Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 июля 2022 года № 396 «О мерах по дальнейшей систематизации законодательной базы».
В соответствии с Национальной программой по подготовке кадров, в целях реформирования программ обучения общеобразовательных школ, создания качественно новой системы девятилетнего общего среднего образования, обеспечения его преемственности и неразрывной связи со средним специальным, профессиональным образованием Кабинет Министров постановляет:
1. Установить, что образовательные программы общего среднего образования (1 — 9 классы школы) должны обеспечивать:
получение учащимися систематических знаний, развитие у них потребности в овладении ими, формирование базовых учебных, научных и общекультурных знаний;
выработку трудовых навыков, творческого самостоятельного мышления, осознанного отношения к выбору профессии и окружающему миру;
воспитание высоких духовно-нравственных качеств на основе органичного соединения национальных и общечеловеческих ценностей, формирование гражданина, преданного своей Родине и народу;
органическую взаимосвязь учебных программ 1 — 9 классов с программами обучения в академических лицеях и профессиональных колледжах.
2. Утвердить Положение «Об общем среднем образовании в Республике Узбекистан» согласно приложению № 1.
См. последующую редакцию.
до 1 августа 1998 года — совместно с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан разработать государственный образовательный стандарт общего среднего образования, имея в виду:
формирование необходимых учебных предметов, образовательных программ и объемов учебных часов, оптимальных для подготовки школьников;
в течение 1998-1999 учебного года — обеспечить апробацию государственного образовательного стандарта общего среднего образования;
до 1 июля 1999 года — с учетом результатов апробации доработать Государственный стандарт общего среднего образования и внести на утверждение Кабинета Министров;
с 1999-2000 учебного года — обеспечить внедрение государственного стандарта общего среднего образования одновременно с учебными программами обучения в общеобразовательной школе.
до 1 сентября 1998 года — одновременно на основе разработки государственного стандарта общего среднего образования обеспечить разработку экспериментальных учебных программ для общеобразовательных школ. При этом предусмотреть трансформацию учебных нагрузок и программ 10-11 классов соответственно в программы обучения 5 — 9 классов, а также в программы академических лицеев и профессиональных колледжей;
в течение 1998-1999 учебного года — провести экспериментальную апробацию указанных учебных программ в общеобразовательных школах;
к 1 июля 1999 года — с учетом итогов эксперимента по внедрению экспериментальных учебных программ обобщить заключения педагогов, специалистов, руководителей системы народного образования и внести предложения в Кабинет Министров.
5. В целях обеспечения контроля за разработкой и апробацией экспериментальных учебных программ, а также обобщения внесенных предложений создать Республиканскую комиссию и специальные рабочие группы согласно приложению № 2*. Возложить на комиссию и рабочие группы ответственность за подготовку учебных программ по родному языку, литературе, истории, математике, физике, химии, биологии и другим предметам, а также их экспериментальную апробацию в республике.
Создать аналогичные комиссии в Республике Каракалпакстан, во всех областях и г. Ташкенте. Разрешить комиссиям привлекать к работе наиболее подготовленных педагогов и специалистов.
Республиканской комиссии подготовить рабочий план мероприятий и по ходу проведения эксперимента обеспечить до 1 августа 1999 года разработку программ-заданий подготовки школьных учебников для 1 — 9 классов с учетом накопленных результатов проведенного эксперимента, предложений специальных рабочих групп по предметам и территориальных комиссий.
Возложить персональную ответственность за подготовку учебников на Министра народного образования, Министра высшего и среднего специального образования и Председателя Госкомпечати Республики Узбекистан.
6. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством народного образования Республики Узбекистан разработать и с 1999-2000 учебного года включить в программу подготовки студентов педагогических институтов и университетов специальные курсы по новым программам и методикам обучения в общей средней школе.
до 1 августа 1998 года — разработать и внести в Кабинет Министров порядок периодической аттестации образовательных учреждений, руководящих работников и педагогических кадров общего среднего образования;
до 1 сентября 1998 года — разработать и утвердить Положение о рейтинговой системе контроля качества знаний учащихся 5 — 9 классов;
в течение 1998-1999 учебного года осуществить экспериментальную проверку и с 1999 — 2000 учебного года обеспечить внедрение тестовых методов итоговой аттестации выпускников 5 — 9 классов.
