Комментарий LexUz
Настоящий Закон утратит силу с 5 ноября 2023 года в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 3 ноября 2022 года № ЗРУ-800 «О стандартизации».
Основными целями стандартизации являются:
защита интересов потребителей и государства в вопросах безопасности продукции, процессов, работ и услуг (далее — продукция) для жизни, здоровья и имущества населения, окружающей среды, ресурсосбережения;
повышение качества и конкурентоспособности продукции в соответствии с уровнем развития науки и техники, а также потребностями населения и народного хозяйства;
обеспечение безопасности народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
обеспечение полной и достоверной информацией потребителей о номенклатуре и качестве выпускаемой продукции;
См. последующую редакцию.
В Республике Узбекистан функционирует государственная система стандартизации, регламентирующая общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации.
См. последующую редакцию.
в отраслях народного хозяйства — Узбекский государственный центр стандартизации, метрологии и сертификации при Кабинете Министров Республики Узбекистан (Узгосстандарт);
См. последующую редакцию.
в области строительства, стройиндустрии, включая проектирование и конструирование — Государственный комитет по архитектуре и строительству Республики Узбекистан (Госкомархитектстрой);
См. последующую редакцию.
в области регулирования использования природных ресурсов и охраны окружающей среды от загрязнения и других вредных воздействий — Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы (Госкомприрода);
в области продукции медицинского назначения, изделий медицинской техники, лекарственных средств, а также в вопросах по определению содержания вредных для человека веществ в продукции, выпускаемой промышленностью республики, в том числе поставляемой по импорту, — Министерство здравоохранения Республики Узбекистан (Минздрав).
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
В соответствии с настоящим Законом государственные органы управления в пределах своей компетенции разрабатывают, утверждают, издают стандарты и технические условия (далее — стандарты), а также инструкции и разъяснения по применению настоящего Закона.
(часть третья статьи 2 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г. № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
См. последующую редакцию.
Узгосстандарт в соответствии с настоящим Законом устанавливает общие правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия заинтересованных сторон с государственными органами управления, общественными объединениями.
См. последующую редакцию.
Узгосстандарт, Госкомархитектстрой, Госкомприрода и Минздрав республики в пределах своей компетенции вправе поручать выполнение работ по стандартизации другим организациям.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Органы, утвердившие стандарты, создают и ведут отраслевые информационные фонды стандартов и обеспечивают заинтересованных потребителей информацией о международных (межгосударственных, региональных) стандартах, стандартах Республики Узбекистан, национальных стандартах зарубежных стран, а также информацией о международных договорах в области стандартизации, государственных классификаторах технико-экономической и социальной информации, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации.
(часть третья статьи 3 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г. № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
Законодательство о стандартизации состоит из настоящего Закона и других актов законодательства Республики Узбекистан.
Отношение в области стандартизации в Республике Каракалпакстан регулируются также и законодательством Республики Каракалпакстан.
Если международным договором или соглашением установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора или соглашения.
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий части первой статьи 6 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г. № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
См. предыдущую редакцию.
(часть первая статьи 6 дополнена абзацем восьмым Законом Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г. № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
В государственной системе единого и непрерывного образования разрабатываются государственные образовательные стандарты, утверждаемые Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
(статья 6 дополнена частью второй Законом Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г. № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
К нормативным документам по стандартизации относятся также правила, нормы по стандартизации, классификаторы технико-экономической информации. Порядок разработки и применения указанных документов устанавливается Узгосстандартом.
См. последующую редакцию.
Международные (межгосударственные, региональные) стандарты и национальные стандарты зарубежных стран, также международные правила и нормы применяются в соответствии с договорами или соглашениями с участием Республики Узбекистан. Порядок применения этих стандартов, правил и норм на территории республики устанавливается Узгосстандартом и другими государственными органами управления в пределах их компетенции.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Нормативные документы по стандартизации должны основываться на современных достижениях отечественной и зарубежной науки и соответствовать законодательству Республики Узбекистан. Они не должны создавать излишних препятствий для международной торговли.
(часть пятая статьи 6 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г. № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
Для обеспечения защиты интересов Республики Узбекистан и конкурентоспособности выпускаемой продукции в стандартах в обоснованных случаях устанавливаются предварительные требования на перспективу, опережающие возможности традиционных технологий.
См. предыдущую редакцию.
Стандарты и изменения к ним на реализуемую потребителям продукцию подлежат государственной регистрации в органах Узгосстандарта без оплаты. Нормативные документы по стандартизации, зарегистрированные в органах Узгосстандарта, составляют государственный информационный фонд.
(часть восьмая статьи 6 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г. № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
См. последующую редакцию.
Требования, устанавливаемые стандартами для обеспечения безопасности продукции, окружающей среды, жизни, здоровья и имущества населения, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством Республики Узбекистан, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности.
См. последующую редакцию.
