Настоящее Типовое положение определяет организацию работ по охране труда в министерствах, корпорациях, ассоциациях, концернах, производственных объединениях, предприятиях, организациях, учреждениях, акционерных обществах, государственных, коллективных, фермерских хозяйствах, малых предприятиях и совместных предприятиях (в дальнейшем — предприятия) независимо от способа производства, форм собственности и хозяйствования.
приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;
координации деятельности в области охраны труда с другими направлениями экономической и социальной политики;
установления единых требований в области охраны труда для всех предприятий независимо от форм собственности и хозяйствования;
обеспечения экологически безопасных условий труда и систематического контроля за состоянием окружающей среды на рабочих местах;
осуществления надзора и контроля за повсеместным выполнением требований охраны труда на предприятиях;
широкого использования достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта по охране труда;
бесплатного обеспечения работников специальной одеждой и обувью, средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием;
обязательности расследования и учета каждого несчастного случая на производстве и каждого профессионального заболевания и на этой основе информирования населения об уровнях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
социальной защиты интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания;
всемерной поддержки деятельности профсоюзов и других общественных объединений, предприятий и отдельных лиц, направленной на обеспечение охраны труда;
См. предыдущую редакцию.
2. Государственное управление в сфере охраны труда осуществляет Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, а на местах: Министерство труда и социальной защиты населения Республики Каракалпакстан, областные и Ташкентское городское главные управления по труду и социальной защите населения.
(пункт 2 в редакции приказа Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан от 6 июля 2001 г. № 9 (рег. № 273-1 от 21.07.2001 г.) — Бюллетень нормативных актов, 2001 г., № 14)
4. Общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда на предприятиях, на которых применяется наемный труд, осуществляется уполномоченным по охране труда, избираемым на общем собрании коллектива и профсоюзной организации предприятия, структурного подразделения из числа работников данного предприятия.
5. Уполномоченный по охране труда, прошедший специальную подготовку, имеет право беспрепятственно проводить проверки состояния охраны труда на рабочих местах, вносить предложения об устранении выявленных нарушений и о привлечении к ответственности лиц, виновных в них. Для выполнения своих обязанностей уполномоченному по охране труда еженедельно предоставляется в рабочее время не менее двух часов с оплатой в размере среднего заработка.
6. В фермерских хозяйствах, имеющих юридический статус и использующих наемный труд 1-го и более человек, соблюдение законодательных и иных нормативных актов по охране труда осуществляет уполномоченный по охране труда.
7. При выполнении предприятиями и гражданами Республики Узбекистан работ на основе международных договоров и соглашений применяются предусмотренные в них требования по охране труда в соответствии с Трудовым кодексом Республики Узбекистан, законодательными и иными нормативными актами об охране труда, а также техническими стандартами.
8. Ответственным за соблюдение законодательных и иных нормативных актов по охране труда на любом уровне управления предприятием является руководитель.
9. Охрана труда представляет собой действующую на основании соответствующих законодательных и иных нормативных актов систему социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
10. Для обеспечения безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда необходимо решение комплекса взаимосвязанных задач, представленных в таблице № 2.
Решение каждой задачи, представленной в таблице № 2 возможно при реализации всех требований, включенных в данную группу.
Проведение психофизиологического обследования и оценка профессиональной пригодности вновь поступающих на работу.
См. предыдущую редакцию.
Проверка знаний персонала, обслуживающего объекты, подконтрольные органам Государственной инспекции «Саноатконтехназорат» и инспекции «Узгосэнергонадзор».
(абзац девятый пункта 12 в редакции приказа министра труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан от 6 августа 2010 года № 154-Б (рег. № 273-2 от 23.08.2010 г.) — СЗ РУ 2010 г., № 34, ст. 294)
См. последующую редакцию.
Рационализация технологических процессов и совершенствование оборудования с целью герметизации и изоляции опасных блоков и участков.
Обеспечение хранения, транспортировки и использования взрыво- и огнеопасных веществ в соответствии с требованиями норм и правил охраны труда и пожарной безопасности.
Запрещение применения на производстве вредных веществ, на которые не разработаны предельно допустимые нормативы (концентрации) и не прошедших экспертизу в установленном порядке.
Механизация и автоматизация технологических процессов, в которых применяются вредные, токсические, ионизирующие и другие опасные вещества.
Создание в цехах и производственных помещениях необходимого температурно-влажностного режима, отвечающего санитарно-гигиеническим требованиям.
Содержание и эксплуатация вентиляционных устройств, кондиционеров, систем отопления в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному технологическому процессу.
Планировка и цветовое оформление рабочих мест и производственных помещений должны соответствовать правилам эстетики и дизайна.
Проведение предварительных и периодических медосмотров. Наблюдение за состоянием здоровья работников, подвергающихся воздействию вредных производственных факторов. Обследование и лечение лиц с признаками профессиональных заболеваний.
Обеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами в соответствии с нормами и особенностями производства.
См. предыдущую редакцию.
22. Министерства, корпорации, ассоциации, концерны, производственные объединения координируют работу по охране труда в соответствии с утвержденными ими положениями по согласованию с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан и Центральным (республиканским) комитетом профсоюза.
