Комментарий LexUz
Настоящий Закон принят в новой редакции в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 16 апреля 2018 года № ЗРУ-475 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О лесе».
Лесное законодательство состоит из настоящего Закона и других актов законодательства.
Отношения в области пользования лесами, связанные с использованием и охраной земель, вод, недр и животного мира, регулируются соответствующим законодательством.
Лесные отношения в Республике Каракалпакстан регулируются также законодательством Республики Каракалпакстан.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в лесном законодательстве Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора.
Задачами лесного законодательства являются регулирование лесных отношений в целях обеспечения охраны, защиты, рационального использования, воспроизводства и повышения продуктивности лесов, а также охрана прав юридических и физических лиц.
Леса выполняют преимущественно экологические (водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, рекреационные), эстетические и иные функции, имеют ограниченное эксплуатационное значение.
Леса являются государственной собственностью — общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством.
лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства;
деревья и группы деревьев, полезащитные лесные полосы, а также иная древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;
защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог, каналов и других водных объектов;
Создание, уход, охрана и использование древесных и кустарниковых насаждений, не входящих в государственный лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном законодательством об охране и использовании растительного мира.
Землями лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства. Границы земель лесного фонда определяются в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
Земли лесного фонда могут предоставляться во владение, пользование, в том число аренду, в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
Участки государственного лесного фонда — часть государственного лесного фонда, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой режим и указанная в планово-картографических материалах.
Статья 9. Государственное управление в области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов
См. предыдущую редакцию.
Государственное управление в области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах, Главным управлением лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы.
(часть первая статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан 26 мая 2000 г. № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Главное управление лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и его органы на местах являются государственными органами лесного хозяйства.
Комментарий LexUz
См. Положение о Главном управлении лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 30 марта 2001 г. № 160.
(часть вторая статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
организация и осуществление государственного контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов;
предоставление юридическим и физическим лицам по согласованию с государственными органами лесного хозяйства участков государственного лесного фонда, за исключением лесов государственных заповедников и заповедных зон государственных национальных природных парков;
См. последующую редакцию.
осуществление государственного контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов;
См. предыдущую редакцию.
принятие решений об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций в случаях причинения вреда состоянию лесов. Ограничение, приостановление (за исключением случаев ограничения, приостановления на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения) или прекращение деятельности субъекта предпринимательства осуществляются в судебном порядке;
(абзац пятый статьи 11 в редакции Закона Республики Узбекистан от 10 октября 2006 г., № ЗРУ-59 — СЗ РУ, 2006 г., № 41, ст. 405)
установление и регулирование совместно с государственными органами лесного хозяйства норм выпаса скота в лесах и других видов пользований недревесными ресурсами;
Государственный контроль за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах. Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы в порядке, установленном законодательством.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Ведомственный контроль за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов осуществляется Главным управлением лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.
(часть вторая статьи 12 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
Лесная охрана создается на предприятиях лесного хозяйства в целях обеспечения охраны и защиты лесов.
Должностные лица лесной охраны являются одновременно инспекторами государственных органов лесного хозяйства.
составление протоколов об административных правонарушениях в области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, доставка лиц, совершивших правонарушения, в соответствующие органы;
направление в соответствующие органы материалов о привлечении лиц, совершивших правонарушения, к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности;
Комментарий LexUz
См. Положение о лесной охране, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 сентября 2008 г. № 203.
В соответствии с целевым назначением и выполняемыми функциями леса относятся к следующим категориям защитности:
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Отнесение лесов к категориям защитности производится Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению Главного управления лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
См. Распределение лесов по категориям защитности в Республике Узбекистан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 апреля 2001 года № 163 и Положение о порядке определения категории защитности лесов, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 июня 2000 года № 215.
