Акт утратил силу " " 19.05.2018
|
Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых постановлений Пленума Верховного суда и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан в связи с принятием Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан».
В целях обеспечения правильного и единообразного применения актов законодательства при разрешении споров о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных органов и органов самоуправления граждан, незаконными действий (бездействия) их должностных лиц, не соответствующих законодательству, нарушающих права и охраняемые законом интересы организаций и граждан, руководствуясь статьей 47 Закона Республики Узбекистан «О судах», Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан постановляет:
1. Обратить внимание хозяйственных судов, что дела о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных органов и органов самоуправления граждан, признании незаконными действий (бездействия) их должностных лиц, не соответствующих законодательству, нарушающих права и охраняемые законом интересы организаций и граждан подведомственны хозяйственным судам, если спор возник в экономической сфере и его разрешение законодательством не отнесено к компетенции другого государственного органа. При рассмотрении данной категории дел хозяйственные суды (далее — суды) должны руководствоваться нормами Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее — ХПК), Гражданского кодекса Республики Узбекистан (далее — ГК), Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее — Налоговый кодекс), Закона Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» и других актов законодательства.
2. Под государственными органами следует понимать министерства, государственные комитеты, агентства, комитеты, центры, инспекции и их территориальные органы, указанные в Перечне республиканских органов государственного управления, утвержденном Указом Президента Республики Узбекистан № УП-3358 от 9 декабря 2003 года, органы исполнительной власти на местах (хокимияты области, района и города) в соответствии с частью первой статьи 22 Закона Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» и другие органы, уполномоченные на принятие актов, влекущие правовые последствия.
В соответствии с частью первой статьи 8 Закона Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» под органами самоуправления граждан следует понимать сходы граждан поселков, кишлаков и аулов, а также махаллей городов, поселков, кишлаков и аулов.
Заявления о признании недействительными (полностью или частично) актов других органов, признании незаконными действий (бездействия) их должностных лиц, подлежат отказу в принятии на основании пункта 1 части первой статьи 117 ХПК, а если заявление принято к производству — производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 статьи 86 ХПК, за исключением заявлений о признании недействительными (полностью или частично) актов органов самоуправления граждан, незаконными действий (бездействия) их должностных лиц.
4. В соответствии со статьей 44 Конституции Республики Узбекистан, частью первой статьи 1, пунктом 1 части первой, частью второй статьи 23, пунктом 9 части первой статьи 24 ХПК, статьей 12 ГК и другими актами законодательства любое заинтересованное лицо вправе в установленном ХПК порядке обратиться в суд с заявлением о признании недействительным (полностью или частично) акта государственного органа или органа самоуправления граждан, незаконным действия (бездействие) их должностных лиц, если оно считает, что оспариваемый акт полностью или в определенной части (отдельные положения) не соответствует законодательству, нарушает его права и охраняемые законом интересы, а также незаконно возлагает на него какие-либо обязательства или создает другие препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности.
Оспаривание решений и действий (бездействий) лиц, указанных в пункте 3 настоящего Постановления, а также должностных лиц международных; организаций, законодательного, исполнительного, административного или судебного органа иностранного государства, если такие решения и действия (бездействие) вытекают из положений Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан и Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, не подведомственны хозяйственному суду. В частности, признание недействительным постановления органа предварительного следствия о наложении ареста на имущество, о назначении документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности и принятого по другим обстоятельствам, постановления контролирующего органа о привлечении к административной ответственности должностных лиц хозяйствующих субъектов, признании незаконными таких действий (бездействия) их должностных лиц не подведомственны хозяйственному суду.
(абзац второй пункта 4 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 23 декабря 2016 года № 307)
4.3. Прокурор, а также государственные и иные органы, имеющие в предусмотренных законодательными актами случаях право на обращение в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов государства и общества, по спорам данной категории могут предъявить в суд заявление в порядке, установленном ХПК.
При признании недействительным акта государственного органа, порождающего гражданско-правовые последствия, применяется срок исковой давности, предусмотренный в ГК.
6. В заявлении о признании недействительным (полностью или частично) акта государственного органа и органа самоуправления граждан указываются сведения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 112 ХПК, в том числе:
1) наименование государственного органа, органа самоуправления граждан, принявшего оспариваемый акт;
6.1. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные частями первой и второй статьи 114 ХПК, а также копия оспариваемого акта.
