодействия легализации преступных доходов и финансированию террористической деятельности
См. предыдущую редакцию.
осуществление предусмотренного законодательством контроля за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;
(абзац второй подпункта 8.3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 12 октября 2009 года № УП - 4148)
координация работы организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и органов, участвующих в противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;
организация и осуществление анализа и проработки поступающей от кредитных и иных финансовых организаций информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом юридических и физических лиц, в целях выявления возможной их причастности к отмыванию нелегальных доходов и финансированию экстремизма (терроризма);
анализ форм и методов, используемых при легализации (отмывании) доходов, полученных от преступной деятельности, а также для оказания финансовой и иной поддержки террористическим организациям, и материалов о физических и юридических лицах, в отношении которых имеются сведения об их причастности к террористической деятельности;
См. предыдущую редакцию.
обеспечение контроля за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности и финансированию терроризма;
(абзац шестой подпункта 8.3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 12 октября 2009 года № УП - 4148)
осуществление в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан взаимодействия и информационного обмена с уполномоченными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
8.31. В сфере борьбы с необоснованным и искусственным завышением цен на социально-значимые продовольственные товары
выявление и пресечение неправомерных действий, направленных на необоснованное и искусственное завышение цен на социально-значимые продовольственные товары (растительное масло и мука отечественного производства, мясо, сахар), а также шелуху и шрот, создание дефицита и ажиотажного спроса на них;
борьба с злоупотреблениями и коррупцией при закупках, поставках и реализации продовольственных товаров, хлопкового шрота и шелухи за счет централизованных ресурсов;
системное изучение соблюдения установленного механизма ценообразования на реализуемые социально-значимые продовольственные товары, а также шелуху и шрот с направлением материалов по выявленным нарушениям законодательства в уполномоченные органы для принятия мер в соответствии с законодательством;
выявление фактов коррупции со стороны работников контролирующих органов и администраций рынков, необеспечение ими соблюдения установленного порядка организации деятельности рынков и требований законодательства, в том числе необоснованного и искусственного завышения цен, непринятие мер в отношении лиц, нелегально осуществляющих свою деятельность на их территории;
(пункт 8 дополнен подпунктом 8.31 Указом Президента Республики Узбекистан от 29 сентября 2017 года № УП-5196 — Национальная база данных законодательства, 29.09.2017 г., № 06/17/5196/0034)
организация информационно-аналитического обеспечения и координации оперативно-розыскной деятельности Департамента;
возбуждение уголовных дел, организация и проведение доследственных проверок и дознания по фактам совершения преступлений и правонарушений в финансово-экономической, налоговой сфере, а также по фактам легализации доходов, полученных от преступной деятельности и финансированию терроризма;
осуществление контроля за проведением доследственной проверки и дознания в территориальных подразделениях Департамента.
(подпункт 8.5 пункта 8 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 30 ноября 2017 года № УП-5269 — Национальная база данных законодательства, 01.12.2017 г., № 06/17/5269/0340)
осуществление организационных мер по разработке и проведению плановых, внеплановых и иных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение правонарушений в налоговой и экономической сфере, в том числе при осуществлении операций в иностранной валюте, а также фактов легализации преступных доходов;
координация и осуществление контроля (в т. ч. проведение ведомственных проверок) за деятельностью территориальных подразделений Департамента по выполнению ими своих функциональных обязанностей и соблюдению исполнительской дисциплины;
методическое руководство по совершенствованию деятельности Департамента и его территориальных подразделений, разработка соответствующих инструктивно-методических материалов и предложений;
обобщение практики применения законодательства по обеспечению экономической безопасности Республики Узбекистан, разработка и внесение предложений Генеральному прокурору по совершенствованию законов и других нормативно-правовых актов Республики Узбекистан;
ведение статистического учета и отчетности по вопросам деятельности Департамента и его территориальных подразделений;
См. предыдущую редакцию.
осуществление сбора, всестороннего анализа и оценки фактов нарушений налогового, валютного законодательства, а также законодательства по борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных от преступной деятельности и финансированию терроризма внесение в соответствующие органы предложений о совершенствовании нормативно-правовой базы в финансово-экономической, налоговой сферах, об устранении причин и условий, способствующих совершению экономических, налоговых и валютных преступлений;
(абзац восьмой подпункта 8.6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 12 октября 2009 года № УП - 4148)
См. предыдущую редакцию.
информирование руководства прокуратуры о результатах и проблемах борьбы с преступностью в сфере экономики и вопросах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных от преступной деятельности и финансированию терроризма.