до 1 сентября 1998 года — совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента, Министерством здравоохранения Республики Узбекистан создать в структуре районных, городских отделов народного образования центры профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся;
создание центров осуществить в пределах фонда оплаты труда и численности районных, городских отделов народного образования и их методических кабинетов, с учетом контингента обучающихся. Установить предельную численность штатных работников центров не более 4 человек;
в двухнедельный срок — разработать и утвердить Положение о Центре профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся.
психолого-педагогическую диагностику развития детей, выявление их способностей и наклонностей, выдачу рекомендаций о приеме в школу с шестилетнего возраста;
оказание психолого-педагогической помощи детям и родителям в обучении, воспитании и социальной адаптации школьников;
содействие учащимся школ в выборе направления образования в академическом лицее или профессиональном колледже, с учетом их способностей, профессиональных наклонностей, интересов и навыков.
См. последующую редакцию.
9. Министерству народного образования, Министерству макроэкономики и статистики, Министерству финансов Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента ежегодно до 1 августа обеспечивать:
комплектование школ квалифицированными педагогическими кадрами, учебно-методической литературой и дидактическими материалами, техническим и информационными средствами обучения;
подготовку материально-технической базы образовательных учреждений общего среднего образования, создание необходимых санитарно-бытовых и социальных условий для учащихся.
10. Министерству народного образования Республики Узбекистан, Фонду «Устоз» организовать и обеспечить систематическую работу курсов переподготовки и повышения квалификации учителей общей средней школы на базе передовых образовательных учреждений общего среднего и высшего образования, разрабатывающих и использующих прогрессивные методы обучения, современные педагогические и информационные технологии.
11. Министерству здравоохранения совместно с Министерством народного образования Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента обеспечить ежегодное диспансерное обследование школьников, соблюдение норм санитарии и школьной гигиены, оздоровительной направленности учебно-воспитательного процесса.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.А. Азизходжаева.
1.1 Общее среднее образование организуется в соответствии с законами Республики Узбекистан «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров».
1.2. Общее среднее образование, со сроком обучения 9 лет (I — IX классы школы), является обязательным. Оно включает в себя начальное образование (I — IV классы) и является самостоятельным видом системы непрерывного образования.
1.3. В образовательных учреждениях общего среднего образования создаются необходимые организационные, психолого-педагогические, методические, материально-технические и санитарно-бытовые условия для реализации целей и задач данного вида образования в соответствии с Национальной программой по подготовке кадров.
1.4. Образовательное учреждение общего среднего образования (школа) является юридическим лицом и создается в порядке, установленном законодательством.
1.5. Устав образовательного учреждения общего среднего образования разрабатывается в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 января 1998 года № 5, настоящим Положением, утверждается уполномоченным государственным органом по управлению общим средним образованием и регистрируется в местном органе исполнительной власти.
2.1. Целью общего среднего образования является обучение и воспитание учащихся в соответствии с государственным образовательным стандартом и реализация прав личности на получение образования.
Общее среднее образование закладывает необходимый объем знаний, развивает у учащихся навыки организаторских способностей и практического опыта, способствует первоначальной профессиональной ориентации и выбору следующей ступени образования.
обеспечение получения учащимися систематических знаний, развитие у них потребности в овладении ими, формирование базовых учебных, научных и общекультурных знаний;
выработка трудовых навыков, творческого самостоятельного мышления, осознанного отношения к выбору профессии и окружающему миру;
воспитание у школьников высоких духовно-нравственных качеств на основе органического соединения национальных и общечеловеческих ценностей, формирование гражданина, преданного своей Родине и народу;
обеспечение непрерывности и преемственности образования, органической взаимосвязи учебных программ школы с программами обучения в академических лицеях и профессиональных колледжах.
Начальное образование — призвано обеспечить овладение чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами творческого мышления, навыками самоконтроля, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Дифференциация учебно-воспитательной деятельности в начальной школе, в зависимости от способностей детей, достигается за счет: вариативности содержания и методов процесса обучения в рамках государственного образовательного стандарта; адаптации учебных заданий к индивидуальным возможностям детей; организации классов и групп выравнивания.
Содержание учебных предметов начальной школы является гибким по отношению к разным типам школ и условиям обучения.
Общее среднее образование — обеспечивает получение систематических знаний, формирование широкого кругозора и творческого самостоятельного мышления, становление личности учащегося, развитие его интересов и способностей к социальному самоопределению.
3.2. Содержание общего среднего образования включает в себя обязательный и дополнительный компоненты.