(часть вторая статьи 15 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
Лесоустройство — система мероприятий, направленных на охрану, защиту лесов, обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и лесопользования, включающая в себя:
определение границ участков государственного лесного фонда и внутрихозяйственную организацию территории государственного лесного фонда, находящейся в пользовании постоянных лесопользователей;
установление возраста спелости леса, определение расчетной лесосеки, размеров рубок, связанных с ведением лесного хозяйства, и размеров иных видов лесопользования;
определение объема работ по охране, защите, восстановлению лесов и лесоразведению, а также объема других лесохозяйственных работ;
Лесоустроительные проекты проходят государственную экспертизу и утверждаются государственными органами лесного хозяйства и органами государственной власти на местах. Лесоустроительные проекты являются основными нормативно-техническими документами для ведения лесного, заповедного и охотничьего хозяйств, осуществления лесопользования, текущего и перспективного планирования.
См. предыдущую редакцию.
Лесоустройство проводится во всех лесах по единой системе в порядке, установленном Главным управлением лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.
(часть третья статьи 16 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
Государственный учет лесов ведется государственными органами лесного хозяйства на основе лесоустроительных проектов, а там где лесоустройство не проведено, на основе материалов инвентаризации и обследований государственного лесного фонда.
Государственный учет лесов ведется за счет средств государственного бюджета по единой системе в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Государственный лесной кадастр представляет собой систему сведений и документов о природном, хозяйственном и правовом режиме лесов, об их категориях, о качественной характеристике участков государственного лесного фонда и распределении их по лесопользователям.
Государственный лесной кадастр предназначен для обеспечения заинтересованных юридических и физических лиц сведениями о лесе в целях регулирования лесных отношений, организации охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов.
Государственный лесной кадастр ведется государственными органами лесного хозяйства по единой системе за счет средств государственного бюджета в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Участки государственного лесного фонда могут предоставляться в пользование юридическим и физическим лицам.
Лесопользование, за исключением случаев, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона, является платным. Размеры платежей и порядок их взимания устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
См. Положение о порядке регулирования и взимания платы за лесопользование, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 сентября 2015 года № 278.
Постоянными лесопользователями являются лесохозяйственные предприятия, учреждения и организации, которым земли лесного фонда предоставлены в постоянное владение.
Право на лесопользование предоставляется юридическим и физическим лицам государственными органами лесного хозяйства или уполномоченными ими предприятиями, учреждениями и организациями, если иное не установлено законодательством.
Осуществление лесопользования допускается по специальному разрешению — лесорубочному или лесному билету, за исключением случаев, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона. Лесопользователи вправе использовать участки государственного лесного фонда только для тех видов лесопользования, которые предусмотрены в специальных разрешениях.
самостоятельно вести лесное хозяйство, осуществлять лесопользование на предоставленных им участках государственного лесного фонда;
в установленном порядке пользоваться землями лесного фонда, водными ресурсами, общераспространенными полезными ископаемыми для нужд лесного хозяйства;
в установленном порядке прокладывать дороги, оборудовать площадки для складирования лесной продукции, возводить производственные и жилые здания и сооружения;
вести работы способами, не допускающими отрицательного воздействия на состояние и воспроизводство лесов, почв и животного мира, а также на состояние водных и других природных объектов;
См. последующую редакцию.
Постоянные лесопользователи могут иметь другие права и нести иные обязанности, установленные законодательством.
осуществлять лесопользование в пределах тех участков государственного лесного фонда, сроков и видов пользования, которые указаны в документах, предоставляющих это право;
в установленном порядке прокладывать дороги, оборудовать площадки для складирования лесной продукции, возводить производственные здания и сооружения.
вести работы способами, не допускающими отрицательного воздействия на состояние и воспроизводство лесов, почв и животного мира, а также на состояние водных и других природных объектов;
Временные лесопользователи могут иметь другие права и нести иные обязанности, установленные законодательством.
Вмешательство в деятельность лесопользователей со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций не допускается.
Нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном законодательством.
Убытки, причиненные нарушением прав лесопользователей (включая упущенную выгоду), подлежат возмещению в полном объеме.
ликвидации юридического лица, в пользовании которого находится участок государственного лесного фонда;
осуществления лесопользования способами, отрицательно влияющими на состояние и воспроизводство лесов и других природных объектов;
побочное лесопользование (сенокошение, выпас скота, размещение ульев и пасек, заготовка (сбор) дикорастущего растительного лекарственного сырья и заготовка (сбор) дикорастущих растений для пищевых целей);
пользование участками государственного лесного фонда в культурно-просветительных, воспитательных, оздоровительных, рекреационных и эстетических целях.