В стандартах могут устанавливаться иные предусмотренные законодательством требования, включенные в договор на разработку, производство и поставку продукции.
Импортируемая продукция не может быть поставлена и использована по назначению, если не подтверждено ее соответствие стандартам, действующим в Республике Узбекистан в части обязательных требований.
См. последующую редакцию.
Нормативные документы по стандартизации на продукцию, подлежащую в соответствии с действующим законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляется сертификация, а также методы контроля и испытаний на соответствие этим требованиям.
Указанные документы должны применяться в соответствии с правилами и процедурами, установленными в системе сертификации данного вида продукции.
Государственный надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований стандартов, других актов законодательства по стандартизации осуществляют Узгосстандарт, Госкомархитектстрой, Госкомприрода, Минздрав и их территориальные органы, а также иные специально уполномоченные государственные органы управления в пределах их компетенции.
См. последующую редакцию.
Объектом государственного надзора является продукция, в том числе сертифицированная (на стадиях разработки, изготовления, хранения, транспортирования, использования, ремонта и утилизации), субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Субъекты хозяйственной деятельности обязаны создавать все условия, необходимые для осуществления государственного надзора.
главными государственными инспекторами Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан по надзору за стандартами;
См. последующую редакцию.
Государственные инспектора, осуществляющие государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, являются представителями государственных органов управления.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
получать от субъекта хозяйственной деятельности документы и сведения, необходимые для проведения государственного надзора;
использовать технические средства и привлекать специалистов субъекта хозяйственной деятельности при проведении государственного надзора;
проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции для контроля их соответствия обязательным требованиям стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства проверяемых субъектов хозяйственной деятельности;
выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации;
Главные государственные инспекторы Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан по надзору за стандартами, главные государственные инспекторы областей, городов по надзору за стандартами, кроме того, имеют исключительное право:
См. последующую редакцию.
принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушение обязательных требований стандартов;
привлекать к административной ответственности должностных лиц субъектов хозяйственной деятельности, виновных в нарушении стандартов;
См. предыдущую редакцию.
выдавать предписания о запрете производства или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции в случаях их несоответствия обязательным требованиям стандартов;
(абзац четвертый части третьей статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г. № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
запрещать реализацию импортной продукции, не соответствующей обязательным требованиям стандартов и не прошедшей государственной регистрации.
См. последующую редакцию.
За нарушение предписаний государственных инспекторов о запрете или приостановке реализации (поставки, продажи) продукции субъекты хозяйственной деятельности уплачивают штраф в порядке, определяемом законодательством Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
В случае невыполнения субъектами хозяйственной деятельности выданных предписаний и постановлений государственные инспектора направляют необходимые материалы в органы прокуратуры или суд.
См. последующую редакцию.
Государственные инспектора несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, разглашение государственной или коммерческой тайны.
Комментарий LexUz
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей государственные инспектора несут ответственность в соответствии со статьями 207 и 208 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
Разглашение государственной или коммерческой тайны влечет ответственность в соответствии со статьями 162, 191 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, а также статьей 46 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.
Юридические и физические лица, а также должностные лица государственных органов управления, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Нарушение стандартов влечет ответственность в соответствии со статьей 212 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.
См. последующую редакцию.
разработка или участие в разработке международных (межгосударственных, региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации;
разработка проектов актов законодательства по конкретным объектам стандартизации, а также разработка и обеспечение функционирования основополагающих организационно-технических и общетехнических комплексов стандартов;
разработка классификаторов технико-экономической информации, подготовка и издание официальной информации о них, а также рассылка всем заинтересованным пользователям;
проведение научно-исследовательских и иных работ по стандартизации, имеющих общегосударственное значение;
формирование и ведение фонда стандартов, классификаторов технико-экономической информации, международных (межгосударственных, региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран, а также Государственного реестра продукции и услуг, маркированных знаком соответствия стандартам;
Источниками финансирования работ по стандартизации, государственному надзору за соблюдением обязательных требований стандартов также могут быть средства, получаемые в установленном порядке от реализации изданных (переизданных) стандартов, классификаторов технико-экономической информации, изданного (переизданного) каталога продукции и услуг, внесенных в Государственный реестр продукции, и услуг, маркированных знаком соответствия стандартам, а также часть средств, получаемых от взимания штрафов за нарушение положений настоящего Закона, направляемая в органы государственного надзора в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
При разработке государственных программ, финансируемых полностью или частично из средств республиканского бюджета, должны быть предусмотрены разделы нормативного обеспечения качества продукции.
Государство гарантирует экономическую поддержку и стимулирование субъектов хозяйственной деятельности, которые производят продукцию, маркированную знаком соответствия стандартам, в том числе стандартам с предварительными требованиями на перспективу, опережающими возможности, традиционных технологий.
Меры экономической поддержки и стимулирования субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих производство продукции на маркирование продукции знаком соответствия стандартам, определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.