Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 23 мая 2018 года № УП-5446 «О мерах по коренному повышению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию механизмов борьбы с экономическими преступлениями».
Департаментом по борьбе с налоговыми преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан принимаются меры по выявлению фактов уклонения от уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, предупреждению налоговых преступлений и правонарушений, расширению базы налогообложения и возмещению причиненного государству ущерба.
Вместе с тем, результативность работы Департамента и его органов на местах далеко не отвечает поставленным перед ним задачам, в первую очередь, по выявлению и предупреждению деятельности «теневой» экономики, серьезному ущербу, наносимому интересам государства путем нарушения установленных норм законодательства в хозяйственной, финансово-валютной сфере.
Уровень информационно-аналитической работы Департамента, применяемые методы анализа не отвечают современным требованиям. Большей частью выявляются нарушения законодательства, лежащие на поверхности. В то же время остаются вне внимания глубинные причины, приводящие к серьезным преступлениям.
Отсутствует наступательность в борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями, недостаточно эффективно проводится работа по выявлению возможных механизмов и каналов уклонения от уплаты налогов.
Неудовлетворительно поставлена работа по обеспечению взаимодействия с правоохранительными и налоговыми органами, Министерством финансов и его структурами на местах.
В целях дальнейшего усиления и повышения эффективности борьбы с налоговыми и валютными преступлениями Кабинет Министров постановляет:
1. Преобразовать Департамент по борьбе с налоговыми преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в Департамент по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее — Департамент).
2. В дополнение к утвержденным ранее постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июля 2001 г. № 291 функциям возложить на Департамент и его территориальные подразделения следующие задачи в части усиления борьбы с валютными преступлениями:
выявление, пресечение, предупреждение и профилактика нарушений при осуществлении операций в иностранной валюте;
проведение оперативно-аналитической, сыскной работы по выявлению механизмов и каналов оттока иностранных валютных средств, их незаконного оборота, уклонения от обязательств по продаже иностранной валюты;
выявление и пресечение фактов выплаты заработной платы и проведения расчетов в иностранной валюте резидентами и нерезидентами на территории республики;
проверка законности осуществления платежей в иностранной валюте, полнотой и объективностью учета и отчетности по валютным операциям;
выработка мер и подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, прежде всего в области предупреждения и профилактики правонарушений в сфере валютно-обменных операций, а также незаконного ввоза и вывоза валютных средств;
сбор, обработка и всесторонний анализ информации об операциях в иностранной валюте, проводимых с нарушением действующего законодательства;
ведение единого централизованного учета и создание компьютерной базы данных о правонарушениях в валютной сфере и лицах, их совершивших;
изучение и анализ валютных правонарушений, связанных с приобретением иностранной валюты и проведением импортно-экспортных и посреднических операций;
осуществление в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан взаимодействия и информационного обмена с уполномоченными органами иностранных государств в сфере валютного регулирования, обратив особое внимание на вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
См. последующую редакцию.
3. Образовать в пределах общей штатной численности отделы по выявлению, пресечению и предупреждению валютных преступлений в структурах:
Управления по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при прокуратуре города Ташкента — в количестве 20 единиц.
Определить, что указанные функции в других регионах выполняются отделами по выявлению, пресечению и предупреждению налоговых и валютных преступлений управлений по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при прокуратурах Республики Каракалпакстан и областей.
организационно-штатную структуру Департамента по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан согласно приложению № 1;
типовые организационно-штатные структуры управлений по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при прокуратурах Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также районных (городских) отделов по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при прокуратуре района (города) согласно приложениям №№ 2, 2а, 3, 3а;
Положение о Департаменте по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан согласно приложению № 4.
См. последующую редакцию.
обеспечить переподготовку дознавателей и следователей, специализирующихся на расследовании дел о валютных преступлениях, принятие мер к выявлению в ходе следствия всех участников незаконных валютных операций, прежде всего организаторов преступных групп, а также финансовых источников и каналов незаконного обращения иностранной валюты;
в месячный срок обеспечить укомплектование созданных подразделений квалифицированными кадрами, обладающими высокопрофессиональными и аналитическими способностями;
образовать специальную комиссию по проведению аттестации сотрудников Департамента и его территориальных подразделений на предмет их соответствия занимаемым должностям.