Не приложение к заявлению акта, о признании недействительным которого заявлено требование, не является основанием для возврата заявления в соответствии с частью первой статьи 118 ХПК.
6.2. В заявлении о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица, указываются сведения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 112 ХПК, в том числе:
Судам следует иметь в виду, что если в заявлении в качестве ответчика указано должностное лицо государственного органа или органа самоуправления граждан, заявление подлежит отказу в принятии на основании пункта 1 части первой статьи 117 ХПК, а если заявление принято к производству — производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 статьи 86 ХПК.
Если требование предъявлено не к самому государственному органу, а к его обособленному подразделению, не обладающему статусом юридического лица, привлечение самого государственного органа к участию в деле решается судом в соответствии со статьей 38 ХПК.
6.4. Ликвидация лица, участвующего в деле, является основанием для отказа в принятии заявления применительно к пункту 1 части первой статьи 117 ХПК, а если данное обстоятельство выявлено после принятия заявления к производству — производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 4 статьи 86 ХПК, исключением из этого является заявление, поданное на акт государственного органа о ликвидации организации.
В случае упразднения государственного органа, издавшего оспариваемый акт или действия (бездействие) должностного лица оспаривается, и передачи его функции другому государственному органу, этот государственный орган является ответчиком по делу. В связи с этим, в таком случае судам в соответствии со статьей 39 ХПК следует решать вопрос о замене упраздненного государственного органа его правопреемником.
(абзац второй пункта 7 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 23 декабря 2016 года № 307)
Если акт государственного органа или органа самоуправления граждан, о признании недействительным которого заявлено требование, затрагивает права и интересы гражданина, но спор возник не в экономической сфере и в процессе управления ею, такой спор не является подведомственным суду. В связи с этим, при обращении в суд с такими требованием заявление подлежит отказу в принятии на основании пункта 1 части первой статьи 117 ХПК, а если заявление принято к производству — производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 статьи 86 ХПК.
8. Разъяснить судам, что в случае обращения в суд с требованием о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц по спорам, возникающим из договоров и других сделок (например, в связи с неоплатой стоимости продукции или недопоставкой продукции по договору), заявление подлежит отказу в принятии на основании пункта 1 части первой статьи 117 ХПК, а если заявление принято к производству — производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 статьи 86 ХПК.
9. В соответствии с частью первой статьи 55 ХПК при рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных и иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия этих актов, возлагается на орган, принявший акт.
В связи с тем, что в соответствии со статьей 55 ХПК обязанность доказывания по спорам данной категории возложена на ответчика, судам следует извещать ответчика о времени и месте судебного разбирательства в порядке, предусмотренном частью первой статьи 124 ХПК. Неявка в заседание суда ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела.
10. При рассмотрении дела о признании недействительным (полностью или частично) акта государственного органа и органа самоуправления граждан по заявлению заявителя на основании пункта 41 части первой статьи 77 ХПК исполнение оспариваемого акта может быть приостановлено.
При рассмотрении дела о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица по заявлению заявителя могут быть применены меры обеспечения иска, указанные в пунктах 2 и 3 части первой статьи 77 ХПК.
Обратить внимание судов, что согласно части третьей статьи 19 Закона Республики Узбекистан «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» не могут быть приостановлены решения государственного органа и органа самоуправления граждан, действия их должностных лиц, связанных с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения.
11. Судам следует иметь в виду, что при рассмотрении дел о возмещении убытков, причиненных субъектам предпринимательства в результате принятия незаконного акта государственными органами, органами самоуправления граждан либо совершения противозаконных действий (бездействия) их должностными лицами, на основании части второй статьи 76 ХПК по заявлению истца суд обязан принять меры по обеспечению иска.
Исходя из требования пункта 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 14 июня 2005 года № УП-3619 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства» судам следует иметь в виду, что при удовлетворении требования о возмещении убытков, в резолютивной части решения указывается, что вред подлежит возмещению соответствующим государственным органом, в первую очередь, за счет средств его внебюджетного фонда. В связи этим, при рассмотрении данной категории дел судам следует привлекать Министерство финансов Республики Узбекистан и (или) его территориальные органы к участию в деле в качестве второго ответчика.