(абзац девятый подпункта 8.6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 12 октября 2009 года № УП - 4148)
разработка и реализация мероприятий по подбору и расстановке кадров, формированию кадрового резерва Департамента и его подразделений на местах;
контроль за служебной деятельностью сотрудников Департамента и его территориальных подразделений, по выполнению ими своих функциональных обязанностей, соблюдению служебной дисциплины, действующего законодательства;
проведение организационных мер по созданию здорового морально-психологического климата в коллективе Департамента и его территориальных подразделений, обеспечение организации профессиональной подготовки, переподготовки и социальной защиты сотрудников;
организация обучения сотрудников, в том числе по использованию в работе достижений современной науки и новых технологий.
См. предыдущую редакцию.
ведение единого централизованного компьютерного учета правонарушений в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных от преступной деятельности и финансированию терроризма, а также в налоговой, валютной сферах и лиц, их совершивших.
(абзац второй подпункта 8.8 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 12 октября 2009 года № УП - 4148)
проведение систематической работы по повышению правовой грамотности населения, укреплению правосознания людей, формированию у граждан понимания необходимости выполнения конституционных норм и действующего законодательства в сфере финансово-экономической деятельности.
9. Департамент и его территориальные подразделения в соответствии с возложенными на них задачами и выполняемыми функциями имеют право:
См. предыдущую редакцию.
запрашивать в установленном порядке и получать безвозмездно от министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, должностных лиц и граждан, а также участников внешнеэкономических связей, расположенных на территории Республики Узбекистан информацию, сведения, материалы и документы, необходимые для исполнения возложенных на Департамент обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации. Полученная Департаментом информация используется исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит;
(абзац второй пункта 9 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 12 октября 2009 года № УП - 4148)
приглашать граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения объяснений, справок, сведений по вопросам, относящимся к компетенции подразделений Департамента;
проверять в установленном порядке у граждан и должностных лиц необходимые документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступлений в налоговой и валютной сферах, а также связанных с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированием терроризма;
получать в установленном законом порядке доступ к средствам телекоммуникаций и компьютерным базам данных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также к документам налогоплательщиков в случаях выявления фактов искажения учета и отчетности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет, либо причастности их к легализации (отмыванию) доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;
осуществлять проверочные мероприятия по вопросу выполнения юридическими и физическими лицами законодательства Республики Узбекистан о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;
проводить краткосрочные проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, возможно причастных к отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, в установленном законодательством порядке — по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства;
(абзац седьмой пункта 9 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 25 апреля 2017 года № УП–5027 — СЗ РУ, 2017 г., № 18, ст. 310)
при наличии достоверных данных о преступлениях в налоговой и валютной сферах участвовать совместно с органами государственной налоговой службы в проверках финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, включенных в план Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов;
обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения и места хозяйствующих субъектов (налогоплательщиков), используемые для извлечения доходов (прибыли) либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения и форм собственности, проводить контрольные обмеры выполненных работ и оказанных услуг, инвентаризацию товарно-материальных ценностей;
изымать образцы товаров, изделий, сырья, материалов и полуфабрикатов, а также документы для проведения анализов, исследований и экспертиз;
в соответствии с законодательством выполнять функции, предоставленные органам и агентам валютного контроля;
принимать решения о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом на срок и в порядке, установленном законодательством;
при наличии достаточных оснований направлять материалы об операциях с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированием терроризма, в соответствующие органы, участвующие в противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма, в том числе для организации уголовного преследования, принятия мер административного воздействия;
истребовать у юридических лиц, вне зависимости от их формы собственности, и граждан сведения и объяснения, необходимые для изучения фактов необоснованного и искусственного завышения цен на социально-значимые продовольственные товары, шелуху и шрот, манипулирования ценами, создания искусственного дефицита и ажиотажного спроса на них, злоупотреблений и коррупции при их закупках, поставках и реализации;
проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению фактов необоснованного и искусственного завышения цен на социально-значимые продовольственные товары, хлопковый шрот и шелуху, злоупотреблений и коррупции при их закупках, поставках и реализации, которые не являются проверкой финансово-хозяйственной деятельности и не требуют специального разрешения Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов;
(пункт 9 дополнен абзацами четырнадцатым и пятнадцатым Указом Президента Республики Узбекистан от 29 сентября 2017 года № УП-5196 — Национальная база данных законодательства, 29.09.2017 г., № 06/17/5196/0034)
рассматривать в установленном законодательством порядке дела об административных правонарушениях и применять административные взыскания;
вносить в министерства, государственные комитеты, ведомства, органы государственной власти на местах, предприятия, учреждения и организации представления об устранении причин и условий, способствующих нарушениям законности;
См. предыдущую редакцию.