Обязательный компонент определяется государственным образовательным стандартом и устанавливает необходимый уровень подготовки учащихся, достаточный для более глубокого изучения основ знаний и приобретения профессии в учреждениях среднего специального, профессионального образования.
Дополнительный компонент определяется, исходя из потребностей и способностей учащегося, материально-технической и кадровой обеспеченности школы. Объем дополнительных учебных нагрузок устанавливается в соответствии с нормативами Министерства народного образования Республики Узбекистан, согласованными с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
3.3. Перечень учебных предметов и общеобразовательных программ определяется государственным образовательным стандартом общего среднего образования.
Учебно-воспитательная работа школы осуществляется на основе базисного учебного плана и образовательных программ общего среднего образования, утвержденных Министерством народного образования Республики Узбекистан. Они предусматривают:
получение и освоение современных знаний по предметам обучения в пределах государственного образовательного стандарта;
усиление роли и значения изучения государственного и иностранных языков, предметов гуманитарно-общественного и эстетического циклов;
совершенствование экономического, правового, экологического, санитарно-гигиенического образования учащихся;
4.1. Поступление детей в общеобразовательную школу осуществляется с 6-7 лет по рекомендациям медико-психолого-педагогической комиссии. В школах ежегодно с привлечением специалистов обеспечивается диспансерное обследование учащихся.
Обучение детей и подростков с отклонениями в физическом и психическом развитии осуществляется в специальных (вспомогательных) школах, а также в школах санаторно-интернатного типа.
4.2. Общее среднее образование реализуется в очной форме. Продолжительность урока, учебной четверти и учебного года, расписание уроков по дням и неделям, учебная нагрузка школьников в классах и их наполняемость и другие вопросы рационализации учебно-воспитательного процесса определяются в соответствии с государственным стандартом общего среднего образования.
4.3. В школах проводится целенаправленная работа по поиску, отбору, обучению одаренных детей. Для них разрабатываются специальные (в том числе авторские) учебные программы и предоставляется дополнительная научно-методическая литература. Одаренные и талантливые дети могут иметь индивидуальный график освоения образовательных программ.
Для развития способностей и талантов детей могут создаваться специализированные классы и школы по направлениям углубленного изучения дисциплин.
4.4. Для обеспечения контроля качества знаний учащихся и соответствия результатов обучения государственному образовательному стандарту предусматривается проведение следующих контрольных процедур:
текущий контроль — систематический контроль знаний, умений и навыков учащихся в виде опросов, коллоквиумов, семинаров, контрольных работ, тестов;
промежуточный контроль — осуществляется по окончании четверти и при завершении соответствующего раздела учебной программы для оценки знаний, умений и навыков учащихся. Он проводится в форме экзаменов, тестов, зачетов и квалификационных работ;
этапный контроль — осуществляется по окончании учебного года в форме экзаменов, тестовых испытаний, зачетов. На его основе определяется рейтинг и принимается решение о переводе учащегося в следующий класс;
4.5. Учащимся, самостоятельно освоившим общеобразовательные программы в пределах государственного образовательного стандарта, предоставляется право быть аттестованными в порядке экстерната, на основании Пополнения об экстернате, утвержденного Министерством народного образования Республики Узбекистан.
4.6. Учащиеся могут быть освобождены от итоговой аттестации на основании заключения медицинской комиссии и педагогического совета школы. Перечень заболеваний, дающих право на освобождение от аттестации, устанавливается министерствами народного образования и здравоохранения.
Исключения из установленного порядка итоговой государственной аттестации определяются Министерством народного образования Республики Узбекистан.
Перевод учащихся из класса в класс и из одного образовательного учреждения в другое производится в соответствии с порядком, установленным Министерством народного образования Республики Узбекистан.
4.7. Выпускникам школы вручается аттестат государственного образца с указанием результатов итоговой тестовой аттестации, рейтинга учащегося, перечня образовательных дисциплин, количества часов и оценок по ним, а достигшим особых успехов — аттестат с отличием.
Аттестат с отличием вручается выпускникам, имевшим в период обучения в 5 — 9 классах только отличные показатели успеваемости (рейтинга).
4.8. Общеобразовательные учреждения работают в тесном контакте с учреждениями науки, среднего специального, профессионального, высшего образования и производством.
Их взаимодействие обеспечивается путем привлечения ученых, представителей производства, деятелей культуры для ведения образовательного процесса, работы по профессиональной ориентации, организации лекториев, конкурсов, семинаров, экскурсий и другими формами.