(пункт 22 в редакции приказа Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан от 6 июля 2001 г. № 9 (рег. № 273-1 от 21.07.2001 г.) — Бюллетень нормативных актов, 2001 г., № 14)
23. Основным в управлении охраны труда во всех звеньях объединений является планомерное осуществление социально-экономических, технических, санитарно-гигиенических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда и соблюдение законодательства на производстве.
24. Руководитель обязан, исходя из функций, возложенных на него настоящим Типовым положением, распределить обязанности по решению задач охраны труда между подчиненными с четким определением круга их задач и ответственности.
25. Организуют и осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением и выполнением принципов государственной политики в области охраны труда.
26. Обеспечивают экологически безопасные условия труда и систематический контроль за состоянием окружающей среды
27. Осуществляют надзор и контроль за повсеместным выполнением требований охраны труда на предприятиях.
28. Обеспечивают бесплатное обеспечение работников специальной одеждой и обувью, средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием.
29. Контролируют расследование и учет каждого несчастного случая на производстве и каждого профессионального заболевания и на этой основе осуществляют информирование работников об уровнях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
30. Обеспечивают социальную защиту интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания.
31. Разрабатывают и утверждают в установленном порядке отраслевые нормативные документы, правила, типовые инструкции, программы обучения работников, ИТР по вопросам охраны труда.
32. Организуют и финансируют научные исследования по совершенствованию организации производства и труда, внедрение достижений науки и техники в производство, обеспечивающее безопасные условия труда.
33. Разрабатывают с учетом законодательных актов, предложений органов государственного надзора, профсоюзных организаций комплексные планы улучшения условий труда, организуют их заключение и контроль выполнения этих планов; предусматривают материально-технические и финансовые ресурсы для их выполнения.
34. Контролируют и обеспечивают требования Закона «Об охране труда» при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и объектов, выпуске и ремонте средств производства.
39. Согласно ст. 14 Закона Республики Узбекистан «Об охране труда» на предприятиях с численностью работающих 50 и более человек создаются службы (вводятся должности) по охране труда из числа лиц, имеющих специальную подготовку, а насчитывающих 50 и более транспортных средств, кроме того, создаются службы (вводятся должности) по безопасности дорожного движения.
На предприятиях, с меньшей численностью работающих и количеством транспортных средств выполнение функций службы по охране труда возлагается на уполномоченного по охране труда, функции и обязанности которого определены «Положением об уполномоченном по охране труда».
40. Службы охраны труда и безопасности дорожного движения работают по положениям, согласованным с профсоюзным комитетом и по своему статусу приравниваются к основным службам предприятия и подчиняются его руководителю.
41. Специалисты служб охраны труда и безопасности дорожного движения не могут привлекаться к выполнению работ, не относящихся к их должностным обязанностям.
42. Службы охраны труда и безопасности дорожного движения ликвидируются только в случае прекращения деятельности предприятия.
43. Специалисты служб охраны труда имеют право контролировать соблюдение всеми работниками правил и норм по охране труда.
44. Специалисты служб охраны труда имеют право выдавать руководителям структурных подразделений обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
45. Специалисты служб охраны труда имеют право вносить представления руководителям предприятий о привлечении к ответственности лиц, нарушающих законодательство об охране труда.
46. Осуществляют методическое руководство и контроль за соблюдением законодательства о труде, охране труда, совершенствовании форм и методов работы по созданию на предприятиях и в организациях здоровых и безопасных условий труда.
47. Проводят анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; разрабатывают совместно с другими подразделениями мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также организуют внедрение указанных мероприятий.
48. Рассматривают и согласовывают проекты стандартов безопасности труда, правил и норм по охране труда, разработанные соответствующими учреждениями, дают по ним заключения и организуют работу по их внедрению.
49. Дают заключения по законченным научно-исследовательским разработкам по охране труда и организуют мероприятия по их внедрению.
50. Участвуют, при необходимости, совместно со службой экспертизы проектов в рассмотрении решений по обеспечению безопасности труда, предусмотренных в проектах строительства новых и реконструкции действующих производственных объектов.
51. Обеспечивают обучение и проверку знаний по охране труда руководящих и инженерно-технических работников.
52. Подготавливают справочно-информационные и учебные материалы, предложения, заключения и проекты решений по охране труда. Обеспечивают предприятия нормативными и руководящими документами по вопросам охраны труда и ведут контроль за их выполнением.
53. Рассматривают в установленном порядке письма, заявления и жалобы трудящихся по вопросам, относящимся к компетенции Службы, принимают по ним соответствующие меры.
54. Ведут делопроизводство в соответствии с утвержденной номенклатурой дел и установленную статистическую отчетность по охране труда.
55. Условия труда на предприятии, на каждом рабочем месте должны соответствовать требованиям стандартов, правил и норм по охране труда.
56. Предприятие обязано выделять на охрану труда необходимые средства в размере, определяемом коллективным договором, а если он не заключен, по соглашению между работодателем и профсоюзным комитетом либо иным представительным органом работников.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 57 в редакции приказа министра труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан от 6 августа 2010 года № 154-Б (рег. № 273-2 от 23.08.2010 г.) — СЗ РУ 2010 г., № 34, ст. 294)
60. За необеспечение требований по охране труда предприятия отчисляют средства на цели социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по повышенным тарифам, которые периодически пересматриваются в зависимости от состояния условий труда, опасности, вредности и тяжести выполняемых работ.