взаимодействовать и осуществлять обмен информацией с зарубежными организациями по вопросам борьбы с правонарушениями в валютной и финансово-экономической сфере, включая противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан;
(абзац семнадцатый пункта 9 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 12 октября 2009 года № УП - 4148)
вносить Генеральному прокурору предложения о создании, в случае необходимости, постоянных или временных межведомственных групп из экспертов, специализирующихся на вопросах борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма;
привлекать к работе, в том числе на договорной основе, научно-исследовательские и другие организации, а также отдельных специалистов для проведения соответствующих экспертиз, в том числе разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны;
сотрудникам Департамента предоставляются и другие права, установленные законодательством Республики Узбекистан.
Получение, обобщение, анализ, проверка и хранение информации в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, направление предписаний о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом осуществляется исключительно Управлением по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.
Территориальные подразделения Департамента не вправе получать сообщения, направлять предписания и запросы по операциям с денежными средствами или иным имуществом в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.
(пункт 9 дополнен частями второй и третьей Указом Президента Республики Узбекистан от 12 октября 2009 года № УП - 4148)
Результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных Департаментом, в частности, аналитические материалы, товарные или кассовые чеки, полученные по итогам проверочной закупки или контролируемого приобретения, а также фиксация их невыдачи, удостоверяющие факт правонарушения, в целях дальнейшего установления всего масштаба нарушений, способов и механизмов необоснованного и искусственного завышения цен при необходимости являются основанием для проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности без специального разрешения Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов.
(пункт 9 дополнен абзацем двадцать пятым Указом Президента Республики Узбекистан от 29 сентября 2017 года № УП-5196 — Национальная база данных законодательства, 29.09.2017 г., № 06/17/5196/0034)
11. Сотрудники Департамента обязаны хранить государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей. В случае разглашения тайны сотрудник несет ответственность в установленном законом порядке.
12. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры обеспечивают контроль за деятельностью Департамента и его территориальных подразделений по соблюдению ими установленного порядка учета, регистрации и рассмотрения поступающих сообщений и заявлений, проведения проверок, доследственных проверок, дознания и связанных с ними процессуальных действий, законностью принимаемых решений по материалам проверок исполнения налогового законодательства и другим вопросам, отнесенным к полномочиям прокурора.
(пункт 12 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 30 ноября 2017 года № УП-5269 — Национальная база данных законодательства, 01.12.2017 г., № 06/17/5269/0340)
13. Департамент возглавляет начальник Департамента, приравненный по статусу к заместителю Генерального прокурора и назначаемый Президентом Республики Узбекистан.
Начальник Департамента имеет трех заместителей, включая одного первого. Первый заместитель одновременно является начальником Сводного информационно-аналитического Управления (СИАУ), основными функциями которого являются разработка планов по основным направлениями деятельности Департамента; осуществление оперативного контроля за ходом их выполнения; обобщение итоговых материалов для доклада руководству Департамента.
Заместители начальника Департамента назначаются на должность Генеральным прокурором по представлению начальника Департамента и по согласованию с Президентом Республики Узбекистан.
Начальники территориальных управлений и их заместители, начальники районных (городских) отделов Департамента назначаются на соответствующие должности Генеральным прокурором по представлению начальника Департамента.
14. Органы Департамента составляют единую централизованную систему, возглавляемую начальником, и действуют на основе подчинения и подотчетности нижестоящих начальников вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Узбекистан.
Департамент в соответствии с предоставленными полномочиям осуществляет оперативный контроль за деятельностью своих территориальных подразделений по всему спектру их деятельности.
вопросы своевременного расследования уголовных дел по фактам нарушений экономического, налогового и валютного законодательства, а также преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированием терроризма, их скорейшей передачи в суд, имея в виду максимальное сокращение сроков рассмотрения уголовного дела с момента его возбуждения и до принятия решения судом;
См. предыдущую редакцию.
надзор за соблюдением законности и норм Уголовного, Уголовно-процессуального, Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов, иных нормативно-правовых актов в ходе осуществления борьбы с экономическими, налоговыми и валютными преступлениями, а также легализацией (отмыванием) доходов, полученных от преступной деятельности и финансированию терроризма.
(абзац третий пункта 15 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 12 октября 2009 года № УП - 4148)
16. Департамент в сроки, установленные Генеральным прокурором Республики Узбекистан, обеспечивает предоставление отчетных, информационных и учетно-аналитических данных о работе Департамента и его территориальных подразделений и о состоянии законности в налоговой сфере и сфере валютного обращения, а также материалов, связанных с противодействием легализации (отмыванием) доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.
17. Текущее и перспективное планирование мероприятий Департамента, осуществляемое на основе данных о состоянии законности в сферах валютного регулирования, налогообложения и платежей в бюджет, а также сведений, поступающих в соответствии с законодательством о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма, осуществляется по согласованию с Генеральным прокурором Республики Узбекистан.
