Комментарий LexUz
Настоящий стандарт утратил силу приказом министра финансов Республики Узбекистан от 2 июля 2021 года № 43 «О признании утратившими силу некоторых ведомственных нормативно-правовых актов, принятых Министерством финансов Республики Узбекистан» (рег. № 3316 от 30.07.2021 г.).
1. Настоящий стандарт разработан на основе Закона Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности», постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 296 от 10 июня 1999 года «О мерах по реализации основных положений, содержащихся в докладе Президента Республики Узбекистан на XIV сессии Олий Мажлиса» и является элементом нормативного регулирования аудиторской деятельности в Республике Узбекистан.
2. Эксперт — специалист, не состоящий в штате аудиторской организации, имеющий достаточные знания, опыт и навыки в областях, отличных от бухгалтерского учета и аудита.
3. Целью стандарта является определение действий аудиторской организации в отношении привлечения к аудиторской проверке эксперта и использования результатов его работы.
5. Требования данного стандарта являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.
6. Требования данного стандарта носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг (консалтинговых услуг). В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного стандарта аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству хозяйствующего субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.
7. В качестве эксперта аудиторская организация может использовать работу специализированной организации, являющейся юридическим лицом*.
8. При проведении аудита аудиторская организация может использовать работу оценщика, инженера, геолога, технолога и другого эксперта.
9. Решение об использовании работы эксперта при проведении аудита принимает аудиторская организация исходя из характера и сложности обстоятельств, подлежащих исследованию, уровня их существенности, а также целесообразности, возможности и надежности иных аудиторских процедур применительно к этим обстоятельствам.
10. Эксперт, работу которого аудиторская организация использует при проведении аудита, должен иметь:
10.1. Соответствующую квалификацию, подтвержденную надлежащими документами (диплом, лицензия и т. п.).
10.2. Соответствующий опыт и репутацию в области, заключение в которой предполагает получить аудиторская организация, подтвержденную соответствующими отзывами, рекомендациями, справками и т. п.
11.1. Эксперт — физическое лицо является основным или преобладающим учредителем или руководителем хозяйствующего субъекта, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит, либо состоящим с указанными лицами в близком родстве или свойстве, либо иным должностным лицом или штатным сотрудником хозяйствующего субъекта, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит.
11.2. Эксперт — юридическое лицо является основным или преобладающим учредителем (участником), кредитором, страховщиком хозяйствующего субъекта, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит, либо хозяйствующий субъект является основным или преобладающим учредителем (участником) эксперта-юридического лица.
Если после назначения эксперта возникли или стали известны вышеуказанные обстоятельства, аудиторская организация должна провести дополнительные аудиторские процедуры, обеспечивающие подтверждение объективности заключения эксперта, или назначить другого эксперта.
13.5. Сведения о предположениях и методах, которые эксперт намеревается использовать в своей работе, и об их соответствии тем предположениям и методам, которые использовались в предыдущие периоды, когда аудиторской организацией использовалась работа эксперта.
14. Эксперт представляет результаты своей работы в виде заключения (отчета, расчета и т. п.) в письменной форме.
15. Заключение эксперта должно быть достаточно полным и подробным, с тем чтобы опытный аудитор или другой эксперт, ознакомившись с ним, мог получить представление о проведенной экспертом работе. В частности, в заключении эксперта должны быть отражены:
15.3. Применявшиеся методы работы, в том числе их соответствие методам, использовавшимся в предыдущие периоды.
17. Сведения, включенные в заключение эксперта, должны быть изложены ясно и выражены так, чтобы были очевидны их содержание и форма и невозможны различные толкования.
18. Заключение эксперта должно быть подготовлено на бумажном, машинном или ином согласованном с аудиторской организацией носителе, обеспечивающем сохранность сведений, содержащихся в них, в течение времени, установленного для хранения рабочих документов аудиторской организации в архиве.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 19.3 исключен приказом Министра финансов Республики Узбекистан от 27 февраля 2019 года № 24 (рег. № 816-1 от 25.03.2019 г.) — Национальная база данных законодательства, 25.03.2019 г., № 10/19/816-1/2816)
20. Эксперт подготавливает свое заключение как минимум в двух экземплярах, один из которых представляется хозяйствующему субъекту, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит, а второй — аудиторской организации.
21.2. Предположений и методов, использованных экспертом при подготовке своего заключения, в том числе их соответствия предположениям и методам, использовавшимся в предыдущие периоды.
22. Если при рассмотрении результатов работы эксперта аудиторской организацией выявляются существенные несоответствия между заключением эксперта и информацией (документами) хозяйствующего субъекта либо аудиторская организация считает, что результаты работы эксперта необоснованны, то аудиторская организация должна провести дополнительные аудиторские процедуры, обеспечивающие проверку обоснованности заключения эксперта, или назначить другого эксперта.
24. Если в исключительном случае эксперт дает устные разъяснения, то такие разъяснения должны быть отражены аудиторской организацией в ее рабочей документации.
25. Аудиторское заключение не должно содержать указаний на использование аудиторской организацией при проведении аудита работы эксперта и на заключение эксперта.
26. В случае невозможности получить заключение эксперта, наличия существенной неуверенности эксперта в оценке каких-то исследованных обстоятельств, а также неразрешенных разногласий между хозяйствующим субъектом и экспертом или между аудиторской организацией и экспертом аудиторская организация может рассмотреть вопрос о подготовке по результатам проведенного аудита аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.
27. Использование работы эксперта при проведении аудита, в том числе отсылка к такой работе в аудиторском заключении, не снимает ответственности за аудиторское заключение с аудиторской организации, подготовившей его.