61. Работники предприятий подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
Работодатель обязан на условиях и в порядке, установленном Законом Республики Узбекистан «Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя», застраховать свою гражданскую ответственность по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью работника в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей.
(пункт 61 дополнен абзацем вторым приказом министра труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан от 6 августа 2010 года № 154-Б (рег. № 273-2 от 23.08.2010 г.) — СЗ РУ 2010 г., № 34, ст. 294)
62. Осуществляет общее руководство работами по созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве, за что несет личную ответственность.
63. Обеспечивает правильную организацию производства, производственных процессов и отдельных работ, складского, транспортного и других вспомогательных хозяйств предприятия.
64. Организовывает эксплуатацию зданий и сооружений в соответствии со строительными нормами и правилами, нормальную работу и использование по назначению санитарно-бытовых помещений и устройств.
65. Обеспечивает ввод в эксплуатацию новых и реконструированных цехов и объектов только после приемки их специальной комиссией в соответствии со строительными нормами и правилами.
66. Обеспечивает соблюдение законодательства о труде, правил и норм безопасности, а также выполнение постановлений и решений правительства, профсоюзных комитетов либо иных представительных органов работников, вышестоящих организаций, предписаний органов государственного надзора.
67. Утверждает по согласованию с профсоюзной организацией правила внутреннего трудового распорядка, разработанные в соответствии с Типовыми и отраслевыми правилами.
68. Принимает меры к повышению ответственности инженерно-технических работников и рабочих за соблюдение правил безопасности и норм производственной санитарии и трудовой дисциплины, за своевременное выполнение намеченных мероприятий по охране труда и предписаний (предложений) органов государственного надзора и профсоюзных организаций.
69. Обеспечивает и контролирует выдачу, хранение и использование, чистку и ремонт средств индивидуальной защиты работающих.
70. На производствах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях, обеспечивает и контролирует бесплатную выдачу, по установленным нормам, моющих и дезинфицирующих средств, молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания.
71. Организовывает разработку мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, утверждает планы проведения этих мероприятий, организовывает их выполнение и контроль за своевременным осуществлением намеченных мероприятий, обеспечивает финансирование проведения мероприятий и правильным расходованием ассигнуемых на эти цели средств. Рассматривает (не реже раза в квартал) ход выполнения комплексного плана улучшения и оздоровления условий труда.
72. Организует кабинеты охраны труда и принимает меры по оснащению их необходимыми пособиями, средствами обучения.
73. Организует и проводит обучение, инструктирование, проверку знаний и переаттестацию всех работников предприятия, включая руководителей.
74. Осуществляет общее руководство организацией и проведением профессионально-технической подготовки работников и обучение персонала безопасным методам работы.
75. Организовывает проведение предварительных, при заключении договора и периодических, в течение его действия, медицинских осмотров работников ряда профессий и производств в соответствии с порядком, установленным органами здравоохранения.
76. При приеме работников на работу с заведомо высоким уровнем потенциального риска возникновения профессионального заболевания, руководитель обязан предупредить его об этом.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 76 дополнен абзацем вторым приказом министра труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан от 6 августа 2010 года № 154-Б (рег. № 273-2 от 23.08.2010 г.) — СЗ РУ 2010 г., № 34, ст. 294)
77. Обеспечивает своевременное и правильное расследование несчастных случаев и оперативную информацию по профилактике производственного травматизма в соответствии с требованиями Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве и иных повреждений здоровья работника.
См. предыдущую редакцию.
Министерству труда и социальной защиты населения Республики Каракалпакстан, главному управлению по труду и социальной защите населения области (г. Ташкента);
территориальным органам Государственной инспекции «Саноатконтехназорат» и инспекции «Узгосэнергонадзор», если несчастный случай произошел на подконтрольном предприятии (объекте);
См. последующую редакцию.
(пункт 78 в редакции приказа министра труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан от 6 августа 2010 года № 154-Б (рег. № 273-2 от 23.08.2010 г.) — СЗ РУ 2010 г., № 34, ст. 294)
79. Участвует в расследовании групповых, смертельных или тяжелых несчастных случаев и в разработке мероприятий по их предупреждению.
80. Обеспечивает своевременное представление в вышестоящую организацию (в объединение) отчетов о пострадавших при несчастных случаях с пояснительной запиской по форме и в соответствующие сроки.
81. Утверждает тематику для рационализаторов и изобретателей, вносит предложения по проведению научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ в области охраны труда.
82. Организация работ по охране труда и контроль за всеми мероприятиями в отраслевых объединениях, на предприятиях и организациях осуществляется согласно таблицам 3, 4.
83. Возглавляет всю организационно-техническую работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда.
84. Организовывает внедрение в производство новых более безопасных технологических процессов, разработанных с учетом новейших научно-технических достижений и передового опыта других предприятий. Принимает меры к оснащению производственных объектов приспособлениями и устройствами в соответствии с нормативами.