18. Приказы и указания Генерального прокурора, принятые в пределах его компетенции, а также решения коллегии Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан по вопросам организации деятельности Департамента и его территориальных подразделений подлежат безусловному исполнению всеми сотрудниками Департамента и его территориальных подразделений.
19. Порядок взаимодействия Департамента и его территориальных подразделений с органами прокуратуры при осуществлении совместных мероприятий по укреплению законности в налоговой, бюджетной сферах и в сфере валютного регулирования, а также предупреждению преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов и финансированием терроризма, обеспечению реализации принципа неотвратимости наказания за преступления и правонарушения в этих сферах утверждается Генеральным прокурором Республики Узбекистан.
20. Департамент взаимодействует с органами государственной налоговой службы, органами и агентами валютного контроля по следующим направлениям:
выявление, предупреждение и пресечение налоговых и валютных правонарушений, организация проведения соответствующих ревизий согласно ежемесячным, ежеквартальным и годовым мероприятиям по профилактике;
содействие государственным налоговым инспекциям в выполнении прогнозных показателей, взыскании недоимок по налогам и иным обязательным платежам в бюджет;
проведение совместных рейдов по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых и валютных правонарушений;
представление налоговыми органами в подразделения Департамента информации о выявляемых правонарушениях и иных оперативно-значимых данных.
21. Взаимодействие осуществляется и по другим направлениям в установленном порядке с учетом задач, функций и обязанностей Департамента.
См. предыдущую редакцию.
(наименование раздела VIII в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 12 октября 2009 года № УП - 4148)
См. предыдущую редакцию.
22. Департамент взаимодействует с органами и ведомствами, участвующими в противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма по следующим направлениям:
(абзац первый пункта 22 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 12 октября 2009 года № УП - 4148)
выявление, предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированием терроризма, проведение соответствующих мероприятий по их профилактике;
получение от кредитных и иных финансовых организаций, в порядке, установленном законодательством, информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом в целях выявления возможной их причастности к финансированию экстремизма (терроризма);
представление в установленном порядке организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, и органам, участвующим в противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, информации о юридических или физических лицах, участвующих или подозреваемых в участии в деятельности по отмыванию денег и финансированию терроризма;
проведение совместных мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению фактов легализации (отмывания) доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма;
23. Взаимодействие осуществляется и по другим направлениям в установленном порядке с учетом задач, функций и обязанностей Департамента.
24. Начальник Департамента по согласованию с Генеральным прокурором Республики Узбекистан, в рамках осуществляемой прокуратурой координации деятельности правоохранительных органов по укреплению законности и борьбе с преступностью:
осуществляет взаимодействие с соответствующими службами других правоохранительных органов, разрабатывает и реализует долгосрочные и текущие программы борьбы с налоговыми, валютными преступлениями, а также противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;
обеспечивает взаимодействие с другими подразделениями прокуратуры по всему спектру вопросов с тем, чтобы процессуально содействовать расследованию возбужденных уголовных дел по налоговым и валютным преступлениям, а также связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированием терроризма;
во взаимодействии с органами прокуратуры осуществляет контроль по уголовным делам, возбужденным Департаментом и его территориальными подразделениями, с момента их возбуждения и проведения следственных действий до рассмотрения и принятия решения в судебных инстанциях;
См. предыдущую редакцию.
осуществляет с другими правоохранительными органами мероприятия по обмену оперативной информацией, розыску и задержанию лиц, уклоняющихся от уплаты налогов и совершивших налоговые и валютные преступления, а также связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированием терроризма;
(абзац пятый пункта 24 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 12 октября 2009 года № УП - 4148)
производит с правоохранительными органами взаимный обмен информацией о правонарушениях в этой сфере.
25. Сотрудники Департамента за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих функциональных обязанностей несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Республики Узбекистан.
26. Вопрос привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности регламентируется законодательством Республики Узбекистан и Положением о порядке прохождения службы в Департаменте по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 2 утратило силу Указом Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2016 года № УП-4815 — СЗ РУ, 2016 г., № 32, ст. 387)
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 3 утратило силу Указом Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2016 года № УП-4815 — СЗ РУ, 2016 г., № 32, ст. 387)
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 3а утратило силу Указом Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2016 года № УП-4815 — СЗ РУ, 2016 г., № 32, ст. 387)
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 4 утратило силу Указом Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2016 года № УП-4815 — СЗ РУ, 2016 г., № 32, ст. 387)
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 4а утратило силу Указом Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2016 года № УП-4815 — СЗ РУ, 2016 г., № 32, ст. 387)