12. По делам данной категории досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора не является обязательным и независимо от того, соблюден такой порядок или нет, заявление должно быть принято к производству, если отсутствуют основания для отказа в принятии заявления (часть первая статьи 117 ХПК) или для возвращения заявления (часть первая статьи 118 ХПК).
(пункт 12 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 23 декабря 2016 года № 307)
13. Согласно части второй статьи 125 ХПК данная категория дел рассматриваются хозяйственными судами Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента по общим правилам искового производства, предусмотренным ХПК, с учетом особенностей рассмотрения таких споров, в срок не позднее пятнадцати дней со дня вынесения определения о принятии заявления к производству и подготовки дела к судебному разбирательству (исключением из этого являются рассматриваемые Высшим хозяйственным судом Республики Узбекистан дела о признании недействительными (полностью или частично) не имеющих нормативного характера актов высших органов власти, предусмотренные абзацем третьим части второй статьи 26 ХПК). В случае предъявления встречного иска при рассмотрении дела, дело также подлежит рассмотрению в пятнадцатидневный срок (исключением из этого являются случаи продления срока рассмотрения дела на основании части третьей статьи 125 ХПК).
Согласно части третьей статьи 125 ХПК в исключительных случаях срок рассмотрения дела может быть продлен председателем хозяйственного суда, но не более чем на один месяц. Но общий срок рассмотрения дела не должен превышать полутора месяца. При принятии встречного иска к производству рассмотрение дела начинается сначала. Однако, рассмотрение дела сначала не является основанием для исчисления предусмотренного статьей 125 ХПК срока снова.
15. При рассмотрении данной категории дел руководители и представители государственных органов и органов самоуправления граждан могут быть вызваны в судебное заседание для дачи пояснений в порядке, предусмотренном статьей 124 ХПК.
Отмена оспариваемого акта не лишает права заявителя на обращение в суд за защитой нарушенных прав и охраняемых законом интересов способами, предусмотренными в статье 11 ГК, в том числе с исковым заявлением о взыскании причиненных убытков с виновных лиц.
21. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда об удовлетворении заявленного контролирующим органом требования о применении к хозяйствующему субъекту финансовой санкции, в соответствии с частью второй статьи 60 ХПК не доказываются вновь контролирующим органом при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Поскольку, при рассмотрении дела о применении к хозяйствующему субъекту финансовой санкции, суд, наряду с обстоятельствами, предусмотренными в частях второй и третьей статьи 15517 ХПК, дает правовую оценку законности и обоснованности проведенной контролирующим органом проверки, соблюдению периодичности и сроков проверки, не нарушены ли права и охраняемые законом интересы хозяйствующего субъекта (предъявлены ли документы, послужившие основанием для проверки, внесены ли записи в книгу регистрации проверок, обеспечена ли сохранность государственных секретов и коммерческой тайны, оформлены ли материалы проверки и вручены ли хозяйствующему субъекту). В связи с этим, требование о признании недействительным акта контролирующего органа в той части, которая явилась основанием для применения к хозяйствующему субъекту финансовой санкции, подлежит отказу в удовлетворении.
22. По результатам рассмотрения данной категории дел решение суда принимается по правилам, предусмотренным в главе 18 ХПК.
22.1. Судам следует иметь в виду, что в соответствии с частью первой статьи 143 ХПК в решении по делу о признании недействительным (полностью или частично) акта государственного органа, органа самоуправления граждан должно быть указано о применении статьи 143 ХПК, являющейся специальной процессуальной нормой при рассмотрении данной категории дел, и резолютивная часть решения должна содержать:
(подпункт 2 пункта 22.2 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 23 декабря 2016 года № 307)
23. В соответствии с частью пятой статьи 146 ХПК решения о признании недействительными актов государственных органов, органов самоуправления граждан подлежат немедленному исполнению.
26. Разъяснить судам, что в соответствии с пунктом 9 части первой статьи 24 ХПК споры о признании недействительным акта органа государственной налоговой службы, не соответствующего законодательству, нарушающего права и охраняемые законом интересы организаций и граждан, в том числе приказа о назначении налоговой проверки, признании незаконными действий (бездействия) их должностных лиц, разрешаются судом.