85. Участвует в рассмотрении проектов новых технологических процессов и регламентов, капитального строительства и реконструкции объектов, капитального ремонта зданий и сооружений. Рассматривает и утверждает графики проведения планово-предупредительного ремонта технологического оборудования и объектов.
86. Возглавляя постоянно действующую комиссию по безопасности труда, не реже одного раза в квартал выборочно проверяет состояние условий труда в цехах, на участках и объектах, исправность оборудования, предохранительных приспособлений, выполнение предложений общественных инспекторов по охране труда, предписаний и указаний органов государственного надзора и технических инспекторов труда, принимает оперативные меры по устранению выявленных недостатков.
87. Осуществляет контроль за соблюдением всеми руководителями и инженерно-техническими работниками цехов и участков требований правил безопасности и норм производственной санитарии, за выполнением приказов и указаний, предписаний органов государственного надзора и предложений профсоюзных организаций.
88. Рассматривает (не реже одного раза в квартал) на совещаниях инженерно-технических работников вопросы охраны труда, выполнение комплексных планов улучшения и оздоровления условий труда. Принимает меры по устранению выявленных недостатков.
89. Организовывает и обеспечивает профессионально-техническую подготовку рабочих, своевременно и качественно обучает персонал безопасным методам и приемам работы в соответствии с требованиями положений по вопросам обучения персонала. Осуществляет проверку организации обучения персонала.
90. Осуществляет контроль за обучением персонала по планам ликвидации возможных аварий, а также за обучением рабочих безопасным методам и приемам работы инструкторскими вахтами.
91. Организовывает обучение и повышение квалификации инженерно-технических работников по вопросам охраны труда. Проводит вводный инструктаж руководителей цехов, служб и отделов, рассматривает и утверждает программы инструктажей, вопросники для проверки знаний персонала.
92. Руководит разработкой и составлением инструкций по безопасному ведению работ и совместно с профсоюзным комитетом утверждает их.
93. Принимает меры по обеспечению инженерно-технических работников и рабочих нормативными документами, правилами, инструкциями.
94. Руководит разработкой текущих и перспективных планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, рассматривает и вносит на утверждение эти планы, обеспечивает контроль за их выполнением.
95. Обеспечивает своевременное и правильное расследование и учет несчастных случаев на производстве и аварий в соответствии с требованиями положений и инструкций.
96. Принимает участие (в необходимых случаях) в расследовании групповых, смертельных или тяжелых несчастных случаев, в разработке мероприятий по их предупреждению, материалы расследования направляет в соответствующие органы.
97. Рассматривает акты о несчастных случаях (форма Н–I) и все три экземпляра акта передает службе охраны труда и техники безопасности для направления их в соответствующие инстанции.
98. Организовывает и обеспечивает оперативную информацию по профилактике производственного травматизма.
99. Осуществляет контроль за выполнением мероприятий по предупреждению несчастных случаев и анализирует эффективность проводимых мероприятий.
100. Обеспечивает правильную организацию и своевременное проведение профилактических осмотров, планово-предупредительных ремонтов оборудования и сооружений, закрепленных за службой главного механика.
101. Обеспечивает правильную и безопасную эксплуатацию, своевременное проведение предусмотренных правилами испытаний, техническое освидетельствование и ревизию грузоподъемных механизмов, грузозахватных и чалочных приспособлений, аппаратов и сосудов, работающих под давлением, электросварочной аппаратуры, ацителеновых, кислородных и компрессорных установок, устройств для испытания абразивных кругов.
102. Осуществляет надзор за техническим состоянием, эксплуатацией и своевременным ремонтом всего производственного оборудования и промышленных сооружений; обеспечивает соответствие машин, установок, инструмента и сооружений требованиям правил безопасности и производственной санитарии. Осуществляет контроль за ведением технической документации.
103. Принимает меры по устранению выявленных конструктивных недостатков оборудования, механизмов и инструментов и по своевременной замене морально-устаревших машин, механизмов и установок. Участвует в испытании новых образцов техники.
105. В соответствии с требованиями правил безопасности и Положения о порядке обучения, организовывает и проводит обучение, аттестацию и проверку знаний персонала служб главного механика, а также работающих на грузоподъемных кранах, сосудах, работающих под давлением, и других сложных механизмах. Оказывает практическую помощь мастерам в проведении инструктажей рабочих.
106. Организовывает своевременную разработку инструкций по безопасному ведению работ для рабочих службы главного механика, оказывает помощь работникам цехов и служб в составлении инструкций для рабочих.
107. Обеспечивает соблюдение установленного порядка персонала по обслуживанию сложных механизмов и агрегатов.
108. Обеспечивает своевременное проведение дефектоскопии ответственных деталей и узлов оборудования и инструмента.
110. Осуществляет своевременное расследование и учет некатегорийных аварий, происшедших с наземным оборудованием и не повлекших за собой несчастные случаи.
111. Участвует в проводимых постоянно действующей комиссией комплексных и целевых обследованиях объектов предприятия.
112. Обеспечивает соблюдение правил безопасности при эксплуатации оборудования и производстве ремонтных, монтажных и наладочных работ в действующих цехах и объектах предприятия.
См. предыдущую редакцию.