4.9. Осуществляется тесное взаимодействие школ с родителями, семьей, махаллинскими комитетами, подразделениями центра «Маънавият ва маърифат», общественными организациями и фондами по духовно-нравственному воспитанию школьников, формированию гражданина, преданного своей Родине и народу.
5.1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица с соответствующим образованием, профессиональной подготовкой и обладающие высокими нравственными качествами. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда.
Уполномоченными органами обеспечивается подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров, поддержание их профессиональных качеств на конкурентоспособном уровне.
Педагогический состав объединяется по направлениям преподавания (естественно-математических, гуманитарных, общественных и других дисциплин) в методические секции.
5.2. Учебно-педагогическая нагрузка учителей образовательных учреждений общего среднего образования устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
5.3. Порядок замещения учителей (по учебным дисциплинам и часам), регламентация внеклассной деятельности работников образовательных учреждений общего среднего образование устанавливается соответствующими нормативными документами Министерства народного образования Республики Узбекистан.
5.4. Администрация школы осуществляет целенаправленную работу по повышению престижа и социального статуса учителей, наставников, их ответственности и профессионализма. Обеспечивает условия для внедрения прогрессивных педагогических и информационных технологий, новых учебных (в том числе и авторских) программ, учебников, дидактических материалов.
Отношения педагогов и учащихся строятся на основе педагогики сотрудничества, демократичности, взаимного уважения, признания самоценности личности.
См. последующую редакцию.
5.5. В целях оказания учащимся школ и родителям психолого-педагогической консультации, формирования у них осознанного выбора своего дальнейшего образовательного и профессионального пути при городских и районных отделах народного образования создаются центры профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся. Деятельность центров определяется соответствующим Положением, утвержденным Министерством народного образования Республики Узбекистан.
Центр совместно с педагогическим советом школы, по итогам аттестации, выдает выпускникам 9-х классов мотивированные рекомендации о продолжении обучения в академическом лицее или профессиональном колледже.
См. последующую редакцию.
6.1. Уполномоченными органами управления общим средним образованием являются Министерство народного образования Республики Узбекистан, Министерство народного образования Республики Каракалпакстан, областные управления, городские и районные отделы народного образования.
Министерство народного образования Республики Каракалпакстан, областные управления, городские и районные отделы народного образования имеют двойное подчинение — Министерству народного образования Республики Узбекистан и, соответственно, Совету Министров Республики Каракалпакстан, областным, городским, районным хокимиятам.
6.2. Непосредственное руководство школой осуществляет директор, назначаемый вышестоящим органом управления образованием, а в негосударственных образовательных учреждениях — учредителем.
Должностные права и обязанности участников общего среднего образования, компетенция и функции управления им устанавливаются законодательством, соответствующими нормативными актами Республики Узбекистан, Уставом образовательного учреждения.
6.3. В образовательных учреждениях общего среднего образования могут формироваться органы общественного управления (попечительские советы), включающие попечителей, представителей местных органов исполнительной власти, деловых кругов, общественных организаций, фондов и спонсоров, действующие в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и Уставом школы.
6.4. В школе создается педагогический совет, который является коллегиальным органом, объединяющим педагогических работников, родителей, попечителей, спонсоров и способствующим организации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Функции педагогического совета определяются Уставом школы.
6.5. Аттестация и аккредитация образовательных учреждений общего среднего образования, независимо от форм собственности и подчиненности, проводится Управлением по контролю качества подготовки кадров и аттестации педагогических работников и образовательных учреждений при Государственном центре тестирования.
6.6. Негосударственное образовательное учреждение общего среднего образования приобретает права на образовательную деятельность с момента его государственной аккредитации.
6.7. Образовательное учреждение общего среднего образования может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.
7.1. Финансирование деятельности образовательного учреждения общего среднего образования осуществляется в установленном порядке за счет:
средств, получаемых от выполнения договоров, иных услуг, не запрещенных законодательством Узбекистана и Уставом школы, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.
7.2. Материально-техническое и кадровое обеспечение образовательных учреждений общего среднего образования осуществляется на основании потребности в соответствии с установленными нормативами.
Органы управления общим средним образованием и их образовательные учреждения осуществляют международное сотрудничество на основе межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений и договоров в области обмена педагогической информацией и опытом, стажировки и повышения квалификации педагогических работников, получения грантов прогрессивных международных фондов и организаций.
См. последующую редакцию.