Комиссии в двухмесячный срок провести аттестацию, критически оценив соответствие уровня профессиональной подготовки сотрудников предъявляемым требованиям, их способности к аналитическому мышлению, а также деловые и личные качества.
6. Предоставить право Генеральному прокурору Республики Узбекистан вносить изменения в структуру Департамента и его территориальных подразделений в пределах установленной предельной численности сотрудников.
См. последующую редакцию.
7. Обязать органы и агентов, осуществляющих валютный контроль, представлять в Департамент сведения о валютных правонарушениях, необходимых для ведения единого централизованного компьютерного учета.
Генеральной прокуратуре совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухнедельный срок разработать и утвердить порядок представления органами и агентами валютного контроля сведений о выявленных правонарушениях.
8. Внести изменения и дополнения в постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июля 2001 г. № 291 «О мерах по усилению борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями» (СП Республики Узбекистан, 2001 г., № 7, ст. 37) согласно приложению № 5.
9. Генеральной прокуратуре совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, вытекающие из настоящего постановления.
10. Министерству макроэкономики и статистики, Министерству финансов совместно с Генеральной прокуратурой включить в инвестиционную программу на 2003 год создание в Департаменте единой компьютерной базы данных о правонарушениях в валютной сфере.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Султанова У. и Государственного советника Президента Республики Узбекистан Азизова А.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
1. Настоящее Положение определяет правовые основы деятельности, задачи и функции, систему и структуру, полномочия и ответственность Департамента по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.
2. Департамент по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее — Департамент) является самостоятельным специализированным правоохранительным органом, основной целью деятельности которого является организация и проведение оперативно-аналитической, сыскной работы в сфере борьбы с налоговыми и валютными преступлениями и правонарушениями, укрепление налоговой дисциплины.
3. Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан.
обеспечение реализации налоговой политики, расширение базы налогообложения, полноты охвата и учета налогоплательщиков, пресечение нарушений установленного порядка обращения наличных денежных средств;
контроль за своевременным и полным возвратом валютных средств из-за рубежа по экспортным, бартерным и консигнационным контрактам;
осуществление оперативных мероприятий по выявлению и пресечению фактов злоупотреблений и иных правонарушений в сфере валютно-обменных операций;
выявление и пресечение фактов выплаты заработной платы и проведения расчетов в иностранной валюте резидентами и нерезидентами на территории республики;
проверка обоснованности платежей в национальной и иностранной валютах, полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям;
организация и проведение эффективной оперативно-аналитической, сыскной работы, направленной на выявление возможных механизмов и каналов незаконного оборота, оттока и сокрытия валютных средств, уклонения, ухода от уплаты налогов и иных обязательных платежей, от обязательств по продаже иностранной валюты, путей формирования «теневой» экономики, фактов коррупции;
сбор, обработка и всесторонний анализ информации об операциях в иностранной валюте, проводимых с нарушением действующего законодательства;
ведение единого централизованного учета и создание компьютерной базы данных о правонарушениях в валютной сфере и лицах, их совершивших;
изучение и анализ валютных правонарушений, связанных с приобретением иностранной валюты и проведением импортно-экспортных и посреднических операций;
осуществление в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере валютного регулирования, обратив особое внимание на вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
выработка мер и подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, прежде всего, в области предупреждения и профилактики правонарушений в налоговой сфере и сфере валютного обращения;
систематическая работа по укреплению правосознания людей, формированию у граждан понимания необходимости выполнения конституционных норм и действующего законодательства в сфере экономической деятельности, реализации налоговой политики и валютного регулирования;
воспитание у населения понимания неотвратимости наказания за уклонение от уплаты налогов, совершение преступлений в экономической, валютной и налоговой сфере.
