Олий Мажлис Республики Узбекистан постановляет:
I. Из части второй статьи 11 Закона Республики Узбекистан от 2 июля 1992 года «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992 г., № 9, ст. 344) слово «инспекции» исключить.
См. последующую редакцию.
II. Из пункта 1 статьи 4 Закона Республики Узбекистан от 9 декабря 1992 года «О государственной пошлине» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 1, ст. 22; 1994 г., № 5, ст. 161; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., № 9, ст. 144; 1997 г., № 2, ст. 56, № 4-5, ст. 126, № 9, ст. 241; 1998 г., № 5-6, ст. 102, № 9, ст. 181; 1999 г., № 1, ст. 20, № 9, ст. 229; 2001 г., № 1-2, ст. 23, № 5, ст. 89, № 9-10, ст. 182) подпункт «м» исключить.
См. последующую редакцию.
III. В Закон Республики Узбекистан от 9 декабря 1992 года «О залоге» в редакции Закона от 30 апреля 1998 года (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 5-6, ст. 96):
«Если предметом ипотеки является имущество, на отчуждение которого требуется согласие или разрешение другого лица или органа, такое же согласие или разрешение необходимо для ипотеки этого имущества.
Решения о залоге недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и не закрепленного на праве хозяйственного ведения, принимаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан»;
«Предмет ипотеки определяется в договоре с указанием его наименования, места нахождения и достаточным для идентификации этого предмета описанием.
В договоре об ипотеке должны быть указаны право, в силу которого имущество, являющееся предметом ипотеки, принадлежит залогодателю, и наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, зарегистрировавшего это право залогодателя.
Оценка предмета ипотеки осуществляется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности по соглашению между залогодателем и залогодержателем, но не ниже его оценки, произведенной органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество»;
«Залогодержатель отвечает за полную или частичную утрату или повреждение переданного ему предмета залога, если не докажет, что может быть освобожден от ответственности в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
Залогодержатель отвечает за утрату предмета залога в размере его действительной стоимости, а за его повреждение — в размере суммы, на которую эта стоимость понизилась, в зависимости от суммы, в которую был оценен предмет залога при передаче его залогодержателю.
Если в результате повреждения предмета залога он изменился настолько, что не может быть использован по прямому назначению, залогодатель вправе от него отказаться и потребовать возмещения за его утрату, за исключением случаев, когда между ним и залогодержателем заключено соглашение в письменной форме о восстановлении или замене погибшего или поврежденного имущества и залогодержатель надлежащим образом выполняет условия этого соглашения.
Договором может быть предусмотрена обязанность залогодержателя возместить залогодателю и иные убытки, причиненные утратой или повреждением предмета залога.
Залогодатель, являющийся должником по обеспеченному залогом обязательству, вправе зачесть требование к залогодержателю о возмещении убытков, причиненных утратой или повреждением предмета залога, в погашение обязательства, обеспеченного залогом»;
«В случаях, когда залогодержатель в соответствии с условиями договора об ипотеке или в силу необходимости обеспечить сохранение имущества, заложенного по этому договору, вынужден нести расходы на его содержание и (или) охрану либо на погашение задолженности залогодателя по связанным с этим имуществом налогам, сборам или коммунальным платежам, возмещение залогодержателю таких необходимых расходов обеспечивается за счет залогодателя»;
«Государственная регистрация ипотеки осуществляется на основании заявления залогодателя. Для государственной регистрации ипотеки должны быть представлены:
Договор об ипотеке должен быть зарегистрирован в течение трех рабочих дней со дня поступления необходимых для его регистрации документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Датой государственной регистрации ипотеки является день совершения регистрационной записи об ипотеке в государственном кадастре зданий и сооружений.
Государственная регистрация ипотеки является публичной. Последующий залогодержатель, новый кредитор по уступке прав, а также правоохранительные, налоговые, таможенные органы и суды вправе получить в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сведения о том, имеется ли регистрационная запись об ипотеке соответствующего имущества, и заверенную выписку из регистрационной записи об ипотеке»;
IV. Статью 24 Закона Республики Узбекистан от 6 мая 1993 года «Об охране труда» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 5, ст. 223; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 5-6, ст. 102; 2001 г., № 5, ст. 89) изложить в следующей редакции:
Профессиональные союзы защищают право работников на охрану труда в соответствии с законодательством.
Профсоюзы участвуют в разработке и согласовании в установленном порядке нормативных актов по охране труда.
Профсоюзы участвуют в работе государственных комиссий по испытаниям и приеме в эксплуатацию средств производства, в расследовании профессиональных заболеваний на производстве, заседаниях врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК).
Профсоюзы по своей инициативе или по заявлениям работников могут обращаться с исковыми заявлениями в суд в защиту их права на возмещение ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с исполнением трудовых обязанностей, и в других случаях ущемления права работников на охрану здоровья и труда».
V. В Закон Республики Узбекистан от 2 сентября 1993 года «О судах» в редакции Закона от 14 декабря 2000 года (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 1-2, ст. 10):
«Специально уполномоченный орган при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, положение о котором утверждается в установленном порядке:
организует работу по материально-техническому и финансовому обеспечению судов, созданию надлежащих условий для их деятельности;
осуществляет контроль за выполнением судами разъяснений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан;
«Количество народных заседателей для каждого суда устанавливается соответствующими квалификационными коллегиями судей»;
внесения предложений по кандидатурам, рекомендованным на вакантные должности судей, в Высшую квалификационную комиссию по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан;
См. последующую редакцию.
VI. В Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 года (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1995 г., № 3, ст. 6; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., № 9, ст. 193, № 12, ст. 269; 1996 г., № 5-6, ст. 69, № 9 ст. 144; 1997 г., № 2, ст. 56, № 4-5, ст. 126, № 9, ст. 241; 1998 г., № 3, ст. 38, № 5-6, ст. 102, № 9, ст. 181; 1999 г., № 1, ст. 20, № 5, ст. 124, № 9, ст. 229; 2000 г., № 5-6, ст. 153, № 7-8, ст. 217; 2001 г., № 1-2, ст. 23, № 9-10, ст. 182):
влечет наложение штрафа на граждан от пяти до семи, а на должностных лиц — от семи до десяти минимальных размеров заработной платы с конфискацией предметов правонарушения.
влечет наложение штрафа на граждан от семи до десяти, а на должностных лиц — от десяти до пятнадцати минимальных размеров заработной платы с конфискацией предметов правонарушения»;
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, то есть неправомерный отказ в регистрации субъекта предпринимательской деятельности либо уклонение от его регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, нарушение установленного порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, ограничение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности, а равно иное ограничение его самостоятельности или иное незаконное вмешательство в его деятельность —
То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания,—
влечет наложение штрафа на должностных лиц от десяти до пятнадцати минимальных размеров заработной платы»;
3) в части первой статьи 245 слова «частью второй статьи 164» заменить словами «частями второй и третьей статьи 164»;
Должностные лица органов юстиции при установлении факта причинения имущественного вреда хозяйствующему субъекту вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договоров контрактации по закупке хлопка-сырца составляют протокол об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении в порядке, установленном статьей 282 настоящего Кодекса, направляется для рассмотрения в хозяйственный суд»;
Государственные правовые и технические инспекторы труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 49, 50, 51, 229 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях и применять административные взыскания вправе:
должностные лица государственной экспертизы условий труда — за нарушение норм и правил условий труда»;
6) в части первой статьи 264 слова «частями первой и третьей статьи 164» заменить словами «частями первой и четвертой статьи 164».
VII. Из пункта 2 части второй статьи 9 Трудового кодекса Республики Узбекистан, утвержденного Законом Республики Узбекистан от 21 декабря 1995 года (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., приложение к № 1; 1997 г., № 2, ст. 65; 1998 г., № 5-6, ст. 102, № 9, ст. 181; 1999 г., № 1, ст. 20, № 5, ст. 112, 124, № 9, ст. 229; 2001 г., № 5, ст. 89, № 9-10, ст. 182), слова «и их правовая и техническая инспекции труда» исключить.
См. последующую редакцию.
VIII. В Гражданский кодекс Республики Узбекистан, утвержденный законами Республики Узбекистан от 21 декабря 1995 года и 29 августа 1996 года (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., приложение к № 2, № 11-12; 1997 г., № 2, ст. 56; № 9, ст. 241; 1998 г, № 5-6, ст. 102; 1999 г, № 1, ст. 20, № 9, ст. 229; 2001 г., № 1-2, ст. 23, № 9-10, ст. 182):
«Договор купли-продажи автомототранспортных средств, подлежащих в установленном законодательством порядке государственной регистрации, должен быть нотариально удостоверен, за исключением случаев, установленных Правительством Республики Узбекистан»;
«Договор мены автомототранспортных средств, подлежащих в установленном законодательством порядке государственной регистрации, должен быть нотариально удостоверен»;
«Договор дарения автомототранспортных средств, подлежащих в установленном законодательством порядке государственной регистрации, должен быть нотариально удостоверен»;
«Договор аренды автомототранспортных средств, подлежащих в установленном законодательством порядке государственной регистрации, должен быть нотариально удостоверен».
IX. В Налоговый кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 24 апреля 1997 года (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., приложение к № 4-5, № 9, ст. 241; 1998 г., № 3, ст. 38, № 5-6, ст. 102, № 9, ст. 181; 1999 г., № 1, ст. 20, № 5, ст. 124, № 9, ст. 229; 2000 г., № 5-6, ст. 153; 2001 г., № 1-2, ст. 23, № 5, ст. 89, № 9-10, ст. 182):
6) налог с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и сжиженного газа для транспортных средств;
8) сбор за регистрацию юридических лиц, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью»;
«Предприятия торговли и общественного питания взамен уплаты налога на доходы (прибыль), налога на добавленную стоимость, экологического налога, налога за пользование водными ресурсами, налога за пользование недрами, земельного налога, налога на развитие инфраструктуры, иных местных налогов и сборов (за исключением налога на имущество, сбора за право торговли, включая лицензионные сборы на право торговли отдельными видами товаров) уплачивают в бюджет налог на валовой доход. Порядок исчисления и ставки налога на валовой доход определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан»;
«3) находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, Фонда «Нуроний» и Ассоциации Чернобыльцы Узбекистана, в общей численности которых работает не менее пятидесяти процентов инвалидов, ветеранов войны и трудового фронта 1941—1945 годов, кроме юридических лиц, занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью»;
«затрат, направляемых на инвестиции (развитие, расширение и реконструкцию основного производства, строительство колледжей, академических лицеев, школ и дошкольных учреждений по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан), а также на погашение кредитов, полученных на инвестиции, при условии полного использования начисленного износа, но не более тридцати процентов налогооблагаемого дохода (прибыли)»;
Размер совокупного дохода | Сумма налога |
до четырехкратного размера минимальной заработной платы | 13 процентов от суммы дохода |
от четырех (+ 1 сум) до восьмикратного размера минимальной заработной платы | налог с четырехкратного + 23 процента с суммы, превышающей четырехкратный размер минимальной заработной платы |
от восьмикратного (+ 1 сум) размера минимальной заработной платы и выше | Налог с восьмикратного + 33 процента с суммы, превышающей восьмикратный размер минимальной заработной платы |
«35) товары (за исключением ввозимых и подакцизных), работы и услуги (за исключением торговых, посреднических, снабженческо-сбытовых и заготовительных), производимые и реализуемые юридическими лицами, находящимися в собственности общественных объединений инвалидов, Фонда «Нуроний» и Ассоциации Чернобыльцы Узбекистана, в общей численности которых работает не менее пятидесяти процентов инвалидов»;
поставки товаров на экспорт, за исключением отдельных товаров, перечень которых определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
товары, завозимые в Республику Узбекистан бюджетными организациями (или по их заказам) за счет бюджетных ассигнований исключительно для собственных нужд»;
«Объектом налогообложения для физических лиц является стоимость находящихся в их собственности жилых домов, квартир, дачных и садовых домиков, гаражей и иных строений, помещений и сооружений»;
«находящихся в собственности общественных объединений инвалидов, Фонда «Нуроний»и Ассоциации Чернобыльцы Узбекистана, в общей численности которых работает не менее пятидесяти процентов инвалидов, кроме юридических лиц, занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью»;
граждан, удостоенных звания «Узбекистон Кахрамони», Героя Советского Союза, награжденных орденом Славы трех степеней;
участников и партизан войны 1941—1945 годов, лиц, приравненных к ним, лиц, служивших в составе органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, блокадников города Ленинграда и бывших малолетних узников концентрационных лагерей, военнослужащих и призванных на учебные и поверочные сборы военнообязанных, проходивших службу в составе ограниченного контингента войск, временно находившихся в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия;
граждан (в том числе временно направленных или командированных), получающих льготы за участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
родителей и не вступавших в новый брак жен (мужей) военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
инвалидов из числа военнослужащих министерств обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, Службы национальной безопасности, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Республики Узбекистан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении ими служебных обязанностей.
Льготы, предусмотренные настоящей статьей, распространяются только на один объект имущества по выбору владельца»;
«5) находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, Фонда «Нуроний» и Ассоциации Чернобыльцы Узбекистана, в общей численности которых работает не менее пятидесяти процентов инвалидов, кроме юридических лиц, занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью»;
«юридические лица, находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, Фонда «Нуроний» и Ассоциации Чернобыльцы Узбекистана, в общей численности которых работает не менее пятидесяти процентов инвалидов, кроме юридических лиц, занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью»;
«находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, Фонда «Нуроний» и Ассоциации Чернобыльцы Узбекистана, в обшей численности которых работает не менее пятидесяти процентов инвалидов, кроме юридических лиц, занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью»;
См. последующую редакцию.
X. Статью 110 Таможенного кодекса Республики Узбекистан, утвержденного Законом Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 года (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 2, ст. 36; 1999 г, № 9, ст. 229; 2001 г., № 1-2, ст. 23) дополнить частью пятой следующего содержания:
«Микрофирмам и малым предприятиям сферы материального производства и услуг, фермерским хозяйствам, а также дехканским хозяйствам со статусом юридического лица предоставляется отсрочка по уплате таможенных платежей (за исключением сборов на таможенное оформление) на импортируемые для собственных нужд оборудование, сырьевые и материальные ресурсы сроком на девяносто дней без взимания процентов»;
См. последующую редакцию.