113. Организовывает и обеспечивает выполнение предписаний органов государственного надзора, специалистов по охране труда профсоюзных органов, работников службы охраны труда и техники безопасности, приказов и распоряжений по вопросам охраны труда.
(пункт 113 в редакции приказа министра труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан от 6 августа 2010 года № 154-Б (рег. № 273-2 от 23.08.2010 г.) — СЗ РУ 2010 г., № 34, ст. 294)
114. Обеспечивает надежную и безопасную работу электрических и теплоэнергетических установок в полном соответствии с правилами устройства, технической эксплуатации и безопасности.
115. Обеспечивает организацию и проведение планово-предупредительных ремонтов, профилактических осмотров и испытаний электрических и теплоэнергетических установок, аппаратуры и сетей. Осуществляет технический надзор за состоянием и эксплуатацией этих установок и контроль за правильностью ведения соответствующей технической документации.
116. Обеспечивает своевременное проведение внутренних осмотров, гидравлических испытаний, освидетельствование и ремонт паровых и водогрейных котлов.
117. Обеспечивает своевременную проверку исправности защитного заземления электрического и технологического оборудования в соответствии с требованиями правил и инструкций и выполняет необходимые мероприятия по снятию статического электричества.
118. Принимает меры по устранению конструктивных недостатков электротехнического и теплоэлектрического оборудования и установок и своевременной замене морально-устаревших установок механизмов и машин.
119. Организовывает и проводит обучение, аттестацию и проверку знаний персонала, допущенного к обслуживанию электроустановок, паровых котлов, участвует в обучении персонала цехов и участков и проверке знаний ими правил устройства, технической эксплуатации и безопасности.
120. Организовывает своевременную разработку инструкций по безопасному обслуживанию и ремонту оборудования и обеспечивает ими рабочие места и оказывает практическую помощь руководителям производственных подразделений в составлении этих инструкций.
122. Принимает меры по обеспечению безопасных условий труда электротехнического персонала при эксплуатации оборудования и производстве ремонтных, монтажных и наладочных работ в действующих цехах и объектах предприятия.
123. Обеспечивает соблюдение персоналом правил безопасности и норм производственной санитарии при эксплуатации, монтаже и ремонте энергетического и электротехнического оборудования.
125. Осуществляет своевременное расследование и учет аварий и других нарушений в работе электрических и теплоэнергетических установок.
126. Участвует в проводимых постоянно действующей комиссией комплексных и целевых обследованиях объектов предприятия.
127. Принимает меры по обеспечению рабочих мест и объектов технической документацией, предупредительными знаками, плакатами, надписями и инструкциями.
См. предыдущую редакцию.
128. Осуществляет выполнение в установленные сроки предписаний органов государственного надзора, специалистов по охране труда профсоюзных органов, работников службы охраны труда и техники безопасности, приказов и распоряжений по вопросам охраны труда.
(пункт 128 в редакции приказа министра труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан от 6 августа 2010 года № 154-Б (рег. № 273-2 от 23.08.2010 г.) — СЗ РУ 2010 г., № 34, ст. 294)
129. Организовывает производство и работы, правильное ведение технологических процессов в соответствии с требованиями правил безопасности и норм производственной санитарии. Организовывает хранение, транспортировку, применение и обезвреживание ядовитых, едких, взрывоогнеопасных веществ в соответствии с требованиями правил безопасности.
130. Обеспечивает исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, механизмов, приспособлений, оградительных и предохранительных устройств, а также производственных и вспомогательных помещений.
См. предыдущую редакцию.
131. Осуществляет выполнение в установленные сроки приказов и указаний, предписаний и требований органов государственного надзора, специалистов по охране труда профсоюзных органов, работников службы охраны труда и техники безопасности, замечаний и предложений рабочих и общественных инспекторов по охране труда.
(пункт 131 в редакции приказа министра труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан от 6 августа 2010 года № 154-Б (рег. № 273-2 от 23.08.2010 г.) — СЗ РУ 2010 г., № 34, ст. 294)
132. Привлекает к работе по созданию и обеспечению безопасных условий труда всех инженерно-технических работников и непосредственных исполнителей работ.
133. Выявляет потребность и обеспечивает работающих полагающимися по нормам и правилам спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, мылом, молоком, а также обеспечивает своевременную стирку и ремонт спецодежды и спецобуви.
134. Проверяет (еженедельно) состояние условий труда на объектах и правильность эксплуатации оборудования механизмов, приспособлений и инструментов, вентиляционных установок, систем отопления и освещения, оградительных и предохранительных устройств, устройств автоматического контроля и сигнализации, наличие и исправность защитных заземлений.
135. Проводит (ежемесячно) оперативное совещание мастеров с участием общественных инспекторов, бригадиров и отдельных рабочих. На оперативках рассматривает результаты проверок, информацию мастеров о состоянии дел на объектах, разбирает отдельные нарушения правил безопасности, факты грубых или повторных нарушений правил безопасности рассматривает в присутствии рабочих соответствующей смены, вахты.
137. Организовывает и проводит своевременное и качественное обучение рабочих и мастеров безопасным методам работы в соответствии с Положением о порядке обучения. Осуществляет контроль за своевременным и качественным проведением мастерами инструктажей рабочих.
