Методика
ПЕРЕСЧЕТА УСТАВНЫХ ФОНДОВ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ, СОЗДАННЫХ НА БАЗЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ, В СВЯЗИ С УПОРЯДОЧЕНИЕМ ПАКЕТОВ АКЦИЙ
[Зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан от 27 марта 1998 г. Регистрационный № 413]
 Комментарий LexUz
Настоящая Методика утратила силу в соответствии с постановлением Государственного комитета по управлению государственным имуществом и поддержке предпринимательства от 03.06.2004 г. № 01/06-11
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Методика разработана в целях реализации указов Президента Республики Узбекистан № УП-1740 от 31 марта 1997 г., № УП-1539 от 4 марта 1998 года и постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 05.03.1998 г. № 96, в соответствии с действующим законодательством по акционированию и устанавливает механизм пересчета уставных фондов акционерных обществ, созданных на базе государственной собственности, в связи с упорядочением пакетов акций.
1.2. Для настоящей Методики используются следующие понятия:
акционерное общество (далее — АО) — открытое акционерное общество, созданное на базе государственной собственности;
Госкомимущества — Госкомимущества Республики Узбекистан и его территориальные управления;
доля акций трудового коллектива установленная в проспекте эмиссии акционерного общества доля уставного фонда, подлежащая распределению среди членов трудового коллектива;
пакет акций трудового коллектива — акции акционерного общества, выпущенные в установленном порядке и фактически размещенные среди членов трудового коллектива.
II. ПОРЯДОК ИНВЕНТАРИЗАЦИИ СОСТОЯНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПАКЕТОВ АКЦИЙ
2.1. Госкомимущество совместно с отраслевыми хозяйственными ассоциациями, государственными корпорациями, правлениями акционерных обществ проводят инвентаризацию изданных приказов по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества и анализируют фактическое состояние размещения пакетов акций.
2.2. Для проведения инвентаризации подготавливается приказ Госкомимущества о назначении комиссии с указанием конкретных лиц от Госкомимущества, отраслевого объединения хозяйствующих субъектов, Национального депозитария «Вакт», Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг.
2.3. По результатам инвентаризации члены комиссии, перечисленные в п. 2.2 настоящей Методики, и представители от акционерного общества непосредственно в акционерном обществе производят выверку:
соответствия фактического размещения акций установленного законодательством порядку и пропорциям распределения акций;
реестра акционеров и количества проданных акций иностранным инвесторам и членам трудового коллектива, а также изменения в государственном пакете акций;
экономического состояния акционерного общества, перспективности его дальнейшего развития и стратегической важности для народного хозяйства;
источников средств, использованных для выкупа трудовым коллективом пакета акций, предназначенного приказом Госкомимущества трудовому коллективу:
оборотные средства предприятия;
средства членов трудового коллектива;
часть чистой прибыли, являющейся собственностью трудового коллектива;
кредиты банка и другие заемные средства;
иные средства.
2.4. При определении количества и удельного веса акций:
трудового коллектива из числа акционеров трудового коллектива необходимо исключить уволенных сотрудников, а также акции, приобретенные и реализованные членами трудового коллектива в установленном действующим законодательством порядке другим покупателям (инвесторам). При этом способ приобретения работниками акций (с оплатой стоимости или без оплаты), условия покупки акций (первичный или вторичный рынок), место покупки (фондовый магазин или биржа) не имеют значения;
иностранного инвестора необходимо рассматривать в качестве иностранного инвестора, фактически владеющего акциями, который является:
иностранным государством;
иностранным юридическим лицом;
международной организацией;
иностранным гражданином, объединением граждан или лицом без гражданства;
гражданином Республики Узбекистан, постоянно проживающим за границей;
предприятием с иностранными инвестициями.
При этом тип валюты, которой инвестор расплачивался за акции, или условия покупки акции (первичный или вторичный рынок) не имеют значения.
2.5. Результаты проверки оформляются актом, который подписывается всеми членами комиссии и руководителем исполнительного органа акционерного общества.
2.6. Пересчет уставного фонда не производится в случае, если в ходе инвентаризации пакеты акций были приведены в соответствие с требованиями законодательства путем изменения соотношения долей в проспекте эмиссии акционерного общества и реализации акций из доли:
государства (при принятии соответствующего решения о ее сокращении. Принятие данного решения является обязательным в случае, если пакет акций государства превышает установленный законодательством предел);
трудового коллектива, если его пакет акций превышает установленный законодательством предел.
2.7. При этом:
если собственные акции акционерного общества были приобретены и оплачены за счет отвлечения оборотных средств, комиссией определяется пакет акций, фактически размещенный в установленном порядке. Остальной пакет не размещенных в установленный срок акций по решению общего собрания акционеров переходит в счет государственных активов и при необходимости подлежит реализации другим инвесторам;
если пакет акций трудового коллектива составляет до 26% от уставного фонда, то данные акции подлежат фиксированию за трудовым коллективом, как доля в новом уставном фонде. При этом Госкомимущество вправе пересмотреть распределение акций акционерного общества с целью увеличения доли трудового коллектива до 26%;
изменение состояния распределения пакетов акций за счет уменьшения пакета акций трудового коллектива не осуществляется в случае, если акции (в размере менее 26% от уставного фонда) были выкуплены трудовым коллективом акционерного общества в соответствии с действующим законодательством.
2.8. Пересчет уставного фонда акционерного общества производится на основании решения общего собрания акционеров, с учетом рекомендации Госкомимущества, подготавливаемой по итогам инвентаризации фактического состояния размещения (реализации) акций в акционерном обществе.
2.9. Пересчет уставного фонда осуществляется посредством увеличения уставного фонда.
2.10. Решение общего собрания акционеров о пересчете уставного фонда путем его увеличения принимается в случае, если:
соответствующим постановлением Кабинета Министров установлено иное распределение долей в уставном фонде акционерного общества;
доля иностранного инвестора составляет менее 25% и акционерное общество имеет конкретного иностранного инвестора, намеривающегося осуществить финансовые, технологические и иные инвестиции;
пакет акций трудового коллектива превышает 26% и трудовой коллектив не желает реализовывать эти акции другим инвесторам.
III. ПЕРЕСЧЕТ УСТАВНОГО ФОНДА ПУТЕМ ЕГО УВЕЛИЧЕНИЯ
3.1. Увеличение уставного фонда производится путем выпуска дополнительных акций.
3.2. При этом перераспределение долей акций дополнительной эмиссии осуществляется в соответствии с действующим законодательном.
3.3. В случае, если размещение пакетов акций не соответствует принятому постановлению Кабинета Министров, то в дополнительной эмиссии доли приводятся к установленным размерам.
3.4. Если размер пакета акций, принадлежащего трудовому коллективу по итогам инвентаризации превышает 26%, то он устанавливается как 26% от нового уставного фонда (с учетом дополнительного выпуска акций).
3.5. Если размер пакета акций иностранного инвестора составляет менее 25%, восстановление данной доли производится только при наличии у акционерного общества протокола намерений с иностранными партнерами о перспективных финансовых и технологических инвестициях в данное предприятие.
3.6. Источниками увеличения государственной доли в уставном фонде акционерного общества являются:
сумма дивидендов, начисленных на государственную долю акций за весь период существования акционерного общества и оставленных в его распоряжении, проиндексированных на момент увеличения уставного фонда;
средства, предоставленные государством на безвозмездной основе акционерному обществу за весь период его существования для развития материально-технической базы или пополнения собственных оборотных средств, проиндексированных на момент увеличения уставного фонда;
целевые кредиты, выделенные Госкомимуществом на реконструкцию и техническое перевооружение акционерного общества за весь период его существования и не возвращенные на момент увеличения уставного фонда;
средства от приватизации, направляемые в установленном порядке Госкомимущества Республики Узбекистан на увеличение уставного фонда;
собственные акции предприятия, приобретенные и оплаченные им за счет оборотных средств (в т. ч. акции трудового коллектива), но не размещенные в установленной законодательством срок;
объекты социальной инфраструктуры, ранее не включенные в уставный фонд акционерного общества, созданного на базе государственного имущества, и не подлежащие передаче Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 26.09.1997 г. № 453 «О поэтапном переводе ведомственных объектов социальной инфраструктуры на баланс органов государственной власти на местах».
3.7. В целях государственной доли в уставном фонде акционерного общества определяется по годам величина дивидендов, начисленных на государственную долю и направленных на реконструкцию и технологическое перевооружение предприятия. Дивиденды, принадлежащие государству, использованные на увеличение основных фондов предприятия, должны быть капитализированы в уставном фонде с учетом индексации.
3.8. Пересчет дивидендов, использованных на реконструкцию и техническое перевооружение, должен быть произведен с учетом реальной стоимости основных фондов на момент оценки. В качестве индексов пересчета дивидендов, направленных на техническое перевооружение до 1.01.1995 г., используются индексы пересчета стоимости основных фондов по соответствующим постановлениям Кабинета Министров Республики Узбекистан.
3.9. Индексация дивидендов, использованных на техническое перевооружение, с 1.01.1995 г. должна осуществляться с учетом индексов оптовых цен отраслей промышленности за 1995—1997 годы по данным Государственного департамента статистики Минмакроэкономстата Республики Узбекистан.
3.10. Аналогичный расчет производится по средствам, предоставленным ранее государством на безвозмездной основе акционерному обществу за весь период его существования для развития материально-технической базы или пополнения собственных оборотных средств.
3.11. В случае увеличения доли государства за счет невозвращенных целевых кредитов, выделенных Госкомимуществом Республики Узбекистан на техническое перевооружение и реконструкцию акционерного общества, источником увеличения являются невозвращенные на момент сумма кредита, начисленные и невозвращенные проценты за пользование кредитом и сумма пени за просроченные платежи.
3.12. В случае увеличения государственной доли за счет собственных акций предприятия, приобретенных им путем отвлечения оборотных средств, источником увеличения доли является пакет акций, не размещенный в установленный законодательством срок.
3.13. Стоимость объектов социальной инфраструктуры, указанных в абзаце седьмом пункта 3.6 настоящей Методики, должна быть принята с учетом их индексации по постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28.11.1994 г. № 572.
3.14. Внесение изменений в учредительные документы и проспект эмиссии осуществляется по решению общего собрания акционеров в порядке, установленном действующим законодательством.