Комментарий LexUz
Настоящий Закон утратил силу в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 25 июня 2019 года № ЗРУ-544 «Об утверждении Избирательного кодекса Республики Узбекистан».
Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан (далее — Центральная избирательная комиссия) образуется для организации и проведения выборов Президента Республики Узбекистан, депутатов Олий Мажлиса, а также референдума Республики Узбекистан и осуществляет свою деятельность на постоянной основе.
См. последующую редакцию.
Центральная избирательная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами о выборах и референдуме Республики Узбекистан и другими законодательными актами.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Основными принципами деятельности Центральной избирательной комиссии являются законность, коллегиальность, гласность, независимость, справедливость.
(часть первая статьи 2 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 августа 1999 г. № 809-I — Ведомости Олий Мажлиса,1999 г., № 9, ст. 206 )
См. последующую редакцию.
Центральная избирательная комиссия призвана всей своей деятельностью способствовать осуществлению демократических принципов избирательной системы, обеспечивать возможность свободного волеизъявления избирателей.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Члены Центральной избирательной комиссии утверждаются Олий Мажлисом по рекомендации Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Советов народных депутатов.
Председатель Центральной избирательной комиссии избирается из числа ее членов по представлению Президента Республики Узбекистан на заседании комиссии.
Заместитель Председателя и секретарь Центральной избирательной комиссии избираются из числа ее членов на заседании комиссии.
(статья 3 в редакции Закона Республики Узбекистан от 25 декабря 1998 г. № 729-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1999 г., № 1, ст. 20 )
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Член Центральной избирательной комиссии не может быть членом другой избирательной комиссии или политической партии.
Член Центральной избирательной комиссии, зарегистрированный в установленном законом порядке кандидатом в Президенты Республики Узбекистан, кандидатом в депутаты Олий Мажлиса, доверенным лицом или же членом инициативной группы избирателей, считается выбывшим из состава комиссии.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Полномочия члена Центральной избирательной комиссии могут быть прекращены Олий Мажлисом непосредственно либо по представлению органа, его рекомендовавшего в случаях:
систематического невыполнения им своих обязанностей. В период между сессиями Олий Мажлиса полномочия члена Центральной избирательной комиссии могут быть прекращены Кенгашем Олий Мажлиса, с последующим утверждением принятого решения Олий Мажлисом.
(часть третья статьи 4 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 августа 1999 г. № 809-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1999 г., № 9, ст. 206)
См. последующую редакцию.
Новый член Центральной избирательной комиссии утверждается в порядке, установленном настоящим Законом.
Член Центральной избирательной комиссии по ее решению может работать в комиссии на постоянной основе.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
возглавляет систему избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, которые образуются для проведения выборов Президента Республики Узбекистан, депутатов Олий Мажлиса и референдума, осуществляет на всей территории Республики Узбекистан контроль за исполнением законов о выборах Президента Республики Узбекистан, депутатов Олий Мажлиса и референдуме, обеспечивает их единообразное применение;
осуществляет методическое обеспечение деятельности избирательных комиссий, в пределах своих полномочий издает инструкции и дает разъяснения по вопросам организации выборов;
образует избирательные округа, присваивает им наименования и номера, публикует списки округов с указанием их границ и численности избирателей;
решает вопросы о приписке к соответствующим округам избирательных участков и участков референдума, образованных при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах;
самостоятельно или по представлению Генерального прокурора Республики Узбекистан отменяет решения окружных избирательных комиссий в случаях, если эти решения противоречат законам о выборах и референдуме;
разрабатывает и утверждает смету расходов на подготовку и проведение выборов и референдума, распределяет денежные средства по избирательным комиссиям и комиссиям по проведению референдума, устанавливает порядок их использования, контролирует обеспечение избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума помещениями, транспортом и средствами связи, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов и референдума;
устанавливает образец мандата для наблюдателей от политических партий, инициативных групп избирателей, представителей печати, телевидения, радио, наблюдателей от других государств, международных организаций и движений;
на основании представленных документов принимает решение о допущении политических партий к участию в выборах;
принимает соответствующие документы от политических партий и представительных органов власти, выдвигающих кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, а также от политических партий, представительных органов власти и инициативных групп избирателей, выдвигающих кандидатов в депутаты Олий Мажлиса;