138. Разрабатывает перечень необходимых инструкций по безопасному ведению работ для каждого производственного подразделения. Разрабатывает и пересматривает необходимые инструкции.
139. Проводит вводный инструктаж (если прием рабочих на работу производится непосредственно в цехе) и первичный инструктаж мастеров. Письменным распоряжением закрепляет новых рабочих для стажировки за квалифицированным рабочим. Указывает продолжительность и назначает ответственного за стажировку.
140. Разрабатывает программы инструктажей рабочих и после утверждения главным инженером обеспечивает ими мастеров, разрабатывает вопросники для проверки знаний рабочих.
141. Утверждает графики проверки знаний рабочих. Возглавляет комиссию, осуществляет проверку знаний рабочих, оформляет результаты и выдает рабочим удостоверение о проверке знаний или делает в нем соответствующие записи.
142. Принимает меры по оздоровлению условий труда, обеспечению нормального состояния воздушной среды, освещения, температурного и питьевого режима, по снижению уровня шума и вибрации.
143. Проводит паспортизацию производственных объектов (согласно графику). Собирает, обобщает и изучает замечания и предложения мастеров, рабочих, общественных инспекторов по охране труда.
144. Разрабатывает конкретные мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда и представляет их руководству предприятия для включения в соответствующие планы. Организовывает и осуществляет своевременное выполнение запланированных мероприятий.
145. Сообщает немедленно одному из руководителей предприятия, службе охраны труда и техники безопасности и профсоюзному комитету о происшедшем несчастном случае.
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 146 в редакции приказа министра труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан от 6 августа 2010 года № 154-Б (рег. № 273-2 от 23.08.2010 г.) — СЗ РУ 2010 г., № 34, ст. 294)
147. Информирует всех мастеров цеха о происшедшем несчастном случае (после выяснения обстоятельств и установления причин, но не позднее 2-х суток с момента происшествия).
148. Обеспечивает выполнение в установленные сроки предусмотренных в акте (форма Н-I) мероприятий и о выполнении их сообщает в службу охраны труда и техники безопасности.
149. Доводит до сведения мастеров цеха о несчастном случае, происшедшем в других цехах, участках предприятия или на других предприятиях. В целях предупреждения несчастных случаев по подобным причинам в установленные сроки организует проверку объектов и рабочих мест.
150. Обеспечивает правильную и безопасную организацию работ, эксплуатацию оборудования, механизмов и содержание рабочих мест в надлежащем состоянии. Если на каком-то рабочем месте это сделать невозможно, не допуская рабочих к работе, сообщает своему непосредственному руководителю — начальнику цеха.
151. Обеспечивает правильное содержание деталей, запасных частей и инструментов на рабочем месте, их хранение и не допускает загроможденности и захламленности проходов и проездов.
152. Непосредственно руководит сложными и опасными работами по заранее разработанному плану, проекту организации работ или по наряду.
153. Обеспечивает соблюдение рабочими трудовой и производственной дисциплины, правил и инструкций по безопасному ведению работ, технологических режимов и регламентов, а где предусмотрено правилами — обязательное применение средств индивидуальной защиты. Принимает меры по прекращению работ в случае угрозы здоровью и жизни работающих.
154. Осуществляет постоянный контроль за исправным состоянием и правильной эксплуатацией оборудования, механизмов, приспособлений и инструментов. Следит за бесперебойной работой вентиляционных установок и систем, нормальным освещением рабочих мест, за наличием и исправным состоянием оградительных и предохранительных устройств.
См. предыдущую редакцию.
155. Обходит (ежедневно перед началом работы) все рабочие места при этом проверяет состояние оборудования, механизмов и условий труда. Проверку осуществляет совместно с уполномоченным по охране труда, при его отсутствии — самостоятельно.
(пункт 155 в редакции приказа министра труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан от 6 августа 2010 года № 154-Б (рег. № 273-2 от 23.08.2010 г.) — СЗ РУ 2010 г., № 34, ст. 294)
156. Проводит (не реже одного раза в неделю) оперативку. На оперативках рассматривает результаты проверки рабочих мест, осмотра оборудования и механизмов, разбирает выявленные нарушения и недостатки, доводит до сведения рабочих содержание приказов и распоряжений, обстоятельства и причины несчастных случаев.
158. Проводит в установленные сроки инструктажи рабочих по безопасному ведению работ. О проведенных инструктажах делает соответствующие записи в Журнале регистрации инструктажа.
159. Проводит специальный инструктаж при выдаче им задания на выполнение особо опасных работ, о чем также делает соответствующие записи в Журнале регистрации инструктажей или в наряде.
160. Осуществляет постоянный контроль за стажировкой новых рабочих. По окончании стажировки путем собеседования проверяет усвоение рабочими безопасных приемов работы и знание инструкций. При необходимости разъясняет рабочим требования правил и инструкций с показом правильных приемов работы.
161. Участвует в разработке и пересмотре инструкций по безопасному ведению работ, вносит предложения об изменении отдельных пунктов инструкций.
164. Выполняет в установленные сроки, намеченные мероприятия по обеспечению безопасных условий труда, предложения рабочих и общественных инспекторов по охране труда, а также устраняет выявленные нарушения и недостатки.