сокрытия объемов производства, прибыли (дохода), занижения объемов реализованной продукции, товаров (работ, услуг);
реализации неучтенной (не имеющей подтверждающих документов) продукции (товаров) хозяйствующими субъектами;
зарождения, становления и функционирования «теневой» экономики, причин и условий, способствующих ее развитию;
уклонения от постановки на учет в государственных налоговых инспекциях юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
сокрытия и каналов оттока иностранных валютных средств, их незаконного оборота, уклонения от обязательств по продаже иностранной валюты;
специальные мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений хозяйствующими субъектами, имеющими наличный денежный оборот, установленного законодательством порядка обращения наличных денежных, в том числе, валютных средств, а также незаконного производства и оборота подакцизных товаров (продукции);
оперативно-розыскные мероприятия по установлению местонахождения налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов, сборов и иных платежей, представления в налоговые органы отчетов, налоговых деклараций и расчетов;
осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства путем проведения проверок правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и платежей в бюджет хозяйствующими субъектами;
проводит встречные проверки хозяйствующих субъектов, сличение имеющихся в проверяемой (ревизуемой) организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы;
организует в соответствии с законодательством контрольные проверки органов государственной налоговой службы в целях выявления фактов недобросовестного исполнения их должностными лицами своих обязанностей;
принимает меры по выявлению, пресечению, предупреждению и профилактике нарушений при осуществлении операций в иностранной валюте;
выявляет и пресекает факты выплаты заработной платы и проведения расчетов в иностранной валюте резидентами и нерезидентами на территории республики;
осуществляет сбор, обработку и всесторонний анализ информации об операциях в иностранной валюте, проводимых с нарушением действующего законодательства;
осуществляет в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан взаимодействие и информационный обмен с уполномоченными органами иностранных государств в сфере валютного регулирования, обратив особое внимание на вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
возбуждает уголовные дела, организует и проводит доследственные проверки по фактам совершения налоговых и валютных преступлений;
осуществляет организационные меры по разработке и проведению плановых, внеплановых и иных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение правонарушений в налоговой и экономической сфере, в том числе при осуществлении операций в иностранной валюте;
проводит ведомственные проверки деятельности своих территориальных подразделений по выполнению ими функциональных обязанностей по соблюдению исполнительской и служебной дисциплины, действующего законодательства;
разрабатывает и реализует мероприятия по подбору и расстановке кадров, формированию кадрового резерва Департамента и его подразделений на местах;
проводит организационные меры по созданию здорового морально-психологического климата в коллективе Департамента и его территориальных подразделений, обеспечивает организацию профессиональной подготовки и социальной защиты сотрудников;
обобщает практику применения законодательства по обеспечению экономической безопасности Республики Узбекистан, разрабатывает и вносит предложения Генеральному прокурору по совершенствованию законов и других нормативно-правовых актов Республики Узбекистан, в том числе в области предупреждения и профилактики правонарушений в сфере валютно-обменных операций, а также незаконного ввоза и вывоза валютных средств;
осуществляет сбор, всесторонний анализ и оценку фактов нарушений налогового и валютного законодательства и вносит в соответствующие органы предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению экономических, налоговых и валютных преступлений;
ведет единый централизованный компьютерный учет правонарушений в валютной сфере и лиц, их совершивших;
информирует руководство прокуратуры о результатах и проблемах борьбы с преступностью в сфере экономики;
ведет методические разработки по совершенствованию деятельности Департамента и его территориальных подразделений;
организует и осуществляет обучение сотрудников, в том числе по использованию в работе достижений современной науки и новых технологий.
Управление по координации и информационно-аналитическому обеспечению борьбы с налоговыми и валютными преступлениями;
территориальные подразделения Департамента (управления по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при прокуратурах Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, а также районные (городские) отделы по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при районных (городских) прокуратурах).
7. Департамент возглавляет начальник Департамента, приравненный по статусу к заместителю Генерального прокурора и назначаемый Президентом Республики Узбекистан.
Заместители начальника Департамента назначаются на должность Генеральным прокурором по представлению начальника Департамента и по согласованию с Президентом Республики Узбекистан.
Начальники территориальных управлений и их заместители, начальники районных (городских) отделов Департамента назначаются на соответствующие должности Генеральным прокурором по представлению начальника Департамента.
8. Департамент является самостоятельным юридическим лицом, имеет расчетный, текущий и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением герба Республики Узбекистан и полным наименованием Департамента.