В связи с тем, что акты Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов, его территориальных комиссий Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов (городов) о даче разрешения на проверку деятельности хозяйствующих субъектов влекут юридические последствия, требования о признании их недействительными также подведомственны суду, а ответчиком по таким спорам является Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан, государственные налоговые управления Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, государственные налоговые инспекции районов (городов) соответственно. В связи с этим, если в заявлении в качестве ответчика указан Республиканский совет по координации деятельности контролирующих органов или его территориальная комиссия, судам, в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 122 ХПК, при принятии заявления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству следует рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Государственного налогового комитета Республики Узбекистан или его территориального органа соответственно.
Если же в заявлении в качестве ответчика указаны Республиканский совет по координации деятельности контролирующих органов (его территориальная комиссия) и Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан (его территориальный орган), судам, по результатам рассмотрения дела, в отношении Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов (его территориальной комиссии) производство по делу следует прекратить на основании пункта 1 статьи 86 ХПК.
26.1 Согласно смыслу статьи 122 Налогового кодекса каждый налогоплательщик может обратиться в вышестоящий орган государственной налоговой службы с жалобой об отмене решений органов государственной налоговой службы (полностью или частично), с жалобой на действия (бездействие) их должностных лиц или в суд с заявлением о признании данного решения недействительным (полностью или частично), незаконным действий (бездействие) должностных лиц.
В части третьей статьи 123 Налогового кодекса предусмотрено, что до принятия решения по жалобе вышестоящим органом государственной налоговой службы или до вступления в законную силу решения суда соответственно приостанавливается исполнение обжалуемого решения или действия, в том числе взыскание доначисленных налогов и других обязательных платежей, а также применение финансовых санкций. Однако, это правило не препятствует обращению в суд одновременно с заявлением о признании недействительным (полностью или частично) решения органа государственной налоговой службы и с заявлением о приостановлении исполнения этого решения.
26.2. Обратить внимание судов, что согласно части седьмой статьи 104 Налогового кодекса несоблюдение должностными лицами органов государственной налоговой службы положений главы 15 данного Кодекса может явиться основанием для признания недействительным (полностью или частично) решения органа государственной налоговой службы. В связи с этим, при рассмотрении дела о признании недействительным (полностью или частично) решения органа государственной налоговой службы следует также проверять соблюдение должностными лицами органа государственной налоговой службы положений главы 15 Налогового кодекса при проведении налоговой проверки и рассмотрении материалов налоговой проверки.
При рассмотрении дела о признании недействительным (полностью или частично) приказа органа государственной налоговой службы о назначении налоговой проверки следует также проверять соблюдение должностным лицом органа государственной налоговой службы положений главы 14 Налогового кодекса при вынесении такого приказа.
27. Обратить внимание судов, что согласно части первой статьи 34 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции» возможно обращение в суд одновременно с заявлением о признании недействительным полностью или частично решения антимонопольного органа и предписания, выдаваемого на основании решения.
В части второй статьи 34 указанного Закона предусмотрено, что подача такого заявления приостанавливает исполнение решения (предписания) антимонопольного органа на время рассмотрения заявления. Однако, это правило не препятствует обращению в суд одновременно с заявлением о признании недействительным решения (предписания) и с заявлением о приостановлении исполнения этого акта.
29. В связи с тем, что районный (городской) отдел Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее — Судебный департамент) не является юридическим лицом, в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 122 ХПК определением о принятии заявления о признании недействительным его постановления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству следует привлечь территориальное управление Судебного департамента к участию в деле в качестве ответчика.
В резолютивной части решения следует указать о прекращении производства по делу в отношении районного (городского) отдела Судебного департамента на основании пункта 1 статьи 86 ХПК.
31. Согласно смыслу частей второй и третьей статьи 8 Закона Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» органы самоуправления граждан не входят в систему органов государственной власти и пользуются правами юридического лица. В связи с этим, судам следует обратить внимание, что при рассмотрении дел о признании недействительными (полностью или частично) актов органов самоуправления граждан, незаконными действий (бездействия) их должностных лиц, ответчиком является не орган государственной власти на местах, а данный орган самоуправления граждан.