165. Организовывает оказание первой помощи пострадавшему и направление его в медицинское учреждение, немедленно извещает начальника цеха (при необходимости одного из руководителей предприятия и профсоюзный комитет) о происшедшем несчастном случае и принимает меры по сохранению обстановки на рабочем месте и состояния оборудования такими, какими они были в момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью окружающих работников и не вызовет аварии).
163. Собирает и изучает замечания и предложения рабочих, общественных инспекторов по охране труда и представляет руководству цеха предложения по дальнейшему улучшению условий труда.
167. Обязан соблюдать требования правил и норм по охране труда, установленные соответствующими законодательными и нормативными актами, коллективными договорами.
168. Организует рабочее место в соответствии с требованиями стандартов, правил, норм и инструкций по охране труда.
169. Соблюдает требования трудового законодательства, правил внутреннего трудового распорядка, производственной и трудовой дисциплины.
172. Обязан проходить обучение, инструктирование, проверку знаний в сроки, установленные для его профессии и видов работ.
174. Должен требовать от администрации предприятия, нанимателя, собственника соответствия условий труда на рабочем месте требованиям стандартов, правил и норм по охране труда.
175. Имеет право требовать от администрации предприятия, нанимателя, собственника информации о состоянии условий труда и охраны труда на рабочих местах.
176. Имеет право потребовать проведения внеочередного медицинского осмотра, если он полагает, что ухудшение состояния его здоровья связано с условиями труда.
177. Обязан немедленно извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, которая создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а также о любом несчастном случае, происшедшем в ходе работы или в связи с ней.
179. Имеет право быть информированных о льготах и компенсациях, полагающихся на данном рабочем месте.
б) соблюдение законодательства о труде, постановлений и решений директивных органов, нормативных документов по охране труда, государственных стандартов и правил;
д) выполнение приказов, распоряжений, предписаний, мероприятий комплексного, текущего и оперативного планов по охране труда;
183. Система контроля должна быть направлена, главным образом, на проверку выполнения службами цехов и отделов, мастерами, бригадирами и конкретными исполнителями работ своих функциональных обязанностей по охране труда.
Все виды контроля должны включать не только выявление отступлений от стандартов, правил и норм по охране труда, но и анализ причин, порождающих нарушения, а также разработку мероприятий по их устранению.
Контроль состояния охраны труда должен предусматривать метрологическое обеспечение, включающее методы и средства измерений для контроля параметров условий труда, безопасности производственного оборудования и технологических процессов, качества средств защиты работающих.
См. предыдущую редакцию.
предписания органов надзора, Государственных технических инспекторов труда, государственных экспертов по условиям труда;
(абзац пятый пункта 184 в редакции приказа министра труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан от 6 августа 2010 года № 154-Б (рег. № 273-2 от 23.08.2010 г.) — СЗ РУ 2010 г., № 34, ст. 294)
См. предыдущую редакцию.
(абзац шестой пункта 184 в редакции приказа министра труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан от 6 августа 2010 года № 154-Б (рег. № 273-2 от 23.08.2010 г.) — СЗ РУ 2010 г., № 34, ст. 294)
186. В зависимости от специфики производства, от подготовленности работников, занимающихся вопросами охраны труда, на предприятии могут разрабатываться и использоваться различные системы показателей для оценки состояния охраны труда.
Так для оценки состояния охраны труда в цехах и производственных бригадах рекомендуется использовать показатели, характеризующие условия труда на рабочем месте, соблюдение требований безопасности труда работающими, исполнительскую деятельность администрации и инженерно-технических работников по охране труда.
187. Трехступенчатый административно-общественный контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля администрации и комитетов профсоюза предприятия, организации, учреждения, независимо от форм собственности (далее — предприятие) за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране труда.
Трехступенчатый контроль не исключает проведение административного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятия, а также общественного контроля.
188. В зависимости от специфики производства, структуры предприятия и масштаба его подразделений трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда проводится:
Отнесение производственных подразделений к объектам трехступенчатого контроля производится администрацией и комитетом профсоюза предприятия.
189. Руководство организацией трехступенчатого контроля осуществляют руководитель предприятия и председатель комитета профсоюза.
190. Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены) и уполномоченным по охране труда ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работы с повышенной опасностью и др.) — и в течение рабочего дня (смены).
состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.);
соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;
соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами;
наличие у работающих удостоверений по технике безопасности, нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной опасностью.
192. Результаты проверки записываются в журнале первой ступени контроля, который должен храниться у руководителя участка (приложение № 1).
1. По выявленным при проверке нарушениям и недостаткам намечаются мероприятия по их устранению, определяются сроки и ответственные за исполнение.
2. Устранение выявленных нарушений, как правило, должно проводиться незамедлительно под непосредственным надзором руководителя участка. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены силами участка, то его руководитель должен по окончании осмотра доложить об этом вышестоящему начальнику для принятия соответствующих мер.
В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.
3. Руководитель участка и уполномоченный по охране труда должны на сменных собраниях информировать свои коллективы о нарушениях, выявленных в результате проверки на первой ступени контроля и о принятых мерах.
4. Ежедневно в конце смены руководитель участка должен отчитываться перед руководством цеха о состоянии охраны труда на производственном участке.
193. Вторая ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой начальником цеха и старшим уполномоченным по охране труда цеха, не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб цеха, инженер отдела охраны труда предприятия и медработник, закрепленные за цехом.
194. График проверки устанавливается начальником цеха по согласованию с уполномоченным по охране труда цеха и выдается руководителям всех участков.
выполнение приказов и распоряжений руководителя предприятия и начальника цеха, решений комитета профсоюза, предложений общественных инспекторов по вопросам охраны труда;
исправность и соответствие производственного оборудования транспортных средств, и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно-технической документации по охране труда;
соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;
соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, технологических режимов и инструкций;
состояние уголков по технике безопасности, наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;
наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;
соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывобезопасными веществами и материалами;
обеспечение работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;
196. Результаты проверки записываются в журнале второй ступени контроля, который должен храниться у начальника цеха (приложение № 2).
Если намеченные мероприятия не могут быть выполнены силами цеха, то начальник цеха по окончании работы комиссии обязан доложить об этом вышестоящему начальнику для принятия соответствующих мер.
В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.
2. Начальник цеха должен организовать выполнение мероприятий по устранению недостатков и нарушений по охране труда, выявленных комиссией второй ступени контроля.
Контроль за выполнением этих мероприятий осуществляют инженер отдела охраны труда (куратор цеха) и старший уполномоченный по охране труда цеха.
3. Ежемесячно начальник цеха и старший уполномоченный по охране труда цеха информируют свой коллектив о состоянии охраны труда в цехе и о ходе выполнения мероприятий, намеченных комиссиями второй и третьей степеней трехступенчатого контроля.
4. Один раз в месяц начальник цеха должен отчитываться перед руководителем предприятия и комитетом профсоюза о состоянии охраны труда в цехе.
197. Третья ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия и председателем комитета профсоюза, не реже одного раза в квартал (как правило, один раз в месяц).
В состав комиссии входят заместитель главного инженера по охране труда (руководитель службы охраны труда), председатель комиссии охраны труда комитета профсоюза, руководители технических служб (по принадлежности), руководитель технадзора за зданиями и сооружениями, начальник газоспасательной службы предприятия. К контролю рекомендуется привлекать уполномоченных по охране труда.
Проверка проводится в присутствии руководителя и старшего уполномоченного по охране труда проверяемого подразделения.
198. Крупное предприятие, проверка которого за один обход невозможна, проверяется по отдельным цехам (объектам) по годовому графику, составленному с таким расчетом, чтобы в течение года был обследован каждый цех не менее четырех раз, а цехи с повышенной опасностью и неблагополучные в отношении безопасности рода — не менее шести раз.
График проверки согласовывается с комитетом профсоюза, утверждается руководителем предприятия и выдается руководителям всех цехов и технических служб предприятия, а также цеховым комитетом профсоюза.
199. Комиссия третьей ступени контроля может быть разделена на ряд подкомиссий под руководством главных специалистов или заместителей главного инженера для проведения проверок по отдельным объектам предприятия.
выполнение приказов и распоряжений вышестоящих хозяйственных организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов руководителя предприятия и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
выполнение мероприятий, предусмотренных комплексными планами, коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;
техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений цехов и прилегающих к ним территорий в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по охране труда, состояние проезжей и пешеходной частей дороги, тоннелей, переходов и галерей;
соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического и другого оборудования требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно-технической документации по охране труда;
выполнение графиков планово-предупредительного ремонта производственного оборудования, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;
обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта;
201. Результаты проверки должны оформляться актом и в недельный срок обсуждаться на совещаниях у руководителя предприятия с участием профсоюзного актива.
На совещании заслушиваются руководители тех участков (цехов), где выявлено неудовлетворительное состояние условий труда, допускаются нарушения стандартов ССБТ, правил и норм охраны труда.
Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков, и нарушений сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководителем предприятия издается приказ.
коллективный договор с обязательным разделом по улучшению условий и охраны труда, санитарно-оздоровительных мероприятий;
№№ | Наименование мероприятий | Срок исполнения | Ответственный исполнитель | Отметка о выполнении |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Инженер | Председатель | |||
по охране труда ________________________ | профкома ________________________ |
№№ | Наименование мероприятий | Срок исполнения по месяцам | Ответственный исполнитель | Отметка о выполнении | ||
I | II | III | ||||
Начальник цеха _______________________ | Председатель цехкома _______________________ |
Дата проведения контроля | Ф.И.О. мастера и общественного инспектора по охране труда | Выявленные недостатки и нарушения по охране труда | Мероприятия по устранению недостатков и нарушений | Ответственный за исполнение | Срок исполнения | Отметка о выполнении (дата, подпись ответственного за исполнение и общественного инспектора по охране труда) |
1. На обложке журнала записывается наименование предприятия, цеха и участка; даты начала и конца ведения журнала.
Дата проведения контроля | Состав комиссии, проводившей контроль (Ф.И.О., должность) | Выявленные недостатки и нарушения по охране труда | Мероприятия по устранению недостатков и нарушений | Ответственный за исполнение | Срок исполнения | Отметка о выполнении (дата, подпись ответственного за исполнение и общественного инспектора по охране труда) |