9. Департамент и его территориальные подразделения в соответствии с возложенными на них задачами и выполняемыми функциями имеют право:
доступа в установленном законом порядке к средствам телекоммуникации и компьютерным базам данных подразделений органов государственной налоговой службы, а также к документам налогоплательщиков в случаях выявления фактов искажения учета и отчетности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет;
осуществлять в установленном законом порядке повторные проверки при наличии достоверных данных об укрытии правонарушений сотрудниками налоговых и других органов;
приглашать граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения объяснений, справок, сведений по вопросам, относящимся к компетенции подразделений Департамента;
проверять в установленном порядке у граждан и должностных лиц необходимые документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступлений в налоговой сфере и сфере обращения иностранной валюты;
истребовать от министерств, ведомств, банков, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на Департамент обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации. Полученная Департаментом информация используется исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит;
обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения и места хозяйствующих субъектов (налогоплательщиков), используемые для извлечения доходов (прибыли) либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения и форм собственности, проводить контрольные обмеры выполненных работ и оказанных услуг, инвентаризацию товарно-материальных ценностей;
привлекать в установленном порядке специалистов для проведения контрольных обмеров строительных, монтажных, ремонтных и других работ;
изымать образцы товаров, изделий, сырья, материалов и полуфабрикатов, а также документы для проведения анализов, исследований и экспертиз;
рассматривать в установленном законодательством порядке дела об административных правонарушениях и применять административные взыскания;
в соответствии с законодательством выполнять функции, предоставленные органам и агентам валютного контроля;
банковских и иных кредитно-финансовых учреждений сведения об операциях, совершенных на расчетных и иных счетах хозяйствующих субъектов (налогоплательщиков);
таможенных органов и Агентства по внешним экономическим связям сведения об исполнении импортно-экспортных операций и другую информацию о хозяйствующих субъектах (налогоплательщиках).
См. последующую редакцию.
11. Сотрудникам Департамента предоставляются и другие права, установленные законодательством Республики Узбекистан.
12. Сотрудники Департамента обязаны хранить государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей. В случае разглашения тайны сотрудник несет ответственность в установленном законом порядке.
13. Департамент в соответствии с предоставленными полномочиями осуществляет оперативный контроль за деятельностью своих территориальных подразделений по всему спектру их деятельности.
14. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры обеспечивают контроль за деятельностью Департамента и его территориальных подразделений по соблюдению ими установленного порядка учета, регистрации и рассмотрения поступающих сообщений и заявлений, проведения проверок, дознания и связанных с ними процессуальных действий, законностью принимаемых решений по материалам проверок исполнения налогового законодательства и другим вопросам, отнесенным к полномочиям прокурора.
15. Преемственность и последовательность процессуальных действий по выявлению и пресечению налоговых и валютных преступлений, от возбуждения уголовного дела до рассмотрения его в суде, обеспечивается в результате тесного взаимодействия и координации действий Департамента и его территориальных подразделений с органами прокуратуры всех уровней, которые расследуют уголовные дела по преступлениям в экономической, налоговой сфере и сфере обращения иностранной валюты, поддерживают по ним государственное обвинение в суде.
вопросы своевременного расследования уголовных дел по фактам экономических, налоговых и валютных преступлений, их скорейшей передачи в суд, имея в виду максимальное сокращение сроков рассмотрения уголовного дела с момента его возбуждения и до принятия решения судом;
общий надзор за соблюдением законности и норм уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и гражданско-процессуального кодексов, иных нормативно-правовых актов в ходе осуществления борьбы с экономическими, налоговыми и валютными преступлениями.
17. Департамент в сроки, установленные Генеральным прокурором Республики Узбекистан, обеспечивает предоставление отчетных, информационных и учетно-аналитических данных о работе Департамента и его территориальных подразделений и о состоянии законности в налоговой сфере и сфере валютного обращения.
18. Текущее и перспективное планирование мероприятий Департамента, осуществляемое на основе данных о состоянии законности в сферах валютного регулирования, налогообложения и платежей в бюджет, осуществляется по согласованию с Генеральным прокурором Республики Узбекистан.
19. Приказы и указания Генерального прокурора, принятые в пределах его компетенции, а также решения коллегии Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан по вопросам организации деятельности Департамента и его территориальных подразделений подлежат безусловному исполнению всеми сотрудниками Департамента и его территориальных подразделений.