Рубка древесных и кустарниковых насаждений при строительстве зданий, сооружений и коммуникаций, не вызванная производственно-технической необходимостью, запрещается.
Рубка древесных и кустарниковых насаждений допускается только при обязательном лесовосстановлении в порядке, установленном законодательством.
Рубка древесных и кустарниковых насаждений проводится в зависимости от категорий защитности лесов в соответствии с правилами рубок леса, утвержденными Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
См. Правила рубки ухода за лесом Республики Узбекистан, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 ноября 1999 года № 506.
В запретных полосах лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, защитных полосах лесов вдоль железных и автомобильных дорог, лесах пустынных и полупустынных зон, лесах зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных центров допускаются рубки главного пользования, направленные на улучшение состояния леса.
См. последующую редакцию.
В лесах государственных национальных природных парков, особо ценных лесных массивах, лесах орехово-промысловых зон, в лесоплодовых насаждениях, городских лесах и лесопарках, лесах зон санитарной охраны источников водоснабжения, лесах округов санитарной охраны курортов, лесах противоэрозионных и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, допускаются только рубки промежуточного пользования (рубки ухода за лесом и санитарные рубки).
См. последующую редакцию.
Прочие рубки, связанные с созданием противопожарных разрывов, могут быть допущены в лесах всех категорий защитности, кроме лесов государственных заповедников.
См. предыдущую редакцию.
Размеры рубок главного пользования осуществляются в пределах расчетных лесосек, а рубок промежуточного пользования — по лесохозяйственным требованиям. Расчетная лесосека утверждается Главным управлением лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.
(часть седьмая статьи 26 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
Участки государственного лесного фонда могут быть предоставлены юридическим и физическим лицам в побочное лесопользование.
Сенокошение и выпас скота на участках государственного лесного фонда осуществляются юридическими и физическими лицами на специально предназначенных для этих целей площадях в порядке, установленном законодательством. Не допускается выпас скота в особо ценных лесных массивах, лесах орехово-промысловых зон, округов санитарной охраны курортов, в противоэрозионных лесах.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Юридическим и физическим лицам по разрешению Главного управления лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан предоставляются в установленном порядке участки государственного лесного фонда для размещения ульев и пасек.
(часть третья статьи 27 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
Заготовка (сбор) дикорастущего растительного лекарственного сырья и заготовка (сбор) дикорастущих растений для пищевых целей проводятся способами и методами, исключающими истощение имеющихся ресурсов и причинение вреда лесному хозяйству.
Право на пользование участками государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства предоставляется юридическим и физическим лицам. Порядок пользования участками государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства устанавливается законодательством.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 октября 2014 года № 290 «Об урегулировании использования биологических ресурсов и о порядке прохождения разрешительных процедур в сфере природопользования».
Пользование участками государственного лесного фонда в научно-исследовательских целях определяется законодательством.
Пользование участками государственного лесного фонда в культурно-просветительных, воспитательных, оздоровительных, рекреационных и эстетических целях предоставляется юридическим и физическим лицам соответствующими органами государственной власти на местах по согласованию с постоянными лесопользователями.
На участках государственного лесного фонда, предоставленных в культурно-просветительных, воспитательных, оздоровительных, рекреационных и эстетических целях, лесопользователи проводят мероприятия по благоустройству этих участков при условии сохранения лесов и природных ландшафтов, соблюдения пожарной безопасности и санитарных правил в лесах.
См. предыдущую редакцию.
Порядок пользования участками государственного лесного фонда в культурно-просветительных, воспитательных, оздоровительных, рекреационных и эстетических целях утверждается Главным управлением лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.
(часть четвертая статьи 29 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
В порядке общего пользования объектами растительного мира граждане имеют право пребывать в лесах, собирать для собственных нужд дикорастущие лекарственные и пищевые растения, ягоды и грибы на условиях, установленных законодательством.