регистрирует кандидатов в Президенты Республики Узбекистан и кандидатов в депутаты Олий Мажлиса, организует публикацию списков зарегистрированных кандидатов и сведений о них в печати;
обеспечивает равные условия участия в выборах для кандидатов в Президенты Республики Узбекистан и кандидатов в депутаты Олий Мажлиса;
устанавливает образцы и формы избирательных бюллетеней по выборам Президента Республики Узбекистан и депутатов Олий Мажлиса, бюллетеня для голосования на референдуме, списков избирателей и граждан, имеющих право на участие в референдуме, подписных листов, протоколов избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума и других документов, образцы ящиков для голосования и печатей избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума, определяет порядок хранения документов;
заслушивает сообщения представителей государственных органов, политических партий и других общественных объединений по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума;
подводит итоги выборов и референдума, устанавливает результаты голосования в целом по Республике Узбекистан и публикует в печати сообщение о числе избирателей или граждан, имеющих право на участие в референдуме, принявших участие в голосовании, числе голосов, поданных за, и числе голосов, поданных против каждого кандидата, числе голосов, поданных за или против вопроса, вынесенного на референдум;
в случаях, предусмотренных законодательством, организует проведение повторного голосования и повторных выборов, а также выборов депутатов Олий Мажлиса вместо выбывших;
См. предыдущую редакцию.
(абзац двадцать первый статьи 5 заменен абзацами двадцать первым и двадцать вторым Законом Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., №5-6, ст. 153)
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия избирательных комиссий и принимает по ним решения;
передает органам прокуратуры материалы о нарушениях законов о выборах и референдуме Республики Узбекистан, которые влекут за собой уголовную ответственность;
См. последующую редакцию.
созывает заседания Центральной избирательной комиссии, председательствует на них, распределяет обязанности между ее членами;
приглашает для участия в заседаниях Центральной избирательной комиссии представителей государственных органов, политических партий и других общественных объединений, организаций и иных должностных лиц;
представляет Центральную избирательную комиссию в отношениях с государственными органами, международными организациями, общественными объединениями;
информирует Олий Мажлис об итогах выборов Президента Республики Узбекистан и депутатов Олий Мажлиса, а также референдума Республики Узбекистан;
осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом и законодательными актами Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
При невозможности выполнения председателем Центральной избирательной комиссии своих полномочий, а также в случае его отсутствия функции председателя возлагаются на заместителя председателя или решением Центральной избирательной комиссии на одного из ее членов.
Организационной формой работы Центральной избирательной комиссии являются ее заседания, которые проводятся по мере необходимости. Заседание считается правомочным, если в нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.
Решения Центральной избирательной комиссии принимаются открытым голосованием, простым большинством голосов от общего числа членов комиссии. При равном разделении голосов, голос председателя Центральной избирательной комиссии является решающим.
На заседаниях Центральной избирательной комиссии ведется протокол, который подписывается председательствующим.
См. последующую редакцию.
Члены Центральной избирательной комиссии вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу.
Центральная избирательная комиссия в пределах своих полномочий принимает постановления, которые подписываются Председателем и подлежат опубликованию в печати.
См. последующую редакцию.
Решения, принимаемые Центральной избирательной комиссией в пределах ее полномочий, являются обязательными для окружных и участковых избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, для государственных органов, политических партий и других общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.
См. последующую редакцию.
Центральная избирательная комиссия вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов или референдума, к руководителям государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, другим должностным лицам, которые обязаны рассмотреть вопрос и дать ответ в течение трех дней.
См. последующую редакцию.
Решения Центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Узбекистан. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней после ее поступления, а если до выборов или референдума осталось менее шести дней — незамедлительно.
Структура, штаты Секретариата и порядок его работы утверждаются председателем Центральной избирательной комиссии.
Финансирование Центральной избирательной комиссии производится за счет государственных средств и предусматривается при утверждении Государственного бюджета Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
Центральная избирательная комиссия имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием.