Комментарий LexUz
Настоящее Положение утратило силу в соответствии с приказом генерального директора Узбекского агентства связи и информатизации от 19 июля 2004 года № 208 «Об утверждении Положения о международно-правовой защите радиочастотных присвоений Республики Узбекистан» (рег. № 1397 от 06.08.2004 г.).
Широкое применение средств радиосвязи различного назначения, постоянно растущее насыщение космического пространства радиоэлектронными средствами различных государств, ограниченные возможности размещения искусственных спутников Земли (ИСЗ) на геостационарной орбите (ГО) и ограниченные возможности радиочастотного спектра требуют специальной организации проведения в Республике Узбекистан работ по международно-правовой защите их радиочастотных присвоений, а также позиций ИСЗ на ГО.
1.1. Настоящее Положение разработано на основании Закона «О радиочастотном спектре» и постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 июля 1998 года № 293 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования частотного спектра, формирования и распространения телерадиопрограмм и передачи данных».
1.2. Положение определяет цели международно-правовой защиты радиочастотных присвоений радиоэлектронных средств Республики Узбекистан, порядок проведения работ, в том числе взаимодействия и основные обязанности юридических и физических лиц –– пользователей радиочастотного спектра, в процессе выполнения работ по международно- правовой защите радиочастотных присвоений.
1.3. Настоящее Положение является обязательным для всех юридических и физических лиц, в том числе иностранных, находящихся на территории Республики Узбекистан, которые заказывают, разрабатывают, производят (приобретают) и эксплуатируют средства и системы радиосвязи различного назначения при решении вопросов заявления, координации, регистрации и международно-правовой защиты радиочастотных присвоений радиоэлектронных средств (РЭС) различных радиослужб, установленных на территории Республики Узбекистан.
1.4. Действие настоящего Положения распространяется также на международные спутниковые и наземные системы, расположенные на территории Республики Узбекистан, создаваемые в интересах нескольких государств.
правового обеспечения доступа различных служб радиосвязи Республики Узбекистан к использованию радиочастотного спектра и геостационарной орбиты, являющихся ограниченным естественным ресурсом;
получения международного признания права Республики Узбекистан на использование полос радиочастот или отдельных радиочастотных присвоений конкретными средствами или системами радиосвязи всех назначений;
исключения непреднамеренных помех средствам и системам Республики Узбекистан всех назначений со стороны РЭС спутниковых и наземных радиослужб других государств;
защиты интересов служб радиосвязи Республики Узбекистан в использовании полос радиочастот и орбитальных позиций ИСЗ для перспективных систем связи.
2.2. Международно-правовая защита радиочастотных присвоений должна проводиться целенаправленно на основании глубокого научного анализа перспектив развития отечественных и зарубежных наземных и спутниковых систем, детального исследования политики других государств по вопросам использования радиочастотного спектра и геостационарной орбиты, а также механизма международного регулирования использования радиочастотного спектра для удовлетворения потребностей своих радиослужб.
2.3. Международно-правовая защита радиочастотных присвоений осуществляется в соответствии с Уставом и Конвенцией Международного союза электросвязи, Международным Регламентом радиосвязи (РР) и другими признанными Республикой Узбекистан международными соглашениями по вопросам использования радиочастотного спектра и геостационарной орбиты.
2.4. Международно-правовая защита радиочастотных присвоений осуществляется путем проведения комплекса взаимоувязанных мероприятий организационно-технического и международно-правового характера в соответствии с государственной политикой Республики Узбекистан в этой области.
3.1. К основным мероприятиям по международно-правовой защите радиочастотных присвоений радиоэлектронных средств относятся:
контроль за излучениями РЭС с целью получения объективных данных о реальном использовании радиочастотных присвоений;
создание и поддержание баз данных о всех радиочастотных присвоениях, заявленных и зарегистрированных в МСЭ;
информационное, методическое и программное обеспечение юридических лиц, заказывающих, разрабатывающих и эксплуатирующих различные средства и системы радиосвязи;
подготовка предложений (вкладов) Администрации Республики Узбекистан к Полномочным, Всемирным и Региональным административным радиоконференциям Международного союза электросвязи (МСЭ), вкладов для Сектора радиосвязи МСЭ и его Исследовательских комиссий (ИК), экспертиза предложений к конференциям и вкладов других государств, а также подготовка указаний делегациям Республики Узбекистан, направляемым на конференции МСЭ, собрания Исследовательских комиссий и ассамблеи радиосвязи.
Эта работа проводится по планам и порядком, определенным Государственной комиссией по радиочастотам Республики Узбекистан (ГКРЧ).
подготовка указаний делегациям Республики Узбекистан, направляемым на конференции, совещания, проводимые в рамках специализированных международных организаций (ИКАО, ИМО, Инмарсат и др.), на которых рассматриваются вопросы, касающиеся распределения и использования радиочастотного спектра, если при этом затрагиваются интересы служб радиосвязи Республики Узбекистан.
Эта работа проводится министерствами и ведомствами, представляющими интересы Республики Узбекистан в этих организациях, по планам и порядком определенным ими.
Указания делегациям этих министерств и ведомств по вопросам, касающимся распределения радиочастот, подлежат согласованию с ГКРЧ.
3.2. Организацию и руководство работами, проводимыми в Республике Узбекистан по международно-правовой защите радиочастотных присвоений, осуществляет Государственная комиссия по радиочастотам Республики Узбекистан (ГКРЧ).
4.1. Международная координация радиочастотных присвоений, включающая в себя заявление и регистрацию в МСЭ радиочастотных присвоений, является одним из основных мероприятий по их правовой защите и производится в случае:
если использование данного радиочастотного присвоения может причинить не допустимые радиопомехи какой-либо радиослужбе другого государства;
если необходимо получить международное признание права использования данной радиочастоты с целью исключения непреднамеренных радиопомех работе РЭС Республики Узбекистан.
4.2. Обязательной международной координации и регистрации в МСЭ подлежат радиочастотные присвоения РЭС:
космических служб, использующих искусственные спутники земли ИСЗ, находящиеся на геостационарной орбите;
космических служб, использующих ИСЗ, находящиеся на не геостационарной орбите, если требуется координация со спутниковыми системами, использующими геостационарные спутники, или с земными и наземными станциями;
фиксированной службы, обеспечивающей международную радиосвязь, а также радиорелейных линий (РРЛ) прямой видимости и тропосферной связи, координационные зоны которых выходят за пределы территории республики;
звукового радиовещания в полосах радиочастот, распределенных Регламентом радиосвязи радиовещательной радиослужбы в диапазонах километровых, гектометровых и декаметровых волн, причем необходимость регистрации в МСЭ радиочастотных присвоений для РЭС звукового радиовещания в полосах радиочастот, не распределенных для радиовещания, определяется Узбекским агентством почты и телекоммуникаций (УзАПиТ);
служб телевизионного и звукового УКВ вещания, расположенных в приграничных зонах Республики Узбекистан в пределах координационных расстояний;
систем радиосвязи и радиолокации, управления воздушным движением и посадкой самолетов гражданской авиации, установленных в аэропортах, открытых для приема самолетов иностранных государств;
4.3. Работы по международной координации радиочастотных присвоений должны осуществляться на основе международного регламента радиосвязи, а также других документов МСЭ, в соответствии с настоящим Положением и соответствующими решениями ГКРЧ по вопросам распределения и использования радиочастот радиослужбами и их международно-правовой защите.
выбор на этапе выделения для разработки РЭС полос радиочастот и орбитальных позиций с учетом требований РР и данных о существующих и планируемых отечественных и зарубежных спутниковых системах, определяющих условия их электромагнитной совместимости;
4.5. Необходимость регистрации в МСЭ радиочастотных присвоений РЭС, отличных от указанных в пункте 4.2 настоящего Положения радиослужб, определяют министерства, ведомства и предприятия, заказывающие и использующие эти РЭС с учетом требований настоящего Положения.
4.6. В некоторых случаях необходимость регистрации в МСЭ радиочастотных присвоений наиболее важных РЭС гражданского применения определяет ГКРЧ по результатам рассмотрения заявок представленных заявителем материалов на выделение полос (номиналов) радиочастот.
4.7. Необходимость регистрации в МСЭ радиочастотных присвоений РЭС правительственного применения, определяют соответствующие радиочастотные органы Министерства обороны (МО) или Службы правительственной связи (СПС).
4.8. Работы по международной координации радиочастотных присвоений осуществляются исполнительным органом ГКРЧ –– Центром электромагнитной совместимости.
4.9. На период проведения международной координации и регистрации в МСЭ радиочастотных присвоений РЭС допускается, в отдельных случаях, выдавать заявителю временные разрешения на использование на определенных условиях заявленных радиочастотных присвоений РЭС по результатам оценки их электромагнитной совместимости с действующими на территории Республики Узбекистан других радиослужб.
5.1. На министерства, ведомства, предприятия и учреждения, заказывающие, разрабатывающие и использующие (эксплуатирующие) РЭС, в интересах которых осуществляется международная координация и регистрация в МСЭ их радиочастотных присвоений, возлагается:
подготовка и подача заявки, в соответствии с действующими нормативными документами Республики Узбекистан, на радиочастотные присвоения для разрабатываемых или закупаемых РЭС;
разработка предложений и технически обоснованных замечаний для подготовки отчетов в МСЭ и администрациям зарубежных стран по вопросам координации и регистрации радиочастотных присвоений РЭС Республики Узбекистан и РЭС зарубежных стран (при финансовой поддержке заинтересованной стороны);
анализ технических материалов МСЭ и администраций зарубежных стран, связанных с координацией и регистрацией радиочастотных присвоений РЭС и подготовка по ним соответствующих замечаний и предложений.
В случаях если необходимо проведение исследований проблем (вопросов), возникающих в процессе координации и регистрации радиочастотных присвоений РЭС, министерства, ведомства или предприятия, могут привлекать научно-исследовательские учреждения.
Оплата работ, связанных с этими исследованиями, осуществляется за счет самих министерств, ведомств и предприятий.
5.2. Министерства, ведомства и предприятия, чьи радиочастотные присвоения подлежат регистрации в МСЭ, должны в технических заданиях на эти системы предусматривать проведение работ, связанные с международной координацией радиочастотных присвоений для этих систем и регистрацией их в МСЭ.
рассмотрение заявок на радиочастотные присвоения для разрабатываемых, закупаемых РЭС, определение необходимости проведения международной координации данного радиочастотного присвоения с администрациями зарубежных стран и регистрации в МСЭ;
подготовка документов и проведение работ по вопросам международной координации радиочастотных присвоений РЭС Республики Узбекистан;
взаимодействие с министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями по вопросам координации и регистрации в МСЭ радиочастотных присвоений РЭС;
сбор, хранение, обработка и анализ данных о характеристиках регистрируемых в МСЭ отечественных и зарубежных РЭС, обеспечение заинтересованных министерств и ведомств этими данными;
оценка электромагнитной совместимости (ЭМС) заявляемых РЭС зарубежных стран с РЭС Республики Узбекистан, зарегистрированных в МСЭ или находящимися в стадии координации (в объеме заявляемых характеристик);
составление на основе предложений министерств и ведомств ответов в МСЭ, администрациям зарубежных стран и международным организациям по вопросам координации и регистрации в МСЭ радиочастотных присвоений РЭС республики и РЭС зарубежных стран;
доведение информации до заинтересованных министерств и ведомств, а также до Министерства обороны и Службы правительственной связи о полученных ответах;
подготовка совместно с заинтересованными министерствами ведомствами и учреждениями материалов и предложений для ГКРЧ о проведении переговоров с администрациями зарубежных стран в случаях, когда осуществляемая установленным порядком переписка не приводит к урегулированию разногласий;
осуществление контроля за деятельностью ЦЭМС по вопросам международной координации радиочастотных присвоений РЭС Республики Узбекистан, за соблюдением процедуры координации и регистрации радиочастотных присвоений РЭС, предусмотренных Международным Регламентом радиосвязи;
контроль за прохождением в МСЭ материалов по радиочастотным присвоениям РЭС в соответствии с процедурой и сроками, предусмотренными Международным Регламентом радиосвязи и другими документами МСЭ;
взаимодействие и переписка с международными организациями и МСЭ по вопросам планирования и использования радиочастотного спектра;
согласование с Министерством иностранных дел (МИД) вопросов, имеющих международно-правовой характер и касающихся обязательств Республики Узбекистан по Уставу и Конвенции Международного союза электросвязи и другим международным актам;
планирование, организация, проведение с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств переговоров с администрациями зарубежных стран и подготовка заключения соглашений с ними по вопросам координации и использования радиочастотных присвоений РЭС Республики Узбекистан;
доведение до заинтересованных министерств и ведомств в части их касающейся, материалов МСЭ, в том числе еженедельных циркуляров МСЭ.
6.1. Материалы, необходимые для международной координации и регистрации в МСЭ радиочастотных присвоений РЭС Республики Узбекистан, готовятся в сроки, по формам и в соответствии с процедурой определенной руководящими документами ГКРЧ при подаче заявок на радиочастотные присвоения.
6.2. Материалы не должны содержать сведений, запрещенных к опубликованию в открытой печати. Координаты наземных станций должны указываться в соответствии с установленными требованиями. Ответственность за соблюдение этих требований возлагается на юридические и физические лица, предоставляющие материалы для проведения работ по международной координации и регистрации в МСЭ радиочастотных присвоений.
При необходимости, для подготовки этих материалов заявитель за свой счет может привлекать организации, разрабатывающие регистрируемые РЭС или проектные организации.
Материалы, подготовленные министерствами, ведомствами и организациями, направляются ими в ЦЭМС на рассмотрение.
6.4. ЦЭМС рассматривает полученные материалы на соответствие с основными руководящими документами, действующими при назначении радиочастотных присвоений, проводит анализ ЭМС и согласование с радиочастотными органами Министерства обороны и Службы правительственной связи. В случае положительного решения подготавливает соответствующие документы и материалы (письма) в МСЭ, и администрациям связи зарубежных стран по формам, предусмотренным РР на английском (или ином языке).
6.5. Материалы, необходимые для проведения работ по международной координации и регистрации радиочастотных присвоений станций космических систем, готовятся организациями, разрабатывающими космические системы совместно с заказывающими министерствами и ведомствами. В данном случае ЦЭМС в соответствии с международным Регламентом радиосвязи оформляет заявку в МСЭ для предварительной публикации.
В случаях, если космические системы планируются в интересах нескольких министерств и ведомств, указанные материалы готовятся генеральным разработчиком таких систем, совместно с заказчиками этих систем с привлечением министерств и ведомств, разрабатывающих земные станции, предназначенные для работы в этой системе, а также других заинтересованных организаций.
6.6. В случае поступления замечаний от администраций зарубежных стран ЦЭМС направляет их заявившему министерству, ведомству, которое совместно с разработчиком и эксплуатирующими организациями рассматривает эти замечания и подготавливает с учетом этих замечаний необходимые материалы для проведения координации, т. е. проводит необходимые расчеты координационных зон с целью определения администраций зарубежных стран, с которыми необходимо провести координацию.
6.7. Подготовленные материалы с учетом замечаний заявитель направляет в ЦЭМС, на который возлагается проведение всех последующих действий по координации.
На ЦЭМС возлагается также своевременная подготовка информации о результатах координации для отправления в МСЭ.
6.8. Материалы, полученные в процессе координации от администраций зарубежных стран, ЦЭМС направляет заявляющему министерству, ведомству, а также в МО, СПС и ГКРЧ.
6.9. Заявляющее министерство, ведомство рассматривает эти материалы совместно с разработчиком и эксплуатирующей организацией и направляет в ЦЭМС предложения для ответа администрациям зарубежных стран.
ЦЭМС проверяет предложения на соответствие РР, решениям ГКРЧ, согласовывает с МО и СПС предлагаемые изменения технических характеристик радиочастотных присвоений координируемых радио сетей республики, а также радиочастотные присвоения зарубежных стран, подготавливает ответ заинтересованным администрациям зарубежных стран и информацию в МСЭ.
6.10. Предложения, подготовленные МО и СПС для ответа администрациям зарубежных стран, на согласование в другие министерства и ведомства не направляются, если они не затрагивают их интересов.
6.11. В случаях, когда осуществляемая установленным порядком переписка с администрациями зарубежных стран не приводит к согласованию по координируемым радиочастотным присвоениям РЭС, по предложению заинтересованных министерств и ведомств готовятся двухсторонние или многосторонние переговоры между администрациями Узбекистана и зарубежных стран, международными организациями.
6.12. Решение о проведении переговоров принимает ГКРЧ на основании представленных ЦЭМС материалов по координации радиочастотных присвоений.
6.13. Подготовку документов для делегаций на переговоры, согласование их с заинтересованными министерствами и ведомствами осуществляет рабочая группа ГКРЧ.
Копии протоколов проведенных переговоров направляются заинтересованным министерствам и ведомствам, а также в МО и СПС.
6.14. В случае, если в протоколе переговоров предусмотрено его одобрение договаривающимися сторонами, ЦЭМС направляет подтверждение об одобрении протокола администрации связи, с которой были проведены переговоры. Протокол переговоров вступает в силу после его одобрения договаривающимися сторонами и согласования ГКРЧ.
7.1. Международно-правовая защита радиочастотных присвоений Республики Узбекистан сопровождается научным, методическим и информационным обеспечением.
7.2. Научное обеспечение международно-правовой защиты радиочастотных присвоений РЭС Республики Узбекистан представляет собой комплекс научных исследований, связанных с научно-техническим обоснованием и разработкой целевых программ по использованию радиочастотного спектра РЭС.
анализ политики государств, проводимый в Международном союзе электросвязи по вопросам распределения и использования радиочастотного спектра для реализации долгосрочных национальных программ;
прогноз тенденций и направлений развития отечественных систем радиосвязи и разработка потребности для них в полосах радиочастот;
подготовка предложений для формирования позиции Республики Узбекистан по вопросам, решаемым международными организациями, занимающимися распределением радиочастотного спектра;
обоснование использования технических характеристик отечественных РЭС, планируемых к регистрации в МСЭ, а также разработка вкладов (отчетов, проектов рекомендаций и др.), представляемых Республикой Узбекистан в МСЭ по техническим и эксплуатационным вопросам радиоэлектронных средств и спутниковых систем;
подготовка и обоснование предложений для формирования позиции Республики Узбекистан по координации спутниковых систем.
7.4. Научное обеспечение организуется специализированным предприятием Узбекского агентства почты и телекоммуникаций –– Центром научно технических и маркетинговых исследований (ЦНТМИ), а также юридическими лицами Республики Узбекистан, заказывающими, разрабатывающими и эксплуатирующими спутниковые системы и прочие РЭС, путем исследований, проводимых привлеченными ими научно- исследовательскими учреждениями на всех этапах создания и эксплуатации спутниковых систем и РЭС.
Результаты этих исследований должны учитываться в технических характеристиках, планируемых к разработке РЭС, а также реализовываться во вкладах, направляемых в МСЭ, и в предложениях Республики Узбекистан на Административные конференции МСЭ.
7.5. Кроме выполнения исследований по основным направлениям, ЦНТМИ и научно-исследовательские учреждения заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций:
осуществляют анализ текущих материалов МСЭ и администраций других государств, связанных с использованием радиочастотного спектра, и подготавливают соответствующие заключения по ним;
разрабатывают предложения по решению проблем координации спутниковых сетей, решаемых как в ходе переписки, так и при проведении переговоров с заинтересованными администрациями других государств;
подготавливают проекты вкладов для представления в Исследовательские комиссии Сектора радиосвязи МСЭ по техническим и эксплуатационным вопросам радиоэлектронных средств, принятие которых должно обеспечивать благоприятные возможности регистрации РЭС и спутниковых сетей Республики Узбекистан в МСЭ;
7.6. Подготовку рекомендаций по тематике и срокам проведения научно-исследовательских работ в интересах международно-правовой защиты радиочастотных присвоений Республики Узбекистан осуществляет ГКРЧ.
7.7. Методическое обеспечение международно-правовой защиты радиочастотных присвоений Республики Узбекистан представляет собой целенаправленную деятельность радиочастотных органов и заинтересованных юридических лиц по разработке, систематизации, совершенствованию, автоматизации и внедрению в практическое использование моделей, методик, алгоритмов, программ и баз данных для ЭВМ в целях повышения эффективности использования радиочастотного спектра.
7.8. Формирование и ведение единого банка данных, содержащего методики и программы, связанные с обеспечением международно-правовой защиты радиочастотных присвоений Республики Узбекистан, осуществляет ЦЭМС под непосредственным контролем ГКРЧ.
7.9. Информационное обеспечение международно-правовой защиты радиочастотных присвоений заключается в сборе, анализе, обработке и доведении до заинтересованных потребителей информации, по вопросам международно-правового регулирования использования радиочастотного спектра.
сбор и систематизация информации по проблемам обеспечения международно-правовой защиты радиочастотных присвоений;
составление и распространение обзорных, аналитических и справочных материалов по вопросам обеспечения международно - правовой защиты радиочастотных присвоений;
формирование и ведение базы данных, содержащей информацию о радиочастотных присвоениях радиоэлектронным средствам различного применения.
7.11. Информационное обеспечение заинтересованных юридических лиц осуществляется ГКРЧ и включает в себя все виды информации, получаемых из МСЭ непосредственно или через Узбекское агентство почты и телекоммуникаций, в соответствии с членством Республики Узбекистан в этой международной организации.
7.12. Узбекское агентство почты и телекоммуникаций представляет информацию в ГКРЧ обо всех документах МСЭ в области использования радиочастотного спектра, поступивших в ее адрес.
7.13. Информационное обеспечение заинтересованных министерств и ведомств может осуществляться через ведомственные сети или сеть «ИНТЕРНЕТ».
8.1. В связи с введением в действие настоящего положения утрачивают силу «Положение о порядке проведения работ в Республике Узбекистан по международно-правовой защите частотных присвоений отечественным спутниковым системам» утвержденное Решением ГКРЧ РУ № 36 от 16.08.94 г. и «Положение о порядке проведения в Республике Узбекистан работ по заявлению и регистрации в Международном союзе электросвязи радиочастотных присвоений радиоэлектронным средствам», утвержденное Решением ГКРЧ РУ № 7 от 25.11.92 г.