Граждане обязаны соблюдать пожарную безопасность в лесах, не допускать поломки, порубки деревьев и кустарников, повреждения лесных культур, засорения лесов, уничтожения и разорения муравейников, гнезд птиц, а также выполнять другие требования, установленные законодательством.
Порядок лесопользования в пограничной зоне определяется государственными органами лесного хозяйства по согласованию с Комитетом по охране Государственной границы Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
Органы государственной власти на местах, государственные органы по охране природы и лесного хозяйства обеспечивают охрану лесов от нарушений порядка лесопользования, в том числе от незаконных рубок (порубок) и иных вредных воздействий на леса.
См. последующую редакцию.
Органы государственной власти на местах и государственные органы лесного хозяйства обеспечивают осуществление мероприятий по охране лесов от пожаров и борьбе с ними, в необходимых случаях привлекают на тушение пожаров население, пожарную, землеройную технику и транспортные средства предприятий, учреждений и организаций, ограничивают или запрещают в период высокой пожарной опасности посещение населением лесов и въезд в них транспортных средств.
Лесопользователи обязаны соблюдать пожарную безопасность в лесах, проводить в местах работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров обеспечить их тушения.
Комментарий LexUz
См. Правила пожарной безопасности в лесах Республики Узбекистан, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 ноября 1999 года № 506.
Защита лесов от вредителей, болезней и других негативных факторов осуществляется постоянными лесопользователями путем:
учета и прогнозирования развития очагов вредителей и болезней леса, зон негативного влияния промышленных и коммунально-бытовых загрязнений и других факторов;
проведения мероприятий по профилактике возникновения и распространения очагов массовых размножений вредителей и распространения болезней леса, повышению биологической устойчивости лесов.
См. предыдущую редакцию.
Порядок осуществления мер по защите лесов устанавливается Главным управлением лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.
(часть вторая статьи 33 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
обеспечения обязательного облесения вырубок и других земель, не покрытых лесом, хозяйственно ценными древесными породами;
См. предыдущую редакцию.
Порядок и сроки лесовосстановления устанавливаются Главным управлением лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.
(часть вторая статьи 34 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
Лесоразведение проводится постоянными лесопользователями по специальным программам в целях повышения лесистости территорий, улучшения породного состава лесов, разведения ценных древесных пород и предотвращения эрозионных процессов.
Земли сельскохозяйственного и иного назначения, предоставляемые для лесоразведения, переводятся в категорию земель лесного фонда в соответствии с законодательством.
Комментарий LexUz
Повышение продуктивности лесов осуществляется в результате воспроизводства лесов, улучшения их породного состава, лесомелиорации и плантационного выращивания лесов.
Незаконно добытая лесная продукция подлежит изъятию. В случае невозможности изъятия незаконно добытой лесной продукции взыскивается ее стоимость в порядке и размерах, установленных законодательством.
Комментарий LexUz
См. пункт 75 Положения о порядке использования объектов растительного мира и прохождения разрешительных процедур в сфере пользования объектами растительного мира, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 октября 2014 года № 290.
Размещение, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию новых и реконструируемых предприятий, сооружений и других объектов, а также внедрение новых технологий, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, осуществляются с обеспечением мер по охране и воспроизводству лесов.
Размещение, проектирование, строительство предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, а также необходимость вырубки древесных пород согласовываются с государственными органами лесного хозяйства и органами государственной власти на местах с обязательным проведением государственной экологической экспертизы в случаях и порядке, установленных законодательством.
Комментарий LexUz
Строительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых, прокладка кабелей, трубопроводов и иных коммуникаций, буровые и другие работы на землях лесного фонда, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, производятся по согласованию с государственными органами лесного хозяйства и органами государственной власти на местах в порядке, установленном законодательством.
См. последующую редакцию.
Право лесопользования может быть ограничено, приостановлено или запрещено в случаях нарушения лесного законодательства, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов и других природных объектов в порядке, установленном законодательством.
Финансирование охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов осуществляется за счет средств государственного бюджета и других источников.
Порядок осуществления мер по экономическому стимулированию охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Споры по вопросам охраны и использования лесов разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
См. ст.ст. 78-81 и 84 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, ст.ст. 198 и 202 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.