20. Порядок взаимодействия Департамента и его территориальных подразделений с органами прокуратуры при осуществлении совместных мероприятий по укреплению законности в налоговой, бюджетных сферах и в сфере валютного регулирования, обеспечению принципа неотвратимости наказания за укрытие доходов и объектов налогообложения от учета, уклонение от уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет утверждается Генеральным прокурором Республики Узбекистан.
21. Департамент взаимодействует с органами государственной налоговой службы, органами и агентами валютного контроля по следующим направлениям:
выявление, предупреждение и пресечение налоговых и валютных правонарушений, организация проведения соответствующих ревизий согласно ежемесячным, ежеквартальным и годовым мероприятиям по профилактике;
содействие государственным налоговым инспекциям в выполнении прогнозных показателей, взыскании недоимок по налогам и иным обязательным платежам в бюджет;
проведение совместных рейдов по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых и валютных правонарушений;
22. Взаимодействие осуществляется и по другим направлениям в установленном порядке с учетом задач, функции и обязанностей Департамента.
23. Начальник Департамента по согласованию с Генеральным прокурором Республики Узбекистан, в рамках осуществляемой прокуратурой координации деятельности правоохранительных органов по укреплению законности и борьбе с преступностью:
осуществляет взаимодействие с соответствующими службами других правоохранительных органов, разрабатывает и реализует долгосрочные и текущие программы борьбы с налоговыми и валютными преступлениями;
обеспечивает взаимодействие с другими подразделениями прокуратуры по всему спектру вопросов с тем, чтобы процессуально содействовать расследованию возбужденных уголовных дел по налоговым и валютным преступлениям;
во взаимодействии с органами прокуратуры осуществляет контроль по уголовным делам, возбужденным Департаментом и его территориальными подразделениями, с момента их возбуждения и проведения следственных действий до рассмотрения и принятия решения в судебных инстанциях;
осуществляет с органами внутренних дел мероприятия по обмену оперативной информацией, розыску и задержанию лиц, уклоняющихся от уплаты налогов и совершивших налоговые и валютные преступления;
производит с правоохранительными органами взаимный обмен информацией о правонарушениях в этой сфере.
24. Сотрудники Департамента за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих функциональных обязанностей несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Республики Узбекистан.
25. Вопрос привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности регламентируется законодательством Республики Узбекистан и Положением о порядке прохождения службы в Департаменте по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями.
См. последующую редакцию.
1. В абзаце первом пункта 1 слова «Департамент по борьбе с налоговыми преступлениями при Прокуратуре» заменить словами «Департамент по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре».
2. В пункте 2 слова «при Прокуратуре» и «с налоговыми преступлениями» заменить соответственно словами «при Генеральной прокуратуре» и «с налоговыми и валютными преступлениями».
3. В абзацах первом, четвертом и пятом пункта 4 слова «в налоговой», «налоговых», «налоговые» заменить соответственно словами «в налоговой и валютной», «налоговых и валютных», «налоговые и валютные».
в абзаце первом слова «налоговых преступлений» и «в экономической и налоговой сфере» заменить соответственно словами «налоговых и валютных преступлений» и «в экономической, налоговой сфере и сфере обращения иностранной валюты»;
в абзаце третьем слова «в первую очередь» исключить, а слова «экономических и налоговых» заменить словами «экономических, налоговых и валютных»;
в абзаце четвертом слова «экономическими и налоговыми» заменить словами «экономическими, налоговыми и валютными».
См. последующую редакцию.
в абзаце шестом слова «с налоговыми преступлениями при Прокуратуре» заменить словами «с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре».
6. В абзацах втором, четвертом и шестом пункта 8 слова «Прокуратуры Республики Узбекистан» заменить словами «Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан».
7. В пунктах 9, 10, 12 и в абзаце первом пункта 14 слова «Прокуратуре Республики Узбекистан» заменить словами «Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан».
8. В абзацах пятом и шестом пункта 14 слова «с налоговыми преступлениями» заменить словами «с налоговыми и валютными преступлениями».
10. В наименованиях приложений №№ 4 и 4а слова «с налоговыми преступлениями при Прокуратуре» заменить словами «с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре».
в наименовании, пункте 1 и в приложении слова «с налоговыми преступлениями при Прокуратуре» заменить словами «с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре».