Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 января 1998 года № 14 «О вопросах организации деятельности Государственного налогового комитета Республики Узбекистан».
Комментарий LexUz
Постановление утратило силу в части, касающейся организации деятельности таможенных органов в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 июля 1997 года № 374 «О вопросах организации деятельности Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан».
В соответствии с Указом от 18 января 1994 года «О преобразовании Главного государственного налогового управления при Кабинете Министров Республики Узбекистан в Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан» Кабинет Министров постановляет:
1. Установить, что Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан является органом государственного контроля в области реализации налоговой и таможенной политики, а также обеспечения защиты экономических интересов и имущественных прав государства.
Решения Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, принятые в пределах предоставленных ему полномочий, являются обязательными для исполнения всеми министерствами, ведомствами, местными органами власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также гражданами на территории Республики Узбекистан.
структуру центрального аппарата Государственного налогового комитета, типовую структуру территориального налогового управления комитета, типовую структуру налоговой инспекции в районах и городах республики согласно приложениям №№ 2, 2а, 3, 3а, 4.
3. Определить предельную численность работников системы Государственного налогового комитета, согласно приложению № 5, в количестве 15400 единиц (без обслуживающего и вспомогательного персонала), в том числе за счет: имеющейся численности работников –– 10867 единиц; передаваемых согласно Указу из системы МВД –– 561 единицы; дополнительно выделяемой численности –– 3972 единицы.
Финансирование Государственного налогового комитета и входящих в его состав налоговых и таможенных органов осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Предоставить председателю Государственного налогового комитета Республики Узбекистан право вносить в утвержденные структуры центрального аппарата Комитета, а также подведомственных ему налоговых и таможенных органов изменения в пределах установленной численности и фонда оплаты труда.
4. Разрешить председателю Государственного налогового комитета Республики Узбекистан иметь шесть заместителей, в том числе одного первого, и коллегию в составе 11 человек. Начальник Главного таможенного управления имеет трех заместителей, в том числе одного первого.
Утвердить порядок назначения и освобождения руководителей Государственного налогового комитета и подчиненных ему органов согласно приложению № 6.
Государственному налоговому комитету, с учетом возлагаемых на него дополнительных функций и задач, тщательно пересмотреть кадровый состав подведомственных органов, при необходимости провести внеочередную аттестацию, укомплектовать структурные подразделения опытными и грамотными работниками из числа финансистов, экономистов и других специальностей.
5. Установить, что на руководящих работников и специалистов Государственного налогового комитета и его территориальных органов распространяются условия оплаты труда в соответствии с постановлениями Кабинета Министров от 26 декабря 1992 года № 589 (приложения №№ 2 и 9) и № 590. Сохранить для работников налоговых органов действие пункта 15 постановления Кабинета Министров от 12 августа 1991 года № 217.
6. Сохранить действующие условия оплаты труда работников Главного таможенного управления, в том числе предусмотренные Указом Президента Республики Узбекистан от 10 августа 1992 г. и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 1993 г. № 111.
Государственному налоговому комитету и Министерству финансов Республики Узбекистан в 10-дневный срок в соответствии с действующим законодательством определить порядок выхода на пенсию по выслуге лет и постановке на пенсионный учет работников начальствующего состава бывшего Государственного таможенного комитета, имеющих льготы при выходе на пенсию.
7. Сохранить в Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан и Главном таможенном управлении использование специальных фондов материальной помощи и развития налоговых и таможенных органов, созданных в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10 августа 1992 г. и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 августа 1991 г. № 217. Председателю Государственного налогового комитета в 15-дневный срок пересмотреть и утвердить Положения о порядке образования и использования этих фондов.
8. Утвердить Положения о Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан и Главном таможенном управлении Государственного налогового комитета Республики Узбекистан согласно приложениям №№ 7, 8.
до 1 июля 1994 г. совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан внести в Кабинет Министров проект Закона Республики Узбекистан «Об основах налоговой системы Республики Узбекистан»;
до 1 августа 1994 года совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами внести в Кабинет Министров проект Таможенного кодекса Республики Узбекистан.
10. Госкомпрогнозстату, Министерству финансов, Министерству связи Республики Узбекистан, корпорации «Узавтотранс», «Узгоскомнефтепродукт», ассоциации «Узбексавдо», Узбекбирлашув, ГАО «Узбекмебель», Узглавстройдревпрому, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента до 1 апреля 1994 г. обеспечить налоговые и таможенные органы, с учетом увеличения численности и расширения их функций, необходимыми финансовыми средствами и лимитами, зданиями и помещениями, автотранспортом, горюче-смазочными материалами, средствами связи и другими материально-техническими средствами.
11. Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству народного образования, Министерству финансов и Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан в двухмесячный срок подготовить и внести в Кабинет Министров проект постановления Кабинета Министров о создании системы целевой подготовки и переподготовки специалистов для финансовых, налоговых и таможенных органов.
12. Узглавстройдревпрому передать на баланс Государственного налогового комитета здание по улице Абая, 4.
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан И.Х. Джурабекова.
человек | |
Центральный аппарат Государственного налогового комитета | 320 |
Центральный аппарат Главного таможенного управления | 135 |
Вне группы | |
Ташкентская область | |
Государственное налоговое управление | 1460 |
Таможенная служба | 280 |
город Ташкент | |
Государственное налоговое управление | 2248 |
Таможенная служба | 345 |
Первая группа | |
Бухарская область | |
Государственное налоговое управление | 740 |
Таможенная служба | 140 |
Кашкадарьинская область | |
Государственное налоговое управление | 748 |
Таможенная служба | 146 |
Самаркандская область | |
Государственное налоговое управление | 1053 |
Таможенная служба | 155 |
Ферганская область | |
Государственное налоговое управление | 1249 |
Таможенная служба | 210 |
Вторая группа | |
Республика Каракалпакстан | |
Главное государственное налоговое управление | 617 |
Таможенная служба | 157 |
Андижанская область | |
Государственное налоговое управление | 839 |
Таможенная служба | 211 |
Наманганская область | |
Государственное налоговое управление | 776 |
Таможенная служба | 178 |
Навоийская область | |
Государственное налоговое управление | 468 |
Таможенная служба | 97 |
Сурхандарьинская область | |
Государственное налоговое управление | 562 |
Таможенная служба | 216 |
Сырдарьинская область | |
Государственное налоговое управление | 564 |
Таможенная служба | 94 |
Хорезмская область | |
Государственное налоговое управление | 710 |
Таможенная служба | 121 |
Третья группа | |
Джизакская область | |
Государственное налоговое управление | 472 |
Таможенная служба | 89 |
Итого | |
Государственные налоговые управления | 12506 |
Таможенные служба | 2439 |
Всего | 15400 |
заместитель председателя Государственного налогового комитета, в том числе заместитель председателя Государственного налогового комитета –– начальник Главного таможенного управления; начальник специального ревизионно-контрольного управления –– заместитель председателя Государственного налогового комитета; начальник управления по контролю за валютными поступлениями –– заместитель председателя Государственного налогового комитета –– постановлением Кабинета Министров,
начальник областного налогового управления –– постановлением Кабинета Министров –– по представлению Председателя Государственного налогового комитета,
начальник районной, городской налоговой инспекции Государственного налогового комитета –– решением председателя Государственного налогового комитета –– по представлению начальника территориального налогового управления,
заместитель начальника Главного таможенного управления –– постановлением Кабинета Министров –– по представлению Председателя Государственного налогового комитета,
начальник территориальной таможенной службы Главного таможенного управления –– постановлением Кабинета Министров –– по представлению председателя Государственного налогового комитета.
1. Настоящее Положение определяет статус, главные задачи, функции, компетенцию и организационные основы деятельности Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.
2. Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан является центральным органом государственного контроля в области обеспечения соблюдения налогового, таможенного законодательства, защиты экономических интересов и имущественных прав государства.
3. Органами, находящимися в ведении Государственного налогового комитета, которые образуют единую систему налоговых и таможенных органов Республики Узбекистан, являются:
4. Государственные налоговые органы всех уровней, Главное таможенное управление, таможенные службы Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента являются юридическими лицами, имеют расчетные, текущие и иные (в том числе валютные) счета в учреждениях банков и печати с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.
5. Фонд оплаты труда и численность работников Главного государственного налогового управления Республики Каракалпакстан, государственных налоговых управлений областей и города Ташкента, Главного таможенного управления, таможенных служб Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента устанавливаются Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан в пределах численности работников, установленной Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Фонд оплаты труда и численность работников государственных налоговых инспекций городов, районов и районов в городах устанавливаются Главным государственным налоговым управлением Республики Каракалпакстан, государственными налоговыми управлениями областей и города Ташкента.
Фонд оплаты труда и численность работников таможенных постов устанавливаются Главным таможенным управлением Государственного налогового комитета.
В Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормами международного права, договорами и соглашениями Республики Узбекистан с другими государствами, настоящим Положением.
6. Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормами международного права, договорами и соглашениями Республики Узбекистан с другими государствами, настоящим Положением.
а) осуществление контроля за соблюдением законов Республики Узбекистан о налогах, действующего таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и современностью уплаты государственных налогов, сборов, таможенных пошлин и других обязательных платежей (в денежной единице Республики Узбекистан и иностранной валюте);
б) обеспечение полного и своевременного учета плательщиков налогов и других платежей в бюджет, объектов налогообложения юридических и физических лиц;
в) непосредственное участие в реализации налоговой и таможенной политики, проводимой в Республике Узбекистан;
г) координация всех проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов –– юридических и физических лиц;
д) осуществление дознания по правонарушениям, отнесенным к компетенции налоговых и таможенных органов;
е) обеспечение безопасности налоговых и таможенных органов, защиты сотрудников от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей, координация этой деятельности с правоохранительными органами;
ж) передача следственным и судебным органам материалов по фактам нарушений действующего законодательства, а также в случаях, когда решение вопроса о привлечении виновных к ответственности выходит за пределы полномочий государственных налоговых и таможенных органов;
з) рассмотрение в установленном порядке жалоб и заявлений юридических и физических лиц по вопросам налогообложения, взимания пошлин, сборов и других обязательных платежей, а также соблюдения таможенных правил;
и) оказание безвозмездной помощи и консультаций юридическим и физическим лицам, при их обращении, в исчислении налогов, пошлин и других обязательных платежей, своевременной их уплате; предоставление информации о порядке выполнения обязательств перед бюджетом.
(подпункт «г» пункта 7 введен в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 января 1997 года № 56, подпункты «г» –– «з» заменены на подпункты «д» –– «и»)
8. В соответствии с возложенными основными задачами Государственный налоговый комитет выполняет следующие функции:
а) анализирует результаты выполнения заданий по обеспечению поступлений налоговых и иных платежей в бюджет Республикой Каракалпакстан, областями и городом Ташкентом и информирует Кабинет Министров;
в) участвует в разработке мер по осуществлению налогового и таможенного регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов, принимает участие в подготовке и заключении межправительственных соглашений и договоров с зарубежными государствами по вопросам координации налоговой и таможенной политики; по поручению правительства парафирует и подписывает межправительственные соглашения по устранению двойного налогообложения;
г) осуществляет внешнеэкономическую деятельность в целях создания единой компьютерной системы учета налогов и налогоплательщиков, материально-технического обеспечения налоговых и таможенных органов, повышения квалификации и переподготовки кадров, развития сотрудничества с зарубежными налоговыми и таможенными органами;
д) организует работу подчиненных налоговых и таможенных органов по взысканию не внесенных в срок налогов и других обязательных платежей, по ведению учета, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, а также имущества, перешедшего государству по праву наследования, и кладов;
е) издает в установленном порядке совместно с другими министерствами и ведомствами Республики Узбекистан инструкции и другие нормативные акты, являющиеся обязательными для исполнения на территории Республики Узбекистан, по вопросам применения законов о налоговых, таможенных и иных платежах в бюджет и во внебюджетные фонды;
ж) создает и использует единую компьютерную систему обработки данных о налоговых и таможенных поступлениях, обо всех налогоплательщиках –– юридических и физических лицах с целью автоматизации наиболее трудоемких процессов, принятия, обработки, передачи и хранения налоговой и таможенной информации; формирует и ведет Единый реестр идентификационных кодов налогоплательщиков Республики Узбекистан;
з) создает и организует деятельность сервис-центров для издания, тиражирования и доведения до подведомственных организаций и налогоплательщиков информации о налоговом и таможенном законодательстве, обучения налогоплательщиков правильному исчислению налогов, пошлин, представлению отчетов и деклараций, а также оказание консультационных услуг;
и) подготавливает и издает сборники нормативных актов по налоговому и таможенному законодательству, принимает меры по обеспечению подведомственных органов законодательными и инструктивными материалами, формами учета налогоплательщиков, налогов и иных платежей в бюджет;
к) координирует все проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов –– юридических и физических лиц;
л) организует и направляет работу специальных ревизионно-контрольных подразделений областей в целях выявления умышленного сокрытия прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения, привлечения лиц, виновных в нарушении налоговых и таможенных законов, к административной и уголовной ответственности; взаимодействует и обменивается информацией с правоохранительными органами по вопросам предупреждения и пресечения нарушений этих и иных преступлений в сфере экономики; обобщает и анализирует информацию о нарушениях налогового и таможенного законодательства, осуществляет разработку и проведение профилактических мер. Специальные ревизионно-контрольные подразделения Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента подчинены непосредственно начальнику ревизионно-контрольного управления –– заместителю председателя Государственного налогового комитета, а организационно –– начальнику областного налогового управления;
м) осуществляет материально-техническое обеспечение государственных налоговых и таможенных органов, контроль за исполнением выделенных фондов на материалы и оборудование, правильностью их хранения и использования, принимает меры к перераспределению излишних и неиспользованных материалов и средств;
н) контролирует правильность формирования, распределения и использования специальных фондов материальной помощи и развития налоговых и таможенных органов;
о) организует работу государственных налоговых и таможенных органов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по подбору, расстановке кадров, осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, с этой целью создает специальные центры по переподготовке и повышению квалификации кадров налоговых и таможенных органов;
п) разрабатывает квалификационные характеристики должностей работников налоговых и таможенных органов, осуществляет аттестацию руководителей и специалистов, присвоение им специальных персональных званий в установленном порядке.
(подпункт «к» пункта 8 введен в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 марта 1997 года № 56, подпункты «к» –– «о» заменены на подпункты «л» –– «п»)
9. В целях обеспечения эффективного выполнения возложенных задач Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан и его подчиненным налоговым и таможенным органам предоставляются следующие права:
а) производить в министерствах и ведомствах, на предприятиях Республики Узбекистан, независимо от форм собственности и хозяйствования, включая предприятия с участием иностранных инвестиций, у граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также на предприятиях с особым режимом работы, воинских частях проверки денежных и бухгалтерских документов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, таможенных пошлин и сборов, а также других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;
б) получать необходимые для целей налогообложения сведения, справки, документы и копии с них о деятельности проверяемых предприятий, учреждений и организаций, включая банки, страховые, аудиторские организации и граждан;
в) изымать у предприятий и граждан документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения, а у граждан, нарушающих порядок занятия предпринимательской деятельностью, –– лицензии, патенты или регистрационные удостоверения;
г) принимать решения о конфискации табачных изделий и алкогольных напитков, не маркированных акцизными марками, при транспортировке (кроме международного транзита), хранение и реализация, а также при их нелегальном производстве;
д) при необходимости опечатывать кассы и места хранения документов, изымать образцы сырья, полуфабрикатов, изделий, а также документы и направлять их для проведения анализов, исследований экспертизы в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;
е) осуществлять проверку деятельности предприятий торговли и сферы услуг по соблюдению правил торговли, установленных цен, правил отпуска товаров, оказания услуг независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
ж) при осуществлении своих полномочий обследовать в порядке, установленном законодательством, любые производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий (включая предприятия с особым режимом работы и воинские части) и граждан, которые используются для извлечения прибыли (дохода) либо связаны с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения;
з) проводить контрольные обмеры площадей земельных угодий и объемов других природных ресурсов, используемых всеми предприятиями, учреждениями и организациями, включая предприятия с особым режимом работы и воинские части, а также гражданами;
и) требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий и граждан устранения выявленных нарушений законодательства Республики Узбекистан о налогах и других обязательных платежах, о предпринимательской деятельности, таможенного законодательства, контролировать их выполнение;
к) приостанавливать операции предприятий по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях отказа в проведении документальной проверки или в допуске работников государственных налоговых органов для обследования помещений, используемых для получения доходов, непредставления (или отказа представлять) государственным налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов деклараций и других документов, связанных и исчислением, уплатой налогов и иных обязательных платежей;
л) взыскивать в бесспорном порядке от предприятий, учреждений и организаций налоги и другие обязательные платежи в государственный бюджет и недоимки по ним;
м) предъявлять в соответствующие суды иски к гражданам, иностранным гражданам и лицам без гражданства о взыскании в доход государства недоимки по налогам и другим платежам;
н) осуществлять в отдельных случаях и в установленном порядке сбор средств в уплату причитающихся налоговых платежей непосредственно от населения;
о) вносить в Правительство Республики Узбекистан предложения по совершенствованию налогового и таможенного законодательства в установленном порядке;
п) приглашать в необходимых случаях для оказания практической помощи работников правоохранительных, статистических, банковских и других органов, а также проектно-изыскательские организации, НИИ и аудиторские службы;
р) вносить в органы государственной власти предложения об отмене решений нижестоящих органов власти, противоречащих действующему в республике налоговому и таможенному законодательству;
с) применять в установленном порядке к предприятиям и гражданам финансовые санкции и административные штрафы за нарушение налогового и таможенного законодательства в соответствии с действующим законодательством;
т) проводить необходимые оперативно-розыскные мероприятия по правонарушениям, отнесенным к компетенции налоговых органов. При наличии признаков преступлений возбуждать уголовные дела, производить дознание, руководствуясь нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства Республики Узбекистан;
у) работникам специальных подразделений налоговых и таможенных органов предоставлять право согласно табельной положенности хранения и ношения, а также применения в установленном законодательством порядке огнестрельного оружия и индивидуальных средств специальной защиты.
(подпункт «н» пункта 9 введен в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 декабря 1997 года № 575, подпункты «н» –– «т» заменены на подпункты «о» –– «у»)
10. Должностные лица Государственного налогового комитета Республики Узбекистан и его подразделений на местах обязаны соблюдать коммерческую и служебную тайну.
Должностные лица государственных налоговых и таможенных органов дают письменное обязательство неукоснительно соблюдать налоговое и таможенное законодательство, выполнять требования настоящего Положения.
11. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностные лица государственных налоговых и таможенных органов привлекают к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
12. Налоги или другие обязательные платежи, неправильно взысканные государственными налоговыми и таможенными органами, подлежат возврату или зачислению в счет будущих платежей, а ущерб, причиненный неправомерными действиями их должностных лиц, –– возмещению в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан, за счет средств соответствующих бюджетов.
Должностные лица, по вине которых допущено незаконное взыскание налоговых и таможенных платежей, несут дисциплинарную и материальную ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
13. Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан возглавляет председатель, назначаемый Указом Президента Республики Узбекистан.
14. Председатель Государственного налогового комитета несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Государственный налоговый комитет задач и функций, устанавливает степень ответственности своих заместителей, начальников самостоятельных структурных подразделений Комитета, подчиненных государственных налоговых и таможенных органов.
б) в пределах своей компетенции на основании и во исполнение законов Республики Узбекистан, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров издает приказы, инструкции, правила, положения и дает указания, обязательные для исполнения всеми подведомственными Государственному налоговому комитету органами;
в) утверждает в пределах установленных Кабинетом Министров фонда оплаты и численности работников налоговых и таможенных органов штатные расписания и положения о его структурных подразделениях, штатные расписания и положения о Главном государственном налоговом управлении Республики Каракалпакстан, государственных налоговых управлениях областей, города Ташкента и Главного таможенного управления;
г) назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Государственного налогового комитета, руководителей и заместителей руководителей налоговых и таможенных органов всех уровней, начальников отделов Главного таможенного управления;
д) представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и наградам республики, присваивает специальные звания, установленные Правительством Республики Узбекистан для работников налоговых и таможенных органов;
16. Главное таможенное управление возглавляет заместитель председателя Государственного налогового комитета –– начальник.
17. В Государственном налоговом комитете образуется коллегия в составе председателя и заместителей председателя по должности, а также других руководящих работников, утверждаемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
18. Главное таможенное управление, государственные налоговые управления областей и города Ташкента имеют в своем составе коллегиальные органы –– советы.
19. В Государственном налоговом комитете создается Консультативно-экспертный совет для подготовки решений по наиболее сложным и спорным вопросам применения законодательства о налогах, проведения высококвалифицированных консультаций налогоплательщиков. Положение о нем и его состав утверждаются председателем Государственного налогового комитета.
21. Работники государственных налоговых и таможенных органов при исполнении служебных обязанностей являются представителями исполнительной власти и находятся под ее защитой.
22. В случае гибели работника государственного налогового или таможенного органа в связи с осуществлением служебной деятельности семье погибшего выплачивается единовременное пособие в размере пятидесяти месячных заработков из средств республиканского бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
В случае нанесения работнику государственного налогового или таможенного органа тяжких телесных повреждений, исключающих занятие профессиональной деятельностью, ему выплачивается единовременное пособие в размере двадцати пяти месячных заработков за счет средств республиканского бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
При нанесении работнику государственного налогового и таможенного органа менее тяжких телесных повреждений ему выплачивается единовременное пособие в размере пяти месячных заработков из средств республиканского бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Размер пособия исчисляется исходя из заработка за последний месяц работы с учетом индексации заработной платы на день выплаты пособия.
23. Ущерб, причиненный имуществу, принадлежащему работнику государственного налогового или таможенного органа (или его близким родственникам) в связи с осуществляемой им служебной деятельностью, возмещается в полном объеме из средств республиканского бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
24. Жалобы на действия должностных лиц государственных налоговых и таможенных органов подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством.
1. Главное таможенное управление является органом Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, осуществляющим непосредственное руководство и организацию таможенного дела в республике.
в) обеспечение выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Узбекистан в части, касающейся таможенного дела;
г) использование средств таможенно-тарифного и нетарифного регулирования при перемещении через таможенную границу Республики Узбекистан товаров и транспортных средств;
д) совершенствование таможенного контроля и оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Узбекистан;
е) внесение в бюджет таможенной пошлины, сборов и иных сумм, поступающих в результате деятельности таможенных органов;
к) осуществление в установленном порядке таможенного контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для Республики Узбекистан материалов, перечень которых определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
л) осуществление в установленном порядке таможенного контроля за перемещением валютных ценностей и предметов культурно-исторического наследия, являющихся достоянием республики, через таможенную границу;
3. Главное таможенное управление руководствуется в своей деятельности Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, указами Президента Республики Узбекистан, постановлениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормативными актами Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, а также межправительственными соглашениями и международными нормами, регулирующими таможенное дело, положением о Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан и настоящим Положением.
4. Непосредственное осуществление таможенного дела возлагается на таможенные органы Республики Узбекистан, которые включают:
таможенные службы Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, которые подчинены непосредственно заместителю председателя Государственного налогового комитета –– начальнику Главного таможенного управления, а организационно –– начальнику областного налогового управления;
5. Главное таможенное управление Государственного налогового комитета Республики Узбекистан и таможенные службы Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента являются юридическими лицами, имеют расчетные, текущие и иные (в том числе валютные) счета в учреждениях банков и печати с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.
6. В Главном таможенном управлении Государственного налогового комитета Республики Узбекистан создается в установленном порядке фонд материальной помощи и развития таможенных органов.
7. В соответствии с возложенными задачами Главное таможенное управление выполняет следующие функции:
а) руководит территориальными таможенными службами, во взаимодействии с ними проводит работу по основным направлениям деятельности таможенных органов;
б) участие в разработке и обеспечении механизмов реализации экономических, правовых, организационных аспектов таможенной политики и защиты внутреннего потребительского рынка Республики Узбекистан;
г) обеспечивает применение средств таможенного регулирования, включая таможенно-тарифный механизм, соблюдением лицензионно-разрешительного порядка вывоза и ввоза товаров и иных предметов;
д) участвует в установленном порядке в разработке и реализации норм квотирования, лицензирования и декларирования;
е) проводит аналитическую работу, прогнозирование, разрабатывает меры и вносит в установленном порядке предложения по укреплению и развитию внутреннего рынка;
ж) создает условия, способствующие развитию внешнеэкономических связей республики, включая расширение сети пунктов оформления экспортно-импортных грузов и других объектов таможенной инфраструктуры;
з) ведет разработку и внедрение автоматизированной системы сбора и обработки информации о деятельности в области таможенного дела, а также представляет данную информацию в соответствующие инстанции;
и) проводит дознание по делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, руководствуясь нормами уголовно-процессуального и уголовного законодательства Республики Узбекистан.
Применяет в установленном порядке к должностным лицам и гражданам меры административного воздействия за нарушение таможенного законодательства, разрабатывает и принимает меры по их предупреждению;
к) разрабатывает и принимает меры по предупреждению незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу республики;
л) обеспечивает своевременное и правильное рассмотрение обращений предприятий и учреждений, организаций и граждан по вопросам деятельности таможенных органов республики, принимает меры к их разрешению;
м) содействует в осуществлении мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, защите жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей среды на таможенной территории;
н) вносит в соответствующие инстанции предложения по совершенствованию таможенного регулирования торгово-экономических отношений Республики Узбекистан;
о) в установленном порядке получает от министерств, ведомств, организаций и местных органов власти, от участников внешнеэкономических связей, расположенных на территории Республики Узбекистан (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), материалы и документы для установления оснований законности перемещения товаров через таможенную границу;
п) создает научно-технические службы, лаборатории, специальные учебные центры для подготовки и переподготовки сотрудников таможенных служб;
р) вносит в установленном порядке мотивированные представления о приостановлении (прекращении) внешнеэкономической деятельности участников ВЭС;
с) осуществляет на основе взаимности обмен взаимовыгодной технической и иной информацией с таможенными службами зарубежных стран;
См. предыдущую редакцию.
т) своевременная и полная передача в Главное управление по контролю за валютными и экспортно-импортными операциями Государственного налогового комитета Республики Узбекистан на основе таможенных деклараций и паспортов сделки данных об экспортно-импортных контрактах.
(пункт 7 дополнен подпунктом «т» постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 сентября 1996 года № 319)
8. В целях эффективного выполнения возложенных задач должностные лица Главного таможенного управления имеют право:
а) в установленном законодательством порядке останавливать в таможенных пунктах для досмотра товаров все виды транспортных средств, ввозящих и вывозящих товары;
б) требовать от юридических и физических лиц предъявления для досмотра и передосмотра транспортные средства и товары в целях пресечения незаконного ввоза и вывоза товаров, обложения их таможенной пошлиной, а также документы, подтверждающие законность перемещения товаров;
г) в соответствии с нормативными актами, регулирующими деятельность таможенных органов, вскрывать пломбы, открывать запорные устройства багажников, грузовых отсеков, кузовов, контейнеров, вагонов и иной транспортной тары с участием перевозчика и с составлением комиссионного акта вскрытия;
д) по выявленным фактам незаконного вывоза товаров за пределы республики направлять информации и представления в соответствующие организации;
е) производить при наличии достаточных оснований личный досмотр граждан в установленном законом порядке;
ж) для обложения таможенной пошлиной товаров и иных предметов, а также в других целях таможенного оформления и таможенного контроля брать пробы и образцы товаров и иных предметов, а таможенным лабораториям проводить их исследование (экспертизу);
з) при декларировании товаров требовать в установленном порядке от лица предъявления документов, подтверждающих его полномочия;
и) доступа на территории и в помещения предприятий и организаций, где находятся товары, подлежащие таможенному контролю;
к) по выявленным фактам контрабанды и нарушений таможенных правил составлять протоколы и другие необходимые документы;
л) изымать в установленном законодательством порядке предметы, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил;
м) задерживать в соответствии с законодательством незаконно перемещаемые товары и транспортные средства;
н) применять в установленном порядке к предприятиям и гражданам, допустившим нарушение таможенных правил меры административного взыскания в соответствии с действующим законодательством;
о) применять при осуществлении таможенного досмотра технические и специальные средства обнаружения нарушений таможенных правил, контрабанды и других правонарушений;
п) хранить и носить при исполнении служебных обязанностей табельное огнестрельное оружие и средства индивидуальной защиты, а в случаях необходимости применять их в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
9. Главное таможенное управление возглавляет заместитель председателя Государственного налогового комитета –– начальник, который назначается на должность постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан. Начальник Главного таможенного управления имеет трех заместителей, в том числе одного первого.
–– представляет в Государственный налоговый комитет для утверждения штатное расписание аппарата Главного таможенного управления и таможенных органов;
–– издает в пределах предоставленной Главному таможенному управлению компетенции приказы, инструкции и иные акты, организует проверку их исполнения;
–– распределяет обязанности между заместителями начальника Главного таможенного управления, контролирует их исполнение;
–– вносит предложения в Государственный налоговый комитет о представлении работников таможенных органов к наградам и присвоении почетных званий Республики Узбекистан, награждении нагрудными знаками, почетными грамотами и другими видами поощрений отличившихся работников таможенных органов и граждан, оказывающих активное содействие в таможенном деле;
–– несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Главное таможенное управление задач и осуществление им своих функций.
11. Для рассмотрения вопросов совершенствования деятельности таможенных органов, их социального и материально-технического обеспечения, расстановки и использовании кадров, согласованной выработки управленческих решений и рекомендаций в Главном таможенном управлении создается совет.
В состав совета входят: начальник Главного таможенного управления, его заместители по должности и руководители отраслевых управлений, утверждаемые по представлению начальника Главного таможенного управления председателем Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.
Решения совета проводятся в жизнь приказами начальника Главного управления. В случае разногласий между начальником и советом начальник имеет право проводить в жизнь свое решение, докладывая о разногласиях Государственному налоговому комитету. Члены совета, в свою очередь, могут сообщить свое мнение в Государственный налоговый комитет.
12. На работников таможенных органов при исполнении служебных обязанностей распространяются условия социальной защиты, охраны личных и имущественных прав работников налоговых органов.
13. Должностные лица таможенных органов и их подразделений на местах обязаны соблюдать коммерческую и служебную тайну.
Должностные лица таможенных органов дают письменное обязательство неукоснительно соблюдать таможенное законодательство, выполнять требования настоящего Положения.
14. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностные лица таможенных органов привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
15. Таможенные налоги, пошлины, сборы и другие обязательные платежи, неправильно взысканные таможенными органами, подлежат возврату или зачислению в счет будущих платежей, а ущерб, причиненный неправомерными действиями их должностных лиц, –– возмещению в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан, за счет средств соответствующих бюджетов.